Анна Ильичева

Автор текста:
Анна Ильичева

Галерея ВХУТЕМАС. Живой авангард

В Москве, а может и в России, есть единственное место, куда можно всегда придти и увидеть подлинные учебные работы Высших художественно-технических мастерских – это Галерея ВХУТЕМАС, которая отмечает в этом году свое 5-летие. Вслед за главным специалистом по авангарду С.О. Хан-Магомедовым исследование историко-культурной и образовательной базы легендарной школы продолжает Музей МАРХИ, обладающий собранием учебных работ всех факультетов мастерских, поддержкой Российского государственного научного фонда и уникальной исторической площадкой.

Галерея ВХУТЕМАС – уникальное место в МАРХИ, связанное с историей Высших художественно-технических мастерских – с момента своего создания в 2006 году стала центром изучения и популяризации наследия отечественного авангарда. Выставочная деятельность галереи связана с научно-исследовательской работой Музея МАРХИ, по инициативе которого она была создана в Новом корпусе зданий на Рождественке (арх. И.С. Кузнецов, А.А. Галецкий), где с 1920 по 1930 гг. располагались легендарный ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В помещении современной галереи ВХУТЕМАС находилась монументальная мастерская Скульптфака, о чем свидетельствуют фотографии и документы, хранящиеся в музее.  

Музей МАРХИ (Музей истории московской архитектурной школы) за пять лет работы галереи ВХУТЕМАС на базе собственных фондов подготовил ряд выставок, посвященных архитектурно-художественным школам 1920-х гг., персоналиям эпохи авангарда, документальному наследию, учебным и авторским работам вхутемасовцев.
Стоит отметить, что каждую экспозицию предваряла исследовательская работа по атрибутированию экспонатов, поиску неизвестных исторических и искусствоведческих фактов, сравнительному анализу школ и преподавательских авторских методик. Постоянное пополнение фонда 1920-х гг. и выявление новой информации позволило не только вводить в научный оборот полученный материл, но и знакомить с ним студентов и преподавателей, а также благодаря выставкам в галерее ВХУТЕМАС показывать самой широкой аудитории.  

Открытие галереи состоялось 20 апреля 2006 года в рамках международной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» (17-20.04.2006), организованной МАРХИ при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, ICOMOS International, DOCOMOMO International. Тема конференции «Наследие ХХ века в архитектурном образовании» была раскрыта Музеем в экспозиции «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ» – это часть фонда оригинальных архитектурных проектов студентов и педагогов 1920-1936-х годов, более полно представленная ранее в специальном издании «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920–1936» (М., 2005 г.).  

Идея воссоздания исторической экспозиции стала основой выставки «Первая выставка СА 1927 года. Ретроспектива»  (08.10-28.12. 2007) и была осуществлена музеем МАРХИ при участии Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, Stiftung Bauhaus Dessau, Музея истории города Санкт-Петербурга. В ходе работы над проектом были систематизированы и определены отделы выставки 1927 года, список российских и зарубежных участников, а также установлены помещения ВХУТЕМАСа на Рождественке, в которых проводилась Первая выставка современной архитектуры. На выставке в галерее ВХУТЕМАС были показаны фотокопии проектов, материалы из журнала СА 1926-27 гг., а также макеты-реконструкции проектов коммунального Дома-А1 М. Гинзбурга и института Ленина И. Леонидова, которые выполнили студенты под руководством преподавателей МАРХИ и специалистов музея.  

Вслед за 80-летием выставки СА, в 2008 году к 90-летию Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) в галерее ВХУТЕМАС была подготовлена экспозиция «Все на выборы!» (16.10.2008 - 05.12.2008). Главным сюжетом выставки стал уникальный экспонат, хранящийся в собрании Музея МАРХИ – «Дело по выборам руководителей Свободных Государственных Художественных Мастерских 1918 г.». «Дело» осталось в архиве Московского архитектурного института как наследника ВХУТЕМАСа, и с образованием Музея было передано ректором в его фонды. В документе отражена история первых дней существования нового комплексного учебного заведения СГХМ: инструкции, заявления педагогов, среди которых были выдающиеся художники и архитекторы - К. Малевич, И. Машков, В. Кандинский, И. Жолтовский, А. Щусев и др. Экспозиция была выстроена хронологически – от эскизов и проектов учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ) и Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища 1916-1918 гг. до раннего ВХУТЕМАСа 1920 - 1923 гг. Многие экспонаты демонстрировались впервые. СИМВТРАНЫ. РЕСТАВРАЦИЯ»

В конце 2009 года музеем МАРХИ была подготовлена на антресоли небольшая, но очень интересная фотоэкспозиция «СкульптУра ВХУТЕМАС!» (23.12.2009 - 29.01.2010), семантически связанная с выставкой в большом зале галереи ВХУТЕМАС «Символ страны. Реставрация», на которой были показаны фотографии скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной после реконструкции. Немногим специалистам известен тот факт, что педагог ВХУТЕМАСа В. Мухина хвалила дипломную работу студентки Е. Коварской «К социализму!», причем именно в помещении современной галереи, где располагался Скульптфак. Хранящиеся в фондах музея фотографии учебных работ Евгении Коварской (1927 г.) и других учеников дают представление о темах, волновавших вхутемасовцев и впоследствии воплотившихся в произведениях мастеров, что позволяет выявлять общность художественной школы.   

В ноябре 2010 года Галерея ВХУТЕМАС стала центром проведения межвузовского фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС-2010». В рамках Всероссийской научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации» http://archi.ru/events/extra/event_current.html?eid=3466&fl=2 здесь прошел круглый стол «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда», фестивальная программа включала проведение лекций и мастер-классов. Главным событием фестиваля стала подготовленная Музеем МАРХИ из своего собрания выставка «ВХУТЕМАС. Живое наследие» (17.11.2010 - 22.02.2011). Специфическая направленность Музея московской архитектурной школы определила характер экспозиции. ВХУТЕМАС был показан как действующее учебное заведение во всем его объеме факультетов и мастерских – это проекты и задания студентов Архфака, графика, живопись, полиграфические работы, керамические предметы и скульптура. Одновременно с московской школой были выставлены работы ленинградского ВХУТЕИНа. Многие материалы экспонировались впервые.
В галерее выработалась собственная выставочная практика, связанная со спецификой изучаемого и транслируемого материала, а также планировкой помещения. В Большом зале каждый месяц проходят архитектурные и художественные выставки, на антресоли готовятся посвященные наследию авангарда экспозиции Музея МАРХИ, которые меняются с частотой  полгода. В апреле 2011 года свое 5-летие Галерея отметила проектом «Пятилетка: ДО и ПОСЛЕ». В специальную ретроспективную экспозицию на антресоли вошли фрагменты выставок «Москонструкт. Художники в защиту архитектуры авангарда», «СкульптУра ВХУТЕМАС!», а также уникальные экспонаты из собрания Музея МАРХИ, показанные в рамках фестиваля "Пространство ВХУТЕМАС-2010" и выставки «ВХУТЕМАС. Живое наследие». 

Закрывает авангардную ретроспективу 2011 года выставка «Иван Николаев. Наука русского авангарда»  (02-15.11.11), которая была приурочена к 110-летию выдающегося архитектора и выходу книги И.С. Николаева «Акведуки античного Рима». Экспозиция отражала исследовательскую направленность деятельности архитектора: конструктивистские экспериментальные проекты 1920-х, ранние опыты обращения к промышленному строительству в период учебы в МВТУ и авторские проекты и эскизы 1930-х гг., проект реконструкции «Гардского моста», вошедший в кандидатскую диссертацию1945 г., дипломы студентов, выполненных под руководством профессора и ректора МАРХИ И.С. Николаева, в том числе легендарная теоретическая концепция градостроительства «НЭР – новый элемент расселения» конца 1950-х годов.    

Галерея ВХУТЕМАС под руководством Музея МАРХИ стремится сочетать исследовательский подход к материалу с современными методами его репрезентации, представляя наследие ВХУТЕМАСа как архитектурно-художественную школу, с оригинальной методикой и педагогическими традициями. После празднования 90-летия высших художественно-технических мастерских в прошлом году при МАРХИ был создан Оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий школ ВХУТЕМАСа и Баухауза. Он объединил представителей ведущих художественных вузов Москвы (МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, МГТУ им. А.Н. Косыгина, МГУП им. Ивана Федорова) и музеев – Музей Истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова, Музей художественных тканей МГТУ им. А. Н. Косыгина, ГНИМА им. А.В. Щусева, Государственная Третьяковская Галерея.    

15 ноября в галерее ВХУТЕМАС состоялось собрание Оргкомитета, на котором обсуждались научные и организационные возможности работы участников. Согласно обозначившимся направлениям было принято предложение о создании трех секций – международной (рук. Ю.П. Волчок, МАРХИ, НИИТАГ), региональной (рук. Л.И. Иванова-Вэен, музей МАРХИ) и московской (рук. А.Н. Лаврентьев, МГХПА им. С.Г. Строганова). В ближайшей перспективе Музей МАРХИ в рамках работы по гранту организует круглые столы с коллегами из разных российских городов – Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Саратов.  

Анна Ильичева,
зав. научно-экспозиционным отделом музея МАРХИ, куратор галереи ВХУТЕМАС

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-04-00221а
Здание бывшего ВХУТЕМАСа, в котором сейчас (на первом этаже справа расположена галерея). Фотография Юлии Тарабариной

19 Декабря 2011

Анна Ильичева

Автор текста:

Анна Ильичева
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.
Будущее вчера и сегодня
Публикуем статью Александра Скокана, впервые появившуюся в прошедшем году в Академическом сборнике РААСН: о Будущем, как его видели в 1960-е, о НЭР, и о том будущем, которое наступило.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.