Реинкарнации

Публикуем несколько залежавшийся в анналах, но все же интересный рассказ об архсовете, состоявшемся 27 апреля. В конце концов, архсоветы сейчас бывают редко. Там обсуждали не только новый вариант проекта музея современного искусства ГЦСИ Михаила Хазанова, перенесенный на место Басманного рынка, но и проект гостиницы архитектора Сергея Ткаченко (рядом с ХХС), а также реконструкцию здания «Лукойл» на Сретенском бульваре, построенного в 1980-е по проекту Феликса Новикова, который откомментировал ситуацию по просьбе редакции.

Автор текста:
Алиса Пташкина

12 Июля 2012
mainImg
Первым и безусловно самым интересным был свежий вариант проекта Музея современного искусства ГЦСИ, теперь помещенный вместо участка на Зоологической улице рядом с домом Поленова, вызвавшего несколько лет назад множество споров (см. напр. здесь) – на место обрушившегося в 2006 году Басманного рынка (в советское время известного как Бауманский, на Бауманской же улице). Это будет далеко от главного  здания ГЦСИ (в первой версии музей собирались построить рядом), но на Бауманской башня музея ничего не закроет и к тому же поблизости имеется довольно-таки высотный сосед, так что и в городскую ткань новое здание вторгнется не слишком радикально.
Михаил Хазанов на архитектурном совете 27 апреля. Фотография Алисы Пташкиной
Мастерская Михаила Хазанова. Проект музея современного искусства ГЦСИ, вариант 2012 года © авторов

Здание планируется сделать 16-этажным; на кровле 3-х этажного стилобата устроят городской сквер, который будет спускаться к земле пологим ступенчатым амфитеатром. В стилобате разместятся выставочные залы с запасниками временного хранения. Здесь же расположены зал сценического искусства на 532 места, кино-видео зал на 144 места и пресс-центр на 90 мест с трёхуровневым фойе. Входная зона для посетителей устроена на уровне 2 этажа, здесь же – стойки информации, билетные кассы, книжно-сувенирный магазин по тематике современного искусства. Собственно музей займет с 4 по 16 этаж исключая технический 15-ый. Основные площади на этих этажах отведены для размещения залов постоянной экспозиции музея. Также предусмотрены залы для организации временных экспозиций, фондохранилища, лаборатории, творческих мастерских. На -1 и -2 этажах центра предполагается разместить автостоянки для посетителей центра и жителей близлежащих домов.
Мастерская Михаила Хазанова. Проект музея современного искусства ГЦСИ, вариант 2012 года © авторов

Архитекторы надеются, что центр современного искусства станет своеобразным «якорем», символом этого района Москвы. Район называется «Немецкая слобода», здесь селились иностранцы, католики и протестанты. Символическую связь с прошлым должен обеспечить центр Гёте, для которого в проекте выбелен треугольный корпус в глубине участка.
Мастерская Михаила Хазанова. Проект музея современного искусства ГЦСИ, вариант 2012 года © авторов

По словам одного из референтов проекта архитектора Е.А. Любимова (ГУП «ГлавАПУ»), архитектура здания довольно эксцентрична, что, впрочем оправдывается идеей современного искусства. Его было бы сложно вписать в участок, выбранный для проекта изначально – на Красной Пресне музею современного искусства было бы явно тесно, а вот на Бауманской здание смотрится вполне органично.

В итоге проект вызвал положительные отзывы и рецензии у членов Архитектурного совета, однако не обошлось и без критических замечаний: проект получился весьма энергозатратным и поэтому требует доработоки. Пространство архитекторам рекомендовали сделать более проницаемым и открытым со всех сторон (отразив таким образом его типологию общественного здания), совет также предложил авторам подумать над озеленением не только стилобата, но и остальных этажей. На заседании присутствовал (чего обычно не случается) министр культуры Александр Авдеев, который поддержал проект и поблагодарил архитекторов за интерес к современной культуре.

Вторым проектом, который обсуждали на архитектурном совете, был проект 5-звёздочной гостиницы на Пречистенской набережной, разработанный мастерской Сергея Ткаченко. Участок, на котором предполагается строительство гостиницы под управлением сети „Hilton" расположен в черте Заповедной зоны №1 («Ансамбль Московского Кремля») рядом с Храмом Христа Спасителя, на пересечении Пречистенской набережной и Всесвятского переулка. Когда-то здесь существовала церковь Похвалы Богородицы XVII века, которая была снесена при подготовке строительства Дворца Советов. Однако как выяснилось при обсуждении проекта, археологической экспертизы этого участка сделано не было, что является существенным недостатком при проектировании любых объектов в подобных исторических зонах Москвы. И даже несмотря на то, что в проекте сохранена классическая стилистика, гармонирующая по мнению референта проекта Михаила Филиппова с окружающими зданиями в классическом стиле, и соблюдены высотные характеристики, также увязанные с уровнем окружающей застройки (не более 19,1 м в высоту), совет счел, что этот проект требует серьёзной доработки и в какой-то степени даже переосмысления в некоторых конструктивных моментах. Особенно разочаровал экспертов архитектурного совета закрытый атриум гостиницы.
Мастерская Сергея Ткаченко. Проект гостиницы на Пречистенской набережной. Обсуждение. Фотография Алисы Пташкиной
Мастерская Сергея Ткаченко. Проект гостиницы на Пречистенской набережной. Фотография планшета. © авторов, фотография Алисы Пташкиной

Однако у этого проекта при грамотной доработке всё же есть шанс на реализацию, чего, наверное, нельзя сказать о третьем проекте, который обсуждали на совете.
Проекту реконструкции главного здания компании «Лукойл» на Сретенском бульваре повезло в этот раз меньше всех. Изначально это монументальное сооружение было построено по проекту архитектора Феликса Новикова в 70-80-х годах прошлого века. Архитекторы из компании ООО «АГ» «Октагон» предложили надстроить купольные завершения на трёх башнях. Что по мнению архитекторов, сделает облик здания более выразительным и завершённым. Три полых купола увенчали кровли башен; заказчик одобрил проект, а вот члены архитектурного совета не сочли возможным его одобрить. Прежде всего по убеждению экспертов совета исходная стилистика здания никак не вяжется с «куполами». Возможно – прозвучало на совете – здесь подошли бы летящие формы Захи Хадид, которые смягчили «лебединою шею» центральной башни. К тому же купола совершенно не функциональны, единственная их роль – служить объектом для ночной подсветки. Проект был отклонен и отправлен на доработку.
ООО «АГ» «Октагон». Проект реконструкции здания Лукойла на Сретенском бульваре. Фотография Алисы Пташкиной

Мы спросили автора первоначального проекта, архитектора Феликса Новикова, что он думает об очередной реконструкции здания: «То, что я хотел построить, неузнаваемо покалечили сначала Лужков, который со словами «Москва светлеет» распорядился покрасить фасадные панели со вскрытой фактурой красногранитного щебня и они были заштукатурены. Потом Дмитрий Солопов пристроил входные порталы к консольно висящей башне и надстроил углы двух корпусов. Он же украсил башню исламским «гранатным» мотивом, «прислонил» с тыльной стороны объекта корпуса на месте опущенного на два этажа дворика и вдобавок изменил стоящий на втором плане корпус конференц-зала снаружи и внутри. Все это чудовищное хамство вынудило меня отречься от авторства и мое письмо-отречение было опубликовано в журнале «Проект Россия» №11 за 1998 год. С тех пор судьба этого объекта меня не интересует. Однако замечу, что если бы он был достроен согласно моим замыслам, то нынешняя надстройка причинила бы мне гораздо большую боль».
Первоначальный вид здания на Сретенском бульваре. 1993 год. Фотография Феликса Новикова

Так здание Лукойла выглядит сейчас (достроено по проекту Дмитрия Солопова). Фотография сайта photo-moskva.ru

zooming
Проект реконструкции здания Лукойла. 2012. Изображение с сайта архитектурного бюро ag-octagon.ru



12 Июля 2012

Автор текста:

Алиса Пташкина
comments powered by HyperComments
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Архсовет Москвы–50
Разработанная МКА концепция развития бывшей территории Военной академии на Москворецкой набережной – исторического Воспитательного дома – получила одобрение Архитектурного совета.
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.