Запад-Восток, или еще раз об иностранцах в России

5 октября в Москве прошел круглый стол «Зарубежные архитекторы и дизайнеры в России», организованный компанией Kalinka Realty. Как часто случается на подобных дискуссиях, обсуждение проблем, связанных с работой иностранных проектировщиков в нашей стране, вышло долгим и эмоциональным.

mainImg
Круглый стол состоялся в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства, и интерес Kalinka Realty к теме «Иностранцы в России» вполне объясним: компания нередко выступает консультантом крупных девелоперских проектов, к реализации которых привлекает западных архитекторов и дизайнеров. Среди самых последних примеров такого сотрудничества – проекты Barkli Virgin House и Barkli Park, к созданию интерьеров которых была приглашена дизайнерская компания Филиппа Старка Yoo, – и именно они в ходе многочасовой дискуссии всячески рекламировались. Впрочем, независимо от коммерческой подоплеки мероприятия, его следует признать состоявшимся: тема, которая вот уже десять лет не оставляет профессиональное сообщество равнодушным, и на этот раз спровоцировала жаркие дебаты.

Первым слово взял Эрик ван Эгераат, который начал с того, при любой встрече культур конфликты неизбежны, однако, как показывает практика, именно интернациональные проекты получаются наиболее профессиональными и интересными с точки зрения архитектуры. На этом запас толерантности у «звезды», видимо, и закончился, потому что дальше Эгераат переключился на больное: отсутствие в России нормальных условий работы для архитекторов, чудовищно неудобные и порой совершенно необъяснимые с точки зрения логики нормативы, глобальная нерешенность транспортных и социальных проблем. «Вы двадцать лет проектируете «Москва-сити» и все двадцать лет это место остается самым ужасным и неудобным в Москве!»  

Коллегу горячо поддержал Сергей Чобан: «Сегодня в Москве нет условий для того, чтобы проектировать и строить объекты быстро и при этом качественно. Нет рынка местных материалов, нет возможности работать за адекватные деньги и быть уверенным в том, что твой проект будет реализован именно так, как он задуман. Достаточно изучить проект Эрика ван Эгераата, выполненный для «Москва-сити», а потом посмотреть на построенный «Город столиц», чтобы убедиться в истинности моих слов. Вообще главный парадокс современного российского архитектурного рынка заключается в том, что получить прибыль можно только в том случае, если проектируешь плохо и быстро. Работать в таких условиях западные архитекторы, конечно, не готовы».

Глава Союза архитекторов России Андрей Боков, в свою очередь, заявил, что необходимость присутствия зарубежных архитекторов на российском рынке неоспорима, но в этом деле нужен разумный копромисс. На его взгляд, сегодня самая главная проблема заключается в очевидной дискриминации со стороны государства – почти на все крупные проекты приглашаются иностранцы, которым отдаются все преференции. Впрочем, даже при этом проекты с участием иностранцев зачастую не доводятся до конца: причина неудач иностранцев в России, по мнению Бокова, в не сформулированной государственной политике по отношению к проектам, финансируемых из бюджета. «В результате мы имеем чрезвычайно затратную и строящуюся девять лет Мариинку, чрезвычайно затратные проекты Сочи и т.д... Нас часто упрекают, что мы не делаем «Мерседесов». Но начинать переделывать сложившуюся систему с архитекторов – бесперспективное занятие, – убежден Боков. – Сегодня мы имеем допотопную, неповоротливую, консервативную строительную сферу, непросвещенного заказчика, особенно если говорить о бюджетном финансировании, отсталую нормативную базу и ухудшающее все это законодательство, предписывающее выдачу безликих допусков юридическим лицам вместо принятой во всем мире аттестации физических лиц. Чем раньше мы это поймем, тем раньше построим цивилизованный рынок, на котором будут действовать единые для иностранцев и своих правила, и на котором будет место всем». При этом, добавил Андрей Владимирович, уже как практикующий архитектор, не раз, по его словам, исправлявший проекты за иностранными коллегами, пока приглашенным специалистам зачастую не хватает элементарного понимания российского климата и российского менталитета, из-за чего многие разрабатываемые проекты изначально нежизнеспособны.

Архитектора и чиновника в лице Андрея Бокова поддержал президент компании «Баркли» Леонид Казинец. «Перестаньте уже искать проблему в архитекторах! – призвал он собравшихся. – Главная проблема в том, что современные российские девелоперы в массе своей непрофессионалы. Если человек еще пять-семь лет назад торговал стройматериалами или краской, то откуда ему знать, какой должна быть архитектура и, главное, какой архитектуре именно он готов отдать предпочтение?! Точное понимание того, что мы хотим от архитектуры, возможно только в том случае, когда над проектом работает профессиональная управляющая команда». В качестве примера последней г-н Казинец привел свою нынешнюю команду, а в качестве успешного объекта назвал Barkli Park, спроектированный архитектурным бюро «Атриум», а теперь, ради более успешной и громкой раскрутки, порученный Филиппу Старку. К слову, компания долгое время во всех рекламных материалах упоминала в качестве автора комплекса только звездного Старка, но теперь эта несправедливость исправляется: по крайней мере, на данном круглом столе Антон Надточий и Леонид Казинец сидели рядом, и девелопер в своем рассказе о выборе иностранного партнера не забывал упоминать архитекторов «Атриума».

Антон Надточий, в свою очередь, рассказал о том, что его мастерская не раз участвовала в конкурсах наряду с иностранными архитекторами и выигрывала у последних – не так важно, какое у проектировщика гражданство, если главным и единственным критерием отбора является качество и инновационность проекта. По мнению архитектора, иностранный опыт России сегодня куда нужнее в сфере инженерии и экономики проектов. За развернутые консультации с иностранными специалистами выступил и Сергей Скуратов, но предостерег аудиторию от того, чтобы во всем и вся перенимать западный опыт. «Мировоззрение невозможно перевести на иностранный язык, и для того, чтобы успешно строить в стране, необходимо стать частью этой страны, – убежден глава «Сергей Скуратов Architects». – И уж чего точно нельзя делать, так это брать западный проект и пытаться реализовать его собственными силами!» По мнению Скуратова, западные и российские архитекторы изначально работают в совершенно разных условиях: любой иностранный архитектор – это человек с системным, командным мышлением, привыкший к тому, что каждое техническое задание основано на законе и насущных потребностях общества, тогда как наши проектировщики имеют дело, прежде всего, с произволом и беззаконием. «На Западе архитекторы выполняют государственный или коммерческий заказ и гордятся такой возможностью, а в России архитектор – это аналитик и хирург, вынужденный образовывать заказчика, противостоять его жадности и защищать от его хищнических запросов интересы города».

Затронул Скуратов и другую болезненную для всех проектировщиков тему: российские девелоперы не относятся к зданиям, которые строят, как к авторским произведениям. Мало того, что от проекта могут делаться какие угодно отступления в ходе реализации, так еще и никого, кроме самих архитекторов, не беспокоит, как сооружения эксплуатируются после заселения жильцами или арендаторами, и последние могут «тюнинговать» фасады как хотят, стекля лоджии, завешивая проемы рекламой и т.д. В качестве очень горького примера архитектор привел свой комплекс «Баркли Плаза», который так и не был доведен до ума. Выступление Сергея Скуратова вызвало единодушные аплодисменты, но, к сожалению, Леонид Казинец к тому времени уже покинул круглый стол, так что справедливые претензии и вопросы автора проекта так и остались без комментариев девелопера.

Итог дискуссии подвел ее ведущий, архитектурный критик Николай Малинин, признавший, что подобные обсуждения обычно ничем не заканчиваются, но это не значит, что проблему нужно замалчивать. Наоборот, стремление организаторов дать слово и иностранным архитекторам, и российским (а на круглом столе также выступили директор по развитию компании Yoo Джеймс Снелгар, директор по разработке концепций проектов английского архитектурного бюро Dyer Филип Болл, Михаил Филиппов и Сергей Ткаченко) внушает надежду на то, что коллеги из разных стран действительно способны найти общий язык. Что ж, теперь осталось дождаться, когда это право за ними будут признано на законодательном уровне.
Фото: Данила Ремизов
Ведущий дискуссии Николай Малинин
Эрик ван Эгераат
Сергей Чобан
Леонид Казинец и Антон Надточий
Сергей Скуратов
Джеймс Снелгар
Михаил Филиппов
Екатерина Румянцева, генеральный директор Kalinka Realty
zooming
Barkli Park
zooming
Баркли-Плаза

10 Октября 2011

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.