Некоммерческий фонд TED проводит одноименные конференции с 1984. Цель проекта состоит в распространении уникальных идей, способных – в той или иной степени – изменить мир. К участию приглашают экспертов из различных областей, которые в лекциях делятся своими идеями и рассказывают вдохновляющие истории.
Ренцо Пьяно
«Гений, создавший некоторые из наиболее известных зданий мира»
За 15 минут Ренцо Пьяно успевает рассказать о собственных проектах и объяснить, почему быть архитектором – хорошо, а архитектура – это убедительный ответ на запрос о прекрасном. «В 10 часов утра вы должны быть непременно поэтом. В 11 часов должны стать гуманистом, иначе собьетесь с курса. А в полдень просто обязаны стать строителем», – так видит свою профессию Ренцо Пьяно.
***
Сигэру Бан
«Укрытия для пострадавших от катастроф, сделанные из бумаги»
Сигэру Бан начал экспериментировать с экологически чистыми материалами задолго до того, как слово «устойчивость» стало обязательным в архитектурной лексике. Испытания с картонными трубами Сигэру Бан начал проводить в 1986, а в 1990 сделал первое бумажное сооружение – туалет. Из этих же труб на крыше парижского Центра Помпиду он построил собственный офис – чтобы целых шесть лет не платить высокую арендную плату. Картонные детали использовались Баном при возведении временных укрытий в странах, пострадавших от стихийных бедствий: Гаити, Руанде, Японии, Турции, Тайване, Китае и других.
***
Иван Баан
«Оригинальные дома в неожиданных местах»
Архитектурный фотограф демонстрирует снимки с жилищами, построенными в самых неожиданных местах, и их хозяевами. Он запечатлел семьи, которые живут в недостроенной 45-метровой «Башне Давида» в центре Каракаса. Это здание называют самым большим в мире сквотом. Иван Баан показывает плавучие трущобы Нигерии, где обитает примерно 150 000 человек. Чтобы передвигаться по каналам между домов, они используют самодельные каноэ. Фотограф заснял и подземные поселки, которые разбросаны по центральным и северным провинциям Китая.
***
Элисон Киллинг
«Умирать можно иначе – лучше, и архитектура может помочь»
Британский архитектор и градостроитель Элисон Киллинг напоминает: архитектура – не только для жизни, она еще и для смерти. Продолжительность жизни выросла почти в два раза, но при этом увеличился и срок дожития; многие люди свои последние дни проводит в больницах и хосписах. Элисон Киллинг предлагает не замалчивать тему проектирования «зданий для смерти», а подумать, какой может быть архитектура для «хорошего» ухода из жизни.
***
Алехандро Аравена
«Моя архитектурная философия? Вовлечь сообщество в процесс»
Когда Алехандро Аравену попросили построить жилье для ста чилийских семей, он не стал проектировать большой дом с множеством маленьких квартир. Аравена предложил отдельные дома, но сделанные наполовину – чтобы каждая семья могла потом сама достроить и расширить жилище.
***
Норман Фостер
«Моя «зеленая» программа для архитектуры»
Лекция состоялась более десяти лет назад, но не потеряла своей актуальности. Норман Фостер рассказывает о собственных работах, чтобы показать, как компьютеры помогают архитекторам проектировать красивые и «преимущественно экологически чистые» здания. В выступлении он подчеркивает, что такие постройки – вопрос не моды, а выживания, но при этом устойчивая архитектура не может «работать» без соответствующей городской инфраструктуры.
***
Нери Оксман
«Проектирование на стыке технологии и биологии»
Профессор MIT Media Lab размышляет о том, как соединить цифровое производство с принципами биологии и перейти от «сборки» объектов к их «выращиванию» – как это происходит в природе. Исследования лаборатории, которые курирует Оксман, идут на границе компьютерного дизайна, аддитивного производства, материаловедения и синтетической биологии.
***
Джастин Дэвидсон
«Почему стеклянные башни плохи для городской жизни. И что нам нужно вместо них»
Архитектурный критик, лауреат Пулитцеровской премии называет современные постройки «полированными роботами». Дэвидсон объясняет, как внешний вид здания формирует впечатление от города, и что мы теряем, когда проектировщики перестают использовать весь спектр доступных материалов, а выбирают лишь одно стекло. Критик обращает внимание на то, что «стеклянные коробки» строятся не для удовольствия простых горожан, а с одной неблагородной целью – обогащения их владельцев за счет квартиросъемщиков.
***
Сара Паркак
«Помогите обнаружить древние руины, пока не слишком поздно»
Американский египтолог использует снимки со спутников, чтобы искать затерянные города и древние гробницы. В 2017 Сара Паркак запустила онлайн-платформу GlobalXplorer, которая позволяет любому пользователю интернета подключиться к поиску пока не найденных памятников. Помимо удовлетворения научного интереса эта система помогает защитить всемирное наследие от разграбления и последующей продажи на черном рынке. «Сто лет назад археология была [занятием] для богатых. Пятьдесят лет назад – для мужчин. Сегодня – для академических кругов. Наша цель – демократизировать процесс археологических открытий и позволить принять в них участие любому человеку», – объясняет Сара Паркак.
***
Нора Аткинсон
«Почему искусство процветает на Burning Man»
Куратор в сфере дизайна Нора Аткинсон рассказывает, как обнаружила на Burning Man то, чего не хватает коммерческим арт-объектам и художественным галереям: естественного любопытства зрителей и живой вовлеченности художников.