Галерея ВХУТЕМАС. Живой авангард

В Москве, а может и в России, есть единственное место, куда можно всегда придти и увидеть подлинные учебные работы Высших художественно-технических мастерских – это Галерея ВХУТЕМАС, которая отмечает в этом году свое 5-летие. Вслед за главным специалистом по авангарду С.О. Хан-Магомедовым исследование историко-культурной и образовательной базы легендарной школы продолжает Музей МАРХИ, обладающий собранием учебных работ всех факультетов мастерских, поддержкой Российского государственного научного фонда и уникальной исторической площадкой.

Галерея ВХУТЕМАС – уникальное место в МАРХИ, связанное с историей Высших художественно-технических мастерских – с момента своего создания в 2006 году стала центром изучения и популяризации наследия отечественного авангарда. Выставочная деятельность галереи связана с научно-исследовательской работой Музея МАРХИ, по инициативе которого она была создана в Новом корпусе зданий на Рождественке (арх. И.С. Кузнецов, А.А. Галецкий), где с 1920 по 1930 гг. располагались легендарный ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В помещении современной галереи ВХУТЕМАС находилась монументальная мастерская Скульптфака, о чем свидетельствуют фотографии и документы, хранящиеся в музее.  

Музей МАРХИ (Музей истории московской архитектурной школы) за пять лет работы галереи ВХУТЕМАС на базе собственных фондов подготовил ряд выставок, посвященных архитектурно-художественным школам 1920-х гг., персоналиям эпохи авангарда, документальному наследию, учебным и авторским работам вхутемасовцев.
Стоит отметить, что каждую экспозицию предваряла исследовательская работа по атрибутированию экспонатов, поиску неизвестных исторических и искусствоведческих фактов, сравнительному анализу школ и преподавательских авторских методик. Постоянное пополнение фонда 1920-х гг. и выявление новой информации позволило не только вводить в научный оборот полученный материл, но и знакомить с ним студентов и преподавателей, а также благодаря выставкам в галерее ВХУТЕМАС показывать самой широкой аудитории.  

Открытие галереи состоялось 20 апреля 2006 года в рамках международной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» (17-20.04.2006), организованной МАРХИ при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, ICOMOS International, DOCOMOMO International. Тема конференции «Наследие ХХ века в архитектурном образовании» была раскрыта Музеем в экспозиции «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ» – это часть фонда оригинальных архитектурных проектов студентов и педагогов 1920-1936-х годов, более полно представленная ранее в специальном издании «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920–1936» (М., 2005 г.).  

Идея воссоздания исторической экспозиции стала основой выставки «Первая выставка СА 1927 года. Ретроспектива»  (08.10-28.12. 2007) и была осуществлена музеем МАРХИ при участии Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, Stiftung Bauhaus Dessau, Музея истории города Санкт-Петербурга. В ходе работы над проектом были систематизированы и определены отделы выставки 1927 года, список российских и зарубежных участников, а также установлены помещения ВХУТЕМАСа на Рождественке, в которых проводилась Первая выставка современной архитектуры. На выставке в галерее ВХУТЕМАС были показаны фотокопии проектов, материалы из журнала СА 1926-27 гг., а также макеты-реконструкции проектов коммунального Дома-А1 М. Гинзбурга и института Ленина И. Леонидова, которые выполнили студенты под руководством преподавателей МАРХИ и специалистов музея.  

Вслед за 80-летием выставки СА, в 2008 году к 90-летию Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) в галерее ВХУТЕМАС была подготовлена экспозиция «Все на выборы!» (16.10.2008 - 05.12.2008). Главным сюжетом выставки стал уникальный экспонат, хранящийся в собрании Музея МАРХИ – «Дело по выборам руководителей Свободных Государственных Художественных Мастерских 1918 г.». «Дело» осталось в архиве Московского архитектурного института как наследника ВХУТЕМАСа, и с образованием Музея было передано ректором в его фонды. В документе отражена история первых дней существования нового комплексного учебного заведения СГХМ: инструкции, заявления педагогов, среди которых были выдающиеся художники и архитекторы - К. Малевич, И. Машков, В. Кандинский, И. Жолтовский, А. Щусев и др. Экспозиция была выстроена хронологически – от эскизов и проектов учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ) и Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища 1916-1918 гг. до раннего ВХУТЕМАСа 1920 - 1923 гг. Многие экспонаты демонстрировались впервые. СИМВТРАНЫ. РЕСТАВРАЦИЯ»

В конце 2009 года музеем МАРХИ была подготовлена на антресоли небольшая, но очень интересная фотоэкспозиция «СкульптУра ВХУТЕМАС!» (23.12.2009 - 29.01.2010), семантически связанная с выставкой в большом зале галереи ВХУТЕМАС «Символ страны. Реставрация», на которой были показаны фотографии скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной после реконструкции. Немногим специалистам известен тот факт, что педагог ВХУТЕМАСа В. Мухина хвалила дипломную работу студентки Е. Коварской «К социализму!», причем именно в помещении современной галереи, где располагался Скульптфак. Хранящиеся в фондах музея фотографии учебных работ Евгении Коварской (1927 г.) и других учеников дают представление о темах, волновавших вхутемасовцев и впоследствии воплотившихся в произведениях мастеров, что позволяет выявлять общность художественной школы.   

В ноябре 2010 года Галерея ВХУТЕМАС стала центром проведения межвузовского фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС-2010». В рамках Всероссийской научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации» http://archi.ru/events/extra/event_current.html?eid=3466&fl=2 здесь прошел круглый стол «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда», фестивальная программа включала проведение лекций и мастер-классов. Главным событием фестиваля стала подготовленная Музеем МАРХИ из своего собрания выставка «ВХУТЕМАС. Живое наследие» (17.11.2010 - 22.02.2011). Специфическая направленность Музея московской архитектурной школы определила характер экспозиции. ВХУТЕМАС был показан как действующее учебное заведение во всем его объеме факультетов и мастерских – это проекты и задания студентов Архфака, графика, живопись, полиграфические работы, керамические предметы и скульптура. Одновременно с московской школой были выставлены работы ленинградского ВХУТЕИНа. Многие материалы экспонировались впервые.
В галерее выработалась собственная выставочная практика, связанная со спецификой изучаемого и транслируемого материала, а также планировкой помещения. В Большом зале каждый месяц проходят архитектурные и художественные выставки, на антресоли готовятся посвященные наследию авангарда экспозиции Музея МАРХИ, которые меняются с частотой  полгода. В апреле 2011 года свое 5-летие Галерея отметила проектом «Пятилетка: ДО и ПОСЛЕ». В специальную ретроспективную экспозицию на антресоли вошли фрагменты выставок «Москонструкт. Художники в защиту архитектуры авангарда», «СкульптУра ВХУТЕМАС!», а также уникальные экспонаты из собрания Музея МАРХИ, показанные в рамках фестиваля "Пространство ВХУТЕМАС-2010" и выставки «ВХУТЕМАС. Живое наследие». 

Закрывает авангардную ретроспективу 2011 года выставка «Иван Николаев. Наука русского авангарда»  (02-15.11.11), которая была приурочена к 110-летию выдающегося архитектора и выходу книги И.С. Николаева «Акведуки античного Рима». Экспозиция отражала исследовательскую направленность деятельности архитектора: конструктивистские экспериментальные проекты 1920-х, ранние опыты обращения к промышленному строительству в период учебы в МВТУ и авторские проекты и эскизы 1930-х гг., проект реконструкции «Гардского моста», вошедший в кандидатскую диссертацию1945 г., дипломы студентов, выполненных под руководством профессора и ректора МАРХИ И.С. Николаева, в том числе легендарная теоретическая концепция градостроительства «НЭР – новый элемент расселения» конца 1950-х годов.    

Галерея ВХУТЕМАС под руководством Музея МАРХИ стремится сочетать исследовательский подход к материалу с современными методами его репрезентации, представляя наследие ВХУТЕМАСа как архитектурно-художественную школу, с оригинальной методикой и педагогическими традициями. После празднования 90-летия высших художественно-технических мастерских в прошлом году при МАРХИ был создан Оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий школ ВХУТЕМАСа и Баухауза. Он объединил представителей ведущих художественных вузов Москвы (МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, МГТУ им. А.Н. Косыгина, МГУП им. Ивана Федорова) и музеев – Музей Истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова, Музей художественных тканей МГТУ им. А. Н. Косыгина, ГНИМА им. А.В. Щусева, Государственная Третьяковская Галерея.    

15 ноября в галерее ВХУТЕМАС состоялось собрание Оргкомитета, на котором обсуждались научные и организационные возможности работы участников. Согласно обозначившимся направлениям было принято предложение о создании трех секций – международной (рук. Ю.П. Волчок, МАРХИ, НИИТАГ), региональной (рук. Л.И. Иванова-Вэен, музей МАРХИ) и московской (рук. А.Н. Лаврентьев, МГХПА им. С.Г. Строганова). В ближайшей перспективе Музей МАРХИ в рамках работы по гранту организует круглые столы с коллегами из разных российских городов – Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Саратов.  

Анна Ильичева,
зав. научно-экспозиционным отделом музея МАРХИ, куратор галереи ВХУТЕМАС

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-04-00221а
Здание бывшего ВХУТЕМАСа, в котором сейчас (на первом этаже справа расположена галерея). Фотография Юлии Тарабариной

19 Декабря 2011

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.