Кто бросил валенок на пульт?

«Русский космизм» в Никола-Ленивце: подробная экскурсия по объектам фестиваля «АрхКузница».

Автор текста:
Алла Павликова

30 Августа 2013
mainImg
В субботу, 24-го августа, в деревне Звизжи Калужской области состоялось открытие фестиваля «АрхКузница». Участники представили 12 арт-объектов из металла, раскрывающих предложенную кураторами тему – «Русский космизм».

Петр Виноградов и проект «Про.Движение» проводят фестиваль «АрхКузница» во второй раз. В 2010 году «железная экспозиция» разместилась в Ульяновске, а сейчас заняла территорию бывшего механизаторского двора в деревне Звизжи близ Никола-Ленивца. Тему придумали кураторы фестиваля, а идейным вдохновителем стал Николай Полисский. Никола-ленивецкий арт-парк пригласил «Архкузницу», помог с организацией и обеспечил материалами – так как в Николе хватает не только дерева, но и металла.
Открытие фестиваля. У микрофона: Петр Виноградов. Фотография Дмитрия Павликова

Надо заметить, что тема родилась всего за три недели до открытия фестиваля, поэтому, как признаются организаторы, они и сами до конца не знали что такое «Русский космизм» и как его выразить в художественных и абстрактных формах. Проекты придумывали на ходу, в процессе реализации. Большинство участников раньше никогда не работало с металлом, учились на месте. Параллельно проект «Про.Движение» организовал цикл лекций, посвященных философии русского космизма, и серию мастер-классов по работе с металлом. Всё получилось: 12 металлических объектов рассыпались среди совхозных руин прямо как кусочки орбитальной станции. Как говорят организаторы, нынешняя «Архкузница» – это размышление о космическом прошлом нашей страны.

Представляем подробную экскурсию по площадке фестиваля с комментариями авторов объектов.

«Звезда»
Автор: Евгений Желваков. Рассказывает Петр Виноградов:

«Это очень прямолинейный объект – упавшая с неба на землю звезда. Днем она сурово-металлическая, а ночью благодаря подсветке становится рубинового цвета – как Кремлевские звезды. В этом проекте мы, конечно, иронизируем. Я сам по натуре империалист и как куратор старался, чтобы этим имперским настроениям соответствовал весь наш фестиваль. Пятиконечная звезда – это символ советской страны, которая распалась на наших глазах, это воспоминание о прошлом, в котором спутники и ракеты запускались в космос, и каждый раз это было событием для страны».
«Звезда». Автор: Евгений Желваков. Фотография Дмитрия Павликова
«Звезда». Автор: Евгений Желваков. Фотография Дмитрия Павликова

«Космический валенок»
Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова:

«Раньше в каждом советском дворе на детской площадке стояла ракета. Мы тоже решили сделать ракету, но в виде валенка. Мы использовали древний русский архетип, который решили запустить в космос. Русский космизм – это Циолковский и Федоров. А у них была интересная и несколько чудаковатая идея о том, что нужно воскрешать своих отцов и отправлять их в космос. Мой отец был архитектором, дед – сварщиком, а прадед – валяльщиком. Метафорически воскрешая своих отцов, мы сделали космический валенок – архитектурно-художественный объект, созданный с помощью сварки».
Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова. Фотография Дмитрия Павликова
«Космический валенок». Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова. Фотография Дмитрия Павликова
«Космический валенок». Иван Максимов, Алексей Лоптев, Анна Смирнова. Фотография Дмитрия Павликова


«Летающая тарелка»
Светлана Мамчур, Василий Татарский:

«Есть несколько версий возникновения этого объекта. Одна из них состоит в том, что инопланетяне, побывав на земле, скопировали разные предметы, в том числе – кастрюли и ложки. Но не найдя им применения, сбросили обратно на землю. Черный ящик в виде кастрюли – это послание из космоса, которое мы пока не вскрыли. А если серьезно, то наша экспозиция – это ответ обществу потребления. Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Петра Виноградова
«Летающая тарелка». Светлана Мамчур, Василий Татарский. Фотография Петра Виноградова

«ДНК»
Ника Петрухина, Василий Татарский:

«Спираль – это символ вселенной. Тема русского космизма затрагивает и тему преобразований, поэтому наш объект можно рассматривать как спираль ДНК, которая, побывав во вселенной, преобразовалась в сложную и абстрактную форму. Это довольно замысловатая конструкция, углы натяжения были точно выверены, чтобы добиться равновесия. Все ее составляющие элементы остаются на расстоянии и не притягиваются друг к другу, отменяя земные законы».
«ДНК». Ника Петрухина. Фотография Дмитрия Павликова
«ДНК». Ника Петрухина, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова
«ДНК». Ника Петрухина, Василий Татарский. Фотография Дмитрия Павликова

«Матрешка»
Илья Скуратов, Владимир Требань:

«Мы создали женщину, космическую матрешку-капсулу, которая вернулась на землю после долгих странствий в космическом пространстве. Это артефакт. Мы выбрали всем известный образ, интерпретировали и геометризировали его. Матрешка еще в процессе сборки, нам немножко не хватило времени, работа с тонкими и точными лекалами заставила нас понервничать. На данный момент готовы штапель и две основные части конструкции – голова с открытым родничком и бедра. В финале должна получиться цельная капсула из железа – материала, который является одним из самых прочных на земле».
Илья Скуратов представляет свой проект «Матрешка». Фотография Дмитрия Павликова
Эскиз «Матрешки». Илья Скуратов, Владимир Требань. Фотография Дмитрия Павликова
«Матрешка». Илья Скуратов, Владимир Требань. Фотография Дмитрия Павликова

«Телескоп»
Арсения Новикова, Петр Виноградов, Юрий Гетман, Александр Юшкевич, Илья Хван, Иван Лебедев:

«Это наш кураторский эксперимент. Мы врезали в стену одного из цехов телескоп так, чтобы казалось будто он пробивает здание насквозь. Нам хотелось создать очень пластичный объект, который, прилетев откуда-то из космоса, ворвался бы в нашу обыденность. Говоря о космической археологии, мы не должны забывать, что сами живем в условиях археологии социальной, на обломках страны. Когда-то в этом месте ездили трактора и паслись коровы, сегодня пришли мы и создали арт-пространство на руинах прошлого».
Петр Виноградов рассказывает о проекте «Телескоп». Фотография Дмитрия Павликова
«Телескоп». Арсения Новикова, Петр Виноградов, Юрий Гетман, Александр Юшкевич, Илья Хван, Иван Лебедев. Фотография Петра Виноградова
«Телескоп». Арсения Новикова, Петр Виноградов, Юрий Гетман, Александр Юшкевич, Илья Хван, Иван Лебедев. Фотография Дмитрия Павликова

«Спутник»
Тимофей Шапкин, Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов:

«В 1957 году этот спутник улетел в космос, сделал оборот вокруг земли и все о нем забыли. А сегодня он нашелся, и ни где-нибудь, а в Калужской области, на родине Циолковского. За время своего полета спутник значительно увеличился в размерах, но остался все той же красивой правильной формы. Мы собирали его из листов гнутого металла, это особая технология».
«Спутник». Тимофей Шапкин. Фотография Дмитрия Павликова
«Спутник». Тимофей Шапкин, Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова
«Спутник». Тимофей Шапкин, Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова

«Турбина»
Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Рассказывает Петр Виноградов:

«Этот объект мы собирали из проржавевших деталей и колес старого трактора. Мы размышляли о полезном и бесполезном в масштабах космоса. Получилась инсталляция, изображающая обломки фантастического летательного аппарата с фрагментом крыла. Это мечта о полете, намек на научную фантастику, разбавляющий общее фестивальное настроение реализма».
«Турбина». Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Фотография Дмитрия Павликова
«Турбина». Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Фотография Петра Виноградова
«Турбина». Анна Андронова, Гульнас Ханзафарова, Сергей Романов. Фотография Дмитрия Павликова

«Маяк»
Лидия Леснякова, Денис Кнырко, Аня Смирнова, Александр Юшкевич:

«Это наше размышление о восприятии вселенной, космоса. Каждый из нас по-своему воспринимает мир. Наш объект – это призма, сквозь которую мы смотрим на вселенную. Внутрь пирамиды можно войти и взглянуть на небо сквозь установленные в ее вершине зеркала. Кроме того, мы сделали лабиринт, где каждый сможет найти свой собственный маршрут, вход и выход. Это символ поиска своей вселенной».
Аня Смирнова, Лидия Леснякова, Денис Кнырко и Александр Юшкевич о проекте «Маяк». Фотография Дмитрия Павликова
«Маяк». Лидия Леснякова, Денис Кнырко, Аня Смирнова, Александр Юшкевич. Фотография Дмитрия Павликова

«Стелла русскому космизму»
Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов:

«Универсальная ракета выполнена из сена. Тема звучала как «Русский космизм», и мы решили сосредоточиться на слове «русский», выбрав самый аутентичный материал, отражающий дух Руси. При этом нам хотелось, чтобы сено еще и парило, поэтому мы попытались оторвать его от земли. К сожалению, силы гравитации взяли верх, и фрагменты нашей ракеты довольно хаотично опустились на землю. Но в любой момент корабль можно собрать и отправить в космическое плавание».
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Дмитрия Павликова
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Петра Виноградова
«Стелла русскому космизму». Анатолий Пряхин, Алан Джибилов, Амир Карданов. Фотография Петра Виноградова

«Антенна»
Андрей Саром, Алексей Бачинский:

«Это лестница в небо и одновременно антенна, устанавливающая связь с космосом. Чем выше поднимаешься, тем сложнее путь, ступени лестницы становятся все уже, кислорода все меньше. Но с каждым шагом все земное отдаляется, и человек постепенно переходит на новый духовный уровень, который позволяет дотянуться до неба. Стремление в небо – в этом философия нашего проекта. И пусть лестница сделана из земного ржавого хлама, но и он может стать ступеньками, приближающими нас к космосу».
Андрей Саром и Алексей Бачинский рассказывают о своем проекте «Антенна». Фотография Дмитрия Павликова
«Антенна». Андрей Саром, Алексей Бачинский. Фотография Дмитрия Павликова

Итоги фестиваля комментирует куратор Петр Виноградов:
Куратор фестиваля Петр Виноградов. Фотография Дмитрия Павликова

«В своем проекте нам захотелось вернуться к незаслуженно забытой теме космоса. Фестиваль проходил под знаком «Русского космизма». Не могу сказать, что все удалось, пока это только намек на раскрытие темы, которая и в искусстве рассматривается весьма поверхностно, не считая, конечно, Малевича с его «Черным квадратом». Сегодня тему космизма активно исследует Николай Полисский. Вспомните его работы – «Вселенский разум», «Большой адронный коллайдер», «Бобур». Все они немного инопланетны. Полисский предложил и нам поэкспериментировать в этой области. Вначале мы хотели сконцентрироваться на космической археологии, но потом была найдена более конкретная формулировка с привязкой к русской почве – «Русский космизм». Русский человек всегда стремился в небеса. Это в наших традициях, культуре, вере: воскрешение души, триединство Бога. Кроме того, мы хотели напомнить о советской эпохе – времени, когда русский человек впервые полетел в космос, а каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. Именно русские люди подарили человечеству мечту о космосе. Но сегодня никакой мечты не осталось. Побеждает пластмассовый мир.

Мы долго планировали это мероприятие, но у нас не было ни площадки, ни средств для его проведения. Николай предложил сотрудничать. Возникла мысль превратить территорию «Мехдвора» в Звизжах в постоянную зону столярно-слесарных мастерских. А «Архкузница» должна была стать первым пилотным проектом. Мы объявили конкурс на проект реконструкции и благоустройства территории в Звизжах. Конкурс прошел не слишком удачно, но по его итогам мы смогли определиться с составом участников фестиваля. Большинство из них – это художники и дизайнеры, поэтому в этом году проект получился скорее художественный, нежели архитектурный. Буквально за три недели до открытия была найдена тема, прошли лекции и мастер-классы, были придуманы и реализованы все объекты. Работа шла в режиме нон-стоп.

Что касается будущего «Архкузницы», то это был второй и, скорее всего, заключительный фестиваль. В дальнейшем мы его проводить не планируем. Однако новые и интересные проекты совершенно точно еще будут. Сегодня нам предлагают стать кураторами площадки в Звизжах. Все это находится на стадии обсуждения. Но нам понравилось сотрудничать с Архполисом, да и площадка отлично сработала. Николай Полисский предлагает нам осваивать и другие территории, например Екатеринбург или Пермь, где много разрушенного прома, в целях создания арт-пространств в среде, с использованием существующих объектов. Созданные в рамках «Архкузницы» объекты мы предполагаем раздать: что-то заберет наш партнер компания Hilti, что-то мы отправим в Калугу. Объекты будут жить, а территория развиваться».
Экспозиция Hilti. Фотография Дмитрия Павликова
Демонстрация возможностей инструментов Hilti. Фотография Дмитрия Павликова
Участники «Архкузницы» распиливают старый «Москвич». Фотография Дмитрия Павликова
«Москвич» после распила. Фотография Дмитрия Павликова

30 Августа 2013

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.