Простая и рациональная пластина гостнничного здания не просто окружена садом, но и срастается с ним и даже – почти буквально, вырастает из него.
Гостиница Hilton Garden Inn. Вид сверху. Проект, 2012 © ADM
Гостиницу планирутеся построить на берегу Каспийского моря в городе-спутнике Махачкалы Каспийске. Участок расположен в двух кварталах от береговой линии между двумя дорогами, ведущими на Махачкалу рядом с ним проходит шоссе на Махачкалу – следовательно, от моря он отделен дважды: расстоянием и дорогой. В этом месте плотно сосредоточена спортивная жизнь города: с одной стороны расположен Дворец спорта им. Али Алиева, с другой – новый, недавно построенный стадион футбольного клуба «Анжи». Сам же участок сейчас представляет собой пустырь трапециевидной формы, лишенный какой-либо застройки и даже растительности.
Здесь при содействии Фонда социального содействия в управлении градостроительной деятельности «Новый Город» (на деньги частного инвестора без привлечения государственного финансирования) решено было построить четырехзвездочный отель под управлением сетевого международного оператора в строгом соответствии с международными стандартами для создания комфортных условий пребывания представителей бизнес сообщества в Республике Дагестан. А также для проведения спортивных мероприятий, в том числе международного уровня: во время проведения футбольных матчей в гостинице планируется размещать гостевые команды и туристов.
С просьбой разработать проект такой гостиницы заказчик обратился в бюро ADM незадолго до Нового года; сейчас проект уже готов к сдаче в экспертизу.
Первое, о чем задумались архитекторы, работая над проектом гостиницы – это близость участка к морю, которого, как это ни парадоксально, за рядом плотной жилой застройки соседних кварталов практически не видно. Из-за сейсмической опасности (здесь возможны землетрясения мощностью до 9 баллов) высотность зданий в Махачкале ограничена пятью этажами – поэтому от идеи сделать здание высоким, приподняв его над окружением, пришлось отказаться сразу. В результате для обзора оставалась лишь узенькая полоска моря на фоне довольно унылой панорамы города. Кроме того, требования международного оператора к эффективности использования площадей – очень строги: требовалась стандартная нарезка номеров с планировкой коридорного типа и ничего сверх. «Самая эффективная форма для гостиничного корпуса – прямоугольная. Это был не тот случай, когда можно позволить себе хоть какое-то формообразование», – рассказывает автор проекта Андрей Романов.
Казалось бы, все шло к тому, чтобы здание гостиницы стало скучным параллелепипедом, каких немало. Однако архитекторы не захотели с этим смириться и, как будто бы в противовес будничному окружению и жестким рамкам ТЗ, оживили проект, совместив простую ортогональную форму с гибкими «природными» линиями.
Гостиница Hilton Garden Inn. План 2-го этажа. Проект, 2012 © ADM
Согласно заданию на проектирование, площадь первого яруса здания, включающего лобби, ресторан, переговорные и офисы администрации, должна была стать почти вдвое больше любого из четырех других этажей гостиницы. Вместо того, чтобы, по примеру «классических» модернистов, превратить этот дополнительный объем в еще один параллелепипед – архитекторы придали его контурам сложные, плавные очертания. Несколько треугольных выступов напоминают плавники, а целиком абрис плана первого этажа похож на гигантскую рыбу. В выступах располагаются входы в лобби, вестибюль переговорных комнат и ресторан – их слитные, перетекающие друг в друга пространства со свободными планировками словно бы выплескиваются наружу, оставляя внутренний прямоугольник для выгороженных стенами рабочих помещений.
Гостиница Hilton Garden Inn. План 1-го этажа. Проект, 2012 © ADM
Кровля первого этажа выступает еще дальше, образуя несколько крупных козырьков, наследующих скругленно-треугольную форму от абриса вестибюлей первого этажа. Козырьки нависают над открытой террасой вдоль остекленных стен ресторана и просторного лобби, острым углом обозначают центральный вход, вылетают стремительной волной в сторону сада над конференц-залом. «Это сугубо эмоциональное решение, – объясняет Андрей Романов, – Оно происходит от желания наполнить довольно-таки агрессивное пространство мягкостью, в которой человеку всегда значительно комфортнее». Впрочем, при всей своей мягкости форма не лишена внутренней энергетики: козырьки перебрасывают себя через подъездные дороги, протягиваясь во внешнее пространство как псевдоподии фантастического существа, стремящегося распространиться насколько возможно дальше от своего ядра.
Получается не только эффектно, но и практично: автомобили и автобусы смогут высаживать пассажиров в дождь сразу под крышей. Сверху вся кровля навеса первого этажа, по замыслу авторов, должна быть покрыта травой – при взгляде сверху она напоминает уже не рыбу, а причудливую лужайку или, что точнее, экзотическое водное растение, на которое, как Дюймовочку на лист кувшинки, архитекторы посадили пластину гостиницы. (Это решение не может не напомнить нам зеленый навес над дорогой в подмосковном офисном комплексе, конкурс на архитектурное решение которого архитекторы ADM недавно выиграли в международном конкурсе.)
Гостиница Hilton Garden Inn. Фрагмент фасада. Проект, 2012 © ADM
Впрочем, саму пластину вполне можно сравнить с побегом фантастической кувшинки первого этажа, так как фасады гостиницы решены в разноцветно-зеленом ключе. Характерный для ADM рельефный металлический каркас формирует регулярную сетку, равные горизонтальные ячейки которой чередуются в шахматном порядке. Внутри каждое «окно» (на самом деле одной ячейке внутри соответствует пара комнат) мозаично заполнено вертикалями – прозрачное, ярко-салатовое и покрытое тонкой полоской стекло складывается в разнообразную, но не хаотичную, а подчиненную регулярным правилам поверхность, к тому же заряженную травянисто-весенним оптимизмом. За тонким, эфемерным геометрическим рисунком почти не видны синеватые горизонтали междуэтажных перекрытий, которые, таким образом, отходят на второй план и не утяжеляют общего впечатления, включаясь в игру цвета и линий.
Гостиница Hilton Garden Inn. Генплан. Проект, 2012 © ADM
Во всех отношениях «зеленый», ориентированный на природу образ удачно дополнен садом, которому архитекторы планируют отдать практически все окружающее гостиницу пространство (впрочем, по контуру участка выделено место и для парковок. Прямоугольник здания поставлен посередине почти квадратного участка таким образом, что с двух сторон от него как раз осталось достаточно места для пышной растительности: фруктовых деревьев и цветущих кустов, разделенных мощеными тропками и дополненных небольшим бассейном, треугольный лепесток которого обнимает стеклянный «нос» ресторана. Дорожки образуют причудливые рисунки, лаконичные деревянные скамейки и небольшие столбики светильников свободно расставлены по траве – ландшафтному дизайну здесь уделено не меньше внимания, чем собственно архитектуре здания. Здание и сад неразрывны, как французский замок и его регулярный парк, они продолжают друг друга, играют одну мелодию: сад «входит» внутрь через стеклянные стены, и даже при взгляде сверху он становится главным контекстом гостиницы – характерных приморских коттеджей остаются почти на горизонте и уже не так важны.
Гостиница Hilton Garden Inn. Ресторан. Проект, 2012 © ADM
Столь внимательное отношение к ландшафту и множеству вещей, объединенных в нашем сознании стремительно устаревающим словом «благоустройство», за последние несколько лет стало характерной особенностью работ архитекторов ADM. На территории московских офисных центров они экспериментируют с вымосткой, городской мебелью, эффектами ночного освещения. Устраивают кафе на крышах, высаживают деревья на балконах, словом, окружают свои здания своего рода оазисами комфортной среды, неизменно прорисовывая ее – почти что до листика. Здесь, в приморском Каспийске, оазис вполне уместен; впрочем, известно, что гостиницы, особенно приморские сейчас так и принято строить – с садом и бассейном, но далеко не всегда архитектура и природа столь чутко реагируют друг на друга.
Гостиница Hilton Garden Inn. Вид из ресторана. Проект, 2012 © ADM
Гостиница Hilton Garden Inn. Вид из номера. Проект, 2012 © ADM
Словом, если заказчик, как нам рассказал Андрей Романов, хотел получить современное, лишенное каких-либо исторических или национальных аллюзий здание европейского уровня, то эту задачу в данном надо признать выполненной. Здание получило вполне европейское «лицо», лицо это смотрит на азиатский Каспий со спокойным достоинством.
|