English version

Новая заря

В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.

mainImg
Архитектор:
Георгий Тюгаев
Михаил Шварцман
Мастерская:
HADAA ARCHITECTS https://hadaa.ru/
Проект:
ДСК-500
Россия, Тюмень, Камчатская улица, 38А

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Георгий Тюгаев
ГАП: Михаил Шварцман
Архитекторы: Карина Улога, Анна Бухвалова, Дарья Фисенко, Анастасия Иванкина,  Владислав Рылько, Ирина Коваленко, Андрей Князев

5.2022

Заказчик: Агенство инфраструктурного развития  Тюменской области 
Международный конкурс на проект реновации ДСК 500 в Тюмени прошел летом 2022 года. Из десяти предложений финалистов жюри выбрало проект относительно молодого архитектурного бюро HADAA Георгия Тюгаева и Михаила Шварцмана. Сейчас начинается процесс реализации проекта. Концепцию планируют реализовать в несколько очередей, заказчик запустил процедуру выбора генпроектировщика, причем одни из требований – привлечь победившую команду к авторскому надзору.

Осенью концепция HADAA была отмечена «серебряным знаком» фестиваля «Зодчество».

Словом, проект заметный. 
ДСК-500. Центральное лобби блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS

А еще проект очень большой: пятно здания 600 х 200 метров, 12 га, площадь территории 28.3 га (архитекторы сопоставляют ее с тремя пирамидами Хеопса) – и еще он во многих отношениях нетипичный, причем это касается как исходных данных, так и сути предложения, сформулированного в победившем проекте. 
Конец 1980-х: комбинат деревянных домокомплектов
ДСК 500 был построен в конце 1980-х и оснащен по финской технологии. Он выпускал типовые дома – «домокомплекты» – из дерева. Комбинат недолго работал в полную силу: гигантское производство не вписалось в постсоветскую реальность. Расположен же он на восточной окраине Тюмени, за полосой «частного сектора» и недалеко от окружной дороги, в районе под названием Лесхоз, у которого в последние годы по понятным причинам сложилась, скажем так, не лучшая в городе репутация.

Сейчас, однако, район планируется развивать, но не в привычном для столиц формате, когда вместо заводов строят жилые районы, а в гибридном: к востоку сохраняются промзоны, к западу запланированы жилые дома по программе КРТ. С юга к территории примыкает озеро Песьяное, оно тоже очень большое, 2 км в длину, но после санации могло бы стать замечательной частью природного окружения. 
Начало 2020-х: самый большой технопарк
Сейчас здания и территорию комбината планируется превратить в самый большой промышленный технопарк России, рассчитанный на 50 компаний, и, кроме того, он должен стать едва ли не главным драйвером развития территории Лесхоза – ее превращения в то, что называют «полицентром»: внедрения новых функций, развития новых видов промышленности, дополнения будущего жилья офисами по соседству и возникновения новых общественных пространств. Чего только от него не ждут. 
ДСК-500. Многофункциональный бизенсс-инкубатор и гостиница
© HADAA ARCHITECTS

Особенности решения, предложенного консорциумом HADAA, это: гибкость структуры, плавное, «градиентное» взаимопроникновение пространств с разной функцией и типологией, разной степенью открытости и закрытости, причем не простое, а построенное с помощью модели Хаффа – «коммерческой модели гравитации», как поясняют авторы.
ДСК-500. Модель Хаффа
© HADAA ARCHITECTS

Модель помогает оценить уровень спроса коммерческого предприятия с учетом его площади и расположения. И да, в консорциум вошли экономисты – консалтинговая компания S.A. Ricchi, а также  петербургская Eggert Engineering, специализирующаяся на технологических решениях.

Но главную роль сыграли все же архитекторы. 
cic =

Георгрий Тюгаев, «HADAA ARCHITECTS»

Я учился в МАРХИ на кафедре промышленной архитектуры. Мне интересна работа с промышленными объектами и я хотел бы подчеркнуть, что роль архитектора в работе с такого рода задачами вовсе не ограничивается «рисованием красивых картинок», как это нередко предполагают. Многие прорывные промышленные проекты в Германии и Швеции в 1960-е – 1980-е годы появились именно благодаря архитекторам. Взять к примеру завод Вольво в Кальмаре, где фордовский конвейер переделали по более эффективной схеме; это было сделано за счет связки архитекторов и технологов, но в первую очередь – архитекторов. Так что конкурс ДСК-500 нам показался очень интересным именно с точки зрения архитектурной задачи.
 
Нам очень понравилось техзадание, оно было оформлено в виде книги, со справками о городе и о вероятных резидентах – достаточно подробное, но в то же время данное «общими мазками», не чрезмерно детализированное. Оно определяло границы, но не мешало нашей работе, давало достаточно свободы. 

Инициативе архитекторов концепция обязана и другой своей особенностью: она очень деликатно относится к существующему промышленному зданию конца 1980-х. 
Сохранение
Здание – ангар с тонкими, высокими и просторно расставленными  металлическими опорами, желтыми крестообразными растяжками между ними; с простыми, но тонкими фермами широкопролетных перекрытий и с перепадами высоты кровли, напоминающими о «нефах», так любимых в проме, но сейчас – без дополнительных световых лент в перепаде высот.

Зато в кровле из профнастила много зенитных фонарей, как прямоугольных, побольше, этаких «шедовых врезов», так и круглых отверстий совсем небольшого сечения. Стены и перегородки, напротив, неряшливые, бетонные, но тоже с витражными вертикалями и ленточными окнами по верху. Иными словами, внутри, даже сейчас, при всей разрухе – просторно, высоко, светло; да и атмосфера промышленного ангара в целом, конечно же, брутально-романтична. 
  • zooming
    1 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022
  • zooming
    2 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022
  • zooming
    3 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022
  • zooming
    4 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022

В проекте HADAA существующие конструкции предложено сохранить на 90%. 

С другой стороны, архитекторы бережно, без радикальных вторжений и трансформаций, относятся и к исходной конфигурации здания. На месте существующих навесных переходов возникают новые, столь же полезные в тюменском климате. Стекла становится больше, но оно не преобладает, остается в рамках пятен-витражей или «ленточных» полос.

Металлическая поверхность из профнастила как будто «спускается» с кровли, заменяя собой бетонные стены: фасады легкие и, что тоже важно, экономичные. По словам архитекторов, если подобрать и правильно «разложить» столь простой материал, чередуя форматы его полосатой поверхности, объем получится и современным, и адекватным своей функции технопарка – серебристый металл в сочетании со стеклом вполне способен освежить образ без чрезмерного пафоса. 
ДСК-500. Входная площадь блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Центральное лобби блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS

Части старых конструкций авторы сохраняют как полезные, фоновые, но по-своему эффектные – к примеру, несущие кровлю фермы. Часть стен превращают в стеклянные – не только на внешних фасадах, но и в перепаде высоты кровли: так возникает еще один источник естественного света, «клеристорий», который тут, как кажется, был изначально задуман, но не реализован. 

Некоторые элементы старых конструкций ангара ДСК архитекторы трактуют как узнаваемые артефакты, отвечающие за «память места» (в проекте мы их видим намеренно состаренными, чтобы подчеркнуть замысел) – к примеру, это металлические опоры «клеристория» или желтые растяжки-крепления. Они соседствуют с ультра-новыми вкраплениями, такими, как, к примеру, серебристая винтовая лестница – ее присутствие, помимо прочего, подчеркивает соседство пространств разного масштаба: просторных двусветных атриумов и «антресольных» этажей. 
ДСК-500. Интерьер коворкинга в блоке основных производств
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Интерьер лобби блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS

Тему «памяти места» продолжает еще одно вкрапление. На территории ангара существует железная дорога, которую использовали для доставки древесины и отправки домокомплектов. Пути принадлежат компании РЖД, получить разрешение на их разборку было бы непросто.

Большую часть путей HADAA используют для благоустройства внутри технопарка, накрывают конструкциями с озеленением.
Схема адаптации железнодорожных путей. ДСК-500
© HADAA ARCHITECTS

Но часть железной дороги – с южной стороны, там, где она подходит к крупному промышленному лоту – архитекторы предлагают использовать по прямому назначению, для погрузки-разгрузки: возродить их исходную функцию. К примеру, для «негабаритного технологического оборудования» – но вероятнее всего изредка, «один раз в несколько лет». Поэтому в проекте предусмотрен сборный-разборный механизм «встречи» поезда: со снятием фасадных панелей и демонтажом плит пола – то и другое можно будет затем поставить на место. Для разгрузки поезда предусмотрена кран-балка – механизм, скользящий по укрепленной балке под потолком; еще несколько кран-балок предусмотрены для других производственных помещений. 
ДСК-500
© HADAA ARCHITECTS
Градиент технопарка
Но вернемся к структуре технопарка и распределению функций и особенностей помещений. К западу – будущий жилой квартал, здесь вдоль главного здания со всем основанием возникает общественный бульвар, благоустройство, велодорожки, максимум стекла и открытых дверей. К востоку – сохраняется промзона, вдоль этой стены группируются предприятия, закрытые, иногда небезопасные, ну, или со своими особыми условиями. Между ними – нечто среднее, атриумы, коворкинги, офисы, лаборатории и прочее. Предполагается, что с запада войти можно, а ближе к востоку начинаются рестрикции. И все это градиентно. Таким образом – что достаточно интересно – авторы при помощи экономической теории распределяют пространство, не слишком-то изменяя здание, а лишь «моделируя» его, где-то – убирая опоры, где-то добавляя антресольный этаж и выигрывая метры площади, где-то открывая, где-то закрывая. 
ДСК-500. Формирование объемно-пространственных решений участка
© HADAA ARCHITECTS

Сказанное не означает какой-то размытости: на плане хорошо видно, что соотношение крупных / средних производств, офисов и коворкингов распределяется по очень ясной схеме. Однако диктует ее, похоже, именно градиент. 
ДСК-500. Блок основных производств. 1 этаж
© HADAA ARCHITECTS

Предложенное решение означает максимальную гибкость в освоении существующего строения. Город с одной стороны, промышленность с другой – их «скрещивание» происходит под крышей мини-города-технопарка. Что, может быть, стимулирует его роль как «драйвера», и в то же время делает возможным постепенность изменений, коррективы исходя из условий и требований. В нашей жизни, да с такой масштабной задачей, – это тоже важно. 
Новое и обновленное
Проект, конечно же, не ограничивается сохранением и раскрытием, в нем предусмотрено развитие, его больше всего к северу и югу от основного здания. К северу, со стороны подъезда из города по улице Домостроителей, – предсказуемо «парадная» часть, здесь встречают всех, и людей, и (слева) фуры. Два относительно небольших здания, существующих сейчас справа и слева от входа, превращаются в экспозиционные центры, конференц-залы, коворкинги с шоурумом под стеклянной кровлей на центральной оси. 
ДСК-500. Входная зона. Аксонометрия
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Входная зона
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Администативно-бытовой корпус со столовой
© HADAA ARCHITECTS

Больше всего трансформаций задумано в дальней, южной части, на берегу озера. Здесь – самое новое строительство, отнесенное к самым поздним очередям, и природа около пруда, о которой авторы сразу предупреждают: никакой «городской» набережной не нужно, здесь будут деревянные дорожки сравнительно «дикая» природа. Чем ближе к озеру, тем природнее – тоже, кстати, градиентом. 
ДСК-500. Зонирование территории
© HADAA ARCHITECTS

Итак, на трапециевидной территории между водой и ангаром архитекторы размещают самые новые строения: бизнес-инкубатор и гостиницу. Особенность последней не только в овальном плане объема и достаточно большой высоте, но и в том, что она задумана как перепрофилируемая – из гостиницы в офисы и наоборот, по этажам, в зависимости от потребностей. Это тоже гибко. 
ДСК-500. Благоустройство парковой зоны. Гостиница – небольшое черно-белое здание вверху по центру
© HADAA ARCHITECTS

Более важное здание – бизнес-инкубатор. Предполагается, что здесь будут размещаться стартапы, проходить лекции, конференции и прочее, что так необходимо для обмена опытом и профессионального роста. Одних может быть больше, других меньше. Поэтому пространство особенно гибкое: только по периметру стационарные помещения, в основной части – «острова», которые могут менять форму и функцию. 
ДСК-500. Бизнесс-инкубатор с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром. Пространственное устройство
© HADAA ARCHITECTS

Соответственно, новый корпус перекрыт деревянной кровлей с крупными глубокими кессонами на веерных опорах: их нижние железобетонные части одной высоты, вверху они расходятся разновеликими металлическими «ветвями». Соответственно, и кровля разной высоты – она изгибается, поднимается подобием покрывала или плавной волны, чего в старом здании, конечно, быть не могло. Но интерьер воздушный и эффектный. Обилие дерева – оммаж «древесному» прошлому комбината.
ДСК-500. Интерьер бизнесс-инкубатора с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS

Фасады, в свою очередь, в новом здании тоже чуть дороже, чем в основном, старом. Вероятно, здесь можно будет использовать темный, почти черный фибробетон. Но стилистика та же: очень простая, протяженная, стеклянные ленты вторят лейтмотиву основного корпуса. Зенитные фонари здесь также унаследованы, но они крупнее и все круглые. 
ДСК-500. Бизнесс-инкубатор с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Бизнесс-инкубатор с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Площадь перед бизнес-инкубатором с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS

Кровли – отдельная тема. HADAA предлагают установить на кровле главного корпуса «поля» солнечных батарей, которые питали бы, хотя бы отчасти, технопарк и его дата-центр. Все же поверхность кровли – 13 га. 
ДСК-500. Вид с юга, со стороны озера Песьяное
© HADAA ARCHITECTS

Зенитные фонари, новые и обновленные, тоже составляют значительную часть образности «пятого фасада». Его панорама и сдержанная, и космически-выразительная, напоминает и ташкентские бани, и классику модернизма. Днем фонари собирать свет для внутренних пространств, ночью – светиться. Что важно, поскольку об эксплуатируемых кровлях с садами на них архитекторы тоже не забыли.
ДСК-500. Вид с кровли блока основных производств в сторону озера. Слева – новое здание бизнес-инкубатора
© HADAA ARCHITECTS

***

Во всем этом чувствуется и лиричность, и практичность – не то чтобы привычное сочетание. Проект детально продуман, в одном только альбоме 140 страниц, но в нем нет ярких wow-жестов, кроме тех, которое авторы извлекают из контекста, подчеркивая протяженность, просторность, светоносность исходного здания и вторя ему в в предлагаемых нововведениях. Так что подход хорош не только интеллигентностью взгляда на промышленную архитектуру недавнего времени как на ценность, но и, конечно, реализуемостью. Мы иногда забываем, что сохранение – это еще и экономия; правило, актуальное вплоть до середины XX века, в последние десятилетия много раз подвергали сомнению. В данном же случае – на краю промышленной Тюмени, ради проекта значительных амбиций, но нельзя сказать, чтобы безграничного бюджета – предложенный «градиентный» подход, основанный на сбережении ресурсов: конструктивного, природного и прочих –  кажется и красивым, и оптимальным.
Архитектор:
Георгий Тюгаев
Михаил Шварцман
Мастерская:
HADAA ARCHITECTS https://hadaa.ru/
Проект:
ДСК-500
Россия, Тюмень, Камчатская улица, 38А

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Георгий Тюгаев
ГАП: Михаил Шварцман
Архитекторы: Карина Улога, Анна Бухвалова, Дарья Фисенко, Анастасия Иванкина,  Владислав Рылько, Ирина Коваленко, Андрей Князев

5.2022

Заказчик: Агенство инфраструктурного развития  Тюменской области 

03 Февраля 2023

Похожие статьи
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.