Автор текста:
Г. А. Соболев

Солнце и звезды в архитектуре Кенозера

0    До сих пор памятники деревянного зодчества рассматривались по отдельности. В работах архитектора Ю.С.Ушакова анализируются комплексы из двух-трех построек стоящих рядом или комплекс одной деревни. На Кенозере же сохранилась уникальная ситуация - в радиусе 25 км находится 26 часовен на своих первоначальных местах, а часть из них стоит в деревнях, структура которых сохранилась с ХIХ века. При этом доступ от одной часовни к другой прост благодаря пространству озера, объединяющего все часовни в общую структуру, где нередка ситуация непосредственной визуальной связи между 2-3 часовнями. Озеро же объединяет жителей всех деревень в единый социум, стабильно существующий несколько сотен лет.
    Архитектор Владимир Борисович Бутурлинцев исследовал на ряде памятников деревянной архитектуры их ориентацию по сторонам света и связь с движением солнца и луны. Опираясь на его выводы, я решил проверить действие найденных им принципов на архитектуре Кенозера.
    Общеизвестно, что практически все храмы Новгорода стоят на местах языческих капищ. Приходя на замену язычеству, христианство адаптировало языческий календарь, глубоко связанный с природными циклами. Очевидно, при колонизации Кенозера новгородцы ( а славянское население на Кенозере имеет новгородские корни) действовали по тому же принципу, сталкиваясь с местным населением. Судя по некрополям на Севере - это был мирный процесс, так как рядом находят как языческие, так и христианские погребения одного и того же времени. На Кенозере обнаружен некрополь в районе Кенского Волока, который датируется временем не позднее ХIII века. На Каргополье, к которому относится и Кенозеро, распространен культ камней, по преданиям связанных с событиями христианства, но скорее всего имеющим языческие корни. По пути из Каргополя на Кенозеро недалеко от места, где проходит водораздел Балтийского и Белого моря, находится Порженский скит, который отмечает южную границу системы Кенозера. При реставрации под алтарем часовни был обнаружен крупный камень, предположительно - языческий алтарь. Если от Порженской часовни провести прямую, пересекающую Кенозеро с юга на север, то на этой прямой с точностью до одного градуса окажутся еще две часовни и деревянная церковь в селе Филипповское (третья по высоте в Архангельской области), находящаяся на старом Кенском волоке. На одной прямой слегка отклоненной к востоку оказываются Каргополь (один из вариантов перевода названия - "медвежья лапа"), остров Медвежий на Кенозере и залив Медвежья лахта. Естесственным продолжением этой прямой является созвездие Большой Медведицы, которое находится в полночь точно на севере в правильном горизонтальном положении в период с середины августа по середину сентября.
    Следующая на север после Порженского часовня находится в деревне Семенова. Построена она в конце ХIХ века и посвящена Флору и Лавру. Раньше здесь святили лошадей. Деревня Семенова расположена на мысу, выдающемся в озеро, и от нее видны практически все деревни южной части Кенозера, так называемого Ряпусова Конца. Деревня сохранилась почти в том же виде, в котором она была построена тремя братьями Баженовыми, приблизительно в первой половине Х1Х века. На самой высокой точке мыса находятся часовня и амбар, причем амбар старее часовни. При анализе плана деревни положение построек в ней оказывается совсем неслучайным, и приемы пространственной организации удивительно напоминают московские монастыри, что может быть отдельной темой для исследования.
    Жительница деревни Третьякова А.С. рассказывает, что дома раньше ставили "на полуден", дожидались полудня и первый венец ориентировали по солнцу, так чтобы окна дома смотрели на юг. А в каргопольской вышивке сохранился рисунок, называемый "Солнечный городок", на котором схематично изображаются дом с женской фигурой внутри и солярный знак над коньком дома.
    При использовании определенных приемов точность ориентации по странам света лежит в пределах одного градуса. Во время отсутствия механических часов, солнечные часы были единственным способом определения времени. Интресно, что слово "часовня", происходящее от слова "час", дает возможность предположить, что постройки часовень выполняли функцию солнечных часов, возможно только в день праздника, которому посвящена часовня.
    21-го сентября в равноденствие празднуется Рождество Богородицы. В эти дни на широте Кенозера солнце восходит и заходит в созвездии Девы. Ровно в полдень на восточном фасаде семеновской часовни тень от карниза крыши образует правильный ромб, правильность которого сохраняется 2-3 минуты. Через десять минут тень уже имеет форму трапеции. Ромб подобных пропорций встречается в вышивке на кенозерских полотенцах. Но это далеко не все, что удалось обнаружить. При последующих наблюдениях оказалось, что за 15 минут до полудня тень образуют точно такой же ромб на фасаде дома, стоящего напротив часовни, а через 20 минут после полудня солнечный луч высвечивает расположенную точно по оси двери дорожку перед входом в часовню. То есть отклонение часовни от оси запад-восток составляет 20 минут. То же самое происходит и в весеннее равноденствие, однако на эти дни не приходятся какие-либо крупные христианские праздники, но 22 марта на Каргополье празднуется праздник "Тетерки". На этот праздник выпекаются печенья в форме солярных знаков, которые "по некоторым сведениям бросаютсяв ручьи и другие источники" (Н.Драникова). Выше деревни Семенова находится Петушиная Горка, название которой возможно связано с этим праздником. На этой горке находилась старая кузница.
    Амбар, стоящий рядом с часовней, повернут относительно часовни и своей восточной стороной ориентирован на деревню Зехнова, находящуюся в двух километрах от деревни Семёновой по прямой через озеро. (У некоторых языческих народов Севера амбар выполнял функции святилища.)
    По словам жительницы деревни Зехнова Болозневой В.П. первые две деревни на Кенозере основали некто Зех и Мамон. По имени первого называется деревня, по имени второго - остров.Очевидно, речь идет о первых христианах на Кенозере, так как угоро-финское население присутствовало на нем постоянно.
    Часовня в деревне Зехнова посвящен Иоанну Богослову, праздник этот отмечается 9 октября.В этот день прямая, проходящая через одну из куриц кровли и крест часовни, указывает точно на Полярную звезду, а в полночь, если смотреть на часовню с востока, то на западе оказывается крест созвездия Орла, (символ апостола Иоанна) четыре звезды которого образуют ромб таких же пропорций, как тень на Семеновской часовне. Можно предположить, что построивший часовню хорошо знал звезды и, возможно был помором. В пользу этого говорят и другие факты. На север от часовни находится Китова горка, а в полночь в это время октября на юге над горизонтом находятся созвездия Кита и Рыб. В житии Иоанна Богослова описывается эпизод, когда после Успения Богородицы, Иоанн со спутниками попал на море в бурю, спутников Иоанна выбросило на берег, а самого Иоанна еще 14 дней носило по морю, после чего он счастливо спасся. За четыре дня до праздника Ионна Богослова, 5 октября, отмечается день пророка Ионы, которого по преданию проглотил кит. То есть часовня оказывается включенной в морскую мифологию на нескольких уровнях - символики неба, библейской символики, местной топонимики. Возможно, часовня выполняла функции календаря, так как при имитации с помощью компьютерной программы положения звездного неба в различные праздники вычленяются несколько созвездий, которые фиксируют полночь или время восхода и захода солнца в различные праздники, прежде всего это созвездие Орла, Рыб, Кита,Девы, Пегаса. Все эти созвездия легко вычленяются на небе и включают в себя навигационные звезды, давно известные мореплавателям. Более точные сведения и выводы можно получить лишь при непосредственном наблюдении звезд из часовни. Но некоторые выводы можно сделать и пользуясь компьютером. Например, ромб в созвездии Орла возможно имел особое значение у поморов и скандинавов, так как за Полярным кругом в день зимнего солнцестояния, когда солнце скрыто за горизонтом, в полдень вертикальная ось ромба указывает точно на место, где за горизонтом находится солнце, а сам ромб практически касается горизонта. Интресно, 19 декабря празднуется день Николая Чудотворца, столь почитаемого мореходами. Если Зехновскую часовню действительно строил помор, то можно сделать предположение о дате постройке часовни, так как в день Иоанна Богослова в полночь ромб созвездия Орла был точно на западе в 50е годы XVII века, сейчас же его положение несколько смещено на юг. Форма тени на Семеновской часовне получает свое объяснение, тем более, что сама она находится на западе относительно Зехнова. То есть в ХIX веке мастера знали о секретах старших поколений строителей, и остальные часовни Кенозера хранят свои тайны.
    Интересно, что в период с середины сентября по середину октября над Кенозером пролетают на зимовку гуси, то есть время, отмеченное христианскими праздниками, могло быть значимым и для языческого населения озера.
    В дополнение к вышеизложенному, я хотел бы сказать о некоторых параллелях Севера и Дагестана. В недавней своей книге "Лабиринты Дагестана" С.О.Хан-Магомедов показал, что северные лабиринты и лабиринты Дагестана имеют общую структуру, причем в Дагестане старики сохранили ключ к построению лабиринтов, который основан на кресте и точках в его секторах. На Русском Севере ключ к лабиринтам был утерян. Однако известно, что тюремный фольклор сохранил множество старинных русских слов. Можно предположить, что и тюремная символика имеет глубокие корни.Читая брошюру по лагерной символике, я обнаружил знак, который татуируется в виде креста с различным количеством точек в секторах креста и обозначает количество лет отсидки в тюрьме. Возможно, это сохранившийся ключ к севрным лабиринтам, смысл которого был утерян.
    Это не единственная параллель орнаментальных мотивов Дагестана и Севера. Вышеописанный ромб встречается на дагестанских коврах, но с тремя засечками на каждой стороне ромба. По описанию одного из продавцов ковров, ромб обозначает лодку, а засечки - три месяца каждого времени года. Ключ к лабиринту в русской тюремной символике и ромб на коврах Дагестана имеют общее отношение к исчислению времени. Не есть ли это изображение созвездия Орла, которое содержит и ромб и крест?
    Современные исследования фольклорной культуры ведутся в нескольких параллельных плоскостях, и зачастую специалисты в одной области не пересекаются с исследователями в другой. Готовя эту статью, я думал об удивительном единстве народной картины мира, где все взаимосвязано, имеет смысл и дополняет друг друга. Носители этой культуры исчезают, оставляя лишь немногие знаки, по которым мы можем догадываться об их удивительном мире, где слово так же вещественно как и все, что нас окружает. Фольклорное сознание основано на устной передаче опыта, и поэтому все написанное выше, лишь догадки, базирующиеся на ином опыте и знаниях. Постижение же фольклорного сознания невозможно через научное изучение, а лишь через переживание непосредственно данного в ощущениях и впечатлениях мира.

20 Октября 2007

Автор текста:

Г. А. Соболев
Похожие статьи
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.