Автор текста:
Г. А. Соболев

Солнце и звезды в архитектуре Кенозера

   До сих пор памятники деревянного зодчества рассматривались по отдельности. В работах архитектора Ю.С.Ушакова анализируются комплексы из двух-трех построек стоящих рядом или комплекс одной деревни. На Кенозере же сохранилась уникальная ситуация - в радиусе 25 км находится 26 часовен на своих первоначальных местах, а часть из них стоит в деревнях, структура которых сохранилась с ХIХ века. При этом доступ от одной часовни к другой прост благодаря пространству озера, объединяющего все часовни в общую структуру, где нередка ситуация непосредственной визуальной связи между 2-3 часовнями. Озеро же объединяет жителей всех деревень в единый социум, стабильно существующий несколько сотен лет.
    Архитектор Владимир Борисович Бутурлинцев исследовал на ряде памятников деревянной архитектуры их ориентацию по сторонам света и связь с движением солнца и луны. Опираясь на его выводы, я решил проверить действие найденных им принципов на архитектуре Кенозера.
    Общеизвестно, что практически все храмы Новгорода стоят на местах языческих капищ. Приходя на замену язычеству, христианство адаптировало языческий календарь, глубоко связанный с природными циклами. Очевидно, при колонизации Кенозера новгородцы ( а славянское население на Кенозере имеет новгородские корни) действовали по тому же принципу, сталкиваясь с местным населением. Судя по некрополям на Севере - это был мирный процесс, так как рядом находят как языческие, так и христианские погребения одного и того же времени. На Кенозере обнаружен некрополь в районе Кенского Волока, который датируется временем не позднее ХIII века. На Каргополье, к которому относится и Кенозеро, распространен культ камней, по преданиям связанных с событиями христианства, но скорее всего имеющим языческие корни. По пути из Каргополя на Кенозеро недалеко от места, где проходит водораздел Балтийского и Белого моря, находится Порженский скит, который отмечает южную границу системы Кенозера. При реставрации под алтарем часовни был обнаружен крупный камень, предположительно - языческий алтарь. Если от Порженской часовни провести прямую, пересекающую Кенозеро с юга на север, то на этой прямой с точностью до одного градуса окажутся еще две часовни и деревянная церковь в селе Филипповское (третья по высоте в Архангельской области), находящаяся на старом Кенском волоке. На одной прямой слегка отклоненной к востоку оказываются Каргополь (один из вариантов перевода названия - "медвежья лапа"), остров Медвежий на Кенозере и залив Медвежья лахта. Естесственным продолжением этой прямой является созвездие Большой Медведицы, которое находится в полночь точно на севере в правильном горизонтальном положении в период с середины августа по середину сентября.
    Следующая на север после Порженского часовня находится в деревне Семенова. Построена она в конце ХIХ века и посвящена Флору и Лавру. Раньше здесь святили лошадей. Деревня Семенова расположена на мысу, выдающемся в озеро, и от нее видны практически все деревни южной части Кенозера, так называемого Ряпусова Конца. Деревня сохранилась почти в том же виде, в котором она была построена тремя братьями Баженовыми, приблизительно в первой половине Х1Х века. На самой высокой точке мыса находятся часовня и амбар, причем амбар старее часовни. При анализе плана деревни положение построек в ней оказывается совсем неслучайным, и приемы пространственной организации удивительно напоминают московские монастыри, что может быть отдельной темой для исследования.
    Жительница деревни Третьякова А.С. рассказывает, что дома раньше ставили "на полуден", дожидались полудня и первый венец ориентировали по солнцу, так чтобы окна дома смотрели на юг. А в каргопольской вышивке сохранился рисунок, называемый "Солнечный городок", на котором схематично изображаются дом с женской фигурой внутри и солярный знак над коньком дома.
    При использовании определенных приемов точность ориентации по странам света лежит в пределах одного градуса. Во время отсутствия механических часов, солнечные часы были единственным способом определения времени. Интресно, что слово "часовня", происходящее от слова "час", дает возможность предположить, что постройки часовень выполняли функцию солнечных часов, возможно только в день праздника, которому посвящена часовня.
    21-го сентября в равноденствие празднуется Рождество Богородицы. В эти дни на широте Кенозера солнце восходит и заходит в созвездии Девы. Ровно в полдень на восточном фасаде семеновской часовни тень от карниза крыши образует правильный ромб, правильность которого сохраняется 2-3 минуты. Через десять минут тень уже имеет форму трапеции. Ромб подобных пропорций встречается в вышивке на кенозерских полотенцах. Но это далеко не все, что удалось обнаружить. При последующих наблюдениях оказалось, что за 15 минут до полудня тень образуют точно такой же ромб на фасаде дома, стоящего напротив часовни, а через 20 минут после полудня солнечный луч высвечивает расположенную точно по оси двери дорожку перед входом в часовню. То есть отклонение часовни от оси запад-восток составляет 20 минут. То же самое происходит и в весеннее равноденствие, однако на эти дни не приходятся какие-либо крупные христианские праздники, но 22 марта на Каргополье празднуется праздник "Тетерки". На этот праздник выпекаются печенья в форме солярных знаков, которые "по некоторым сведениям бросаютсяв ручьи и другие источники" (Н.Драникова). Выше деревни Семенова находится Петушиная Горка, название которой возможно связано с этим праздником. На этой горке находилась старая кузница.
    Амбар, стоящий рядом с часовней, повернут относительно часовни и своей восточной стороной ориентирован на деревню Зехнова, находящуюся в двух километрах от деревни Семёновой по прямой через озеро. (У некоторых языческих народов Севера амбар выполнял функции святилища.)
    По словам жительницы деревни Зехнова Болозневой В.П. первые две деревни на Кенозере основали некто Зех и Мамон. По имени первого называется деревня, по имени второго - остров.Очевидно, речь идет о первых христианах на Кенозере, так как угоро-финское население присутствовало на нем постоянно.
    Часовня в деревне Зехнова посвящен Иоанну Богослову, праздник этот отмечается 9 октября.В этот день прямая, проходящая через одну из куриц кровли и крест часовни, указывает точно на Полярную звезду, а в полночь, если смотреть на часовню с востока, то на западе оказывается крест созвездия Орла, (символ апостола Иоанна) четыре звезды которого образуют ромб таких же пропорций, как тень на Семеновской часовне. Можно предположить, что построивший часовню хорошо знал звезды и, возможно был помором. В пользу этого говорят и другие факты. На север от часовни находится Китова горка, а в полночь в это время октября на юге над горизонтом находятся созвездия Кита и Рыб. В житии Иоанна Богослова описывается эпизод, когда после Успения Богородицы, Иоанн со спутниками попал на море в бурю, спутников Иоанна выбросило на берег, а самого Иоанна еще 14 дней носило по морю, после чего он счастливо спасся. За четыре дня до праздника Ионна Богослова, 5 октября, отмечается день пророка Ионы, которого по преданию проглотил кит. То есть часовня оказывается включенной в морскую мифологию на нескольких уровнях - символики неба, библейской символики, местной топонимики. Возможно, часовня выполняла функции календаря, так как при имитации с помощью компьютерной программы положения звездного неба в различные праздники вычленяются несколько созвездий, которые фиксируют полночь или время восхода и захода солнца в различные праздники, прежде всего это созвездие Орла, Рыб, Кита,Девы, Пегаса. Все эти созвездия легко вычленяются на небе и включают в себя навигационные звезды, давно известные мореплавателям. Более точные сведения и выводы можно получить лишь при непосредственном наблюдении звезд из часовни. Но некоторые выводы можно сделать и пользуясь компьютером. Например, ромб в созвездии Орла возможно имел особое значение у поморов и скандинавов, так как за Полярным кругом в день зимнего солнцестояния, когда солнце скрыто за горизонтом, в полдень вертикальная ось ромба указывает точно на место, где за горизонтом находится солнце, а сам ромб практически касается горизонта. Интресно, 19 декабря празднуется день Николая Чудотворца, столь почитаемого мореходами. Если Зехновскую часовню действительно строил помор, то можно сделать предположение о дате постройке часовни, так как в день Иоанна Богослова в полночь ромб созвездия Орла был точно на западе в 50е годы XVII века, сейчас же его положение несколько смещено на юг. Форма тени на Семеновской часовне получает свое объяснение, тем более, что сама она находится на западе относительно Зехнова. То есть в ХIX веке мастера знали о секретах старших поколений строителей, и остальные часовни Кенозера хранят свои тайны.
    Интересно, что в период с середины сентября по середину октября над Кенозером пролетают на зимовку гуси, то есть время, отмеченное христианскими праздниками, могло быть значимым и для языческого населения озера.
    В дополнение к вышеизложенному, я хотел бы сказать о некоторых параллелях Севера и Дагестана. В недавней своей книге "Лабиринты Дагестана" С.О.Хан-Магомедов показал, что северные лабиринты и лабиринты Дагестана имеют общую структуру, причем в Дагестане старики сохранили ключ к построению лабиринтов, который основан на кресте и точках в его секторах. На Русском Севере ключ к лабиринтам был утерян. Однако известно, что тюремный фольклор сохранил множество старинных русских слов. Можно предположить, что и тюремная символика имеет глубокие корни.Читая брошюру по лагерной символике, я обнаружил знак, который татуируется в виде креста с различным количеством точек в секторах креста и обозначает количество лет отсидки в тюрьме. Возможно, это сохранившийся ключ к севрным лабиринтам, смысл которого был утерян.
    Это не единственная параллель орнаментальных мотивов Дагестана и Севера. Вышеописанный ромб встречается на дагестанских коврах, но с тремя засечками на каждой стороне ромба. По описанию одного из продавцов ковров, ромб обозначает лодку, а засечки - три месяца каждого времени года. Ключ к лабиринту в русской тюремной символике и ромб на коврах Дагестана имеют общее отношение к исчислению времени. Не есть ли это изображение созвездия Орла, которое содержит и ромб и крест?
    Современные исследования фольклорной культуры ведутся в нескольких параллельных плоскостях, и зачастую специалисты в одной области не пересекаются с исследователями в другой. Готовя эту статью, я думал об удивительном единстве народной картины мира, где все взаимосвязано, имеет смысл и дополняет друг друга. Носители этой культуры исчезают, оставляя лишь немногие знаки, по которым мы можем догадываться об их удивительном мире, где слово так же вещественно как и все, что нас окружает. Фольклорное сознание основано на устной передаче опыта, и поэтому все написанное выше, лишь догадки, базирующиеся на ином опыте и знаниях. Постижение же фольклорного сознания невозможно через научное изучение, а лишь через переживание непосредственно данного в ощущениях и впечатлениях мира.

20 Октября 2007

Автор текста:

Г. А. Соболев
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.
Будущее вчера и сегодня
Публикуем статью Александра Скокана, впервые появившуюся в прошедшем году в Академическом сборнике РААСН: о Будущем, как его видели в 1960-е, о НЭР, и о том будущем, которое наступило.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Руины Лондона. Часть I
Архитектор и историк Александр Можаев – о лондонской практике сохранения и экспонирования археологического наследия в свете недавнего открытия музея храма Митры. В сравнении с московскими утратами выглядит особенно остро.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха