Анна Ильичева

Автор текста:
Анна Ильичева

Галерея ВХУТЕМАС. Живой авангард

В Москве, а может и в России, есть единственное место, куда можно всегда придти и увидеть подлинные учебные работы Высших художественно-технических мастерских – это Галерея ВХУТЕМАС, которая отмечает в этом году свое 5-летие. Вслед за главным специалистом по авангарду С.О. Хан-Магомедовым исследование историко-культурной и образовательной базы легендарной школы продолжает Музей МАРХИ, обладающий собранием учебных работ всех факультетов мастерских, поддержкой Российского государственного научного фонда и уникальной исторической площадкой.

0 Галерея ВХУТЕМАС – уникальное место в МАРХИ, связанное с историей Высших художественно-технических мастерских – с момента своего создания в 2006 году стала центром изучения и популяризации наследия отечественного авангарда. Выставочная деятельность галереи связана с научно-исследовательской работой Музея МАРХИ, по инициативе которого она была создана в Новом корпусе зданий на Рождественке (арх. И.С. Кузнецов, А.А. Галецкий), где с 1920 по 1930 гг. располагались легендарный ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В помещении современной галереи ВХУТЕМАС находилась монументальная мастерская Скульптфака, о чем свидетельствуют фотографии и документы, хранящиеся в музее.  

Музей МАРХИ (Музей истории московской архитектурной школы) за пять лет работы галереи ВХУТЕМАС на базе собственных фондов подготовил ряд выставок, посвященных архитектурно-художественным школам 1920-х гг., персоналиям эпохи авангарда, документальному наследию, учебным и авторским работам вхутемасовцев.
Стоит отметить, что каждую экспозицию предваряла исследовательская работа по атрибутированию экспонатов, поиску неизвестных исторических и искусствоведческих фактов, сравнительному анализу школ и преподавательских авторских методик. Постоянное пополнение фонда 1920-х гг. и выявление новой информации позволило не только вводить в научный оборот полученный материл, но и знакомить с ним студентов и преподавателей, а также благодаря выставкам в галерее ВХУТЕМАС показывать самой широкой аудитории.  

Открытие галереи состоялось 20 апреля 2006 года в рамках международной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» (17-20.04.2006), организованной МАРХИ при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, ICOMOS International, DOCOMOMO International. Тема конференции «Наследие ХХ века в архитектурном образовании» была раскрыта Музеем в экспозиции «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ» – это часть фонда оригинальных архитектурных проектов студентов и педагогов 1920-1936-х годов, более полно представленная ранее в специальном издании «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920–1936» (М., 2005 г.).  

Идея воссоздания исторической экспозиции стала основой выставки «Первая выставка СА 1927 года. Ретроспектива»  (08.10-28.12. 2007) и была осуществлена музеем МАРХИ при участии Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, Stiftung Bauhaus Dessau, Музея истории города Санкт-Петербурга. В ходе работы над проектом были систематизированы и определены отделы выставки 1927 года, список российских и зарубежных участников, а также установлены помещения ВХУТЕМАСа на Рождественке, в которых проводилась Первая выставка современной архитектуры. На выставке в галерее ВХУТЕМАС были показаны фотокопии проектов, материалы из журнала СА 1926-27 гг., а также макеты-реконструкции проектов коммунального Дома-А1 М. Гинзбурга и института Ленина И. Леонидова, которые выполнили студенты под руководством преподавателей МАРХИ и специалистов музея.  

Вслед за 80-летием выставки СА, в 2008 году к 90-летию Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) в галерее ВХУТЕМАС была подготовлена экспозиция «Все на выборы!» (16.10.2008 - 05.12.2008). Главным сюжетом выставки стал уникальный экспонат, хранящийся в собрании Музея МАРХИ – «Дело по выборам руководителей Свободных Государственных Художественных Мастерских 1918 г.». «Дело» осталось в архиве Московского архитектурного института как наследника ВХУТЕМАСа, и с образованием Музея было передано ректором в его фонды. В документе отражена история первых дней существования нового комплексного учебного заведения СГХМ: инструкции, заявления педагогов, среди которых были выдающиеся художники и архитекторы - К. Малевич, И. Машков, В. Кандинский, И. Жолтовский, А. Щусев и др. Экспозиция была выстроена хронологически – от эскизов и проектов учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ) и Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища 1916-1918 гг. до раннего ВХУТЕМАСа 1920 - 1923 гг. Многие экспонаты демонстрировались впервые. СИМВТРАНЫ. РЕСТАВРАЦИЯ»

В конце 2009 года музеем МАРХИ была подготовлена на антресоли небольшая, но очень интересная фотоэкспозиция «СкульптУра ВХУТЕМАС!» (23.12.2009 - 29.01.2010), семантически связанная с выставкой в большом зале галереи ВХУТЕМАС «Символ страны. Реставрация», на которой были показаны фотографии скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной после реконструкции. Немногим специалистам известен тот факт, что педагог ВХУТЕМАСа В. Мухина хвалила дипломную работу студентки Е. Коварской «К социализму!», причем именно в помещении современной галереи, где располагался Скульптфак. Хранящиеся в фондах музея фотографии учебных работ Евгении Коварской (1927 г.) и других учеников дают представление о темах, волновавших вхутемасовцев и впоследствии воплотившихся в произведениях мастеров, что позволяет выявлять общность художественной школы.   

В ноябре 2010 года Галерея ВХУТЕМАС стала центром проведения межвузовского фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС-2010». В рамках Всероссийской научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации» http://archi.ru/events/extra/event_current.html?eid=3466&fl=2 здесь прошел круглый стол «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда», фестивальная программа включала проведение лекций и мастер-классов. Главным событием фестиваля стала подготовленная Музеем МАРХИ из своего собрания выставка «ВХУТЕМАС. Живое наследие» (17.11.2010 - 22.02.2011). Специфическая направленность Музея московской архитектурной школы определила характер экспозиции. ВХУТЕМАС был показан как действующее учебное заведение во всем его объеме факультетов и мастерских – это проекты и задания студентов Архфака, графика, живопись, полиграфические работы, керамические предметы и скульптура. Одновременно с московской школой были выставлены работы ленинградского ВХУТЕИНа. Многие материалы экспонировались впервые.
В галерее выработалась собственная выставочная практика, связанная со спецификой изучаемого и транслируемого материала, а также планировкой помещения. В Большом зале каждый месяц проходят архитектурные и художественные выставки, на антресоли готовятся посвященные наследию авангарда экспозиции Музея МАРХИ, которые меняются с частотой  полгода. В апреле 2011 года свое 5-летие Галерея отметила проектом «Пятилетка: ДО и ПОСЛЕ». В специальную ретроспективную экспозицию на антресоли вошли фрагменты выставок «Москонструкт. Художники в защиту архитектуры авангарда», «СкульптУра ВХУТЕМАС!», а также уникальные экспонаты из собрания Музея МАРХИ, показанные в рамках фестиваля "Пространство ВХУТЕМАС-2010" и выставки «ВХУТЕМАС. Живое наследие». 

Закрывает авангардную ретроспективу 2011 года выставка «Иван Николаев. Наука русского авангарда»  (02-15.11.11), которая была приурочена к 110-летию выдающегося архитектора и выходу книги И.С. Николаева «Акведуки античного Рима». Экспозиция отражала исследовательскую направленность деятельности архитектора: конструктивистские экспериментальные проекты 1920-х, ранние опыты обращения к промышленному строительству в период учебы в МВТУ и авторские проекты и эскизы 1930-х гг., проект реконструкции «Гардского моста», вошедший в кандидатскую диссертацию1945 г., дипломы студентов, выполненных под руководством профессора и ректора МАРХИ И.С. Николаева, в том числе легендарная теоретическая концепция градостроительства «НЭР – новый элемент расселения» конца 1950-х годов.    

Галерея ВХУТЕМАС под руководством Музея МАРХИ стремится сочетать исследовательский подход к материалу с современными методами его репрезентации, представляя наследие ВХУТЕМАСа как архитектурно-художественную школу, с оригинальной методикой и педагогическими традициями. После празднования 90-летия высших художественно-технических мастерских в прошлом году при МАРХИ был создан Оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий школ ВХУТЕМАСа и Баухауза. Он объединил представителей ведущих художественных вузов Москвы (МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, МГТУ им. А.Н. Косыгина, МГУП им. Ивана Федорова) и музеев – Музей Истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова, Музей художественных тканей МГТУ им. А. Н. Косыгина, ГНИМА им. А.В. Щусева, Государственная Третьяковская Галерея.    

15 ноября в галерее ВХУТЕМАС состоялось собрание Оргкомитета, на котором обсуждались научные и организационные возможности работы участников. Согласно обозначившимся направлениям было принято предложение о создании трех секций – международной (рук. Ю.П. Волчок, МАРХИ, НИИТАГ), региональной (рук. Л.И. Иванова-Вэен, музей МАРХИ) и московской (рук. А.Н. Лаврентьев, МГХПА им. С.Г. Строганова). В ближайшей перспективе Музей МАРХИ в рамках работы по гранту организует круглые столы с коллегами из разных российских городов – Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Саратов.  

Анна Ильичева,
зав. научно-экспозиционным отделом музея МАРХИ, куратор галереи ВХУТЕМАС

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-04-00221а
Здание бывшего ВХУТЕМАСа, в котором сейчас (на первом этаже справа расположена галерея). Фотография Юлии Тарабариной

19 Декабря 2011

Анна Ильичева

Автор текста:

Анна Ильичева
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Технологии и материалы
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Сейчас на главной
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
На крутом берегу
После вручения премии АрхиWOOD 2021 начинаем вспоминать о победителях прошлого года и проектах шорт-листа этого года. Жизнь показывает, что один из основных трендов – черный или серый цвет фасадов.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.