Музей блокады

В Петербурге открылась выставка конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».

mainImg
В январе 2019 года Петербург будет праздновать 75-летие со дня снятия блокады. К этой дате город планирует построить новый музей блокады и обороны: он должен стать не только продолжением нынешнего музея в Соляном переулке, но и принципиально новым для Петербурга институтом: интерактивной площадкой с акцентом на сохранении памяти. Комплекс должен включать музейную и мемориальную зоны, фондохранилище, исследовательский Центр памяти с архивом и библиотекой. Ограничение по высоте – 25 м.

Музей расположится на «стрелке» Смольной набережной в излучине Большой Невы – рядом со Смольным собором, Таврическим дворцом и музеем «Вселенная воды». Здесь также планируется построить развязку Орловского тоннеля – он должен соединить берега Невы. Пока что предназначенный для музея участок площадью 1,73 га принадлежат ГУП «Водоканал».
Открытие выставки конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © фотография Алены Кузнецовой
Открытие выставки конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © фотография Алены Кузнецовой

Закрытый международный конкурс объявили в мае и проводили в один этап. Участники работали над объемно-планировочным решением здания музея и прилегающего парка, концепцией музейного пространства и транспортной инфраструктурой. Среди членов жюри: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, писатель Даниил Гранин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и многие другие. В шорт-лист вошли девять архитектурных бюро. Победителя выберут 8 сентября с учетом мнения горожан (проголосовать можно на выставке и здесь).

Предлагаем познакомиться с проектами.
 
Мастерская Мамошина
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Архитекторы представили музей в виде форта, насытив здание символикой «скрижалей блокады»: 872 оконных кессона по числу дней, 124 «замковых камня» по числу недель, 29 колонн по числу месяцев, более миллиона имен погибших в специальных ячейках. В центре композиции – зал памяти со световым фонарем в виде десятиконечной звезды. Здание будет облицовано камнем с мест боев – Карельского перешейка, берегов Ладожского озера. Вход в музей олицетворяет разрыв кольца блокады.
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Бюро Романова
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Здесь кольцо образуют глухие кубические блоки, «вплавленные» друг в друга. За ними прячется камерное пространство, напоминающее городской двор-колодец – памятный зал под открытым небом с «вечным огнем» из 900 свечей-гильз в окружении «теней погибших» – стилизованных ниш в стенах. Экспозиция музея хронологическая и строится вокруг спирали, которая, по словам авторов, «ведет к победе и миру».
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Земцов, Кондиайн и партнеры
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

В основе образа вновь кольцо – насыпь, из которой «прорываются» наружу массивные блоки здания, похожие на сомкнутые ряды солдат. В этих корпусах расположатся выставочные пространства. Экспозиция строится по хронологическому и тематическому принципу. Посетитель двигается по едва ощутимому уклону, под давяще-тяжелыми плитами перекрытий. Подземные этажи отведены фондохранилищу и паркингу. Основной объем здания соединен со «стрелкой», которую отдадут Институту памяти и библиотеке.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
А. Лен
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Этот проект, пожалуй, самый жизнерадостный: светлая отделка, спокойные линии и открытость. Большой прямоугольный объем раскрывается на Неву общественным, открытым для горожан амфитеатром, который перерастает в площадь перед зданием. Кровля основного блока – эксплуатируемая. Сергей Орешкин сделал акцент на возможности создания музейного кластера: парк с экспозицией оборонной техники соединяется аллеями с музеем «Вселенная воды», Смольным собором и Таврическим дворцом.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Студия 44
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

План музея напоминает супрематическую композицию. В сердце – «обороняющийся город», семь тематических башен: скорбь, огонь, быт, наука и культура, голод, холод и производство. Они стоят на вершине, окольцованные лестницей-амфитеатром, из которой прорываются наружу объемы входных групп. На прилегающей территории Никита Явейн предлагает создать мемориальный огород, рощу, городской пляж, гостиницу, школу искусств и другие музейные павильоны.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Проектный институт «Арена»
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Сердце композиции – мемориал: небольшой куб, спрятанный за стеной «города» – основного музейного здания. Оно вписано в кольцо из массивных белых пластин, похожих на мегалиты. Между пластинами оставлены просветы, а внутри у них есть сквозные проходы, по которым можно обойти все здание. Музей окружает просторная лаконичная площадь с островками зелени.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Snøhetta / Норвегия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Фотография © Алена Кузнецова

Норвежское бюро предлагает разбить комплекс на несколько элементов: главное здание, похожие по стилистике павильоны и ландшафтный парк с экспозицией под открытым небом. Основной объем – лаконичный куб с просветами окон и террасами, откуда открываются панорамные виды, что словно бы включает город в экспозицию музея. В формировании внутреннего пространства большую роль играет естественный свет – он ведет посетителей по пандусам все выше, к большой террасе на крыше.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***

Thomas Herzog Architekten / Германия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Значительную часть музея архитекторы прячут под землю. Основная экспозиция расположится на -1 этаже. Наземный объем представляет собой усеченную перевернутую пирамиду, поставленную на стеклянный прямоугольный этаж. «Стены» пирамиды – из кортеновой стали. Надземное пространство просторное и светлое, вокруг здания планируется разбить ландшафтный парк.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Lahdelma & Mahlamäki / Финляндия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Фотография Алены Кузнецовой

Финские архитекторы положили в основу композиции идею спирали, которая символизирует «историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни». Основной объем здания – цилиндр с прямоугольным блоком внутри – скрыт под искусственной насыпью; ее авторы предлагают засадить луговыми травами. В центре расположится винтовая лестница, которая свяжет основную экспозицию на нижнем этаже с другими пространствами. Над землей спираль делает последний виток и создает выразительную горизонталь, деликатную по отношению к историческому окружению. В отделке использованы перфорированный металл, эмаль, позолота и белый фарфор.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***

28 Августа 2017

Похожие статьи
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Пресса: Помнить все. Каким может быть Музей блокады
Конкурс на новое здание Музея блокады – первая за долгое время попытка создать в Петербурге большой исторический музей. В связи с этим архитектурный критик Мария Элькина попробовала разобраться, как нужно и не нужно увековечивать прошлое в городском пространстве, и объяснить, почему старые стены лучше новых.
Пресса: Скоро рассвет, выхода нет
Масштабный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» должен появиться в центре города в 2019 году, к 75-летию снятия блокады. Смольный объявил конкурс на проект и получил 39 предложений, из которых жюри выбрало девять, предоставив горожанам выбрать, какой проект симпатичнее. Максимально открытое и демократичное голосование (на выставке проектов и в сети) вызвало неожиданный интерес. Наконец их интересует наше мнение! В девятку лидеров вошли норвежские, финские, немецкие архитекторы, что польстило подчеркнуто европеизированным петербуржцам, спровоцировало добрососедскую симпатию к финнам и антипатию к московскому проекту «Арены» (а он и правда походит на «Олимпийский»). Тысячи человек нашли время сходить в манеж Конюшенного ведомства, еще больше проголосовало на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре.
Пресса: Архитектура памяти
Каким должен быть новый Музей обороны и блокады Ленинграда — мемориальным монументом или местом для размышления? Рассказывать об ужасах блокадного опыта или стойкости и мужестве ленинградцев? Можно ли совместить в одной концепции оборону, то есть военный музей, и блокаду — музей гражданский?
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.