01.11.2017

Пирс для народа

Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.

информация:

Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw

Прогулочные пирсы появились на английских курортах в викторианскую эпоху: они использовались как пристани, но все же главной их функцией была развлекательная, поэтому на них возводились разнообразные павильоны для концертов и спектаклей, банкетные залы, кегельбаны, карусели и т.п. Не был исключением и пирс в Гастингсе на южном побережье Англии: он был построен в 1872 и активно использовался до самой Второй мировой войны. В 1960-е – 1970-е наступил своего рода ренессанс: в его павильоне давали концерты Rolling Stones, The Who, Pink Floyd, The Sex Pistols, Джими Хендрикс. Однако затем он – как и множество подобных сооружений по всей стране – потерял популярность и постепенно ветшал, что усугубляли пожары и шторма. В годы перед катастрофическим пожаром 2010-го пирс по сути был заброшен: владевшая им компания не желала проводить даже необходимый ремонт.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе после пожара. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе после пожара. Фото © Alex de Rijke

После пожара, уничтожившего 95% «палубы» и построек, и так крайне обеспокоенные судьбой пирса горожане добились от властей принудительного выкупа пирса; 11 миллионов фунтов из 14,2 выделил Heritage Lottery Fund, еще порядка 600 000 внесли местные жители, остальное пожертвовали различные организации. Архитекторы dRMM, победившие в международном конкурсе на проект реконструкции пирса, занимались сбором средств и помогали успешно взаимодействовать гражданам, властям и остальным заинтересованным лицам – не говоря уже об учете всех пожеланий местного сообщества в конечном проекте. Именно поэтому жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) и присудило им Премию Стерлинга за пирс в Гастингсе как лучшее сооружение Великобритании­-2017; по итогам народного голосования пирс также победил – с сильным отрывом. По мнению судей премии, архитекторы занимались не только проектом, но и всем сопутствующим процессом, и за такой одновременно гибкой и широкой ролью – будущее профессии.
 
Пирс в Гастингсе в процессе реконструкции. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе в процессе реконструкции. Фото © Alex de Rijke

Названный «народным», пирс также получил прозвище «Доска». Причина очевидна: в отличие от традиционной схемы, когда морской конец, «нос» сооружения занимает главный павильон (и что сохраняют при перестройке пирсов в наши дни), в Гастинсе решили не помещать в эту зону ничего, оставив ее свободной для любых временных сооружений и мероприятий – ярмарок, цирков-шапито, концертов, праздников. Впрочем, в обычные дни эта «площадь» в окружении воды может казаться голой: как отмечают СМИ, некоторым посетителям не хватает пусть не слишком элегантных, но все же способных развлечь павильонов для бинго и игральных автоматов. Достается и более здоровому и модному, чем типично для английского курорта, меню. Однако эта перемена – не только дань времени, но и отражение ситуации в Гастингсе, который из депрессивного городка в последние годы превратился в популярное у представителей творческих профессий место для жизни – взамен ставшего непомерно дорогим Лондона. Теперь же ожидается, что к ним добавятся ежегодно дополнительные 300 000 туристов, желающих посетить обновленный пирс, и один миллион фунтов дохода.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

В ходе реконструкции были отреставрированы чугунные опоры пирса. Новая «палуба» сделана из древесины экки (лофиры крылатой). Единственный сохранившийся после пожара викторианский павильон был превращен в современный кафе-бар. Примерно посередине между носом и кормой на каркасе из поперечно-клееной древесины возведен посетительский центр со смотровой площадкой и баром на крыше; туда ведет лестница-трибуны, подходящая и для проведения концертов. Для его обшивки широко использованы обугленные в пожаре 2010-го доски, также они пошли на предметы мебели. Центр используется для выставок, образовательных и иных мероприятий. Ограда пирса напоминает вертикальные жалюзи, что создает, если смотреть сквозь нее, «оптическую игру». Среди временных построек, на которые 280-метровый пирс (общая площадь – 11 720 м2) в первую очередь и рассчитан – торговые павильоны в виде традиционных пляжных домиков, карусели и т.д.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Francesco Montaguti
Пирс в Гастингсе. Фото © Francesco Montaguti
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

Параллельно с Премией Стерлинга были присуждены две другие награды RIBA. Заказчиком года стала элитарная школа-интернат Бидейлс в Хемпшире, известная своим либеральным подходом к образованию и воспитанию учеников: ее номинировали архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios, спроектировавшие для нее корпус искусства и дизайна.
 
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Matthew  Rice
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Matthew Rice
Заказчик годаа: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик годаа: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis

Премию Стивена Лоуренса, присуждаемую начинающим архитекторам за проекты с бюджетом менее миллиона фунтов, получили Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер за дом The Houseboat («жилая лодка») на берегу гавани Пул близ Борнмута. Жилище напоминает перевернутый корабль; к морю оно обращено панорамным остеклением.
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

статьи на эту тему:

Проект из каталога (случайный выбор):

Гостиница 7132
Том Мейн, 2014 – 2015
Гостиница 7132

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Мост Тинтра
Сами Ринтала, Дагур Эггертссон, 2015 – 2016
Мост Тинтра

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи