Пирс для народа

Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Прогулочные пирсы появились на английских курортах в викторианскую эпоху: они использовались как пристани, но все же главной их функцией была развлекательная, поэтому на них возводились разнообразные павильоны для концертов и спектаклей, банкетные залы, кегельбаны, карусели и т.п. Не был исключением и пирс в Гастингсе на южном побережье Англии: он был построен в 1872 и активно использовался до самой Второй мировой войны. В 1960-е – 1970-е наступил своего рода ренессанс: в его павильоне давали концерты Rolling Stones, The Who, Pink Floyd, The Sex Pistols, Джими Хендрикс. Однако затем он – как и множество подобных сооружений по всей стране – потерял популярность и постепенно ветшал, что усугубляли пожары и шторма. В годы перед катастрофическим пожаром 2010-го пирс по сути был заброшен: владевшая им компания не желала проводить даже необходимый ремонт.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе после пожара. Фото © Alex de Rijke

После пожара, уничтожившего 95% «палубы» и построек, и так крайне обеспокоенные судьбой пирса горожане добились от властей принудительного выкупа пирса; 11 миллионов фунтов из 14,2 выделил Heritage Lottery Fund, еще порядка 600 000 внесли местные жители, остальное пожертвовали различные организации. Архитекторы dRMM, победившие в международном конкурсе на проект реконструкции пирса, занимались сбором средств и помогали успешно взаимодействовать гражданам, властям и остальным заинтересованным лицам – не говоря уже об учете всех пожеланий местного сообщества в конечном проекте. Именно поэтому жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) и присудило им Премию Стерлинга за пирс в Гастингсе как лучшее сооружение Великобритании­-2017; по итогам народного голосования пирс также победил – с сильным отрывом. По мнению судей премии, архитекторы занимались не только проектом, но и всем сопутствующим процессом, и за такой одновременно гибкой и широкой ролью – будущее профессии.
 
Пирс в Гастингсе в процессе реконструкции. Фото © Alex de Rijke

Названный «народным», пирс также получил прозвище «Доска». Причина очевидна: в отличие от традиционной схемы, когда морской конец, «нос» сооружения занимает главный павильон (и что сохраняют при перестройке пирсов в наши дни), в Гастинсе решили не помещать в эту зону ничего, оставив ее свободной для любых временных сооружений и мероприятий – ярмарок, цирков-шапито, концертов, праздников. Впрочем, в обычные дни эта «площадь» в окружении воды может казаться голой: как отмечают СМИ, некоторым посетителям не хватает пусть не слишком элегантных, но все же способных развлечь павильонов для бинго и игральных автоматов. Достается и более здоровому и модному, чем типично для английского курорта, меню. Однако эта перемена – не только дань времени, но и отражение ситуации в Гастингсе, который из депрессивного городка в последние годы превратился в популярное у представителей творческих профессий место для жизни – взамен ставшего непомерно дорогим Лондона. Теперь же ожидается, что к ним добавятся ежегодно дополнительные 300 000 туристов, желающих посетить обновленный пирс, и один миллион фунтов дохода.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

В ходе реконструкции были отреставрированы чугунные опоры пирса. Новая «палуба» сделана из древесины экки (лофиры крылатой). Единственный сохранившийся после пожара викторианский павильон был превращен в современный кафе-бар. Примерно посередине между носом и кормой на каркасе из поперечно-клееной древесины возведен посетительский центр со смотровой площадкой и баром на крыше; туда ведет лестница-трибуны, подходящая и для проведения концертов. Для его обшивки широко использованы обугленные в пожаре 2010-го доски, также они пошли на предметы мебели. Центр используется для выставок, образовательных и иных мероприятий. Ограда пирса напоминает вертикальные жалюзи, что создает, если смотреть сквозь нее, «оптическую игру». Среди временных построек, на которые 280-метровый пирс (общая площадь – 11 720 м2) в первую очередь и рассчитан – торговые павильоны в виде традиционных пляжных домиков, карусели и т.д.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Francesco Montaguti
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

Параллельно с Премией Стерлинга были присуждены две другие награды RIBA. Заказчиком года стала элитарная школа-интернат Бидейлс в Хемпшире, известная своим либеральным подходом к образованию и воспитанию учеников: ее номинировали архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios, спроектировавшие для нее корпус искусства и дизайна.
 
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Matthew Rice
zooming
Заказчик годаа: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis

Премию Стивена Лоуренса, присуждаемую начинающим архитекторам за проекты с бюджетом менее миллиона фунтов, получили Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер за дом The Houseboat («жилая лодка») на берегу гавани Пул близ Борнмута. Жилище напоминает перевернутый корабль; к морю оно обращено панорамным остеклением.
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner


01 Ноября 2017

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Город на самообеспечении
Бюро Висенте Гуайарта выиграло конкурс на план застройки для Нового города Сюнъань с проектом «пост-ковидного» жилого массива, рассчитанного на самообеспечение в случае карантина.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Технологии и материалы
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.