Возвращаясь к прошлому

Карен Бальян – о Давиде Саркисяне и «ереванской цивилизации». Вместо рецензии.
[+ фотографии Еревана 1960х]

mainImg
В МУАР-е прошел вечер памяти Давида Саркисяна. Исполнилось два года со дня смерти.

Выставки не было. Была книга «Давид», где собраны воспоминания о нем. Стояли в веcтибюле главного входа-выхода (там два уровня и по пространству сложилось хорошо). Получалось, что находились в промежутке между «в» и «вне», на пороге, где хранится то, что было в Москве и самой Москвой теперешней. Для себя Давид объединил эти две среды – музейную и городскую – в одно пространство, где происходила его фантастическая деятельность в виде переходов из одной части в другую, и куда он заводил всех интересующихся. В книге собраны различные сюжеты этих совместных передвижений.

Те, кто его знал близко, написали замечательно. О нем и нельзя было писать не замечательно. Совершенно очевидно, что это был необычный человек, как и всякий большой талант. После его смерти в статье для ереванской газеты я писал о его дягилевском таланте организатора и параджановском таланте артиста. Прочтя тексты, еще более убедился в справедливости этих сравнений.

Сестра Давида рассказывает историю их семьи, о том, откуда Давид родом. Она обрывает свои мысли на времени, когда Давид уехал из Еревана в Москву учиться. Я хочу рассказать о Ереване, о городе, в котором он вырос.

(Нет, я не был с ним знаком в юности, хотя росли мы в одном городском пространстве. Он был старше меня, уехал в Москву после школы, я – значительно позже, после института; пересечений не могло быть. Мы познакомились в музее).

Ереван 1960-х годов – это совершенно уникальное место. Город авангардной архитектуры. До того – провинциальный город с красивыми каменными фасадами, среди которых два больших шедевра Таманяна. Не оцененный конструктивизм. Но в целом – преобладание традиции. И в этой традиционной среде начала буквально шквалом возникать модернистская архитектура. Открывались пространства, лепились объемы из бетона, где не было не то что традиционных элементов, не было ортогональных проекций.

Ереван тех лет был не похож на другие города. Он замысливался как столица всего разбросанного по миру армянства, и в эти годы эта утопия на миг реализовалась. Когда приоткрылся железный занавес, в Ереван стали съезжаться армяне и неармяне со всего мира. Вильям Сароян. Архитектор из Рима, который начал работать в Ереване. Параджанов снимал «Цвет граната».

В многочисленных открывшихся кафе Еревана Кочар рассказывал о Париже. Еще работающий Сарьян завещал армянскую живопись вернувшемуся из Ленинграда Минасу. Поэты, архитекторы.

В Ереване был создан крупнейший институт кибернетики с молодым гением Мергеляном. Академик Амбарцумян в Бюраканской обсерватори вычислял возраст вселенной. В городке физиков над живописным ущельем реки Раздан Алиханов построил ядерный ускоритель. Евтушенко, Вознесенский были постоянными гостями здесь.

В эти годы первоклассные мировые оркестры и солисты буквально чередовались на сценах двух ереванских залов. (Я не только хорошо все это помню, но я этот процесс наблюдал  изнутри: отец мой в середине 60-х ненадолго был поставлен руководить филармонией). В малом филармоническом зале возник витражный триптих Сарьяна. Летом 1965-го в Ереване состоялся фестиваль Бенджамина Бриттена. Он месяц жил в доме композиторов в ста километрах от Еревана, написал музыку на стихи Пушкина, и они с Питером Пирсом, Ростроповичем и Вишневской это впервые исполнили в ереванской филармонии. И конечно, блиставшая Зара Долуханова (вы же знаете, она была музой Давида, в течение нескольких лет он неизменно присутствовал на всех ее концертах).

Все они – эти великие люди, и все мы – обычные ереванцы, ходили по улицам, которые были похожи на  залы музея, уставленные первоклассной керамикой, ковкой, бронзой, с суперграфикой из камня на фасадах домов. Здания были похожи на скульптуры. Красота, стиль, вкус были во всем.

Битов после встреч с мэром Еревана Асратяном, который и строил этот новый город, в «Уроках Армении» напишет об одном ереванском шедевре (помните, на прошлой московской биеннале вместе с союзом мы показывали открытый кинозал, чтобы привлечь внимание к его замечательной архитектуре и не дать сломать?): «Это был действительно выдающийся кинотеатр, достроенный столь оригинально, что при вечернем освещении я так и не уловил, как же он выглядит в целом: казалось, он висел над землей, как приземляющаяся летающая тарелка. До начала сеанса было много времени, мы сидели в бесплотном кафе, состоящем из дырок, теней и каких-то трепещущих занавесок. Зал под открытым небом напоминал форум. Над нами горели южные звезды, как в планетарии. Мне казалось, мы взлетели, и если рискнуть подойти к краю и взглянуть оттуда вниз, то где-то глубоко под собой увидишь нашу милую, еще не столь роскошно застроенную землю и, расчувствовавшись, прочтешь вниз длинные стихи об оставшейся на Земле любви...».

Сейчас это время 60-70-х называют «ереванской цивилизацией». Давид Саркисян возник из этой «ереванской цивилизации».

... На обложке книги «Давид» он изображен на фотографии с нечеткими чертами лица. Облик человека спустя года стирается в памяти, становится не четким. Эта метафора понятна. Но содержание книги ее опровергает – в памяти всех красивое лицо Давида сохранилось абсолютно четко...

Карен Бальян, архитектор
Москва. 30.01.2012
Обложка книги «Давид». Фотография Лидии Оглоблиной
Улица Абовян в Ереване, начало 1960-х. Все фотографии Еревана 1960х предоставлены автором статьи.
Кировакан, начало 1960-х.
Инсталляция «Чайка» – первое модернистское сооружение, 1960
Дом творчества композиторов в Дилижане, начало 1960-х
Ленинакан, начало 1960-х
Мемориал «Егерн», 1967
Мемориал Сардарапатского сражения, 1970

31 Января 2012

Пресса: Портрет в арчимбольдовом вкусе
Два года прошло с тех пор, как не стало Давида Саркисяна, директора Музея архитектуры имени Щусева, руководившего музеем с 2000 по 2010 год. Обычно вечера памяти директоров музеев мероприятие так сказать внутрицеховое, для сотрудников и близких по профессии коллег. Случай с Давидом – особенный. В залах усадьбы Талызиных на Воздвиженке (основное здание Музея) в пятницу, 27 января, собрались многие, даже не связанные с архитектурой.
Вспоминая Давида Саркисяна
27 января в Музее Архитектуры состоялся вечер памяти Давида Саркисяна. Многочисленные друзья и коллеги вспоминали директора, руководившего музеем с 2000 по 2010 год. К этой встрече также были приурочены выставка Елены Цихон «Север для меня», проходящая во флигеле-руине, и презентация книги «Давид».
Пресса: В Музее архитектуры пройдет вечер памяти Давида Саркисяна
Вечер памяти и презентация книги о Давиде Саркисяне, 10 лет возглавлявшего Музей архитектуры им. Щусева и ушедшего из жизни в 2010 году, пройдет в МУАРе 27 января, как рассказала одна из инициаторов мероприятий, архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.