В ритме вертикали

В районе Воробьёвых гор идёт строительство нового жилого комплекса: в меру изящного и современного, в меру сдержанно-консервативного, но, как всегда у ADM – с тщательно продуманным пространством двора.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

ЖК «Воробьев дом»
Россия, Москва, Воробьевское шоссе, вл. 4, 4а

2014 – 2018

Заказчики: МР Групп, банк Зенит (руководитель проекта от инвестора М. Васин)
В одном из самых зелёных районов Москвы – вблизи Воробьёвых гор, за плотной завесой деревьев, отгораживающей участок от Воробьёвского шоссе, на месте кирпичного офисного центра «с башенками» – классической постройки девяностых, определенной сегодня под снос, начато строительство многофункционального жилого комплекса. С востока к самым границам площадки подступает парк, а чуть севернее, в низине, плавной петлей лениво изгибается река Сетунь. Практически внегородской ландшафт и сложный рельеф с крутым обрывом к реке – природная интрига, пейзаж, в котором архитекторы ADM создали фрагмент абсолютно столичной застройки, но с уютным двором и собственным ритмом жизни.

Парк – парком, река – рекой, но с северной стороны практически вплотную к комплексу подходят типовые жилые дома, диктующие высотные ограничения. Кроме того, в работе пришлось считаться и с границами природоохранной зоны, по диагонали срезающей северо-восточный угол участка. В результате почти вынужденно сложилась довольно простая и четкая композиция трех разновысотных объемов – от 5 до 16 этажей – стоящих вокруг пространства общего, практически внутреннего, двора. При этом здесь нет ни классического квартала, ни правильного каре, ни курдонёра, в котором сами здания формируют двор. Создается впечатление, что все три объема стоят свободно: два высоких протяженных блока расположились параллельно друг другу с небольшим смещением. Третий – пятиэтажный – закрывает юго-западный угол композиции.
ЖК «Воробьев дом» © ADM
ЖК «Воробьев дом» © ADM
Все стоят отдельно и все связаны: под землей – общий двухуровневый паркинг; над землей – большой, легко узнаваемый навес, нарисованный одной линией, опоясывающий корпуса со всех сторон. Такие навесы, из которых вырастают лаконичные рациональные здания, равно как и неизменно качественное благоустройство можно увидеть во многих проектах ADM. Апеллируя к названию мастерской – Архитектурный Диалог с Мегаполисом, можно почти с уверенностью сказать, что это их манера говорить с городом, их голос, четко артикулирующий понимание единства объемов в композиции. Вообще возможность правильного, без избыточных искажений, восприятия человеком здания с близкого расстояния, ощущение комфорта и покоя в непосредственной близости от него – вещи, важные для Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой. И этот проект не исключение.
ЖК «Воробьев дом». Проект, 2014. В процессе строительства. Фрагмент фасада © ADM
Здесь пластина навеса – это не просто равномерно выступающая вокруг каждого корпуса часть, обеспечивающая жителям защиту от дождя. Широким полотном, насквозь пробитым кругами крупных отверстий, пропускающими во двор достаточное количество и солнечного света, и, как ни странно, дождя, она нависает над разворотным автомобильным кольцом, перебрасывая длинный мост от компактного пятиэтажного объема к высокому дому vis-à-vis. Таким образом удается замкнуть градостроительную композицию, обозначить границы двора и связать весь комплекс воедино. Верхняя поверхность козырька – ради расположенных выше квартир – превращена в зеленую лужайку с цветами, разноцветной отсыпкой и вьющимися растениями.
ЖК «Воробьев дом» © ADM
ЖК «Воробьев дом». Интерьер Фрагмент фасада © ADM
Козырек фиксирует главную, парадную часть комплекса – он не только пространственная и конструктивная деталь, он – основополагающий элемент системы навигации, дающий точку отсчета координат и по горизонтали, и по вертикали: отсюда видны все три входные группы. Их стеклянные стены позволяют посмотреть внутрь – в теплые, отделанные деревом и хорошо освещенные вестибюли. Внешняя граница первых этажей с небольшими кафе и магазинами тоже имеет сплошное остекление – дабы сохранить вид на парк и на город. Один из корпусов – офисный, два остальных – жилые.
ЖК «Воробьев дом» © ADM
Простые по форме – а в плане все три блока строго прямоугольны – здания отличаются детальной проработкой фасадов, где, несмотря на почти полную идентичность, у каждого есть свои индивидуальные черты. «С одной стороны, нам хотелось сделать очень современную архитектуру, – рассказывает Андрей Романов, – а с другой – было четкое представление о том, что здесь будут жить достаточно консервативные люди. Для них необходимо было создать спокойную и уютную среду, в которой нет места гигантским жилым муравейникам с монотонными невзрачными фасадами».

Избежать ощущения громоздкости и монотонности архитекторы постарались, прибегнув к приемам визуального изменения пропорций, из-за чего человек, например, увидит вместо шестнадцати этажей всего восемь, а протяженные стены покажутся ему чрезвычайно рельефными и стройными. Ведь известно, что человек, чувствуя себя комфортнее всего в застройке не выше 5-7 этажей, чутко реагирует на пропорциональный ряд, изменив который, можно смягчить масштаб. Именно это и было сделано на фасадах проектируемого комплекса: пластичные горизонтальные карнизы попарно объединили этажи, а разнообразные подчеркнуто вертикальные рисунки стен трансформировали горизонтальные пропорции.
ЖК «Воробьев дом». Фрагмент фасада © ADM
ЖК «Воробьев дом». Фрагмент фасада. Проект, 2014. В процессе строительства © ADM
При этом вся сетка фасадов построена на ритмичном чередовании трёх основных материалов. Сочетание темной кирпичной кладки с текстурой дерева и вытянутой штриховкой окон на одном из корпусов перекликается с более крупным рисунком пятиэтажного блока. Там основной материал – натуральный рустованный камень, придающий зданию особый патинированный лоск. Все окна на фасадах сильно отличаются по ширине – то вытягиваясь в тонкую полосу, то раздвигаясь до стеклянной панорамы. Равновесие вносят керамогранитные панели, имитирующие светлое дерево. Соседство темных и светлых панелей порождает обманный 3D-эффект: плоские стены неожиданно приобретают объем и глубину.
ЖК «Воробьев дом». Фрагмент фасада © ADM
ЖК «Воробьев дом» © ADM
Похожим, но еще более разнообразным сделано здание, обращенное к реке и парку: его фасады имеют настоящие, ярко выраженные пластические перепады, подчеркнутые всё тем же сочетанием трех материалов – светлого камня, темного кирпича и «деревянных» вставок. Самое протяженное из всех, оно кажется самым легким – то ли из-за доминирующих молочных тонов, то ли из-за смягченной формы. Если два других объема решены в строгих, прямых и четких линиях, то этот дом подобен сточенному водой камню: все его угловые элементы сделаны округлыми и стеклянными. И кажется, что только тонкие перемычки карнизов и удерживают всю эту невесомую конструкцию. Сквозь полукруглые «угловые» окна, кардинально меняя качество квартир, открываются панорамы города и Москвы-реки. Пунктир французских балконов, прочерченный по всем их плоскостям, добавляет рельефности фасадам. Точно такие же балконы украшают и дом напротив, еще раз подчеркивая родство всех трех зданий ансамбля.
ЖК «Воробьев дом» © ADM
Но главным объединяющим элементом, как всегда в работах ADM, становится двор. Расположенный над подземной автостоянкой, открытый в сторону долины реки Сетуни, он становится продолжением соседнего с ним парка. Проблема необходимости достаточно высокого слоя грунта для высадки деревьев решена за счет многочисленных насыпных холмов. Поросшие растениями и кустарниками, они занимают большую часть двора, формируя интересный рельеф и одновременно зонируя его. Здесь, естественно, нет машин, зато есть детские площадки, скамейки, мощеные тротуары, а летом – еще и столики открытых кафе в свете уличных фонарей.
 

Мастерская:

ADM

Проект:

ЖК «Воробьев дом»
Россия, Москва, Воробьевское шоссе, вл. 4, 4а

2014 – 2018

Заказчики: МР Групп, банк Зенит (руководитель проекта от инвестора М. Васин)

08 Июля 2015

Автор текста:

Алла Павликова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.