Кто бросил валенок на пульт?

«Русский космизм» в Никола-Ленивце: подробная экскурсия по объектам фестиваля «АрхКузница».

mainImg
В субботу, 24-го августа, в деревне Звизжи Калужской области состоялось открытие фестиваля «АрхКузница». Участники представили 12 арт-объектов из металла, раскрывающих предложенную кураторами тему – «Русский космизм».

Петр Виноградов и проект «Про.Движение» проводят фестиваль «АрхКузница» во второй раз. В 2010 году «железная экспозиция» разместилась в Ульяновске, а сейчас заняла территорию бывшего механизаторского двора в деревне Звизжи близ Никола-Ленивца. Тему придумали кураторы фестиваля, а идейным вдохновителем стал Николай Полисский. Никола-ленивецкий арт-парк пригласил «Архкузницу», помог с организацией и обеспечил материалами – так как в Николе хватает не только дерева, но и металла.
Открытие фестиваля. У микрофона: Петр Виноградов. Фотография Дмитрия Павликова

Надо заметить, что тема родилась всего за три недели до открытия фестиваля, поэтому, как признаются организаторы, они и сами до конца не знали что такое «Русский космизм» и как его выразить в художественных и абстрактных формах. Проекты придумывали на ходу, в процессе реализации. Большинство участников раньше никогда не работало с металлом, учились на месте. Параллельно проект «Про.Движение» организовал цикл лекций, посвященных философии русского космизма, и серию мастер-классов по работе с металлом. Всё получилось: 12 металлических объектов рассыпались среди совхозных руин прямо как кусочки орбитальной станции. Как говорят организаторы, нынешняя «Архкузница» – это размышление о космическом прошлом нашей страны.

Представляем подробную экскурсию по площадке фестиваля с комментариями авторов объектов.

«Звезда»
Автор: Евгений Желваков. Рассказывает Петр Виноградов:

«Это очень прямолинейный объект – упавшая с неба на землю звезда. Днем она сурово-металлическая, а ночью благодаря подсветке становится рубинового цвета – как Кремлевские звезды. В этом проекте мы, конечно, иронизируем. Я сам по натуре империалист и как куратор старался, чтобы этим имперским настроениям соответствовал весь наш фестиваль. Пятиконечная звезда – это символ советской страны, которая распалась на наших глазах, это воспоминание о прошлом, в котором спутники и ракеты запускались в космос, и каждый раз это было событием для страны».
«Звезда». Автор: Евгений Желваков. Фотография Дмитрия Павликова
«Звезда». Автор: Евгений Желваков. Фотография Дмитрия Павликова

«Космический валенок»
Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова:

«Раньше в каждом советском дворе на детской площадке стояла ракета. Мы тоже решили сделать ракету, но в виде валенка. Мы использовали древний русский архетип, который решили запустить в космос. Русский космизм – это Циолковский и Федоров. А у них была интересная и несколько чудаковатая идея о том, что нужно воскрешать своих отцов и отправлять их в космос. Мой отец был архитектором, дед – сварщиком, а прадед – валяльщиком. Метафорически воскрешая своих отцов, мы сделали космический валенок – архитектурно-художественный объект, созданный с помощью сварки».
Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова. Фотография Дмитрия Павликова
«Космический валенок». Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова. Фотография Дмитрия Павликова
«Космический валенок». Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова. Фотография Дмитрия Павликова


«Летающая тарелка»
Светлана Мамчур, Василий Татарский:

«Есть несколько версий возникновения этого объекта. Одна из них состоит в том, что инопланетяне, побывав на земле, скопировали разные предметы, в том числе – кастрюли и ложки. Но не найдя им применения, сбросили обратно на землю. Черный ящик в виде кастрюли – это послание из космоса, которое мы пока не вскрыли. А если серьезно, то наша экспозиция – это ответ обществу потребления. Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Петра Виноградова
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Петра Виноградова

«ДНК»
Ника Петрухина, Василий Татарский:

«Спираль – это символ вселенной. Тема русского космизма затрагивает и тему преобразований, поэтому наш объект можно рассматривать как спираль ДНК, которая, побывав во вселенной, преобразовалась в сложную и абстрактную форму. Это довольно замысловатая конструкция, углы натяжения были точно выверены, чтобы добиться равновесия. Все ее составляющие элементы остаются на расстоянии и не притягиваются друг к другу, отменяя земные законы».
«ДНК». Ника Петрухина. Фотография Дмитрия Павликова
«ДНК». Ника Петрухина, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова
«ДНК». Ника Петрухина, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова

«Матрешка»
Илья Скуратов, Владимир Требань:

«Мы создали женщину, космическую матрешку-капсулу, которая вернулась на землю после долгих странствий в космическом пространстве. Это артефакт. Мы выбрали всем известный образ, интерпретировали и геометризировали его. Матрешка еще в процессе сборки, нам немножко не хватило времени, работа с тонкими и точными лекалами заставила нас понервничать. На данный момент готовы штапель и две основные части конструкции – голова с открытым родничком и бедра. В финале должна получиться цельная капсула из железа – материала, который является одним из самых прочных на земле».
Илья Скуратов представляет свой проект «Матрешка». Фотография Дмитрия Павликова
Эскиз «Матрешки». Илья Скуратов, Владимир Требань. Фотография Дмитрия Павликова
«Матрешка». Илья Скуратов, Владимир Требань. Фотография Дмитрия Павликова

«Телескоп»
Арсения Новикова, Петр Виноградов, Юрий Гетман, Александр Юшкевич, Илья Хван, Иван Лебедев:

«Это наш кураторский эксперимент. Мы врезали в стену одного из цехов телескоп так, чтобы казалось будто он пробивает здание насквозь. Нам хотелось создать очень пластичный объект, который, прилетев откуда-то из космоса, ворвался бы в нашу обыденность. Говоря о космической археологии, мы не должны забывать, что сами живем в условиях археологии социальной, на обломках страны. Когда-то в этом месте ездили трактора и паслись коровы, сегодня пришли мы и создали арт-пространство на руинах прошлого».
Петр Виноградов рассказывает о проекте «Телескоп». Фотография Дмитрия Павликова
«Телескоп». Арсения Новикова, Петр Виноградов, Юрий Гетман, Александр Юшкевич, Илья Хван, Иван Лебедев. Фотография Петра Виноградова
«Телескоп». Арсения Новикова, Петр Виноградов, Юрий Гетман, Александр Юшкевич, Илья Хван, Иван Лебедев. Фотография Дмитрия Павликова

«Спутник»
Тимофей Шапкин, Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов:

«В 1957 году этот спутник улетел в космос, сделал оборот вокруг земли и все о нем забыли. А сегодня он нашелся, и ни где-нибудь, а в Калужской области, на родине Циолковского. За время своего полета спутник значительно увеличился в размерах, но остался все той же красивой правильной формы. Мы собирали его из листов гнутого металла, это особая технология».
«Спутник». Тимофей Шапкин. Фотография Дмитрия Павликова
«Спутник». Тимофей Шапкин, Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова
«Спутник». Тимофей Шапкин, Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова

«Турбина»
Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Рассказывает Петр Виноградов:

«Этот объект мы собирали из проржавевших деталей и колес старого трактора. Мы размышляли о полезном и бесполезном в масштабах космоса. Получилась инсталляция, изображающая обломки фантастического летательного аппарата с фрагментом крыла. Это мечта о полете, намек на научную фантастику, разбавляющий общее фестивальное настроение реализма».
«Турбина». Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Фотография Дмитрия Павликова
«Турбина». Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Фотография Петра Виноградова
«Турбина». Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Фотография Дмитрия Павликова

«Маяк»
Лидия Леснякова, Денис Кнырко, Аня Смирнова, Александр Юшкевич:

«Это наше размышление о восприятии вселенной, космоса. Каждый из нас по-своему воспринимает мир. Наш объект – это призма, сквозь которую мы смотрим на вселенную. Внутрь пирамиды можно войти и взглянуть на небо сквозь установленные в ее вершине зеркала. Кроме того, мы сделали лабиринт, где каждый сможет найти свой собственный маршрут, вход и выход. Это символ поиска своей вселенной».
Аня Смирнова, Лидия Леснякова, Денис Кнырко и Александр Юшкевич о проекте «Маяк». Фотография Дмитрия Павликова
«Маяк». Лидия Леснякова, Денис Кнырко, Аня Смирнова, Александр Юшкевич. Фотография Дмитрия Павликова

«Стелла русскому космизму»
Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов:

«Универсальная ракета выполнена из сена. Тема звучала как «Русский космизм», и мы решили сосредоточиться на слове «русский», выбрав самый аутентичный материал, отражающий дух Руси. При этом нам хотелось, чтобы сено еще и парило, поэтому мы попытались оторвать его от земли. К сожалению, силы гравитации взяли верх, и фрагменты нашей ракеты довольно хаотично опустились на землю. Но в любой момент корабль можно собрать и отправить в космическое плавание».
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Петра Виноградова
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Петра Виноградова

«Антенна»
Андрей Саром, Алексей Бачинский:

«Это лестница в небо и одновременно антенна, устанавливающая связь с космосом. Чем выше поднимаешься, тем сложнее путь, ступени лестницы становятся все уже, кислорода все меньше. Но с каждым шагом все земное отдаляется, и человек постепенно переходит на новый духовный уровень, который позволяет дотянуться до неба. Стремление в небо – в этом философия нашего проекта. И пусть лестница сделана из земного ржавого хлама, но и он может стать ступеньками, приближающими нас к космосу».
Андрей Саром и Алексей Бачинский рассказывают о своем проекте «Антенна». Фотография Дмитрия Павликова
«Антенна». Андрей Саром, Алексей Бачинский. Фотография Дмитрия Павликова

Итоги фестиваля комментирует куратор Петр Виноградов:
Куратор фестиваля Петр Виноградов. Фотография Дмитрия Павликова

«В своем проекте нам захотелось вернуться к незаслуженно забытой теме космоса. Фестиваль проходил под знаком «Русского космизма». Не могу сказать, что все удалось, пока это только намек на раскрытие темы, которая и в искусстве рассматривается весьма поверхностно, не считая, конечно, Малевича с его «Черным квадратом». Сегодня тему космизма активно исследует Николай Полисский. Вспомните его работы – «Вселенский разум», «Большой адронный коллайдер», «Бобур». Все они немного инопланетны. Полисский предложил и нам поэкспериментировать в этой области. Вначале мы хотели сконцентрироваться на космической археологии, но потом была найдена более конкретная формулировка с привязкой к русской почве – «Русский космизм». Русский человек всегда стремился в небеса. Это в наших традициях, культуре, вере: воскрешение души, триединство Бога. Кроме того, мы хотели напомнить о советской эпохе – времени, когда русский человек впервые полетел в космос, а каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. Именно русские люди подарили человечеству мечту о космосе. Но сегодня никакой мечты не осталось. Побеждает пластмассовый мир.

Мы долго планировали это мероприятие, но у нас не было ни площадки, ни средств для его проведения. Николай предложил сотрудничать. Возникла мысль превратить территорию «Мехдвора» в Звизжах в постоянную зону столярно-слесарных мастерских. А «Архкузница» должна была стать первым пилотным проектом. Мы объявили конкурс на проект реконструкции и благоустройства территории в Звизжах. Конкурс прошел не слишком удачно, но по его итогам мы смогли определиться с составом участников фестиваля. Большинство из них – это художники и дизайнеры, поэтому в этом году проект получился скорее художественный, нежели архитектурный. Буквально за три недели до открытия была найдена тема, прошли лекции и мастер-классы, были придуманы и реализованы все объекты. Работа шла в режиме нон-стоп.

Что касается будущего «Архкузницы», то это был второй и, скорее всего, заключительный фестиваль. В дальнейшем мы его проводить не планируем. Однако новые и интересные проекты совершенно точно еще будут. Сегодня нам предлагают стать кураторами площадки в Звизжах. Все это находится на стадии обсуждения. Но нам понравилось сотрудничать с Архполисом, да и площадка отлично сработала. Николай Полисский предлагает нам осваивать и другие территории, например Екатеринбург или Пермь, где много разрушенного прома, в целях создания арт-пространств в среде, с использованием существующих объектов. Созданные в рамках «Архкузницы» объекты мы предполагаем раздать: что-то заберет наш партнер компания Hilti, что-то мы отправим в Калугу. Объекты будут жить, а территория развиваться».
Экспозиция Hilti. Фотография Дмитрия Павликова
Демонстрация возможностей инструментов Hilti. Фотография Дмитрия Павликова
Участники «Архкузницы» распиливают старый «Москвич». Фотография Дмитрия Павликова
«Москвич» после распила. Фотография Дмитрия Павликова

30 Августа 2013

Похожие статьи
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.