Андрей Асадов: «Архитектор – ответственная профессия. Ты физически влияешь сразу на многих людей»

О влиянии среды обитания на развитие человека.

mainImg
Оказавшись запертыми в своих квартирах, мы особенно остро ощутили несовершенство планировок и общественных пространств. Как дом, квартира и пространство, в котором мы живем, может помогать нам в развитии? И что для этого должно измениться в городах?

Об этом с руководителем Архитектурного бюро Асадова и сооснователем национальной инициативы «Живые города» Андреем Асадовым побеседовал автор проекта Рroразвитие, общественный деятель Николай Данн.
zooming

Николай Данн:
Как, на твой взгляд, архитектура формирует сознание человека?

Андрей Асадов:
Начну с себя. Задача архитектора – думать о пространстве в целом и закладывать в проекты сильные приемы, которые позволяют добиться нового качества среды, трансформирующей человека. И это, в каком-то смысле, алхимия. То, с чем мне приходится работать ежедневно. В каком пространстве находится человек, такой у него формируется образ мысли и действий.
 
Приведи конкретный пример, чтобы было понятно. Если ты живешь в квадратном доме, то у тебя, условно, мысли квадратные или как?

Когда я еще учился в архитектурном институте, у нас был факультативный курс «Биоэнергетическое влияние архитектурных форм». Уже тогда я осознал, что архитектор – это очень ответственная профессия, когда ты физически влияешь на большое количество людей. В этом смысле есть традиционные формы, например, русская изба с прямоугольными конструкциями, которые исходят из природы материала. И нельзя сказать, что в этом есть что-то ужасное.

С другой стороны, есть сакральные храмовые сооружения: русские и готические соборы. Эта архитектура с нерациональной высотой поднимает сознание человека. Находясь внутри, ты чувствуешь себя частью чего-то большего.

Но в городах важно наличие человеческого масштаба. В комплексе «Москва-Сити», например, его сильно не хватает. Хотя в том же Нью-Йорке, несмотря на огромные масштабы небоскребов, присутствуют элементы благоустройства, такие как арт-объекты и другие решения, которые не дают жителю чувствовать себя песчинкой и быть подавленным от этого.

То есть на уровне первого этажа должны быть объекты, дающие ощущение, что город заботится о тебе?

Да, это важные элементы комфортного общественного пространства. Та самая тема, которая в нашей стране мощно развивается в последнее время. И это очень здорово. Одно дело здания, другое – сама городская ткань, которая все связывает и придает разрозненным объектам общий смысл.

Давай еще немного поговорим о высотках, хрущевках и жилых комплексах, так называемых человейниках. Какой модельный ряд они запускают в сознании жителей? Я разговаривал с одним строителем, который штампует микрорайоны, он рассказывал, что пролетая над своими домами, сам увидел в них образ крестов. То есть сравнил свои произведения с кладбищем. 

Не будем забывать, что в свое время у этих объектов была важная роль. Хрущевки были построены для расселения коммуналок, когда вообще из нечеловеческих условий большое количество людей удалось разместить в отдельном жилье.

Согласись, что развитие движется постепенно. Сейчас мы видим, что индустриальный формат жизни не соответствует современности. Города переходят к индивидуальной среде. И архитектура – мощный инструмент для этого. Используя даже внешние, фасадные решения, можно создать более приятный, легкий, не довлеющий и даже вдохновляющий облик жилой среды.

В периоде недавней изоляции мы все ощутили нехватку уличных пространств: балконов и лоджий, которые хоть частично связаны с внешним миром.

Что, на твой взгляд, является достижением архитектуры за последние 20 лет? 

Как ни странно, это возврат к человеческому масштабу средневекового города – своеобразная слобода XXI века. Историческое развитие всегда идет циклами. И сейчас мы переживаем возвращение к более уютной, квартальной, традиционной, индивидуальной застройке, к жилой среде с человеческим лицом.
«Русская Европа». Эко-квартал в Калининграде
© Архитектурное бюро ASADOV

В ряде проектов мы отрабатывали эти принципы, например, заявляя на московскую реновацию проект «Неспальный район». В отличие от традиционной застройки, это фрагмент полноценной, самодостаточной городской среды, где кроме жилой и спальной функций есть рабочие, образовательные, культурные, спортивные и общественные пространства, то есть любые составляющие, которыми управляют и которые инициируют сами жители. Эта среда поощряет развитие микро-бизнеса и частного предпринимательства, а значит пространство уже способно инициировать социальный эффект. И вот создание таких микрогородов, самодостаточных жилых комплексов, я думаю, и есть веяние и достижение нового времени. Начало ему, кстати, было положено в 1990-х годах прошлого века с элитных жилых комплексов со встроенной инфраструктурой.

Сейчас и в жилье бизнес-класса, и в комфортном сегменте появляется разнообразная инфраструктура.

А давай посмотрим на сам дом или квартиру. Какой элемент, на твой взгляд, должен быть внутри, чтобы человек понял, что он точно развивается благодаря этому?

Я убежден, что жилое пространство должно быть максимально нейтральным, чтобы на тебя ничего не давило. Оно должно гармонизировать человека, приводить его в состояние умиротворения и соединения с самим собой. Поэтому я советую выбирать легкость и свет. Сама квартира или дом - это образ города в миниатюре. Там должны быть условная городская площадь для встреч и общения – это гостиная, рыночная площадь – это кухня, и обязательно тихие жилые районы в идеале для каждого члена семьи. Это не всегда достижимо в условиях городской застройки, поэтому важно выделить хотя бы место для уединения, которым будут пользоваться все по очереди.

Зонировать пространство можно средствами архитектуры и мебели, но в идеале все начинается с грамотной планировки. Поэтому даже в таком миниатюрном масштабе важно советоваться со специалистами.

В народе говорят, что мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Каким должен быть дом с точки зрения профессионала, и что он значит для тебя?

Тело – это ведь тоже дом, для духа. Ты его поддерживаешь в форме и облагораживаешь. Дом в плане жилища – это уже следующая оболочка, как матрешка: тело, дом, район, город, страна, планета.

Куда идут тенденции в архитектуре домов?

Я думаю, они в общем и не прекращали идти к развитию личности. Речь идет о свободе самовыражения, гибкости и трансформации пространства, потому что это уже непреложный элемент любого современного здания с любой функцией быстро адаптироваться под разные задачи.

Еще одна важная черта современной архитектуры – это попытка гармоничного взаимодействия с естественной природной средой. Отсюда пошло целое направление – органической архитектуры, когда пространство искусственно воспроизводит природные элементы, например, холмы, горы, пещеры, необычные пространства.
Гостиничный комплекс Amber Residence
© Архитектурное бюро ASADOV

Современные технологии практически убирают границы возможного, только законы гравитации и ориентации еще удерживают нас в неких рамках. Сейчас пол может свободно перетекать в стены и затем в потолок, создавая непрерывное органическое пространство.

Также интересна технология медиафасадов, когда на всю поверхность стен создается сетка из мелких светодиодов, которые на определенном расстоянии образуют гигантский экран. За счет этого архитектура города оживает. Но важно применять это в меру и не переусердствовать.

Одна из новейших задач архитектуры – примириться с природой, впустить ее внутрь городов, чтобы из бетонных мешков превращать их в островки естественного пространства. Администрации городов начинают понимать, что для конкурентности и привлекательности важно иметь зоны для общения и взаимодействия людей друг с другом.
Набережная Марка Шагала
© Архитектурное бюро ASADOV, Институт Генплана Москвы

В Москве есть наглядный пример – парк Зарядье. Он расположен в сердце города как полноценный заповедный уголок. Это одно из моих любимых мест, в которое приятно прийти и раствориться. Я называю это живой архитектурой. Недавно для себя я сформулировал 7 ее принципов.

Давай их назовем, это будет такой подарок нашим читателям?

Первое – это многофункциональное и самодостаточное пространство. Это город в городе, в котором есть все, что необходимо для жизни и полноценного развития.

Второе – это органическая геометрия. Городам и зданиям совершенно необязательно быть прямоугольными. Свободные органические пространства подпитывают человека и раскрывают в нем иррациональное начало.
 
Третье – это промежуточные пространства: террасы, балконы, лоджии. Это жизненно необходимая связь человека с внешней, природной средой.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Четвертое – это образ. Каждое здание, особенно общественно значимое, может обладать своей душой. Это та составляющая, которая будет цениться и будет передана потомкам. Такое здание захочется сохранить и отреставрировать.

Пятое – это гибкость и трансформация. Образ жизни людей меняется гораздо быстрее, чем срок службы здания, поэтому оно, как и сам человек, должно уметь быстро адаптироваться. События последнего года показывают, что без способности к трансформации нет шансов выжить.

Шестое – это здоровая живая среда. В здании должны применяться современные технологии для здорового микроклимата, с большим количеством дневного света и теплосбережением.

Седьмое – это интеграция с естественной природной средой. Архитектура как искусственная среда обитания обязательно должна быть в балансе с природой и в идеале становиться ее продолжением.
***
 
Ниже – полная версия этого разговора:


Беседовать о городской среде эксперты сообщества «Живые города» продолжат 13 августа на тематическом дне «Городской дизайн и коммуникации» VII Форума Живых городов «Время созидателей». Подробности здесь>>>

12 Августа 2020

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.