Блоги: 25–31июля

Результаты конкурса на «Царев сад», новая постройка на Триумфальной площади и выделенные полосы для столичных пешеходов стали темами очередного обзора архитектурной блогосферы.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Очередной инициированный Москомархитектурой конкурс, призванный  улучшить архитектурное решение уже существующего проекта – гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной – признали в сети крайне неудачным мероприятием. По мнению блоггеров, все предложенное конкурсантами оказалось ничуть не лучше авторского проекта «МАО – Среда», который, в итоге, как был, так и остался в роли генпроектировщика. Как комментирует Алексей Афоничкин, «авторы посоревновались в умении рисовать арки и завитушки», кто-то представил «проект-пятиминутку», кто-то, по словам Марии Трошиной, сделал «под Чобана», и в целом впечатление вышло самое удручающее. Ярослав Ковальчук считает, что дело в отсутствии градостроительного решения на этапе ТЗ, а Василий Гнучев – в организации самих конкурсов, которые, по словам пользователя, превращаются «в какой-то бессмысленный спорт: «выиграть нельзя участвовать» – поставьте запятую где считаете правильным».
 
Зато Михаил Белов, как ни странно, находит конкурс позитивным, поскольку среди его участников наконец-то появились «разные по мировоззрению архитекторы» и коллеги из Петербурга, а на фоне «бюро-баронов» впервые работал «отдельный архитектор», не принадлежащий столичному «майорату». Полезный урок, по мнению архитектора, в этот раз получил и заказчик, который, по словам Белова, «убедился, что ему придется оплачивать сомнения и в невозможности выбора, или отсутствие выбора вовсе. И это прецедент».
zooming
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад». Проект ООО «МАО – Среда». Источник: zodchestvo.com
Голландский архитектор, куратор и издатель Барт Голдхорн, человек, уже много лет формирующий медиа лицо современной российской архитектуры, между тем, давно подозревал, что построить что-то в России трудно – «ответственности слишком много, а свободы слишком мало». Блоггеры, конечно, не прошли мимо его интервью порталу art1.ru, и, в частности, высказывания о российских городах, в которых «существует изобилие общественного и не хватает именно частного». Например, в сообществе RUPA это расценили как призыв бороться с изобилием общественных пространств, чтобы, как пишет Надежда Пахмутова, «добиться латиноамериканских показателей: три квадратных метра сквера на жилой квартал в гектар, остальное озеленение – за глухими заборами вилл», тогда как в России, продолжает пользователь, «нет функциональной необходимости мерить землю носовыми платками даже при капитализме». А вот Александру Антонову слова Барта Голдхорна о том, что нужно добиваться качества, а не количества, понравились: «Мало объявить какую-то территорию общего пользования, надо за нее нести ответственность – ухаживать, поливать, чинить», – пишет пользователь. – «При этом социум у нас идет как раз к  модели, когда все благоустройство – частное и за высоким забором».

Не осталось без внимания блоггеров и неожиданное интервью одиозного Юрия Лужкова телеканалу «Дождь». Кто-то даже понастальгировал о временах «крепкого хозяйственника»; например, Marina Mityushina критикам экс мэра заявляет, что они «видимо, Москву до Лужкова не застали», поскольку только ему было под силу расселить столько коммуналок, бараков и хрущёвок. «Ушел бы Лужков году в 2002-2004, ему бы только спасибо говорили, – добавляет chuck_and_geek. – За то, что город после разрухи конца 80-х – начала 90-х стал чище и дороги лучше».

Кстати, Лужкова во главе столицы давно нет, а градостроительные курьезы остались: на днях в блогах прокатилась волна ироничных комментариев по поводу внезапного появления на Триумфальной площади летнего кафе «Чайхона №1». «Акция «Стратегия «Чайхона-1» согласована мэрией Москвы с Эдуардом Лимоновым», – иронизирует, например, Алексей Бескоровайный. ««Чайхона №1» на Триумфальной – большая победа Совета по общественным пространствам», – пишет Alexander Vinokurov. «Разрешение устанавливать в центре Москвы летние кафе без одобрения архитектурного проекта – это комплимент торгашам и плевок в душу местным жителям», – добавляет markizy_sunrise. А автору блога, Илье Варламову, между тем, припомнили его же собственные слова про «оживление» общественных пространств летними кафе; пользователь delicios, например, жалуется, как столики и террасы буквально перегородили новую пешеходную зону на Кузнецком мосту.

Но еще больший курьез вышел с новой пешеходной зоной между улицами Гарибальди и Крупской, где на тротуаре появилась первая в столице выделенная полоса для … пешеходов! «За хождение по обочине – штраф, выход на встречную полосу для обгона в отсутствие разрешающего знака запрещен, не говоря уж о том, что остановка разрешена только в специально отведённых местах», – то ли в шутку, то ли всерьез пишет автор блога victorborisov. Новость оказалась настолько нелепой, что  в начале ее приняли за фотошоп и даже произведение в жанре street art, как пишет на RUPA Юрий Горинов. Однако история настоящая – в управе, как отмечает victorborisov, таким образом решили показать направление прогулки из одной парковой зоны в другую. Впрочем, через пару дней там, видимо, осознали глупость и замазали часть разметки битумом. Как комментирует anderson_mike, «эта пешеходная зона цветочки по сравнению с тем, что собирается сделать префектура ЦАО на старом Арбате», где, по сведениям блоггеров, собираются внедрить скоростную выделенную полосу для спешащих пешеходов. Кстати, это далеко не первая провальная затея в нелегком деле «пешеходизации» столицы: блоггеры вспоминают неудачный опыт велодорожки на Проспекте Вернадского, которую сначала нарисовали на проезжей части, затем перенесли на тротуар, а потом перерыли и его.

Про цивилизованное благоустройство остается читать в блогах городских активистов: в журналах Ильи Варламова и ternovskiy.livejournal.com накануне появились предложения по реконструкции улиц Маросейка и Покровка. Авторы предлагают расширить тротуары и ограничить парковку в пользу пешеходов. «Городские Проекты» при этом намереваются добавить еще и дополнительную полосу для троллейбусов, разместив остановки по центру дороги. Впрочем, в среде блоггеров единого мнения на этот счет не оказалось. Например, пользователю zhoolka идея «сузить проезжую часть для автомобилей до одной полосы для того, чтобы сделать тротуар шире проезжей части» кажется как минимум странной. kamasov недоумевает, зачем расширять тротуар, если тут же снова сузить деревьями и лавочками, а gistory считает, что у района нет туристического потенциала и запретить там парковку означает, что местные заведения вовсе потеряют интерес для посетителей.

Тем временем, в не утихающих дискуссиях о Зарядье на Йополис.ру появилось новое оригинальное мнение, автор которого, Петр Мирошник, предлагает вообще отменить по нему творческий конкурс. «Творчеству здесь не место», – заявляет автор, из-за слишком серьезных ограничений в виде многочисленных памятников архитектуры и археологии; «а парк – это такая странная субстанция, которая вполне может возникнуть без специального проекта, просто вырасти из земли», – заключает Петр Мирошник.

А в блоге Сергея Эстрина появилась как всегда оригинальная тема – на этот раз про живопись старых мастеров. Под впечатлением от музея Франса Халса в Харлеме Эстрин пишет о том, как на самом деле легко отличить портреты старых голландцев от итальянской школы. Для этого достаточно посмотреть на современно одетых «на выход» женщин: голландки, как и 400 лет назад на строгих портретах, будут по-протестантски скромны, а итальянки – напоминать о полотнах Тициана, где «даже святые каялись, исключительно убедившись в том, что вся упругость обнаженной плоти отчетливо различима в луче теплого света», – замечает Эстрин.

31 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.