Золотой каньон сити

Единственным российским участником недавнего международного конкурса на застройку последнего свободного участка на территории ММДЦ «Москва-сити» стало архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects». Свой многофункциональный комплекс мастерская Сергея Скуратова трактовала как архитектурный антипод всем уже построенным здесь небоскребам.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

17 Ноября 2011
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурная концепция застройки участка 17-18 Москва-сити
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Скуратов С.А., Обвинцев В.А., при участии Ильина И.Ю., Асадова Н.А.

2011
Участок 17-18, о котором идет речь, ограничен Тестовской улицей, 1-м и 2-м Красногвардейскими проездами и представляет собой практически идеальный равносторонний треугольник. Это именно здесь лорд Норман Фостер собирался возвести к 2016 году рекордно высокую башню «Россия» – строительство было отменено в разгар экономического кризиса, и с тех пор площадка вакантна. С 2006 года, когда звезда британской архитектуры спроектировал свой 600-метровый небоскреб, в судьбе «Москва-сити» вообще многое изменилось: одни высотки достроены и сданы в эксплуатацию, другие проекты заморожены навсегда, третьи уступили место парковкам, а в целом деловой центр успел зарекомендовать себя как катастрофически неудобный и перегруженный автотранспортом район. Но не пустовать же площадке, тем более такой! Участок 17-18 – это та часть ММДЦ, которая ближе всего расположена к Третьему транспортному кольцу и по идее должна служить парадной вывеской всего конгломерата небоскребов. Правда, теперь наученный опытом предшественников инвестор понимает, что рекордно высокое здание здесь не нужно – скорее, некий промежуточный в смысле высоты объем, который визуально бы воспринимался как «ближний рубеж» офисных гигантов. Вот почему в рамках конкурса архитекторы должны были придумать объект, кардинально отличающийся от всего того, что уже построено в «Москва-сити», и, более того, способный кардинально улучшить имидж этого района столицы.

Высота будущего комплекса была ограничена 230 метрами, но, тщательно проанализировав силуэт и панорамы ММДЦ, Сергей Скуратов пришел к выводу, что и это довольно много, и «отрезал» от проектируемого объема еще 40 метров. Таким образом архитектор получил здание, которое было бы существенно выше всех эстакад Третьего транспортного кольца и не терялось на фоне небоскребов, но в то же время и не стремилось тягаться с последними. Что же касается объемно-планировочного решения, то над ним Скуратов изрядно поломал голову. «Сначала, конечно, рисовалась башня – одна или несколько, и мы двигали ее по участку и комбинировали с разными другими объемами, – рассказывает архитектор. – Но все это не отвечало главной задаче – придумать объект, который бы, с одной стороны, визуально воспринимался плоть от плоти «Москва-сити», а с другой, был совершенно самостоятельной архитектурной единицей, про которую сразу ясно, что она спроектирована на десять лет позже, чем небоскребы. В конце концов, эти перестановки мне надоели, и я решил действовать от противного – застроить участок по периметру».

Фактически Скуратов воспроизводит исходную конфигурацию равностороннего треугольника, правда, скругляет и слегка отгибает у своей «фигуры» углы, сообщая ей таким образом очевидное пластическое родство с расположенными по соседству высотками. Впрочем, это не значит, что комплекс решен как единый монолитный объем – это отнюдь не неприступный форт, защищающий подступы к ММДЦ. Наоборот, архитектор стремился создать структуру в меру проницаемую и открытую (почему «в меру», думаю, понятно – соседство с такой трассой, как ТТК, отнюдь не располагает к полной прозрачности). На выручку пришла функциональная программа, составленная заказчиком: в состав комплекса следовало включить торговые и офисные площади, а также вместительную парковку и жилье. Паркинг предсказуемо ушел под землю, а магазины, офисы и апартаменты Сергей Скуратов распределил слоями: ритейл занимает первые этажи комплекса и пространство между стоянкой и озелененным внутренним двором, а рабочие места и квартиры формируют два одинаковых по габаритам объема, которые архитектор ставит друг на друга. Каждый из треугольников, в свою очередь, составлен из нескольких корпусов – по 3-4 на «сторону», – причем верхние с нижними чередуются в шахматном порядке. С одной стороны, это позволяет пропустить через офисы вертикальные коммуникации жилья, а с другой помогает избежать того самого ощущения крепостной стены. Визуально граница между разными функциями обозначена и с помощью широкого пояса технического этажа, по которому комплекс можно обойти по периметру (а можно и оббежать – архитекторы предлагают разместить здесь, в числе прочего, беговую дорожку). Еще один такой же сквозной коридор расположен на уровне кровли, объединяющей все верхние корпуса.

Как уже говорилось, пространство внутреннего двора предполагается озеленить. Однако создание обычного газона на кровле паркинга Скуратову кажется мерой совсем недостаточной – «Москва-сити» совершенно лишен зелени, поэтому хотя бы в последнем здании ММДЦ архитектору хотелось подойти к решению этого вопроса принципиально иначе. Проект его мастерской предусматривает создание полноценных садов не только на уровне земли, но и между офисами и апартаментами, а также на кровле последних. Что же касается растительности двора, то она широкими волнами выплескивается за пределы комплекса – зеленые пандусы окружают его практически по всему внешнему периметру, позволяя войти во двор, минуя торговые залы и офисные вестибюли. Сам Скуратов шутит, что попытался сделать еще одни «Садовые кварталы», только на этот раз в стилистике Сити.

Действительно, определенное родство с архитектурой делового центра в решении комплекса усмотреть можно, хотя Сергей Скуратов сделал все для того, чтобы оно не было кровным. Фасады своего МФК архитектор предлагает облицевать белым металлом – большое количество французских окон превращает их плоскости в ажурную сетку со строгим геометрическим рисунком. С одной стороны, налицо большое количество стекла – как и в соседних небоскребах, – а с другой, здесь оно заключено в тонкие, но надежные оправы, благодаря чему здание не воспринимается как студенистая масса, а выглядит очень парадно (заслуга белоснежного цвета) и строго.

Боковые торцы корпусов также выкрашены в белый цвет, но окон здесь значительно меньше и размещены они все в том же шахматном порядке, благодаря чему эти плоскости выглядят даже более «скуратовскими», чем главные фасады. Впрочем, во дворе сюрпризов еще больше: для того, чтобы сделать это пространство максимально светлым и теплым, архитекторы предлагают облицевать обращенные к нему фасады алюминиевыми панелями золотисто-терракотового оттенка. При таком решении даже в самые пасмурные дни обитателям комплекса будет казаться, что по поверхности здания скользят солнечные лучи. «Помните фильм «Золото Маккенны», где герои Грегори Пека и Омара Шарифа в конце попадают в золотой каньон? – улыбается Скуратов. – Так вот мне хотелось создать в Сити нечто подобное – много света, много зелени, много теплых красок, благодаря которым этот комплекс стал бы своего рода оазисом посреди очень суровой урбанизированной среды».

Гораздо красноречивее слов о грандиозном замысле «Сергей Скуратов Architects» рассказывает фильм, сделанный мастерской для презентации своего конкурсного проекта.
Эскиз


Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурная концепция застройки участка 17-18 Москва-сити
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Скуратов С.А., Обвинцев В.А., при участии Ильина И.Ю., Асадова Н.А.

2011

17 Ноября 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
ЯГТУ 2020: «Если бы горы могли говорить»
Выпускные работы кафедры Архитектуры Ярославского государственного технического университета: регенерация альплагерей Грузии и традиционной сванской деревни, Музей хрусталя, а также горное укрытие, созданное при помощи алгоритмического проектирования.
Цельная оболочка
На острове Хайнань, на берегу Южно-Китайского моря строится павильон-библиотека по проекту пекинского бюро MAD.
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.