Берегись велосипеда

Прогулка по новым постройкам Амстердама и визит на архитектурный факультет Делфтского университета.

mainImg
Вода в Нидерландах повсюду: она льется с неба и захватывает города, пронизывая их каналами. Страна знаменита своей промозглой, очень влажной погодой, но благодаря ей становится проще понять традиционные и современные архитектурные решения Амстердама, с которого началось наше короткое путешествие по Голландии.
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Lin ChangChih via Wikimedia Commons
zooming
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Warrox via Wikimedia Commons

Центр Амстердама почти не тронут современными постройками: он сохранил атмосферу северного города средних веков. Образ голландской столицы дополняется высокими и стройными горожанами, передвигающимися исключительно на велосипедах. Скорость перемещения велосипедистов и полное отсутствие контроля за их движением приводят в ужас даже заезжего жителя мегаполиса. Внешний вид голландцев соответствует историческому облику Амстердама: лаконичные формы, строгие детали, сдержанные цвета. Во многих домах сохранилась знаменитая традиция не закрывать окна шторами и занавесками: она позволяет сюжетам улиц проникать в дома и, наоборот, домашней жизни – выплескиваться за пределы комнат. Интерьеры, которые можно случайно подсмотреть во время прогулки, могут служить идеальными иллюстрациями для каталогов ИКЕА.
zooming
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Wladyslaw via Wikimedia Commons

Наша прогулка по городу началась с южной части – района музеев. Здание музея Винсента ван Гога возведено по проекту Геррита Ритвелда в 1973 году. Оно представляет собой композицию из параллелепипедов различного размера c разномасштабным членением. Его внутреннее пространство организовано по вертикали: осью служит лестница, вокруг которой и размещены залы. Вся экспозиция занимает 4 этажа. На подземном уровне находится переход в экспозиционное крыло, открывшееся в 1999: построенное по проекту Кисё Курокава, именно оно стало «визитной карточкой» всего музея.
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Hajotthu via Wikimedia Commons

В нескольких метрах от корпусов, хранящих работы ван Гога, находится Музей Стеделейк, построенный в 1895 архитектором А.В. Вейсманом в стиле неоренессанс – крупнейший музей современного искусства и дизайна в Нидерландах, хотя его название переводится всего лишь как «городской».
Музей Стеделейк. Исторический корпус. Фото Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed via Wikimedia Commons
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders

Особое внимание обращает на себя его корпус 2012 года бюро Benthem Crouwel: сейчас тут хранится крупнейшее за пределами бывшего СССР собрание работ Казимира Малевича. Местные жители называют эту постройку «ванной», и действительно, это первая ассоциация, которую вызывает здание. Оно представляет собой огромный белый объем, приподнятый над землей за счет стеклянного первого этажа, где находятся главный вход в музей и книжный магазин.
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова

Недоумение вызывает гигантский вынос крыши на уровне карниза исторического корпуса Стеделейк, но оно рассеивается, как только начинается привычный для города ливень. Все прохожие стекаются под этот навес, и площадка перед входом начинает работать как общественное пространство не менее эффективно, чем интерьер музея.
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Наши поиски современной архитектуры Амстердама продолжились в противоположной, северной части города. За зданием Центрального вокзала открывается вид на недавно построенный в новом районе Оверхукс киномузей – институт кино EYE, работу австрийского бюро Delugan Meissl. Этот важный элемент перепланировки северного берега озера Эй расположен у основания башни бывшего главного офиса компании Shell. Одетый в белые алюминиевые панели, несколько инородный объект глазом-символом «смотрит» на зрителя с другого берега.
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Здание поднято на стеклянный цоколь, в котором находятся офисы, кинотеатр, частные залы проката и выставочные площади. Ломанное внутреннее пространство полностью подчинено форме оболочки. Вход расположен на первом этаже в конце лестницы с простым деревянным настилом. Этот настил проходит вдоль здания, организуя большой балкон-террасу, достигает «арены», после чего спускается сквозь здание, как мост.
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

В «арене» – сердце киноинститута – находится бар-ресторан; она отделена от наружной террасы огромным витражом, а поднимающаяся оттуда лестница служит амфитеатром. В нескольких точках лестницу-трибуны пронизывают входы в коридоры, ведущие к кинозалам, что подчеркивает динамику огромного пространства «арены».
zooming
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова

Впрочем, добраться до музея EYE оказалось совсем не просто. Так как ближайший мост находился лишь в нескольких километрах, мы решили воспользоваться водным транспортом. Второпях запрыгнув на паром, идущий не в том направлении, вместо противоположного берега мы оказались в западной части города.
zooming
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова

Ошибка обернулась удачей – нам удалось посмотреть новые районы Амстердама со стороны Эй. А главным успехом стала встреча с легендарным жилым зданием Silodam 2002 года постройки мастерской MVRDV. Имитация поставленных друг на друга транспортных контейнеров точно передает атмосферу окружающего порта, и здание органично вписывается в среду. Здесь играют роль и разные масштаб и ритм окон каждого блока, и цвета, более привычные для индустриального пейзажа, чем для жилого комплекса.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Следующий день поездки был посвящен главной цели всего путешествия – Делфту, а именно – его знаменитому архитектурному факультету Технического университета (TU Delft). Пристроившись за молодым человеком с тубусом наперевес, мы вошли в здание института. Наш немного жалкий после длинной дороги вид вместе с сразу заметным полным непониманием происходящего привлек внимание проходящего мимо голландца, который проводил нас до стойки администрации. Оформлена она была в виде маленького домика, расписанного в стиле делфтского фарфора. Работающая там девушка сообщила, что, пока мы ждем сотрудников международного отдела, все здание находится в нашем распоряжении: доступ в любое помещение института открыт. Такое дружелюбие несколько удивило нас – особенно по сравнению со строжайшим пропускным режимом в наших вузах.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

В коридорах первого этажа выставлены макеты шедевров мировой архитектуры, где почетное место занимает детальный макет дома Мельникова в разрезе. Два самых больших помещения факультета находятся в перекрытых дворах здания. Одно из них – макетная мастерская площадью около 1000 м2. Огромные помещения для работы с металлом, пластиком и деревом отделены от общего пространства. В этих зонах располагаются всевозможные инструменты, начиная от циркулярных пил в столярной мастерской и заканчивая 3D-принтером в соответствующем отделе. В открытой общей части учащиеся вместе с преподавателями клеят макеты.
Трибуны The Why Factory бюро MVRDV. Фото © Rob’t Hart

Другой двор служит многофункциональным общественным пространством. В нем проходят выставки проектов, лекции и другие мероприятия. В центре там расположена оранжевая лестница-трибуна The Why Factory, созданная по проекту MVRDV. Под ней на разных уровнях расположены небольшие помещения со столами – удобное рабочее пространство.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Во время нашего визита в этом дворе проходила выставка дипломных проектов. Ожидания увидеть что-то кардинально новое и недоступное для нас на сегодняшний день, к сожалению, не оправдались. Но качество макетов и проработку деталей конструкций сложно было не оценить. Поэтому самую большую зависть, конечно, вызвал имеющийся в здании факультета архитектурный магазин: разнообразие видов проволоки, трубок из оргстекла и металла всевозможных диаметров, профилей разных масштабов и материалов привело нас в восторг.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Беседа с работниками международного отдела завершилась их демократичным советом: пообщаться со студентами о системе обучения прямо в коридоре, просто спросив их об этом. И все же кое-что об учебном курсе на степень магистра нам удалось выяснить из официальных источников. При поступлении студент выбирает одно из 10 направлений, среди которых – «нежилые здания», «интерьеры», «нестандартная и интерактивная архитектура», «города будущего», «реставрация, модификация, интервенция и трансформация», «проектирование и политика». Учебная программа рассчитана на 2 года и включает в себя, помимо проектирования, изучение конструкций, истории архитектуры, лекции об архитектурном дизайне. Но отличительной чертой обучения на архитектурном факультете TU Delft является, конечно, не концептуальное мышление, а доскональное знание технической стороны проектирования и строительства.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Наше путешествие завершилось поездкой в Роттердам, описание которого требует отдельного рассказа. Неповторимую атмосферу голландских городов чувствуешь с первых минут пребывания там, а архитектурные эксперименты вдохновляют своей смелостью и силой исполнения.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

28 Января 2014

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.