Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе после пожара. Фото © Alex de Rijke
После пожара, уничтожившего 95% «палубы» и построек, и так крайне обеспокоенные судьбой пирса горожане добились от властей принудительного выкупа пирса; 11 миллионов фунтов из 14,2 выделил Heritage Lottery Fund, еще порядка 600 000 внесли местные жители, остальное пожертвовали различные организации. Архитекторы dRMM, победившие в международном конкурсе на проект реконструкции пирса, занимались сбором средств и помогали успешно взаимодействовать гражданам, властям и остальным заинтересованным лицам – не говоря уже об учете всех пожеланий местного сообщества в конечном проекте. Именно поэтому жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) и присудило им Премию Стерлинга за пирс в Гастингсе как лучшее сооружение Великобритании-2017; по итогам народного голосования пирс также победил – с сильным отрывом. По мнению судей премии, архитекторы занимались не только проектом, но и всем сопутствующим процессом, и за такой одновременно гибкой и широкой ролью – будущее профессии.
Пирс в Гастингсе в процессе реконструкции. Фото © Alex de Rijke
Названный «народным», пирс также получил прозвище «Доска». Причина очевидна: в отличие от традиционной схемы, когда морской конец, «нос» сооружения занимает главный павильон (и что сохраняют при перестройке пирсов в наши дни), в Гастинсе решили не помещать в эту зону ничего, оставив ее свободной для любых временных сооружений и мероприятий – ярмарок, цирков-шапито, концертов, праздников. Впрочем, в обычные дни эта «площадь» в окружении воды может казаться голой: как отмечают СМИ, некоторым посетителям не хватает пусть не слишком элегантных, но все же способных развлечь павильонов для бинго и игральных автоматов. Достается и более здоровому и модному, чем типично для английского курорта, меню. Однако эта перемена – не только дань времени, но и отражение ситуации в Гастингсе, который из депрессивного городка в последние годы превратился в популярное у представителей творческих профессий место для жизни – взамен ставшего непомерно дорогим Лондона. Теперь же ожидается, что к ним добавятся ежегодно дополнительные 300 000 туристов, желающих посетить обновленный пирс, и один миллион фунтов дохода.
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
В ходе реконструкции были отреставрированы чугунные опоры пирса. Новая «палуба» сделана из древесины экки (лофиры крылатой). Единственный сохранившийся после пожара викторианский павильон был превращен в современный кафе-бар. Примерно посередине между носом и кормой на каркасе из поперечно-клееной древесины возведен посетительский центр со смотровой площадкой и баром на крыше; туда ведет лестница-трибуны, подходящая и для проведения концертов. Для его обшивки широко использованы обугленные в пожаре 2010-го доски, также они пошли на предметы мебели. Центр используется для выставок, образовательных и иных мероприятий. Ограда пирса напоминает вертикальные жалюзи, что создает, если смотреть сквозь нее, «оптическую игру». Среди временных построек, на которые 280-метровый пирс (общая площадь – 11 720 м2) в первую очередь и рассчитан – торговые павильоны в виде традиционных пляжных домиков, карусели и т.д.
Пирс в Гастингсе. Фото © Francesco Montaguti
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Параллельно с Премией Стерлинга были присуждены две другие награды RIBA. Заказчиком года стала элитарная школа-интернат Бидейлс в Хемпшире, известная своим либеральным подходом к образованию и воспитанию учеников: ее номинировали архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios, спроектировавшие для нее корпус искусства и дизайна.
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Matthew Rice
Заказчик годаа: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Премию Стивена Лоуренса, присуждаемую начинающим архитекторам за проекты с бюджетом менее миллиона фунтов, получили Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер за дом The Houseboat («жилая лодка») на берегу гавани Пул близ Борнмута. Жилище напоминает перевернутый корабль; к морю оно обращено панорамным остеклением.
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner