Перевыборы образования

Щекотливая ситуация с преподавательским составом, сложившаяся в МАрхИ после отставки Оскара Мамлеева, заметки Захара Прилепина об архитектурном облике Нижнего Новгорода и незавидная судьба усадьбы в Ярославской области, которую распилили на дрова в буквальном смысле этого слова, дали сетевым авторам обильную пищу для размышлений и дискуссий. Об этих и других событиях читайте в нашем сегодняшнем обзоре блогов.

mainImg
Последние события в МАрхИ, где состоялись перевыборы заведующего кафедрой промышленной архитектуры и Ученый совет, вопреки итогам голосования, не утвердил на следующий срок нынешнего зав. кафедрой Оскара Мамлеева, стали предметом обсуждений не только среди студентов и преподавателей этого вуза. Напомним, профессор Мамлеев на протяжении последних нескольких лет возглавлял в МАрхИ кафедру архитектуры промышленных сооружений, наладив за это время тесное сотрудничество со своими зарубежными коллегами-преподавателями и используя факультет в качестве экспериментальной площадки для разнообразных образовательных проектов. В конце октября проходило традиционное переизбрание руководящего состава кафедры, качестве альтернативного кандидата на эту должность был выдвинут Александр Хрусталев, представитель старшего поколения преподавательского состава,  придерживающийся более консервативных взглядов на обучение студентов. По итогам многочасового диспута большинством голосов Мамлеев был оставлен на своей должности, однако Ученый Совет МАРХИ это решение не поддержал и после тайного голосования Оскар Раульевич был отправлен в отставку. Теперь его многочисленные сторонники всерьез раздумывают о том, чтобы также покинуть стены вуза, а блогеры пробуют предугадать, какое будущее ожидает институт после этой открытой конфронтации.

Статья в защиту Мамлеева, написанная старшим преподавателем МАрхИ Артемом Черниковым, появилась в интернете сразу после того, как стало известно о решении Ученого совета. «Несколько лет назад Оскар Мамлеев, будучи избранным на должность заведующего кафедрой Промышленной Архитектуры, решил, что не так уж плохо, если хорошими архитекторами в России будут становиться не вопреки полученному в МАрхИ образованию, а благодаря ему. Для этого он пригласил на работу практикующих специалистов, по сути являющихся заказчиками того продукта, который производит Архитектурная Академия. Он позвал на работу руководителей известных архитектурных бюро Москвы, дав каждому большую свободу в плане методики преподавания и постановки учебных задач. Он сформировал новый здравомыслящий ГАК, пригласив для участия в нем также архитекторов из Германии и Норвегии. Он добился увеличения числа учебных групп на кафедре в связи с нахлынувшим вдруг потоком студентов. Он создал условия, при которых учиться и преподавать на ПРОМе стало не только интересно, но и в известной степени престижно», – пишет Черников. И делает неутешительные прогнозы: «Конечно, «под Хрусталевым» на ПРОМе работать станет невозможно. По крайней мере, я могу сказать это про себя. Было бы совсем неплохо, появись возможность создания новой прогрессивной кафедры в МАрхИ для продолжения намеченной Мамлеевым образовательной политики, но принимая во внимание грядущие перевыборы ректора и опять же Ученый совет, шансов, мягко говоря, немного. Что же до самого МАрхИ, то у него есть выбор: стать в полной мере европейским ВУЗом, позволив талантливым энергичным людям почти бесплатно (зарплата 3000 рублей в месяц) заниматься своим преподавательским делом, или же продолжать спокойно догнивать в руках уставших от реальности обиженных стариков, мечтающих вернуть то время, когда они были молоды, сильны и полны светлых планов на будущее. Так или иначе, я уверен, что на МАрхИ свет не сошелся клином, и если нам не дадут работать в этом ВУЗе, то придется найти новую площадку для осуществления задуманного».

Этот экспрессивный и эмоциональный текст вызвал бурную реакцию читателей.  «А студентам-то что делать? Я, например, не вижу вообще смысла оставаться в институте, если уйдет мой преподаватель, Асс, Григорян, Лызлов и т.п. Что тут делать тогда вообще? Рисовать волнистыми линиями огромные технопарки? Нет, нужно как-то озвучить свое мнение», – пишет Маша Волкова.  «Очень много боли и слов. Мы искренне вам сочувствуем и желаем не терять надежды и веры в дело. Чтобы не мусолить и не быть голословными, предлагаем открыть новый институт: Moscow School of Architecture & Design. Для него все есть: программа и преподаватели есть, студенты найдутся, место тоже можно найти – Флаконы, Артплеи или даже Политех», – вносит конструктивное предложение Анастасия Вишневская-Грищенко. «Похоже, ситуация с архитектурными ВУЗами в России близка к трагедии в ее нынешнем положении. В Новосибирской архитектурно-художественной академии дела ничуть не лучше. Плюс ко всему – новый образовательный стандарт, косвенно адаптированный к нашим условиям обучения на архитектора, дизайнера. А в существующем виде обучать уже невозможно. Морально устаревшие требования вызывают у студентов одно стойкое желание: поскорее получить диплом и забыть про академию как про страшный сон, а у некоторых даже отторжение к профессии появляется», – комментирует Ксения.

Эти же события активно обсуждались и в блоге журнала «Проект Россия» на facebook. Судя по высказываниям участников дискуссии, у МАрхИ есть потенциал для того, чтобы стать прогрессивным вузом, однако в нынешней ситуации предугадать будущее этого института довольно сложно. «Предлагаю учредить экспериментальную кафедру ПРОМ во главе с Мамлеевым, по аналогии с экспериментальной мастерской Асса, вслед за чем перевести все прогрессивные инициативы МАрхИ в экспериментальный формат. В тот момент, когда число экспериментальных кафедр и мастерских превысит число прочих, оставшиеся следует переименовать в «ортодоксальные», естественным образом сведя пропорцию к обратной», – предлагает архитектор Никита Асадов. А Юрий Ермаков объясняет суть возможных претензий Ученого совета института к отстраненному зав.кафедрой: «За последние годы на кафедру ПРОМа были приглашены ведущие архитекторы, состав ГАК на защите дипломов, руководителей дипломных проектов просто поражает звездностью фамилий. Огромное спасибо за это и следует сказать Оскару Мамлееву. Он смог привлечь практически на благотворительной основе ведущих специалистов. Но скажите мне, пожалуйста, причем здесь кафедра Промышленных зданий? <...> По этой же причине сами проекты, представляемые на защиту, уже далеки от специализации кафедры ПРОМа». «Дело в том, что для проектирования современных промышленных зданий, архитекторы вообще не нужны. Достаточно грамотных инженеров. Поэтому и кафедра такая не нужна. Но, раз уж она есть, лучше учить студентов архитектуре, а не проектировать заводы по нормам пятидесятых. Мамлеев этим и занимался», – оппонирует ему Ярослав Ковальчук. Елена Гонсалес согласна: «Вопрос учителя (личности) всегда остается главным. Что касается проектирования заводов, то, насколько мне известно, они продолжают там проектироваться и при Мамлееве. <...> При Мамлееве впервые за долгое время кафедра ПРОМ стала престижной. Привлекательной, интересной для студентов (если я не права, пусть студенты меня поправят). Да, во многом это произошло из-за того, что к преподаванию были привлечены практикующие архитекторы. Да, конкуренция возникает – это факт. Да, мы видим вполне административное решение, этого вопроса – тоже факт». «Ученый совет МАрхИ очень редко идет против мнения кафедры, только в случаях почти равного голосования, даже когда ректорат поддавливает. Так что все вызрело на самой кафедре и голосование, и лоббирование», – пробует, в свою очередь, внести ясность в сложившуюся ситуацию Виталий Барышников.

Не менее критическая и, к сожалению, узнаваемая ситуация сложилась в Ярославской области, где расположена усадьба Спасское, некогда принадлежавшая князьям Урусовым. Здание, являвшееся объектом культурного наследия, в настоящий момент практически разрушено, остатки деревянных конструкций местные жители растаскивают на дрова. Решение о демонтаже «барского дома» было принято руководством Ярославской областной психиатрической больницы, которая размещается на территории бывшей усадьбы. Подробнее об этом написал пользователь av4 в своем репортаже, размещенном в блоге «Архитектурное наследие». Его пост заканчивается словами: «Ярославский ВООПИК уже проинформирован, они готовы предпринять какие-то действия. Общественное мнение, губернатор, прокуратура... Мы со своей стороны в Москве тоже попробуем поднять шум. Но памятник уже не вернуть. Еще один ушел. Который следующий?». Блогеры предполагают, что руководство больницы, увы, скорее всего, останется безнаказанными за свои действия: «И ведь никому ничего за это не будет. Максимум – главврачу погрозят пальчиком и оштрафуют на 2-3 тысяч рублей», – пишет dinya_ss. «Ну да. Потому и никто, когда принимает такие решения, даже не считает нужным выяснить, памятник это или нет, и какие нормы существуют при обращении с объектом наследия. Хотя не могли они не знать, что объект входит в список памятников. Просто плевать хотели на эту незначительную подробность», – отвечает ему автор статьи, прекрасно понимающий, что никакие административные взыскания и штрафные санкции не способны возродить исчезнувший памятник архитектуры.
zooming
Московский архитектурный институт. ФОТО Muar.ru
zooming
Старое фотоизображение усадьбы Урусовых, датируемое началом ХХ века. Автор неизвестен

Впрочем в регионах можно найти примеры как отрицательного, так и положительного отношения к архитектурному наследию. О некоторых из них рассказывает писатель Захар Прилепин в своем блоге на сайте журнала «Афиша».  Его материал, посвященный родному Нижнему Новгороду, собрал много откликов среди читателей. Прилепин в конспективной манере обрисовывает как политические и экономические нюансы местной жизни, так и социокультурные явления.  «Вместо столичного Арбата – у нас есть своя Большая Покровка, тоже как Арбат, только в сто раз лучше. Замечательно красивая улица, выложенная брусчаткой и вся уставленная разнообразными памятниками: жандарму, барышне с детьми, фотографу, козе. Надо сказать, что на Покровке жил в свое время великий русский литератор Анатолий Мариенгоф – но вот ему памятника пока не поставили, и неизвестно, какой он там в очереди на памятник после козы. Есть смысл предположить, что местные градоначальники наверняка знают, что такое жандарм и что такое коза, а вот про Мариенгофа слышали чуть меньше».
zooming
Анатолий Мариенггоф

«На вопрос, отчего я живу в Нижнем, мне никак не придумать убедительного ответа. Я этим вопросом никогда не задаюсь. Вот задался и отвечаю: в Нижнем Новгороде есть для счастья все», – этим абзацем Прилепин подводит черту под своими размышлениями.

Для многих интернет-пользователей, в особенности для самих нижегородцев, мнение Прилепина оказалось весьма лестным: «Всегда считал Нижний третьей столицей России. Очень лестно, когда кто-то отзывается о нем так же. Кто-то может поспорить. По уровню экономического развития он, конечно, сильно уступает и Екатеринбургу, и Казани, и Новосибирску. «За» говорят: транспортное сообщение с Москвой и Питером, исторические события (4 ноября), и, без сомнения, красивая старая архитектура. Можно найти еще пару-тройки «за». При этом столичность у него какая-то другая. Нижний по-домашнему уютный. По нему можно ходить буквально «в тапочках». Про две другие столицы такого не скажешь», – пишет Иван Кузнецов в коментариях к материалу.

Весьма любопытный материал был размещен и в блоге пользователя cocomera. В нем речь идет о снимке, сделанном восемьдесят лет назад на московской площади Революции. Изображение декоративной домны,  выполненной бригадой РАПХа (Ю.П. Щукин, Я.Д. Ромас, А.С. Магидсон, А. Д. Кузнецова) и в точности копирующей строящуюся тогда установку Кузнецкстроя, привлекло внимание интернет-пользователей. Одни из них анализируют надпись «Да здравствует грядущий мировой Октябрь!» и конструкцию отдельно от исторического контекста, другие пробуют представить, как именно выглядела данная конструкция в цвете, основываясь на мемуарах авторов проекта. «Насколько я смогла понять из воспоминаний Магидсон, эта установка была выкрашена в серебряный цвет, что в сочетании с красными полотнами давало ощущение «строгости металла с торжественностью праздника». Ну, и плюс подсветка была. Ночью это сооружение очень даже футуристично выглядело...», – пишет автор исходного поста. Юзеру lobgott  удалось отыскать фотоснимок, на котором декоративная домна снята в ночное время суток с включенной иллюминацией. На фоне современных светотехнических приемов освещенная лампочками конструкция выглядит достаточно скромно, однако на момент своего создания она явно вызывала фурор у современников. «Отличная инсталляция! – подводит итоги Борис Воробьев. – Спасибо, что смогли напомнить о воодушевлении и энтузиазме того времени. Размах, конечно, впечатляющий. Это, безусловно, лучше, чем портреты вождя такой же величины, которые стали украшать в те же дни праздники несколько лет позже».
zooming
«Домна Кузнецкостроя». Бригада РАПХа (Ю.П. Щукин, Я.Д. Ромас, А.С. Магидсон, А. Д. Кузнецова)
zooming
Она же в ночное время суток

16 Ноября 2011

Похожие статьи
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.