English version

Алексей Курков: «Суть навигации – в диалоге с пространством и проявлении того, что оно хочет сказать»

Одна из специализаций бюро «Народный архитектор» – навигационные системы в общественных пространствах. Алексей Курков рассказал о том, почему это направление – серьезная архитектурная задача, решение которой позволяет не только сделать место понятным и комфортным, но и сохранить его память или добавить новую ценность.

mainImg
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
Архи.ру:
Когда и как «Народный архитектор» начал заниматься навигацией?

Алексей Курков:
Навигацией мы занимаемся с 2015 года, сейчас у нас пять реализованных проектов. Началось с того, что мы оформляли выставки в Музее архитектуры – инсталляцию «Коридор времени», которая временно заменяла основную экспозицию, а также выставки про Казанский вокзал, Сухаревскую башню и музейных реставраторов. Параллельно мы разработали для музея навигацию, которая не затрагивала здание-памятник: это были фанерные модули с фрезерованными надписями, без креплений к стенам, но достаточно тяжелые, чтобы быть устойчивыми, и с резиновыми подкладками, чтобы не скользили. Монтаж занимал две минуты, такие конструкции сложно задеть, они не падают. В Руине мы установили окрашенные черные модули, а в Анфиладе – белые. 
  • zooming
    1 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Как вы подходите к задаче сделать навигацию? Наверняка необходимо уплотнить информацию и встроить ее в пространство, но какие еще есть принципы?

Навигация всегда получается разная – на это влияют параметры площадки, исторический контекст, потоки людей. Каждое пространство хочет коммуницировать с посетителями, но каждое – по-своему. Мы стараемся уловить это настроение и найти подходящий язык. Где-то важно не добавить визуального мусора, а где-то необходимо создать акценты, привлечь внимание с помощью арт-объекта.

Не всегда навигация – это указатели. Можно использовать музыку или свет. В парке Веретьево Бродского, например, едва ли хочется видеть таблички и указатели, поэтому у них навигация – это книжка, путеводитель. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Второй момент – необходимо добиться достаточности информационных носителей, чтобы их было не много, но и не мало. Не нужно надоедливо выполнять функцию, к тому же каждый модуль стоит денег. 
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Вашей навигации часто сопутствует дополнительная информационная «нагрузка» – это персональный подход, заказ или тренд?

Я бы сказал, это наш подход, который соответствует тому, к чему все идет. С учетом развития картографических сервисов человек скорее проложит маршрут в смартфоне, чем будет пользоваться указателями. Поэтому когда есть оформленное пространство, а человек уже осмыслил и понял его границы – у навигации может появиться дополнительная функция, которую иногда нужно изобретать. С девелоперами, например, мы делаем навигацию во дворах кварталов. Здесь люди находятся каждый день и быстро начинают ориентироваться, поэтому мы «зашили» в навигацию историю места, рассказали о флоре и фауне, которая здесь существует. 

Городом пользуется огромное количество людей, там навигация должна быть простой и понятной широкому кругу пользователей, не должно быть двойных смыслов. А в небольшом парке позволительно делать навигацию, приближенную к арт-объектам, но в то же время не захламлять пространство и помогать самостоятельным туристам получить максимум информации. Гибриды и мультифункциональность сейчас повсюду, в том числе и в навигации. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Заметно, что в ваших проектах навигации нет предпочитаемой стилистики...

Мы стараемся помнить, что навигация – это не наше заявление. Это общение парка, музея, района. Важно найти стилистику этого общения. Если бы нам казалось, что Воронцовский парк должен разговаривать неоновыми вывесками – мы шли бы в этом направлении. Но в Воронцовском парке информационные щиты сделаны в виде деликатных рам, историческая информация написана шрифтом с засечками, а инфраструктурная – обычным, спокойным. Классика в современном прочтении. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Если мы работаем с архитекторами, то встраиваемся в их архитектурный язык. В благоустройстве уже заложены некие правила и принципы, выбрана плитка, лавочки и фонари, а мы в навигации ищем возможность для пересечения по материалам, цветам и фактурам. Если архитекторы выбирают дерево, то и мы обратимся к дереву, если у них есть полированый металл, то и мы его используем. 
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Не кажется ли вам, что вы как архитектор размениваетесь на мелкие задачи, работая с навигацией? Что вам как архитектору дает эта группа проектов?

Не соглашусь, что это мелкая история. Навигация для общественного пространства – завершающий штрих, который говорит о том, что пространство оформлено, пространство понимает, что оно хочет сообщить и готово раскрыть карты и направления. Эта задача в той же степени архитектурная, как и дизайнерская. Интерес состоит в том, что работа одних обогащается работой других. Архитектор понимает потоки посетителей, взгляды и акценты, дизайнер видит своим взглядом.
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке, 2018
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
 

Можно ли сказать, что работа с навигацией стала одной из ваших специализаций? 

Да, мы планируем развивать это направление и дальше, больше работать с девелоперами, которые начинают понимать, что навигация – такое же рыночное преимущество, как благоустройство и средовые проекты. Дворы, внутриквартальные бульвары и парки становятся все сложнее и разнообразнее, а девелоперам необходимо транслировать свой подход. Навигация в этом помогает. 

Мы работаем с разными типами пространств, умеем сочетать навигацию с образовательно-информационной функцией, всегда стараемся обогатить пространства. Нам уже доверяют, есть репутация и понимание, что наш подход – не типовой. Каждый раз разворачивается индивидуальная история. 
 

***

Система навигации в Дарвиновском музее
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации в Дарвиновском музее

Автор
Алексей Курков
Дмитрий Селивохин
Авторский
коллектив
Алексей Курков, Дмитрий Селивохин, Тамара Куркова, Родион Китаев
Где
Россия, Москва. ул. Вавилова, 57
Даты
— 2013 / — 2014
Функция
Культурный / Музей
Когда мы пришли в Дарвиновский музей, то поняли, что он слишком живой. Если основное здание 1980-х годов построено именно как музей, то пристроенная к нему в 1990-х башня предназначалась для хранения и администрации, но в результате на каждом из ее семи этажей что-то происходит, при этом войти можно только через подвал. У музея сложная структура, два гардероба и две кассы – нам нужно было все привести к общему знаменателю. 

Основная экспозиция занимает три этажа и семь залов, каждый из которых рассказывает свою историю – зарождение жизни, микроэволюция, макроэволюция. Для идентификации этих пространств иллюстратор Родион Китаев придумал композиции, выполненные в разных техниках – от стилизации под детские рисунки до cut out и ксилографии.

Навигационные модули мы сделали строгими, потому что в музее много ярких экспонатов. Планы этажей напоминают взрыв-схему и наглядно показывают, как соединяются залы. Разные корпуса мы маркировали цветом: оранжевый использовали для основного здания, а синий – для пристройки. Там, где нужно что-то подчеркнуть, мы позволили себе крупные яркие объекты, в остальном же придерживались минимализма.   
  • zooming
    1 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке, 2018
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова, Денис Агафонов
Где
Россия, Санкт-Петербург. наб. реки Мойки, 94
Даты
2015 — 2016 / 2017 — 2018
Функция
Культурный / Музей
Юсуповский дворец сначала поставил нам задачу по новому зонированию подвальных помещений, где сосредоточена инфраструктура – буфет, туалеты, магазин, и только потом – по навигации во всем музее, а также в саду.

Поскольку историческую планировку цокольного этажа поменять нельзя, мы придумали новые назначения помещений и способы движения. Для интуитивной навигации в этом пространстве мы предложили акцентировать два коридора – один, со сводами, очистить от штукатурки, а второй, с окнами, выкрасить в желтый цвет, на стенах разместить планшеты с историей дворца. Не все было реализовано, но получилось главное – перенести гардероб и кассу, организовать круговое движение, добавить вход с улицы Декабристов, развести потоки групп и самостоятельных посетителей. 

Для этажей с историческими интерьерами и основной экспозиции мы выбрали более сдержанное решение: золотистые подставки, «дворцовый» стиль в рисунке пиктограмм. Каждый зал уникален, модули навигации тоже получились уникальные. В саду навигация минимально достаточная, поскольку парк – памятник, да и объектов в нем не так много, чтобы на них указывать. 
  • zooming
    1 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Ссылки
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова
Где
Россия, Москва. ЦПКиО им.М.Горького
Даты
2017 — 2018 / — 2018
Функция
Ландшафт / Парк
В Парке Горького нам заказали навигацию для детской площадки. Мы исходили из концепции архитекторов AFA, что дети здесь – исследователи, им не нужно сообщать, что ждет за поворотом тропинки. Поэтому мы сосредоточились на двух элементах – карте, которая позволяет охватить сразу все, и на правилах поведения, которые разрабатывались совместно с психологами.

Для трансляции правил мы придумали комиксы с персонажами, которые «живут» в бетонных домиках – навигационных модулях с шестью рабочими сторонами. У каждого домика свой размер и дизайн: у малышей домики пониже, у старших – повыше. Всего получилось восемь домиков и две карты. 

Табличка, которая сообщает, что можно и чего нельзя делать, – это некая обязательная часть таких площадок, и нередко она выглядит чужеродно. Но здесь, как нам кажется, домики отлично вписались.
  • zooming
    1 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Система навигации в Воронцовском парке
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации в Воронцовском парке

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дарья Смирнова, Анастасия Аникеева
Где
Россия, Москва. Воронцовский парк, дом 3
Даты
2020 — 2021 / — 2022
Функция
Ландшафт / Парк
Усадебный парк – это ансамбль, поэтому нам хотелось сделать деликатную навигацию, но в то же время акцентировать исторические объекты. Мы придумали два формата навигационных модулей: для существующих и утраченных исторических объектов – рамы-картины, а для инфраструктурных – стелы из дерева и металла.

Рамы из лиственницы с матовыми «холстами» не закрывают виды, но при этом насыщены информацией – картами, схемами, текстами и визуальными реконструкциями. Они рассказывают истории, углубляющие опыт пребывания в парке, – о главном усадебном доме, который не сохранился, о дубраве, которой больше ста лет, о дачах начала XX века и приземлении дирижабля, описанного в «Войне и мире». Прозрачное наложение дает эффект дополненной реальности.

Вся информация продублирована шрифтом Брайля, есть рельефные карты размером в две ладони – нам кажется, что так слабовидящие могут получить сразу весь образ места, после чего им будет легче сориентироваться. 
  • zooming
    1 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

12 Сентября 2022

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.