В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Красочная выставка называется Insulae, то есть «Острова»: это относится, с одной стороны, к наименованию одной из показанных серий рисунков, а с другой – ко второму значению этого латинского слова – «квартал». Имеется в виду конкретный «Квартал Шютценштрассе» в центре Берлина, застроенный по проекту Росси в 1994–1998 годах.
Выставка Aldo Rossi. Insulae. Организаторы: Фонд Сергея Чобана и Fondazione Aldo Rossi
Лауреат Притцкеровской премии Альдо Росси – один из самых известных мастеров постмодернизма последней четверти ХХ века. Росси называли поэтом, который стал архитектором. В дополнение к знаковым зданиям, в наши дни ставшим хрестоматийными (достаточно вспомнить плавучий «Театр мира» на 1-й архитектурной биеннале в Венеции), его творческая сила всегда воплощалась в красочных эскизах, коллажах и рисунках.
Однако сейчас сказать, что наследие Альдо Росси хорошо изучено и давно набило оскомину искушенному зрителю – значит в принципе не быть в курсе общекультурного контекста. Как писал Михаил Кузмин в посвящении отнюдь не архитектурному, а более чем реальному поэту: «…у всех душа нетленна. Но он особенно живет!» И это «особенно живет» в отношении всей эстетики Альдо Росси, конечно, нужно изучать вдумчиво и долгосрочно. Чем и занялся Фонд Сергея Чобана совместно с миланским Фондом Альдо Росси, созданным его семьей. Общими усилиями они, помимо организации самой выставки, издали к вернисажу 200-страничный академический каталог.
Выставка Aldo Rossi. Insulae. Организаторы: Фонд Сергея Чобана и Fondazione Aldo Rossi
В монохромных рисунках и красочных акварелях Росси разрабатывал решения для проектов, формулировал теоретические идеи, а иногда использовал их и для иллюстрации своих представлений о городе и архитектуре. В этом его разительное, если хотите, императивное отличие от множества не менее оцененных, но куда более рациональных современников-постмодернистов, которые полагали, что «нефункциональный» рисунок – осколок доиндустриальных времен. Морфология графической традиции, которую развивал Росси, кристально внятна: здесь не только весь итальянский контекст его века, но и Джованни Батиста Пиранези, и Клод Лоррен, и Андреа Палладио.
С другой стороны, несмотря на обаятельную «инфантильность», рисунок Росси (впрочем, как и большинство его построек) настолько классичен, что вряд ли мог быть контекстуально уместен в XXI веке или даже ранее, во времена набирающего силу деконструктивизма. Поэтому гибель Альдо Росси в 1997 году символически закрыла эпоху постмодернизма в архитектуре, а может быть – и все архитектурное столетие.
Живой, легко дышащий рисунок
Росси рисовал много – карандашом, пером, фломастером, ручкой, акварелью и тушью, на самых разнообразных основах. Иногда он использовал копии своих эскизов в качестве шаблонов для характерных цветных иллюстраций к проектам. Однако это никогда не было чисто иллюстративным занятием.
Выставка Aldo Rossi. Insulae. Организаторы: Фонд Сергея Чобана и Fondazione Aldo Rossi
Рисунок Росси постоянно эволюционировал. На выставке можно проследить развитие его графического языка от ранних проектов, таких как «Монте Амиата» в миланском Галларатезе (совместно с Карло Аймонино), до работ 1980-х и 1990-х годов в Берлине. Изображения часто вращаются вокруг идей традиционного города и основаны на простых геометрических формах – пирамидах или цилиндрах.
Росси строил в городах по всему миру, и его рисунки всех творческих этапов, включая нью-йоркские или японские проекты, демонстрируют большую цельность его творческого подхода. Особую роль на выставке играет связь архитектора с Берлином, где ему удалось реализовать ряд крупных проектов, хотя один важный проект все же остался на бумаге: это Немецкий исторический музей.
Контраст фактуры
Техническая «размытость» приемов рисования, используемых Росси, абсолютно контрастирует с его реализованными постройками. Иногда его работы больше напоминают иллюстрации к детской книге какого-нибудь свободолюбивого сказочника, чем архитектурные эскизы лауреата Притцкеровской премии. Присутствие ярких и чистых акварельных цветов только усиливают это впечатление. Однако на самом деле в работах Росси отражены поиск решений, внимание к контексту и уверенность в своем подходе, который служил архитектору посредником между традиционными идеалами и современными формами выражения.