Пирс для народа

Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.

mainImg
Прогулочные пирсы появились на английских курортах в викторианскую эпоху: они использовались как пристани, но все же главной их функцией была развлекательная, поэтому на них возводились разнообразные павильоны для концертов и спектаклей, банкетные залы, кегельбаны, карусели и т.п. Не был исключением и пирс в Гастингсе на южном побережье Англии: он был построен в 1872 и активно использовался до самой Второй мировой войны. В 1960-е – 1970-е наступил своего рода ренессанс: в его павильоне давали концерты Rolling Stones, The Who, Pink Floyd, The Sex Pistols, Джими Хендрикс. Однако затем он – как и множество подобных сооружений по всей стране – потерял популярность и постепенно ветшал, что усугубляли пожары и шторма. В годы перед катастрофическим пожаром 2010-го пирс по сути был заброшен: владевшая им компания не желала проводить даже необходимый ремонт.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе. Фото © James Robertshaw
Пирс в Гастингсе после пожара. Фото © Alex de Rijke

После пожара, уничтожившего 95% «палубы» и построек, и так крайне обеспокоенные судьбой пирса горожане добились от властей принудительного выкупа пирса; 11 миллионов фунтов из 14,2 выделил Heritage Lottery Fund, еще порядка 600 000 внесли местные жители, остальное пожертвовали различные организации. Архитекторы dRMM, победившие в международном конкурсе на проект реконструкции пирса, занимались сбором средств и помогали успешно взаимодействовать гражданам, властям и остальным заинтересованным лицам – не говоря уже об учете всех пожеланий местного сообщества в конечном проекте. Именно поэтому жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) и присудило им Премию Стерлинга за пирс в Гастингсе как лучшее сооружение Великобритании­-2017; по итогам народного голосования пирс также победил – с сильным отрывом. По мнению судей премии, архитекторы занимались не только проектом, но и всем сопутствующим процессом, и за такой одновременно гибкой и широкой ролью – будущее профессии.
 
Пирс в Гастингсе в процессе реконструкции. Фото © Alex de Rijke

Названный «народным», пирс также получил прозвище «Доска». Причина очевидна: в отличие от традиционной схемы, когда морской конец, «нос» сооружения занимает главный павильон (и что сохраняют при перестройке пирсов в наши дни), в Гастинсе решили не помещать в эту зону ничего, оставив ее свободной для любых временных сооружений и мероприятий – ярмарок, цирков-шапито, концертов, праздников. Впрочем, в обычные дни эта «площадь» в окружении воды может казаться голой: как отмечают СМИ, некоторым посетителям не хватает пусть не слишком элегантных, но все же способных развлечь павильонов для бинго и игральных автоматов. Достается и более здоровому и модному, чем типично для английского курорта, меню. Однако эта перемена – не только дань времени, но и отражение ситуации в Гастингсе, который из депрессивного городка в последние годы превратился в популярное у представителей творческих профессий место для жизни – взамен ставшего непомерно дорогим Лондона. Теперь же ожидается, что к ним добавятся ежегодно дополнительные 300 000 туристов, желающих посетить обновленный пирс, и один миллион фунтов дохода.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

В ходе реконструкции были отреставрированы чугунные опоры пирса. Новая «палуба» сделана из древесины экки (лофиры крылатой). Единственный сохранившийся после пожара викторианский павильон был превращен в современный кафе-бар. Примерно посередине между носом и кормой на каркасе из поперечно-клееной древесины возведен посетительский центр со смотровой площадкой и баром на крыше; туда ведет лестница-трибуны, подходящая и для проведения концертов. Для его обшивки широко использованы обугленные в пожаре 2010-го доски, также они пошли на предметы мебели. Центр используется для выставок, образовательных и иных мероприятий. Ограда пирса напоминает вертикальные жалюзи, что создает, если смотреть сквозь нее, «оптическую игру». Среди временных построек, на которые 280-метровый пирс (общая площадь – 11 720 м2) в первую очередь и рассчитан – торговые павильоны в виде традиционных пляжных домиков, карусели и т.д.
 
Пирс в Гастингсе. Фото © Francesco Montaguti
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke
Пирс в Гастингсе. Фото © Alex de Rijke

Параллельно с Премией Стерлинга были присуждены две другие награды RIBA. Заказчиком года стала элитарная школа-интернат Бидейлс в Хемпшире, известная своим либеральным подходом к образованию и воспитанию учеников: ее номинировали архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios, спроектировавшие для нее корпус искусства и дизайна.
 
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Matthew Rice
zooming
Заказчик годаа: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
zooming
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Hufton+Crow
Заказчик года: школа Бидейлс. Корпус искусства и дизайна, архитекторы Feilden Clegg Bradley Studios. Фото © Mike Lewis

Премию Стивена Лоуренса, присуждаемую начинающим архитекторам за проекты с бюджетом менее миллиона фунтов, получили Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер за дом The Houseboat («жилая лодка») на берегу гавани Пул близ Борнмута. Жилище напоминает перевернутый корабль; к морю оно обращено панорамным остеклением.
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
zooming
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner
Премия Стивена Лоуренса: дом The Houseboat, архитекторы Меридит Баулс (Mole Architects) и Ребекка Гренджер. Фото © Rory Gardiner

01 Ноября 2017

Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.