Павильон России на EXPO 2025 в Осаке. Создание общества будущего для нашей жизни. Главный фасад
© Treivas
Фасады трехэтажного здания павильона авторы предлагали решить в духе группы Recycle, чьи работы – довольно-таки сложные скульптуры из вторсырья – в частности, украшают краснодарский парк Галицкого; они также участвовали в венецианской биеннале искусства. Следовательно, фасады должны были быть рельефными и из переработанного материала – к слову, в этом проекте, кажется, единственном из всех конкурсных, была поднята тема экологической ответственности. Кроме того, фасады были задуманы динамичными в двух смыслах: должна была меняться не только подсветка, но и рельеф.
На площади перед павильоном орнамент павлопосадского платка, согласно проекту, выложен вторичной переработанной резиновой крошкой – еще один recycle. Рисунок площади беспрепятственно заходил в открытый первый этаж, где в составе основной экспозиции бюро Treivas предлагало со всеми предосторожностями, для выставки, привезти избы-памятники, настоящие. Рядом с ними планировались современные лаконичные домики того же масштаба, – во всех экспозиция; а в дальней части, в той же парадигме отдельных объемов, – ресторан со столиками, расставленными в пространстве первого этажа как на крытой городской площади.
Все три этажа и крышу объединяет отверстие конференц-зала, проходящий через объем по диагонали большой амфитеатр-труба, он же в проекте работает главным «ребром жесткости».
Большая часть идей проекта построена на перекличках между русскими и японскими национальными паттернами. Павлопосадский платок отвечает за русский национальный колорит и одновременно служит напоминанием о шелковом платке, в котором по японским традициям принято заворачивать подарок, когда его преподносят хозяевам дома. Другая идея – деревянного дома, тоже сильна и в Японии, и в России.
С другой стороны, круглый атриум-конференц-зал авторы возводят к кругу, которым Су Фудзимото окружил всю EXPO. Но где-то на фоне / периферии сознания возникают и летающие города Крутикова.
Идея экспозиции, предложенная бюро Treivas, перекликается с архитектурой павильона, поскольку тоже построена на recycle и медийности. Первое – переработанные материалы – тут положены в основу реальных экспонатов-скульптур современных художников по мотивам шедевров русского искусства, а второе – медийные инсталляции, показывали бы зрителям, собственно, шедевры.