Б. Михайлов

Автор текста:
Б. Михайлов

Критерии "церковности" в храмовом зодчестве

Впервые статья опубликована в сборнике «Храмостроительство в России. Традиции и современность» – РААСН, М., 1996.

0

1. Внешнее понимание церковности основано на профессиональном подходе и формальном следовании канонам культовой архитектуры. Как явление в архитектурной практике России, он связано со стремлением в XIX веке вернуться к подлинным основам православного зодчества и, в частности, с конкурсом строительство Храма Христа Спасителя в Чертолье. Это архитекторы А.Кутепов, 1831 г., И.Шарлеман 1831 г. и, конечно, сам К.Тон, 1832 г.

2. Артистическое понимание церковности связано с эстетизмом, мощной идейной установкой на гений художника-творца которому покорны и мастерство, и стили, и сама Красота. В России его первое предвестие - "нарышкинское барокко", затем - как тенденция - весь XVIII век, новый всплеск - эпоха модерна (Шехтель, Суслов, Щусев - в данном случае модерн понимается шире, чем просто стиль, шире, чем образное единство определенных формальных признаков. Модерн - это "ар нуво", новое искусство, новая жизнь, ее новое качество).

3. Третье понимание церковности связано с определенными идейными установками. Что это такое, дает яркий пример: " Проект для сооружения в Москве храма во имя Христа Спасителя, составленный митрополитом Московским Филаретом. Марта 1837г."

Храм не должен быть просто огромным зданием. "Умудряющий слепцов внушил и мне, не сушу архитектору, мысль - составить план храму, совершенно в новых значениях, основанных на символах видения св. Иоанна Богослова", - писал святитель нашей Церкви, недавно причисленный к лику святых. Вот этот план в кратком изложении:

Внутри по обыкновению три раздела: трапеза, символизирующая Ветхий Завет, сама церковь - Новый Завет, алтарь - Св. Святых. Семь престолов по числу семи церквей, упомянутых -в Апокалипсисе (Ал. 1, 12, 16, 20). Два престола в трапезе - посвящены св. праотцам и св. Иоанну Предтече. Пять в церкви - посвящены Благовещению, Рождеству Христову, Богоявлению, Преображению, Воскресению. Служение у каждого престола поочередное, по дням седмицы, воскресенье и праздники - в последнем алтаре, Воскресенском. Четыре столпа, по мысли митрополита Филарета, олицетворяют четыре природные стихии и четырех Евангелистов, второе значение их - утверждение Вселенной и проповедь истинной религии. Верхняя часть храма являет собой престол Всевышнего и Сионскую гору, в ней изображается всевидящее Око. Вместо окон - семь прорезов со стеклами и подобие семи светильников пред Господом (Ал. 1,12, 20). В верхней же части -четыре дуги из семицветных стекол, изображающих радугу, символ примирения Бога с человеком.

Снаружи основанием храма является терраса, она же возвышенная земная поверхность или воздух, в коем обитает и славословит Господа вся тварь. Самый храм - небо, верхняя его часть, как уже сказано, - престол Всевышнего, купол - Сионская гора и Агнец на ней (Ал. 5, 6; 14,1) с крестом и книгою семи печатей (Ал. 5,1 - 8; 6). По стене вокруг верхней части писаны 24 престола и 24 старца с золотыми венцами на них, арфами хваления и фиалами возношения Господу (Ал. 4,4; 5, 8). На четырех сторонах наружного престола - подобия четырех животных о 6 крыльях каждый (Ал. 4,6 -8).

Далее митрополит Филарет излагает функциональные особенности сооружения, но для нашей темы сказанного достаточно.

Казалось бы, проект основан на священном Писании, исходит от одного из первых иерархов Православной Церкви, однако нецерковность его очевидна. Проект был оставлен "без действия" (ГИМ ОПИ ф. 402 д. 130 л. 22-27).

Где-то близко к этому проекту, как продукту отвлеченной мысли, располагаются храм Василия Блаженного, Ново-Иерусалимский монастырь и, конечно, проект А.Витберга.

4. Что же такое церковность в храмовом зодчестве? Очевидно, мы должны дать церковное определение этого понятия. Для этого обратимся к слову современного святителя нашей Церкви митрополиту Сурожскому Антонию (Блум), который окормляет православные приходы в Англии: Это один из самых авторитетных епископов нашего времени, и вот в слове "О вере" он говорит: "Часто, особенно на Западе, в протестантском мире говорят о христианах как о народе Божием. Народ Божий - это тот народ, который имеет в руках Священное Писание Ветхого и Нового Завета, который это Священное Писание знает, который старается по нему жить. Так ли это? Можно ли сказать, что этим исчерпывается определение народа Божия? Мне думается, что нет; недостаточно иметь в руках Священное Писание; недостаточно его изучать, знать; недостаточно даже жить по нему, если та община, которая так живет, не укоренена в Боге, не пронизана присутствием Святого Духа так, как та ветхозаветная и новозаветная община, в которой Священное Писание родилось. Народ Божий -это не тот народ, у которого по наследству есть Священное Писание. Народ Божий, в полном смысле этого слова, - это тот народ, который может это Священное Писание провозгласить и написать—Я не хочу сказать, что Духом Святым мы можем воспроизвести дословно то, что написано в четырех Евангелиях и в апостольских посланиях, тем более в Ветхом Завете; но то же самое бяаговестие о Том же Самом Боге, лично нам известном, близком, родном, сделавшим нас членами Своего Тела, храмами Своего Духа, детьми вечного Отца, мы должны быть способны принести, сказать об этом живое, из недр церковного сознания и личного церковного опыта" (Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. Спб-Интербук-Москва, 1991. - С. 77-79).

Итак, если храмовая архитектура на своем языке и своими средствами произносит это живое слово о Боге, она церковна. Пусть - воспользуемся мы примером Владыки - церковная архитектура погибла, погибла и память о ней. Церковь из своих недр износит некое новое строение. Люди видят и признают: да, это о Христе.

5. Сейчас же возникает вопрос: какие это люди могут и будут выносить суждение о церковности архитектуры? Кто определяет церковность творчества? Кто свидетельствует о веянии Духа Святого, Духа любви в данном сооружении или же о том, что перед нами плод творчества индивидуума с его эгоцентрическими установками и проявлениями? - Конечно, суждение могут высказать разные люди: священноначалие, профессионалы, критики, простаки. Но рецепцию (приятие) производит соборне народ Божий, община, и жернова истории - этот процесс сам по себе и непростой, и длительный.

6. Кто может браться за церковное творчество? Только человек укорененный в Церкви, живущий полной литургической жизнью в Боге. Живущий в общине. И от этой полноты, от личного церковного опыта, обретенного в любви, человек по дару Божию творит и обличает Невидимое, т.е. воплощает то, что за порогом простой видимости. Его творчество соборно.

Вот чего совсем не было на выставке проектов храма на Поклонной горе, которая происходила в этих залах несколько лет тому назад. Там было мастерство, изобретательность, было много "я" и совсем не было церковности.

7. Как возникает церковная архитектура? Достаточно ли здесь инициативы, скажем градоначальника, выбора вкуса, общественной поддержки, непрерывного финансирования? - Да, все это возможные и необходимые слагаемые, внешние приложения и силы. Однако, самая суть дела формируется в общине, в служении слова, благодарения и любви, недаром Церковь зовет свое искусство литургическим.  

Мы затрудняемся привести пример какого-либо современного заново сооруженного храма, который бы отвечал критериям церковности, но примеры восстановленных церквей перед глазами. Это подворье Оптиной пустыни в Троицкой церкви в Останкине, храм св. Николая в Клепниках, храм в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыне и много других. В них все - от самих объемов до малой архитектуры и так называемых мелочей вроде покровов, завес и т.д. - свидетельствует о Любви, Чистоте, Мире, Благодати, а это все - Имена Божий.

8. Мы живем в своеобразное время: искусственный перерыв в храмовом строительстве привел к утрате и навыков и преемственности и чувства живой традиции. Поэтому мы сейчас находимся в поисках церковности, мы ее соборне определяем. И очевидно проступает тенденция - через голову XIX и XVIII веков - в средневековье.

Аналогичный процесс происходит в церковном пении: там тоже "засилие принципа концерта в современной церковнопевческой практике" преодолевается "через стяжание внутреннего духовного благозвучия и обретение пением полноты трисоставности, при которой физически слышимое пение становится производной функцией аскетического подвига" (В.И.Мартынов. История богослужебного пения. РИО ФА Москва, 1994. - С. 112). "Физически слышимое церковное пение, - продолжает автор, - есть лишь следствие правильно организованной церковноуставной жизни, а церковноуставная жизнь есть одна из практических реализации аскетической монашеской жизни. Вот почему само существование церковного пения неразрывно связано с существованием монашеского подвига, в нем зарождается и через него осуществляется" (с. 103). Здесь только следует отметить, что монашеский подвиг есть наиболее полное выражение святой аскетической жизни, проводимой людьми Церкви и в миру (см. также: Протоирей Борис Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. Иосифо-Волоцкий монастырь, 1955).

9. Критическое осмысление с церковных позиций истории развития в России церковной архитектуры и искусства началось еще до революции трудами, прежде всего, кн. Е.Н.Трубецкого; продолжилось в эмиграции: прот. С.Булгаков. Икона и иконопочитание (1930 г.). М., 1996; Л-А.Успенский Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989; некоторые труды прот. А.Шмемана; и в наши дни - наиболее ярким представителем этого направления является архимандрит Зинон, см. его "Беседы иконописца", Рига, 1992.

15 Марта 2012

Б. Михайлов

Автор текста:

Б. Михайлов
Похожие статьи
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Технологии и материалы
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Сейчас на главной
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Пещера горного короля
Офис в особняке Глазовского переулка соединяет серьезность горнодобывающей компании и креативный настрой команды: камень, дубовые столы и кожаные кресла соседствуют с невесомыми светильниками, зеленью и стеллажами для коллекций.