Прикаспийский оазис

Простая и рациональная пластина гостнничного здания не просто окружена садом, но и срастается с ним и даже – почти буквально, вырастает из него.

Автор текста:
Алла Павликова

25 Марта 2013
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Гостиница Hilton Garden Inn под Махачкалой
Россия

Авторский коллектив:
Андрей Романов, Екатерина Кузнецова

2012
Гостиницу планирутеся построить  на берегу Каспийского моря в городе-спутнике Махачкалы Каспийске. Участок расположен в двух кварталах от береговой линии между двумя дорогами, ведущими на Махачкалу рядом с ним проходит шоссе на Махачкалу – следовательно, от моря он отделен дважды: расстоянием и дорогой. В этом месте плотно сосредоточена спортивная жизнь города: с одной стороны расположен Дворец спорта им. Али Алиева, с другой – новый, недавно построенный стадион футбольного клуба «Анжи». Сам же участок сейчас представляет собой пустырь трапециевидной формы, лишенный какой-либо застройки и даже растительности.

Здесь при содействии Фонда социального содействия в управлении градостроительной деятельности «Новый Город» (на деньги частного инвестора без привлечения государственного финансирования) решено было построить четырехзвездочный отель под управлением сетевого международного оператора в строгом соответствии с международными стандартами для создания комфортных условий пребывания представителей бизнес сообщества в Республике Дагестан. А также для проведения спортивных мероприятий, в том числе международного уровня: во время проведения футбольных матчей в гостинице планируется размещать гостевые команды и туристов.

С просьбой разработать проект такой гостиницы заказчик обратился в бюро ADM незадолго до Нового года; сейчас проект уже готов к сдаче в экспертизу.

Первое, о чем задумались архитекторы, работая над проектом гостиницы – это близость участка к морю, которого, как это ни парадоксально, за рядом плотной жилой застройки соседних кварталов практически не видно. Из-за сейсмической опасности (здесь возможны землетрясения мощностью до 9 баллов) высотность зданий в Махачкале ограничена пятью этажами – поэтому от идеи сделать здание высоким, приподняв его над окружением, пришлось отказаться сразу. В результате для обзора оставалась лишь узенькая полоска моря на фоне довольно унылой панорамы города. Кроме того, требования международного оператора к эффективности использования площадей – очень строги: требовалась стандартная нарезка номеров с планировкой коридорного типа и  ничего сверх. «Самая эффективная форма для гостиничного корпуса – прямоугольная. Это был не тот случай, когда можно позволить себе хоть какое-то формообразование», – рассказывает автор проекта Андрей Романов.

Казалось бы, все шло к тому, чтобы здание гостиницы стало скучным параллелепипедом, каких немало. Однако архитекторы не захотели с этим смириться и, как будто бы в противовес будничному окружению и жестким рамкам ТЗ, оживили проект, совместив простую ортогональную форму с гибкими «природными» линиями.
Гостиница Hilton Garden Inn. Вид сверху. Проект, 2012 © ADM
Гостиница Hilton Garden Inn. План 2-го этажа. Проект, 2012 © ADM

Согласно заданию на проектирование, площадь первого яруса здания, включающего лобби, ресторан, переговорные и офисы администрации, должна была стать почти вдвое больше любого из четырех других этажей гостиницы. Вместо того, чтобы, по примеру «классических» модернистов, превратить этот дополнительный объем в еще один параллелепипед – архитекторы придали его контурам сложные, плавные очертания. Несколько треугольных выступов напоминают плавники, а целиком абрис плана первого этажа похож на гигантскую рыбу. В выступах располагаются входы в лобби, вестибюль переговорных комнат и ресторан – их слитные, перетекающие друг в друга пространства со свободными планировками словно бы выплескиваются наружу, оставляя внутренний прямоугольник для выгороженных стенами рабочих помещений.
Гостиница Hilton Garden Inn. План 1-го этажа. Проект, 2012 © ADM

Кровля первого этажа выступает еще дальше, образуя несколько крупных козырьков, наследующих скругленно-треугольную форму от абриса вестибюлей первого этажа.  Козырьки нависают над открытой террасой вдоль остекленных стен ресторана и просторного лобби, острым углом обозначают центральный вход, вылетают стремительной волной в сторону сада над конференц-залом. «Это сугубо эмоциональное решение, – объясняет Андрей Романов, – Оно происходит от желания наполнить довольно-таки агрессивное пространство мягкостью, в которой человеку всегда значительно комфортнее». Впрочем, при всей своей мягкости форма не лишена внутренней энергетики: козырьки перебрасывают себя через подъездные дороги, протягиваясь во внешнее пространство как псевдоподии фантастического существа, стремящегося распространиться насколько возможно дальше от своего ядра.

Получается не только эффектно, но и практично: автомобили и автобусы смогут высаживать пассажиров в дождь сразу под крышей. Сверху вся кровля навеса первого этажа, по замыслу авторов, должна быть покрыта травой – при взгляде сверху она напоминает уже не рыбу, а причудливую лужайку или, что точнее, экзотическое водное растение, на которое, как Дюймовочку на лист кувшинки, архитекторы посадили пластину гостиницы. (Это решение не может не напомнить нам зеленый навес над дорогой в подмосковном офисном комплексе, конкурс на архитектурное решение которого архитекторы ADM недавно выиграли в международном конкурсе.)
Гостиница Hilton Garden Inn. Фрагмент фасада. Проект, 2012 © ADM

Впрочем, саму пластину вполне можно сравнить с побегом фантастической кувшинки первого этажа, так как фасады гостиницы решены в разноцветно-зеленом ключе. Характерный для ADM рельефный металлический каркас формирует регулярную сетку, равные горизонтальные ячейки которой чередуются в шахматном порядке. Внутри каждое «окно» (на самом деле одной ячейке внутри соответствует пара комнат) мозаично заполнено вертикалями – прозрачное, ярко-салатовое и покрытое тонкой полоской стекло складывается в разнообразную, но не хаотичную, а подчиненную регулярным правилам поверхность, к тому же заряженную травянисто-весенним оптимизмом. За тонким, эфемерным геометрическим рисунком почти не видны синеватые горизонтали междуэтажных перекрытий, которые, таким образом, отходят на второй план и не утяжеляют общего впечатления, включаясь в игру цвета и линий.
Гостиница Hilton Garden Inn. Генплан. Проект, 2012 © ADM

Во всех отношениях «зеленый», ориентированный на природу образ удачно дополнен садом, которому архитекторы планируют отдать практически все окружающее гостиницу пространство (впрочем, по контуру участка выделено место и для парковок. Прямоугольник здания поставлен посередине почти квадратного участка таким образом, что с двух сторон от него как раз осталось достаточно места для пышной растительности: фруктовых деревьев и цветущих кустов, разделенных мощеными тропками и дополненных небольшим бассейном, треугольный лепесток которого обнимает стеклянный «нос» ресторана. Дорожки образуют причудливые рисунки, лаконичные деревянные скамейки и небольшие столбики светильников свободно расставлены по траве – ландшафтному дизайну здесь уделено не меньше внимания, чем собственно архитектуре здания. Здание и сад неразрывны, как французский замок и его регулярный парк, они продолжают друг друга, играют одну мелодию: сад «входит» внутрь через стеклянные стены, и даже при взгляде сверху он становится главным контекстом гостиницы – характерных приморских коттеджей остаются почти на горизонте и уже не так важны.
Гостиница Hilton Garden Inn. Ресторан. Проект, 2012 © ADM

Столь внимательное отношение к ландшафту и множеству вещей, объединенных в нашем сознании стремительно устаревающим словом «благоустройство», за последние несколько лет стало характерной особенностью работ архитекторов ADM. На территории московских офисных центров они экспериментируют с вымосткой, городской мебелью, эффектами ночного освещения. Устраивают кафе на крышах, высаживают деревья на балконах, словом, окружают свои здания своего рода оазисами комфортной среды, неизменно прорисовывая ее – почти что до листика. Здесь, в приморском Каспийске, оазис вполне уместен; впрочем, известно, что гостиницы, особенно приморские сейчас так и принято строить – с садом и бассейном, но далеко не всегда архитектура и природа столь чутко реагируют друг на друга.
Гостиница Hilton Garden Inn. Вид из ресторана. Проект, 2012 © ADM
Гостиница Hilton Garden Inn. Вид из номера. Проект, 2012 © ADM

Словом, если заказчик, как нам рассказал Андрей Романов, хотел получить современное, лишенное каких-либо исторических или национальных аллюзий здание европейского уровня, то эту задачу в данном надо признать выполненной. Здание получило вполне европейское «лицо», лицо это смотрит на азиатский Каспий со спокойным достоинством.


0

Мастерская:

ADM

Проект:

Гостиница Hilton Garden Inn под Махачкалой
Россия

Авторский коллектив:
Андрей Романов, Екатерина Кузнецова

2012

25 Марта 2013

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.