Разбор по кирпичикам

Самое интересное из обсуждения результатов исследования четырех самых комфортных городов мира, проведенного на фестивале «Зодчество».

mainImg
Презентация результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»

Александр Острогорский: Мы представляем промежуточный результат исследовательского проекта «Идеальный город», который бюро Kleinewelt Architekten вместе с коллегами из компании Habidatum и бюро КБ23, при участии группы стажеров, получили после почти двухмесячного процесса сбора и обработки информации.
 
Сергей Переслегин: Проект «Идеальный город» (подробнее о проекте читайте в интервью) начинался как попытка представить себе город, в котором каждый из нас хотел бы жить, работать, учиться, воспитывать детей.
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»

АС: Все начиналось с идеи об идеальном городе. Для нас было важно начать разговор о том, каково могло бы быть сейчас идеальное пространство для жизни.

СП: Идея оформилась в проектное предложение, которое было представлено на Арх Москве.

АС: Тогда же была анонсирована программа проекта-исследования, целью которого стало бы получение ответа на вопрос, может ли город быть идеальным. Мы отнеслись к этому проекту как к учебному.
Причем исключительно в индивидуальном, прикладном порядке. Мы хотели расширить свой собственный кругозор. Для начала мы решили узнать, что происходит даже не в идеальных, а в очень хороших городах. Мы пригласили студентов-практикантов присоединиться к этой работе.

СП: И решили посмотреть, какие качества городов являются наиболее важными. Города для исследования были выбраны с учетом ежегодных рейтингов, выпускаемых авторитетными изданиями и агентствами, в которых города выстраиваются в иерархию по определенным параметрам. И постоянные лидеры этих рейтингов – это группа городов, жители которых чувствуют себя наиболее счастливыми.

АС: Мы решили рассмотретьчетыре города из разных частей света, которые чаще всего лидируют в рейтингах качества жизни: Вену, Ванкувер, Мельбурн и Сингапур.
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Сравнение территорий городов на спутниковых снимках. Слева (сверху -вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн

СП: Были проанализированы планы этих четырех городов, и их размеры. Элементарное сравнение показывает, что размеры абсолютно не важны. Город может быть большой или маленький по площади, и там и там людям нравится. Следующий вопрос: должна ли у города быть четкая граница? Или он может бесконечно сам себя продуцировать на свободное пространство? Граница безусловно важна. Мы видим это на примере Вены, Ванкувера и Сингапура, с его естественной границей. Лишь Мельбурн выбивается из этого принципа.
Сравнение площади территории городов в официальных границах. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн
Сравнение «зеленых зон» или природного каркаса городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн

АС: Отсутствие естественной границы у Мельбурна во многих стратегиях развития этого города считается самой большой проблемой в его жизни. Следующий вопрос, который мы оценивали: каким природным каркасом обладают эти города?
Сравнение «зеленых зон» в городах. Сверху-вниз: Вена, Ванкувер, Сингапур, Мельбурн. Если смотреть на эти схемы, по всем городам, кроме Сингапура, предпочитают стратегию малых дел или микровключений, которые компенсируют отсутствие больших парков, больших зеленых территорий в городе. А Сингапур сделал один большой парк в центре, до которого всем быстро доехать или дойти.

СП: В исследуемых городах природный каркас внутри города почти отсутствует. В городе зелени очень мало, в основном превалирует плотная городская застройка. Каждый город на протяжении своей истории индивидуально решал вопрос с зелеными зонами, используя комплексные стратегии развития.

АС: Особенно интересен в этом плане Сингапур, уничтоживший все природное окружение на острове. Для того чтобы компенсировать эту проблему, Сингапур очень много вкладывает в неестественную природу, то есть в парки, сады, иногда, совершенно футуристические парки-аттракционы. То есть он разменивает природу настоящую на природу искусственную.

Вена, как и Москва, совершает статистическую подмену – административно присоединяя к территории города большие зеленые пространства, и таким образом обеспечивает чуть ли не 40% площади зеленых территорий.
Сравнение транспортных каркасов городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн

СП: Вена «питается» зеленью за счет окружения, переходящего в альпийские предгорья, при почти 100% застроенности исторической городской ткани.

АС: Ванкувер похож на Вену. Он находится в замечательном природном окружении. А вот Мельбурн, отчасти напоминающий Москву с ее экспансией в Подмосковные территории, застроил жильем большие пространства вокруг себя. В жарком австралийском климате это привело к тому, что одной из самых серьезных климатических угроз для Мельбурна являются пожары.

СП: Рассмотрим транспортный каркас.
Профили самых широких дорог в городах. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

СП: В Вене с ее радиальной системой дорог четко выделяется центр, через который проходит главная улица и две набережные Дуная, используемые как транспортные артерии. Передвигаться по городу было непросто, пока не были применены кардинальные меры – построена сквозная трасса, благодаря которой существенно снизилась транспортная нагрузка на центр. Перемещение пешеходов и велосипедистов по центру города стало более комфортным.

АС: При анализе транспортной сетки городов мы исследовали не только систему организации дорожного движения, но и вопрос структуры ткани города. Мы знаем, что, например, в Москве, накладываются друг на друга две неоптимальные системы – радиально-кольцевая центра города и крупная сетка микрорайонов, не обеспечивающая нужного соотношения площади дорог к площади города. Поэтому нам было очень интересно посмотреть, как устроена идеальная дорожная сеть и как она возникает.

Рассматривая четыре наших случая, мы выявили три базовых варианта. Структура Вены близка к радиально-кольцевой. Ванкувер и Мельбурн – это города, построенные в середине XIX века английскими и французскими колонистами, поэтому там очень понятная ортогональная сетка. Сингапур – это третий случай, основанный на сращивании нескольких точек роста, благодаря чему образовалась сложная структура.
Сравнение функционального зонирования городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн.

СП: Мы проанализировали профили самых широких дорог в городах. Сразу обращает на себя внимание то, что проезжая часть всегда разделена зеленой зоной, бульваром или просто буферной зоной.

АС: Во всех городах довольно прилично обстоят дела со скоростью движения и с системой общественного транспорта, хотя последним все пользуются по-разному. В пику недавним московским дискуссиям о том, что в наиболее комфортных городах все пользуются общественным транспортом – нашими данными это утверждение не подтверждается. В проанализированных нами городах уровень использования городского транспорта не очень высокий. Лишь в Вене – в районе 50 процентов, а в Ванкувере – в районе 15%, в Мельбурне – 11%. Большинство жителей ездят на автомобилях. Об этом сокрушаются городские власти и регулярно прописывают в стратегиях развитие планов по повышению процента поездок на общественном транспорте. Но пока ситуация не меняется. Исключение – лишь Сингапур, где общественный транспорт в день перевозит в полтора раза больше людей, чем живет в городе (7 миллионов пассажиров против 5 миллионов жителей).

СП: Дальше мы рассматривали схемы функционального зонирования.
Схема центров социальной активности, полученная на платформе «Хронотоп», разработанной бюро Habidatum, показывает источники (локацию) сообщений в социальных сетях в конкретное время суток. Взяты данные за несколько суток июля 2016 года и, которые позволили определить места наибольшей активности в течении дня. Сверху-вниз: Вена, Ванкувер, Сингапур, Мельбурн.

АС: Они достаточно приблизительные, так как вычислялись по открытым источникам, в первую очередь, по стратегиям развития городов, которые мы сверяли с данными, полученными нашими коллегами из Habidatum. Мы ограничились крупными фрагментами и доминирующими в них функциями. Условные обозначения: желтый – жилье, красное и коричневое – деловые функции. Видно, что вне зависимости от структуры застройки жилье и бизнес перемешаны. Жилья, конечно, всегда больше, но тотального разделения жилья и работы нет нигде.

СП: Данные показывают, что вне зависимости от планировки города, ортогональной или радикально-кольцевой сетки дорог, все равно существует некий центр притяжения, исторический, функциональный и так далее, где люди проводят время. Таким образом, можно сделать вывод, что все эти города моноцентричны.
Сравнение структуры застройки центральных тестовых квадратов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

АС: Точнее, в них есть центр активности, популярный утром, днем и вечером, в котором сосредоточены достопримечательности, крупнейшие учреждения, бизнес-центры, учебные заведения, места развлечений и есть какое-то количество центров поменьше.

СП: Следующим нашим шагом было исследование этих городов на примере трех характерных тестовых площадок.

АС: Мы вырезали из плана города три квадрата, со стороной по 700-800 метров, в центре, на периферии и ровно между ними.
Сравнение структуры застройки срединных тестовых квадратов. Слева-направо: Ванкувер, Сингапур
Сравнение структуры застройки окраинных тестовых квадратов. Слева-направо: Вена, Мельбурн
Сравнение функционального наполнения центральных тестовых квадратов. Слева: Вена. Справа: Ванкувер.

Достаточно легко можно угадать города на примере центральных квадратов. Чем дальше от центра, тем сложнее. Городская застройка теряет свою индивидуальность. Потом мы проанализировали функциональное наполнение квадратов.
Сравнение функционального наполнения центральных тестовых квадратов. Слева: Сингапур. Справа: Мельбурн.
Локализация и функциональное наполнение центров притяжения срединных квадратов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

СП: Результаты показывают, что в центральных квадратах есть все. Разве что в Вене – больше жилья, а в других городах жилья почти не осталось. В высотной застройке Ванкувера и Сингапура на первых этажах его нет совсем. Оно расположено выше, на верхних этажах башен.
Наиболее характерные типы жилых домов в центральных, срединных и окраинных районов городов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

АС: Средние квадраты демонстрируют уже несколько другую картину. Появляются дополнительные функции: социальная инфраструктура, культурные объекты. В этих срединных районах складываются свои собственные центры притяжения. Среди функций превалирует жилье. Причем в разных городах разные типологии жилья.
Ключевые особенности застройки и городского планирования всех четырех городов.

СП: Сравнив все три тестовых квадрата в четырех городах, мы сделали следующие выводы:
– ни в одном из городов квартальная застройка не преобладает, даже там, где есть ортогональная сетка;
– существует огромный выбор жилья. Человек может найти жилье по своему вкусу: хоть в трущобах, хоть в панельных пятиэтажках, хоть в небоскребах, хоть в таунхаусах. Это разнообразие является одним из факторов, объясняющих, почему людям нравится жить в этих городах.

АС: Из общих черт я бы еще отметил одинаковое отношение к приватному и публичному пространству и к средней плотности, вне зависимости от характера застройки.

СП: Важно отметить, что каждый из этих четырех городов на протяжении последних 50 лет имел стратегию развития, обновляемую каждую декаду или через 15 лет. В этих стратегиях каждый из городов ставил перед собой разные цели, критически оценивая актуальное состояние города и результативность ранее принятых стратегий. И эта постоянная работа по анализу пройденного пути, допущенных ошибок или нерешенных задач – объединяет эти города.

Например, Вена с середины семидесятых годов прошлого века решала задачу беспрепятственного перемещения по городу для велосипедистов и пешеходов. Были построены легкие мосты через реку и железнодорожные пути, благодаря которым сейчас город можно пересечь, не слезая с велосипеда.

СП: И процесс продолжается. Идет постоянная работа по подготовке и реализации новых стратегий, генпланов, программ.

АС: Они не ставят перед собой каких-то фантастических, идеалистических целей. Все вписывается в рамки вполне приземленных, общечеловеческих задач: остановка разрастания территории города, повышение плотности и эффективности использования территории, увеличение количества зеленых зон в городской ткани и так далее.
Презентация результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»

СП: Параллельно с градостроительными исследованиями мы провели социологическое исследование совместно с бюро КБ-23, специализирующимся на городской экономике и экологии. По результатам этого исследования составили собирательный портрет жителя наших четырех городов – пользователя тех пространств и тех сервисов, которые мы изучали. Семейное положение, политические пристрастия и тому подобное.

АС: На этом мы не заканчиваем наш проект. Следующий этап – соединение аккумулированной информации и знаний с нашими приоритетами и с российской реальностью. Он займет ближайшие несколько месяцев и, ориентировочно, зимой, мы представим его результаты.
Зрители на презентации результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
***

Проект «Идеальный город» продолжается. Его участники и партнеры, бюро Kleinewelt Architekten, КБ23, Habidatum, студенты профильных вузов и специалисты из смежных областей намерены перевести полученные знания в практическую плоскость. Следить за развитием проекта можно на сайте: kleineweltidealcity.com
 

22 Ноября 2017

Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Путешествие из Москвы в Петербург
Главные награды XXV фестиваля «Зодчество» – «Дедал» и «Татлин» – получили архитекторы из Санкт-Петербурга. Премия имени Сергея Киселева «Репутация» присуждена Валерию Никишину.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.