Пирс для народа

Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Прогулочные пирсы появились на английских курортах в викторианскую эпоху: они использовались как пристани, но все же главной их функцией была развлекательная, поэтому на них возводились разнообразные павильоны для концертов и спектаклей, банкетные залы, кегельбаны, карусели и т.п. Не был исключением и пирс в Гастингсе на южном побережье Англии: он был построен в 1872 и активно использовался до самой Второй мировой войны. В 1960-е – 1970-е наступил своего рода ренессанс: в его павильоне давали концерты Rolling Stones, The Who, Pink Floyd, The Sex Pistols, Джими Хендрикс. Однако затем он – как и множество подобных сооружений по всей стране – потерял популярность и постепенно ветшал, что усугубляли пожары и шторма. В годы перед катастрофическим пожаром 2010-го пирс по сути был заброшен: владевшая им компания не желала проводить даже необходимый ремонт.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе после пожара. Фото © Alex de Rijke

После пожара, уничтожившего 95% «палубы» и построек, и так крайне обеспокоенные судьбой пирса горожане добились от властей принудительного выкупа пирса; 11 миллионов фунтов из 14,2 выделил Heritage Lottery Fund, еще порядка 600 000 внесли местные жители, остальное пожертвовали различные организации. Архитекторы dRMM, победившие в международном конкурсе на проект реконструкции пирса, занимались сбором средств и помогали успешно взаимодействовать гражданам, властям и остальным заинтересованным лицам – не говоря уже об учете всех пожеланий местного сообщества в конечном проекте. Именно поэтому жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) и присудило им Премию Стерлинга за пирс в Гастингсе как лучшее сооружение Великобритании­-2017; по итогам народного голосования пирс также победил – с сильным отрывом. По мнению судей премии, архитекторы занимались не только проектом, но и всем сопутствующим процессом, и за такой одновременно гибкой и широкой ролью – будущее профессии.
 
Пирс в Гастингсе в процессе реконструкции. Фото © Alex de Rijke

Названный «народным», пирс также получил прозвище «Доска». Причина очевидна: в отличие от традиционной схемы, когда морской конец, «нос» сооружения занимает главный павильон (и что сохраняют при перестройке пирсов в наши дни), в Гастинсе решили не помещать в эту зону ничего, оставив ее свободной для любых временных сооружений и мероприятий – ярмарок, цирков-шапито, концертов, праздников. Впрочем, в обычные дни эта «площадь» в окружении воды может казаться голой: как отмечают СМИ, некоторым посетителям не хватает пусть не слишком элегантных, но все же способных развлечь павильонов для бинго и игральных автоматов. Достается и более здоровому и модному, чем типично для английского курорта, меню. Однако эта перемена – не только дань времени, но и отражение ситуации в Гастингсе, который из депрессивного городка в последние годы превратился в популярное у представителей творческих профессий место для жизни – взамен ставшего непомерно дорогим Лондона. Теперь же ожидается, что к ним добавятся ежегодно дополнительные 300 000 туристов, желающих посетить обновленный пирс, и один миллион фунтов дохода.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

В ходе реконструкции были отреставрированы чугунные опоры пирса. Новая «палуба» сделана из древесины экки (лофиры крылатой). Единственный сохранившийся после пожара викторианский павильон был превращен в современный кафе-бар. Примерно посередине между носом и кормой на каркасе из поперечно-клееной древесины возведен посетительский центр со смотровой площадкой и баром на крыше; туда ведет лестница-трибуны, подходящая и для проведения концертов. Для его обшивки широко использованы обугленные в пожаре 2010-го доски, также они пошли на предметы мебели. Центр используется для выставок, образовательных и иных мероприятий. Ограда пирса напоминает вертикальные жалюзи, что создает, если смотреть сквозь нее, «оптическую игру». Среди временных построек, на которые 280-метровый пирс (общая площадь – 11 720 м2) в первую очередь и рассчитан – торговые павильоны в виде традиционных пляжных домиков, карусели и т.д.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Francesco Montaguti
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

Параллельно с Премией Стерлинга были присуждены две другие награды RIBA. Заказчиком года стала элитарная школа-интернат Бидейлс в Хемпшире, известная своим либеральным подходом к образованию и воспитанию учеников: ее номинировали архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios, спроектировавшие для нее корпус искусства и дизайна.
 
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Matthew Rice
zooming
Заказчик годаа: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis

Премию Стивена Лоуренса, присуждаемую начинающим архитекторам за проекты с бюджетом менее миллиона фунтов, получили Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер за дом The Houseboat («жилая лодка») на берегу гавани Пул близ Борнмута. Жилище напоминает перевернутый корабль; к морю оно обращено панорамным остеклением.
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner

01 Ноября 2017

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Город на самообеспечении
Бюро Висенте Гуайарта выиграло конкурс на план застройки для Нового города Сюнъань с проектом «пост-ковидного» жилого массива, рассчитанного на самообеспечение в случае карантина.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.