Музей расположится на «стрелке» Смольной набережной в излучине Большой Невы – рядом со Смольным собором, Таврическим дворцом и музеем «Вселенная воды». Здесь также планируется построить развязку Орловского тоннеля – он должен соединить берега Невы. Пока что предназначенный для музея участок площадью 1,73 га принадлежат ГУП «Водоканал».
Закрытый международный конкурс объявили в мае и проводили в один этап. Участники работали над объемно-планировочным решением здания музея и прилегающего парка, концепцией музейного пространства и транспортной инфраструктурой. Среди членов жюри: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, писатель Даниил Гранин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и многие другие. В шорт-лист вошли девять архитектурных бюро. Победителя выберут 8 сентября с учетом мнения горожан (проголосовать можно на выставке и здесь).
Предлагаем познакомиться с проектами.
Мастерская Мамошина
Архитекторы представили музей в виде форта, насытив здание символикой «скрижалей блокады»: 872 оконных кессона по числу дней, 124 «замковых камня» по числу недель, 29 колонн по числу месяцев, более миллиона имен погибших в специальных ячейках. В центре композиции – зал памяти со световым фонарем в виде десятиконечной звезды. Здание будет облицовано камнем с мест боев – Карельского перешейка, берегов Ладожского озера. Вход в музей олицетворяет разрыв кольца блокады.
***
Бюро Романова
Здесь кольцо образуют глухие кубические блоки, «вплавленные» друг в друга. За ними прячется камерное пространство, напоминающее городской двор-колодец – памятный зал под открытым небом с «вечным огнем» из 900 свечей-гильз в окружении «теней погибших» – стилизованных ниш в стенах. Экспозиция музея хронологическая и строится вокруг спирали, которая, по словам авторов, «ведет к победе и миру».
***
Земцов, Кондиайн и партнеры
В основе образа вновь кольцо – насыпь, из которой «прорываются» наружу массивные блоки здания, похожие на сомкнутые ряды солдат. В этих корпусах расположатся выставочные пространства. Экспозиция строится по хронологическому и тематическому принципу. Посетитель двигается по едва ощутимому уклону, под давяще-тяжелыми плитами перекрытий. Подземные этажи отведены фондохранилищу и паркингу. Основной объем здания соединен со «стрелкой», которую отдадут Институту памяти и библиотеке.
***
А. Лен
Этот проект, пожалуй, самый жизнерадостный: светлая отделка, спокойные линии и открытость. Большой прямоугольный объем раскрывается на Неву общественным, открытым для горожан амфитеатром, который перерастает в площадь перед зданием. Кровля основного блока – эксплуатируемая. Сергей Орешкин сделал акцент на возможности создания музейного кластера: парк с экспозицией оборонной техники соединяется аллеями с музеем «Вселенная воды», Смольным собором и Таврическим дворцом.
***
Студия 44
План музея напоминает супрематическую композицию. В сердце – «обороняющийся город», семь тематических башен: скорбь, огонь, быт, наука и культура, голод, холод и производство. Они стоят на вершине, окольцованные лестницей-амфитеатром, из которой прорываются наружу объемы входных групп. На прилегающей территории Никита Явейн предлагает создать мемориальный огород, рощу, городской пляж, гостиницу, школу искусств и другие музейные павильоны.
***
Проектный институт «Арена»
Сердце композиции – мемориал: небольшой куб, спрятанный за стеной «города» – основного музейного здания. Оно вписано в кольцо из массивных белых пластин, похожих на мегалиты. Между пластинами оставлены просветы, а внутри у них есть сквозные проходы, по которым можно обойти все здание. Музей окружает просторная лаконичная площадь с островками зелени.
***
Snøhetta / Норвегия
Норвежское бюро предлагает разбить комплекс на несколько элементов: главное здание, похожие по стилистике павильоны и ландшафтный парк с экспозицией под открытым небом. Основной объем – лаконичный куб с просветами окон и террасами, откуда открываются панорамные виды, что словно бы включает город в экспозицию музея. В формировании внутреннего пространства большую роль играет естественный свет – он ведет посетителей по пандусам все выше, к большой террасе на крыше.
***
Thomas Herzog Architekten / Германия
Значительную часть музея архитекторы прячут под землю. Основная экспозиция расположится на -1 этаже. Наземный объем представляет собой усеченную перевернутую пирамиду, поставленную на стеклянный прямоугольный этаж. «Стены» пирамиды – из кортеновой стали. Надземное пространство просторное и светлое, вокруг здания планируется разбить ландшафтный парк.
***
Lahdelma & Mahlamäki / Финляндия
Финские архитекторы положили в основу композиции идею спирали, которая символизирует «историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни». Основной объем здания – цилиндр с прямоугольным блоком внутри – скрыт под искусственной насыпью; ее авторы предлагают засадить луговыми травами. В центре расположится винтовая лестница, которая свяжет основную экспозицию на нижнем этаже с другими пространствами. Над землей спираль делает последний виток и создает выразительную горизонталь, деликатную по отношению к историческому окружению. В отделке использованы перфорированный металл, эмаль, позолота и белый фарфор.
***