Реинкарнации

Публикуем несколько залежавшийся в анналах, но все же интересный рассказ об архсовете, состоявшемся 27 апреля. В конце концов, архсоветы сейчас бывают редко. Там обсуждали не только новый вариант проекта музея современного искусства ГЦСИ Михаила Хазанова, перенесенный на место Басманного рынка, но и проект гостиницы архитектора Сергея Ткаченко (рядом с ХХС), а также реконструкцию здания «Лукойл» на Сретенском бульваре, построенного в 1980-е по проекту Феликса Новикова, который откомментировал ситуацию по просьбе редакции.

Автор текста:
Алиса Пташкина

mainImg
Первым и безусловно самым интересным был свежий вариант проекта Музея современного искусства ГЦСИ, теперь помещенный вместо участка на Зоологической улице рядом с домом Поленова, вызвавшего несколько лет назад множество споров (см. напр. здесь) – на место обрушившегося в 2006 году Басманного рынка (в советское время известного как Бауманский, на Бауманской же улице). Это будет далеко от главного  здания ГЦСИ (в первой версии музей собирались построить рядом), но на Бауманской башня музея ничего не закроет и к тому же поблизости имеется довольно-таки высотный сосед, так что и в городскую ткань новое здание вторгнется не слишком радикально.
Михаил Хазанов на архитектурном совете 27 апреля. Фотография Алисы Пташкиной
Мастерская Михаила Хазанова. Проект музея современного искусства ГЦСИ, вариант 2012 года © авторов

Здание планируется сделать 16-этажным; на кровле 3-х этажного стилобата устроят городской сквер, который будет спускаться к земле пологим ступенчатым амфитеатром. В стилобате разместятся выставочные залы с запасниками временного хранения. Здесь же расположены зал сценического искусства на 532 места, кино-видео зал на 144 места и пресс-центр на 90 мест с трёхуровневым фойе. Входная зона для посетителей устроена на уровне 2 этажа, здесь же – стойки информации, билетные кассы, книжно-сувенирный магазин по тематике современного искусства. Собственно музей займет с 4 по 16 этаж исключая технический 15-ый. Основные площади на этих этажах отведены для размещения залов постоянной экспозиции музея. Также предусмотрены залы для организации временных экспозиций, фондохранилища, лаборатории, творческих мастерских. На -1 и -2 этажах центра предполагается разместить автостоянки для посетителей центра и жителей близлежащих домов.
Мастерская Михаила Хазанова. Проект музея современного искусства ГЦСИ, вариант 2012 года © авторов

Архитекторы надеются, что центр современного искусства станет своеобразным «якорем», символом этого района Москвы. Район называется «Немецкая слобода», здесь селились иностранцы, католики и протестанты. Символическую связь с прошлым должен обеспечить центр Гёте, для которого в проекте выбелен треугольный корпус в глубине участка.
Мастерская Михаила Хазанова. Проект музея современного искусства ГЦСИ, вариант 2012 года © авторов

По словам одного из референтов проекта архитектора Е.А. Любимова (ГУП «ГлавАПУ»), архитектура здания довольно эксцентрична, что, впрочем оправдывается идеей современного искусства. Его было бы сложно вписать в участок, выбранный для проекта изначально – на Красной Пресне музею современного искусства было бы явно тесно, а вот на Бауманской здание смотрится вполне органично.

В итоге проект вызвал положительные отзывы и рецензии у членов Архитектурного совета, однако не обошлось и без критических замечаний: проект получился весьма энергозатратным и поэтому требует доработоки. Пространство архитекторам рекомендовали сделать более проницаемым и открытым со всех сторон (отразив таким образом его типологию общественного здания), совет также предложил авторам подумать над озеленением не только стилобата, но и остальных этажей. На заседании присутствовал (чего обычно не случается) министр культуры Александр Авдеев, который поддержал проект и поблагодарил архитекторов за интерес к современной культуре.

Вторым проектом, который обсуждали на архитектурном совете, был проект 5-звёздочной гостиницы на Пречистенской набережной, разработанный мастерской Сергея Ткаченко. Участок, на котором предполагается строительство гостиницы под управлением сети „Hilton" расположен в черте Заповедной зоны №1 («Ансамбль Московского Кремля») рядом с Храмом Христа Спасителя, на пересечении Пречистенской набережной и Всесвятского переулка. Когда-то здесь существовала церковь Похвалы Богородицы XVII века, которая была снесена при подготовке строительства Дворца Советов. Однако как выяснилось при обсуждении проекта, археологической экспертизы этого участка сделано не было, что является существенным недостатком при проектировании любых объектов в подобных исторических зонах Москвы. И даже несмотря на то, что в проекте сохранена классическая стилистика, гармонирующая по мнению референта проекта Михаила Филиппова с окружающими зданиями в классическом стиле, и соблюдены высотные характеристики, также увязанные с уровнем окружающей застройки (не более 19,1 м в высоту), совет счел, что этот проект требует серьёзной доработки и в какой-то степени даже переосмысления в некоторых конструктивных моментах. Особенно разочаровал экспертов архитектурного совета закрытый атриум гостиницы.
Мастерская Сергея Ткаченко. Проект гостиницы на Пречистенской набережной. Обсуждение. Фотография Алисы Пташкиной
Мастерская Сергея Ткаченко. Проект гостиницы на Пречистенской набережной. Фотография планшета. © авторов, фотография Алисы Пташкиной

Однако у этого проекта при грамотной доработке всё же есть шанс на реализацию, чего, наверное, нельзя сказать о третьем проекте, который обсуждали на совете.
Проекту реконструкции главного здания компании «Лукойл» на Сретенском бульваре повезло в этот раз меньше всех. Изначально это монументальное сооружение было построено по проекту архитектора Феликса Новикова в 70-80-х годах прошлого века. Архитекторы из компании ООО «АГ» «Октагон» предложили надстроить купольные завершения на трёх башнях. Что по мнению архитекторов, сделает облик здания более выразительным и завершённым. Три полых купола увенчали кровли башен; заказчик одобрил проект, а вот члены архитектурного совета не сочли возможным его одобрить. Прежде всего по убеждению экспертов совета исходная стилистика здания никак не вяжется с «куполами». Возможно – прозвучало на совете – здесь подошли бы летящие формы Захи Хадид, которые смягчили «лебединою шею» центральной башни. К тому же купола совершенно не функциональны, единственная их роль – служить объектом для ночной подсветки. Проект был отклонен и отправлен на доработку.
ООО «АГ» «Октагон». Проект реконструкции здания Лукойла на Сретенском бульваре. Фотография Алисы Пташкиной

Мы спросили автора первоначального проекта, архитектора Феликса Новикова, что он думает об очередной реконструкции здания: «То, что я хотел построить, неузнаваемо покалечили сначала Лужков, который со словами «Москва светлеет» распорядился покрасить фасадные панели со вскрытой фактурой красногранитного щебня и они были заштукатурены. Потом Дмитрий Солопов пристроил входные порталы к консольно висящей башне и надстроил углы двух корпусов. Он же украсил башню исламским «гранатным» мотивом, «прислонил» с тыльной стороны объекта корпуса на месте опущенного на два этажа дворика и вдобавок изменил стоящий на втором плане корпус конференц-зала снаружи и внутри. Все это чудовищное хамство вынудило меня отречься от авторства и мое письмо-отречение было опубликовано в журнале «Проект Россия» №11 за 1998 год. С тех пор судьба этого объекта меня не интересует. Однако замечу, что если бы он был достроен согласно моим замыслам, то нынешняя надстройка причинила бы мне гораздо большую боль».
Первоначальный вид здания на Сретенском бульваре. 1993 год. Фотография Феликса Новикова

Так здание Лукойла выглядит сейчас (достроено по проекту Дмитрия Солопова). Фотография сайта photo-moskva.ru

zooming
Проект реконструкции здания Лукойла. 2012. Изображение с сайта архитектурного бюро ag-octagon.ru



0

12 Июля 2012

Автор текста:

Алиса Пташкина
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурные советы. Москва

Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Архсовет Москвы–50
Разработанная МКА концепция развития бывшей территории Военной академии на Москворецкой набережной – исторического Воспитательного дома – получила одобрение Архитектурного совета.

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.