Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.11.2017

Разбор по кирпичикам

Елена Петухова
Объект:
Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Kleinewelt Architekten
Авторский коллектив:

Кураторы: Николай Переслегин, Kleinewelt Architekten
Алесандр Острогорский
Студенты-исследователи: Ольга Батуркина, Светлана Ильичева, Мария Корнеева, Владимир Меликсетян, Екатерина Мурашко, Злата Носенко, Дарья Сидорова, Татьяна Чумаченко
Участники проекта: КБ23, Habidatum

Самое интересное из обсуждения результатов исследования четырех самых комфортных городов мира, проведенного на фестивале «Зодчество».

Презентация результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Презентация результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»

Александр Острогорский: Мы представляем промежуточный результат исследовательского проекта «Идеальный город», который бюро Kleinewelt Architekten вместе с коллегами из компании Habidatum и бюро КБ23, при участии группы стажеров, получили после почти двухмесячного процесса сбора и обработки информации.
 
Сергей Переслегин: Проект «Идеальный город» (подробнее о проекте читайте в интервью) начинался как попытка представить себе город, в котором каждый из нас хотел бы жить, работать, учиться, воспитывать детей.
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»

АС: Все начиналось с идеи об идеальном городе. Для нас было важно начать разговор о том, каково могло бы быть сейчас идеальное пространство для жизни.

СП: Идея оформилась в проектное предложение, которое было представлено на Арх Москве.

АС: Тогда же была анонсирована программа проекта-исследования, целью которого стало бы получение ответа на вопрос, может ли город быть идеальным. Мы отнеслись к этому проекту как к учебному.
Причем исключительно в индивидуальном, прикладном порядке. Мы хотели расширить свой собственный кругозор. Для начала мы решили узнать, что происходит даже не в идеальных, а в очень хороших городах. Мы пригласили студентов-практикантов присоединиться к этой работе.

СП: И решили посмотреть, какие качества городов являются наиболее важными. Города для исследования были выбраны с учетом ежегодных рейтингов, выпускаемых авторитетными изданиями и агентствами, в которых города выстраиваются в иерархию по определенным параметрам. И постоянные лидеры этих рейтингов – это группа городов, жители которых чувствуют себя наиболее счастливыми.

АС: Мы решили рассмотретьчетыре города из разных частей света, которые чаще всего лидируют в рейтингах качества жизни: Вену, Ванкувер, Мельбурн и Сингапур.
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»

СП: Были проанализированы планы этих четырех городов, и их размеры. Элементарное сравнение показывает, что размеры абсолютно не важны. Город может быть большой или маленький по площади, и там и там людям нравится. Следующий вопрос: должна ли у города быть четкая граница? Или он может бесконечно сам себя продуцировать на свободное пространство? Граница безусловно важна. Мы видим это на примере Вены, Ванкувера и Сингапура, с его естественной границей. Лишь Мельбурн выбивается из этого принципа.
Сравнение территорий городов на спутниковых снимках. Слева (сверху -вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн
Сравнение территорий городов на спутниковых снимках. Слева (сверху -вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн
Сравнение площади территории городов в официальных границах. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн
Сравнение площади территории городов в официальных границах. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн

АС: Отсутствие естественной границы у Мельбурна во многих стратегиях развития этого города считается самой большой проблемой в его жизни. Следующий вопрос, который мы оценивали: каким природным каркасом обладают эти города?
Сравнение «зеленых зон» или природного каркаса городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн
Сравнение «зеленых зон» или природного каркаса городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн

СП: В исследуемых городах природный каркас внутри города почти отсутствует. В городе зелени очень мало, в основном превалирует плотная городская застройка. Каждый город на протяжении своей истории индивидуально решал вопрос с зелеными зонами, используя комплексные стратегии развития.

АС: Особенно интересен в этом плане Сингапур, уничтоживший все природное окружение на острове. Для того чтобы компенсировать эту проблему, Сингапур очень много вкладывает в неестественную природу, то есть в парки, сады, иногда, совершенно футуристические парки-аттракционы. То есть он разменивает природу настоящую на природу искусственную.

Вена, как и Москва, совершает статистическую подмену – административно присоединяя к территории города большие зеленые пространства, и таким образом обеспечивает чуть ли не 40% площади зеленых территорий.
Сравнение «зеленых зон» в городах. Сверху-вниз: Вена, Ванкувер, Сингапур, Мельбурн. Если смотреть на эти схемы, по всем городам, кроме Сингапура, предпочитают стратегию малых дел или микровключений, которые компенсируют отсутствие больших парков, больших зеленых территорий в городе. А Сингапур сделал один большой парк в центре, до которого всем быстро доехать или дойти.
Сравнение «зеленых зон» в городах. Сверху-вниз: Вена, Ванкувер, Сингапур, Мельбурн. Если смотреть на эти схемы, по всем городам, кроме Сингапура, предпочитают стратегию малых дел или микровключений, которые компенсируют отсутствие больших парков, больших зеленых территорий в городе. А Сингапур сделал один большой парк в центре, до которого всем быстро доехать или дойти.

СП: Вена «питается» зеленью за счет окружения, переходящего в альпийские предгорья, при почти 100% застроенности исторической городской ткани.

АС: Ванкувер похож на Вену. Он находится в замечательном природном окружении. А вот Мельбурн, отчасти напоминающий Москву с ее экспансией в Подмосковные территории, застроил жильем большие пространства вокруг себя. В жарком австралийском климате это привело к тому, что одной из самых серьезных климатических угроз для Мельбурна являются пожары.

СП: Рассмотрим транспортный каркас.
Сравнение транспортных каркасов городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн
Сравнение транспортных каркасов городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн

СП: В Вене с ее радиальной системой дорог четко выделяется центр, через который проходит главная улица и две набережные Дуная, используемые как транспортные артерии. Передвигаться по городу было непросто, пока не были применены кардинальные меры – построена сквозная трасса, благодаря которой существенно снизилась транспортная нагрузка на центр. Перемещение пешеходов и велосипедистов по центру города стало более комфортным.

АС: При анализе транспортной сетки городов мы исследовали не только систему организации дорожного движения, но и вопрос структуры ткани города. Мы знаем, что, например, в Москве, накладываются друг на друга две неоптимальные системы – радиально-кольцевая центра города и крупная сетка микрорайонов, не обеспечивающая нужного соотношения площади дорог к площади города. Поэтому нам было очень интересно посмотреть, как устроена идеальная дорожная сеть и как она возникает.

Рассматривая четыре наших случая, мы выявили три базовых варианта. Структура Вены близка к радиально-кольцевой. Ванкувер и Мельбурн – это города, построенные в середине XIX века английскими и французскими колонистами, поэтому там очень понятная ортогональная сетка. Сингапур – это третий случай, основанный на сращивании нескольких точек роста, благодаря чему образовалась сложная структура.
Профили самых широких дорог в городах. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн
Профили самых широких дорог в городах. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

СП: Мы проанализировали профили самых широких дорог в городах. Сразу обращает на себя внимание то, что проезжая часть всегда разделена зеленой зоной, бульваром или просто буферной зоной.

АС: Во всех городах довольно прилично обстоят дела со скоростью движения и с системой общественного транспорта, хотя последним все пользуются по-разному. В пику недавним московским дискуссиям о том, что в наиболее комфортных городах все пользуются общественным транспортом – нашими данными это утверждение не подтверждается. В проанализированных нами городах уровень использования городского транспорта не очень высокий. Лишь в Вене – в районе 50 процентов, а в Ванкувере – в районе 15%, в Мельбурне – 11%. Большинство жителей ездят на автомобилях. Об этом сокрушаются городские власти и регулярно прописывают в стратегиях развитие планов по повышению процента поездок на общественном транспорте. Но пока ситуация не меняется. Исключение – лишь Сингапур, где общественный транспорт в день перевозит в полтора раза больше людей, чем живет в городе (7 миллионов пассажиров против 5 миллионов жителей).

СП: Дальше мы рассматривали схемы функционального зонирования.
Сравнение функционального зонирования городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн.
Сравнение функционального зонирования городов. Слева (сверху-вниз): Вена, Ванкувер, Сингапур. Справа: Мельбурн.

АС: Они достаточно приблизительные, так как вычислялись по открытым источникам, в первую очередь, по стратегиям развития городов, которые мы сверяли с данными, полученными нашими коллегами из Habidatum. Мы ограничились крупными фрагментами и доминирующими в них функциями. Условные обозначения: желтый – жилье, красное и коричневое – деловые функции. Видно, что вне зависимости от структуры застройки жилье и бизнес перемешаны. Жилья, конечно, всегда больше, но тотального разделения жилья и работы нет нигде.

СП: Данные показывают, что вне зависимости от планировки города, ортогональной или радикально-кольцевой сетки дорог, все равно существует некий центр притяжения, исторический, функциональный и так далее, где люди проводят время. Таким образом, можно сделать вывод, что все эти города моноцентричны.
Схема центров социальной активности, полученная на платформе «Хронотоп», разработанной бюро Habidatum, показывает источники (локацию) сообщений в социальных сетях в конкретное время суток. Взяты данные за несколько суток июля 2016 года и, которые позволили определить места наибольшей активности в течении дня. Сверху-вниз: Вена, Ванкувер, Сингапур, Мельбурн.
Схема центров социальной активности, полученная на платформе «Хронотоп», разработанной бюро Habidatum, показывает источники (локацию) сообщений в социальных сетях в конкретное время суток. Взяты данные за несколько суток июля 2016 года и, которые позволили определить места наибольшей активности в течении дня. Сверху-вниз: Вена, Ванкувер, Сингапур, Мельбурн.

АС: Точнее, в них есть центр активности, популярный утром, днем и вечером, в котором сосредоточены достопримечательности, крупнейшие учреждения, бизнес-центры, учебные заведения, места развлечений и есть какое-то количество центров поменьше.

СП: Следующим нашим шагом было исследование этих городов на примере трех характерных тестовых площадок.

АС: Мы вырезали из плана города три квадрата, со стороной по 700-800 метров, в центре, на периферии и ровно между ними.
Сравнение структуры застройки центральных тестовых квадратов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн
Сравнение структуры застройки центральных тестовых квадратов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн
Сравнение структуры застройки срединных тестовых квадратов. Слева-направо: Ванкувер, Сингапур
Сравнение структуры застройки срединных тестовых квадратов. Слева-направо: Ванкувер, Сингапур
Сравнение структуры застройки окраинных тестовых квадратов. Слева-направо: Вена, Мельбурн
Сравнение структуры застройки окраинных тестовых квадратов. Слева-направо: Вена, Мельбурн

Достаточно легко можно угадать города на примере центральных квадратов. Чем дальше от центра, тем сложнее. Городская застройка теряет свою индивидуальность. Потом мы проанализировали функциональное наполнение квадратов.
Сравнение функционального наполнения центральных тестовых квадратов. Слева: Вена. Справа: Ванкувер.
Сравнение функционального наполнения центральных тестовых квадратов. Слева: Вена. Справа: Ванкувер.
Сравнение функционального наполнения центральных тестовых квадратов. Слева: Сингапур. Справа: Мельбурн.
Сравнение функционального наполнения центральных тестовых квадратов. Слева: Сингапур. Справа: Мельбурн.

СП: Результаты показывают, что в центральных квадратах есть все. Разве что в Вене – больше жилья, а в других городах жилья почти не осталось. В высотной застройке Ванкувера и Сингапура на первых этажах его нет совсем. Оно расположено выше, на верхних этажах башен.
Локализация и функциональное наполнение центров притяжения срединных квадратов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн
Локализация и функциональное наполнение центров притяжения срединных квадратов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

АС: Средние квадраты демонстрируют уже несколько другую картину. Появляются дополнительные функции: социальная инфраструктура, культурные объекты. В этих срединных районах складываются свои собственные центры притяжения. Среди функций превалирует жилье. Причем в разных городах разные типологии жилья.
Наиболее характерные типы жилых домов в центральных, срединных и окраинных районов городов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн
Наиболее характерные типы жилых домов в центральных, срединных и окраинных районов городов. Верхний ряд: Вена, Ванкувер. Нижний ряд: Сингапур, Мельбурн

СП: Сравнив все три тестовых квадрата в четырех городах, мы сделали следующие выводы:
– ни в одном из городов квартальная застройка не преобладает, даже там, где есть ортогональная сетка;
– существует огромный выбор жилья. Человек может найти жилье по своему вкусу: хоть в трущобах, хоть в панельных пятиэтажках, хоть в небоскребах, хоть в таунхаусах. Это разнообразие является одним из факторов, объясняющих, почему людям нравится жить в этих городах.

АС: Из общих черт я бы еще отметил одинаковое отношение к приватному и публичному пространству и к средней плотности, вне зависимости от характера застройки.

СП: Важно отметить, что каждый из этих четырех городов на протяжении последних 50 лет имел стратегию развития, обновляемую каждую декаду или через 15 лет. В этих стратегиях каждый из городов ставил перед собой разные цели, критически оценивая актуальное состояние города и результативность ранее принятых стратегий. И эта постоянная работа по анализу пройденного пути, допущенных ошибок или нерешенных задач – объединяет эти города.

Например, Вена с середины семидесятых годов прошлого века решала задачу беспрепятственного перемещения по городу для велосипедистов и пешеходов. Были построены легкие мосты через реку и железнодорожные пути, благодаря которым сейчас город можно пересечь, не слезая с велосипеда.

СП: И процесс продолжается. Идет постоянная работа по подготовке и реализации новых стратегий, генпланов, программ.

АС: Они не ставят перед собой каких-то фантастических, идеалистических целей. Все вписывается в рамки вполне приземленных, общечеловеческих задач: остановка разрастания территории города, повышение плотности и эффективности использования территории, увеличение количества зеленых зон в городской ткани и так далее.
Ключевые особенности застройки и городского планирования всех четырех городов.
Ключевые особенности застройки и городского планирования всех четырех городов.

СП: Параллельно с градостроительными исследованиями мы провели социологическое исследование совместно с бюро КБ-23, специализирующимся на городской экономике и экологии. По результатам этого исследования составили собирательный портрет жителя наших четырех городов – пользователя тех пространств и тех сервисов, которые мы изучали. Семейное положение, политические пристрастия и тому подобное.

АС: На этом мы не заканчиваем наш проект. Следующий этап – соединение аккумулированной информации и знаний с нашими приоритетами и с российской реальностью. Он займет ближайшие несколько месяцев и, ориентировочно, зимой, мы представим его результаты.
Презентация результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Презентация результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Зрители на презентации результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Зрители на презентации результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
Фрагмент экспозиции проекта «Идеальный город» на фестивале «Зодчество-2017»
***

Проект «Идеальный город» продолжается. Его участники и партнеры, бюро Kleinewelt Architekten, КБ23, Habidatum, студенты профильных вузов и специалисты из смежных областей намерены перевести полученные знания в практическую плоскость. Следить за развитием проекта можно на сайте: kleineweltidealcity.com