Возвращаясь к прошлому

Карен Бальян – о Давиде Саркисяне и «ереванской цивилизации». Вместо рецензии.
[+ фотографии Еревана 1960х]

mainImg
В МУАР-е прошел вечер памяти Давида Саркисяна. Исполнилось два года со дня смерти.

Выставки не было. Была книга «Давид», где собраны воспоминания о нем. Стояли в веcтибюле главного входа-выхода (там два уровня и по пространству сложилось хорошо). Получалось, что находились в промежутке между «в» и «вне», на пороге, где хранится то, что было в Москве и самой Москвой теперешней. Для себя Давид объединил эти две среды – музейную и городскую – в одно пространство, где происходила его фантастическая деятельность в виде переходов из одной части в другую, и куда он заводил всех интересующихся. В книге собраны различные сюжеты этих совместных передвижений.

Те, кто его знал близко, написали замечательно. О нем и нельзя было писать не замечательно. Совершенно очевидно, что это был необычный человек, как и всякий большой талант. После его смерти в статье для ереванской газеты я писал о его дягилевском таланте организатора и параджановском таланте артиста. Прочтя тексты, еще более убедился в справедливости этих сравнений.

Сестра Давида рассказывает историю их семьи, о том, откуда Давид родом. Она обрывает свои мысли на времени, когда Давид уехал из Еревана в Москву учиться. Я хочу рассказать о Ереване, о городе, в котором он вырос.

(Нет, я не был с ним знаком в юности, хотя росли мы в одном городском пространстве. Он был старше меня, уехал в Москву после школы, я – значительно позже, после института; пересечений не могло быть. Мы познакомились в музее).

Ереван 1960-х годов – это совершенно уникальное место. Город авангардной архитектуры. До того – провинциальный город с красивыми каменными фасадами, среди которых два больших шедевра Таманяна. Не оцененный конструктивизм. Но в целом – преобладание традиции. И в этой традиционной среде начала буквально шквалом возникать модернистская архитектура. Открывались пространства, лепились объемы из бетона, где не было не то что традиционных элементов, не было ортогональных проекций.

Ереван тех лет был не похож на другие города. Он замысливался как столица всего разбросанного по миру армянства, и в эти годы эта утопия на миг реализовалась. Когда приоткрылся железный занавес, в Ереван стали съезжаться армяне и неармяне со всего мира. Вильям Сароян. Архитектор из Рима, который начал работать в Ереване. Параджанов снимал «Цвет граната».

В многочисленных открывшихся кафе Еревана Кочар рассказывал о Париже. Еще работающий Сарьян завещал армянскую живопись вернувшемуся из Ленинграда Минасу. Поэты, архитекторы.

В Ереване был создан крупнейший институт кибернетики с молодым гением Мергеляном. Академик Амбарцумян в Бюраканской обсерватори вычислял возраст вселенной. В городке физиков над живописным ущельем реки Раздан Алиханов построил ядерный ускоритель. Евтушенко, Вознесенский были постоянными гостями здесь.

В эти годы первоклассные мировые оркестры и солисты буквально чередовались на сценах двух ереванских залов. (Я не только хорошо все это помню, но я этот процесс наблюдал  изнутри: отец мой в середине 60-х ненадолго был поставлен руководить филармонией). В малом филармоническом зале возник витражный триптих Сарьяна. Летом 1965-го в Ереване состоялся фестиваль Бенджамина Бриттена. Он месяц жил в доме композиторов в ста километрах от Еревана, написал музыку на стихи Пушкина, и они с Питером Пирсом, Ростроповичем и Вишневской это впервые исполнили в ереванской филармонии. И конечно, блиставшая Зара Долуханова (вы же знаете, она была музой Давида, в течение нескольких лет он неизменно присутствовал на всех ее концертах).

Все они – эти великие люди, и все мы – обычные ереванцы, ходили по улицам, которые были похожи на  залы музея, уставленные первоклассной керамикой, ковкой, бронзой, с суперграфикой из камня на фасадах домов. Здания были похожи на скульптуры. Красота, стиль, вкус были во всем.

Битов после встреч с мэром Еревана Асратяном, который и строил этот новый город, в «Уроках Армении» напишет об одном ереванском шедевре (помните, на прошлой московской биеннале вместе с союзом мы показывали открытый кинозал, чтобы привлечь внимание к его замечательной архитектуре и не дать сломать?): «Это был действительно выдающийся кинотеатр, достроенный столь оригинально, что при вечернем освещении я так и не уловил, как же он выглядит в целом: казалось, он висел над землей, как приземляющаяся летающая тарелка. До начала сеанса было много времени, мы сидели в бесплотном кафе, состоящем из дырок, теней и каких-то трепещущих занавесок. Зал под открытым небом напоминал форум. Над нами горели южные звезды, как в планетарии. Мне казалось, мы взлетели, и если рискнуть подойти к краю и взглянуть оттуда вниз, то где-то глубоко под собой увидишь нашу милую, еще не столь роскошно застроенную землю и, расчувствовавшись, прочтешь вниз длинные стихи об оставшейся на Земле любви...».

Сейчас это время 60-70-х называют «ереванской цивилизацией». Давид Саркисян возник из этой «ереванской цивилизации».

... На обложке книги «Давид» он изображен на фотографии с нечеткими чертами лица. Облик человека спустя года стирается в памяти, становится не четким. Эта метафора понятна. Но содержание книги ее опровергает – в памяти всех красивое лицо Давида сохранилось абсолютно четко...

Карен Бальян, архитектор
Москва. 30.01.2012
Обложка книги «Давид». Фотография Лидии Оглоблиной
Улица Абовян в Ереване, начало 1960-х. Все фотографии Еревана 1960х предоставлены автором статьи.
Кировакан, начало 1960-х.
Инсталляция «Чайка» – первое модернистское сооружение, 1960
Дом творчества композиторов в Дилижане, начало 1960-х
Ленинакан, начало 1960-х
Мемориал «Егерн», 1967
Мемориал Сардарапатского сражения, 1970

31 Января 2012

Пресса: Портрет в арчимбольдовом вкусе
Два года прошло с тех пор, как не стало Давида Саркисяна, директора Музея архитектуры имени Щусева, руководившего музеем с 2000 по 2010 год. Обычно вечера памяти директоров музеев мероприятие так сказать внутрицеховое, для сотрудников и близких по профессии коллег. Случай с Давидом – особенный. В залах усадьбы Талызиных на Воздвиженке (основное здание Музея) в пятницу, 27 января, собрались многие, даже не связанные с архитектурой.
Вспоминая Давида Саркисяна
27 января в Музее Архитектуры состоялся вечер памяти Давида Саркисяна. Многочисленные друзья и коллеги вспоминали директора, руководившего музеем с 2000 по 2010 год. К этой встрече также были приурочены выставка Елены Цихон «Север для меня», проходящая во флигеле-руине, и презентация книги «Давид».
Пресса: В Музее архитектуры пройдет вечер памяти Давида Саркисяна
Вечер памяти и презентация книги о Давиде Саркисяне, 10 лет возглавлявшего Музей архитектуры им. Щусева и ушедшего из жизни в 2010 году, пройдет в МУАРе 27 января, как рассказала одна из инициаторов мероприятий, архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.