11.02.2010

Космос ниже уровня земли

Осенью прошлого года в Калуге был проведен открытый конкурс на проект второй очереди Государственного музея истории космонавтики им К.Э.Циолковского. ПТАМ Виссарионова разместила новые корпуса музея преимущественно под землей, в природном склоне.

информация:

Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Проект ПТАМ Виссарионова на выставке инвестиционных программ в Калуге

Музей истории космонавтики (МИК) им. К.Э. Циолковского в Калуге был построен в 1963-1967 гг. по проекту известных советских архитекторов – Б.Г. Бархина, В.А. Строгого, Н.Г. Орловой, К.Д. Фомина, выигравшему всесоюзный конкурс и удостоенному Государственной премии РСФСР. Кстати, для нашей страны это было первое здание, спроектированное и построенное специально для технического музея. Комплекс расположен на окраине города, и окружающий его парк эффектно подчеркивает динамичную композицию из бетона, алюминия и стекла, увенчанную куполом планетария. Здание возведено на высоком берегу Яченского водохранилища и раскрыто на него остекленным торцом, который окаймляют бетонные «створы». На верхней террасе перед музеем установлены модели ракет, а вниз, к набережной, спускаются еще несколько террас и пешеходных дорожек, однако сегодня эти территории находятся в довольно запущенном состоянии. Давно уже мечтая о расширении музейных площадей, руководство МИК для строительства нового корпуса выбрало именно этот крутой верхний склон берегового откоса и прилегающую к нему террасу. Место, что и говорить, эффектное: один панорамный вид на акваторию чего стоит, а ведь на противоположном берегу еще и раскинулся живописнейший калужский бор.

Впрочем, архитекторам, работающим над предложением по второй очереди музея, вряд ли можно позавидовать: сильный перепад рельефа – само по себе непростое условие проектирования, еще сложнее вести на равных диалог с доминирующим над берегом существующим зданием, которое, без преувеличения, является памятником своей эпохи. Не отличалось простотой и техническое задание, которое предписывало спроектировать новые экспозиционные залы, фондохранилище, конференц-зал на 250 мест, 3D-кинотеатр и так называемую интерактивную зону, в состав которой войдут зал тренажеров для астронавтов, кабинет космического моделирования и малая солнечная обсерватория.

Работая над своим предложением, коллектив ПТАМ Виссарионова сразу решил, что соперничать с архитектурой основного здания он не будет. Вместо того чтобы вступать в диалог с произведением модернизма 1960-х, архитекторы позволили ему сохранить свое исключительное доминирующее положение на высоком берегу, а объекты второй очереди, чья площадь, кстати, значительно превышает существующие постройки, «спрятали» в пейзаже. Существующий на участке застройки сильный перепад рельефа подходил для решения этой задачи как нельзя лучше. Новый корпус архитекторы заглубили прямо в склон берега, а озелененная платформа кровли стала своего рода продолжением горы. Собственно музейные пространства под ней практически не заметны, и больше всего  этот прием, пожалуй, напоминает о московском музее космонавтики, все экспозиции которого также спрятаны в основание холма. К набережной новый корпус музея обращен остекленным протяженным фасадом и в этом перекликается с основным зданием комплекса, однако расположен по отношению к нему перпендикулярно и не тормозит «парения» модернистского здания, а наоборот, как бы продлевает его «взлетную полосу».

Мощная платформа кровли нового корпуса сверху напоминает разноцветную аппликацию, составленную из цитат уже существующего здания и окружающего его парка. Так, на искусственном плато появляются и собственный амфитеатр, похожий на тот, в котором установлена ракета «Восток», и новые ракеты, и покатые купола световых фонарей, напоминающие завершение планетария. Помимо этих элементов и масштабного озеленения, визуальное единство двух корпусов подчеркивается за счет устройства основных входов в новый музей именно сверху, с платформы. Не удаляясь из поля воздействия старого здания, посетители смогут или прогуляться по благоустроенной территории с видом на реку, или спуститься к продолжению экспозиции. Вторая входная группа расположена со стороны водохранилища и оформлена козырьком на тонких опорах.

Фактически наличие у музея второго корпуса можно обнаружить только со стороны набережной, куда обращены и окна выставочных залов, и объем конференц-холла, внешне уподобленный архитекторам планете или глобусу, и красный параллелепипед фондохранилища. Последний объем вписан в параболу-рампу, предназначенную для перемещения посетителей и спецтехники и зеркально отображающую дугу амфитеатра наверху.

Разработанное ПТАМ Виссарионова предложение по второй очереди музея истории космонавтики приняло участие в выставке инвестиционных программ, прошедшей в Калужской областной администрации осенью 2009 года. И хотя по итогам тендера на право заключения государственного контракта мастерская не получила возможности дальнейшего проектирования, предложенную ею концепцию развития музея нельзя не признать весьма целесообразной. Отдавая дань уважения произведению советских зодчих, архитекторы формируют единый архитектурно-ландшафтной комплекс современных космических технологий с обширной рекреационно-парковой зоной.
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова
Музей истории космонавтики в Калуге (конкурсный проект второй очереди) © ПТАМ Виссарионова

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Сенкевич
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Орешкин
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Марк Сафронов
  • Никита Явейн
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Андрей Романов
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Павел Андреев
  • Юлий Борисов
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Левон Айрапетов
  • Карен Сапричян
  • Никита Бирюков
  • Валерий Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Иван Рубежанский
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Василий Крапивин
  • Олег Шапиро
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Рустам Керимов
  • Николай Миловидов
  • Юрий Сафронов
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Арсений Леонович
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Бондаренко
  • Илья Уткин
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»
  • Апарт-отель «Европа»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи