Законы каменных джунглей

В рамках VI петербургской биеннале архитектурное сообщество обсуждает проблемы жилых новостроек. Пытаемся понять, кто виноват и что делать.

mainImg
Дискуссионная программа петербургской биеннале была составлена разнообразной, но во многих обсуждениях так или иначе всплывали темы современной жилой застройки. К обсуждению привлекли максимальное количество сторон: не только архитекторов, но и девелоперов, застройщиков, юристов, специалистов пресс- и маркетинговых служб. Мы суммировали высказанные мнения.
Панельная дискуссия с девелоперами, VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Российская гильдия управляющих и девелоперов.

Периметр города начали застраивать однотипными жилыми массивами в начале 2000-х годов. Их принято ругать: «обувные коробки, поставленные на попа», «муравейники», «гетто для тех, кому не повезло в жизни». Сейчас они выплеснулись за пределы города в ближайшие районы ленинградской области, где действует иное законодательство и нормативы, и приняли еще более ужасающий масштаб. По признаниям архитекторов, их берет оторопь, когда приходится проезжать мимо таких районов как Кудрово или Мурино. Здесь нет комфортной среды, вместо общественных пространств – автомобильные парковки. На их фоне пятиэтажные хрущевки кажутся роскошью.

В проблеме принято винить жадных застройщиков или недалеких девелоперов, сводить все к экономической выгоде. Но в ходе обсуждения выяснилось, что все не так просто.
 
Градостроительная политика
Прежде всего, специалисты предлагают не сравнивать Петербург, с его климатом и количеством населения, с европейскими городами: вся Финляндия, в сторону которой мы часто завистливо поглядываем, поместится в Петербурге. Нельзя отменить рост города и количества его жителей. Но регулировать этот процесс просто необходимо.

По мнению архитектора Михаила Кондиайна, если не задумываться о последствиях и позволить городу развиваться в моноцентрической системе, то мегаполис, соединившись со своими агломерациями, съест места отдыха, лесопарки, дачные и коттеджные постройки, и превратится в каменные джунгли. Вседозволенности застройщиков, законам этих каменных джунглей, которые только начинают расползаться, по убеждению архитектора следует противопоставить государственную идеологию, которая позволит выбрать правильное направление и придерживаться его. Как вариант, можно изменить экологические стандарты, чтобы предприятия могли находиться рядом с жильем, сделать буферные зеленые зоны.

Архитектор Сергей Бобылев также считает, что «ответ лежит в широких градостроительных понятиях». Градостроительная политика без участия государства не может быть эффективна, не может балансировать мегаполис. Сейчас вместо градостроительства происходит землеустроительство, от этой базы проистекает все недовольство. Необходимо создавать научно-исследовательские центры, национальную школу градостроительства, лицензировать градостроительную деятельность.

Какие-то шаги в эту сторону, конечно, делаются. Как минимум, есть генеральный план и правила землепользования и застройки. С 1 января 2017 года в градостроительном кодексе закрепился новый инструмент – комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ).

По словам председателя совета директоров компании Ленстройтрест Дмитрия Карпушина, «можно запретить строить плохо, но нельзя заставить строить хорошо». Однако у некоторых хорошо получается уже сегодня. Каким же образом?
 
Хороший девелопер
Нельзя отрицать, что достойное жилье тоже получается. Становится больше девелоперов, которые готовы глубоко погружаться в проекты, прислушиваются к архитектору, ищут свои «фишки». Все как один говорят о закрытых дворах, разделении пешеходов и транспорта, планировании нежилых помещений и их арендаторов, ведении своих объектов после сдачи в эксплуатацию. Представители девелоперских компаний считают, что сейчас продается жилая среда, а не квадратные метры. О красоте говорят реже, и только в проектах подороже.
zooming
ЖК «Светлый мир. Я-Романтик...», новый проект фасадов, 2016. © «А.Лен»

Один из доступных и недорогих инструментов, который помогает девелоперам создавать действительно качественные проекты – это внутренние архитектурные конкурсы, которых в последнее время стало больше. Николай Пашков, генеральный директор компании Knight Frank StPetersburg, привел ряд преимуществ, которые они дают:
  • Возможность сравнить варианты архитектуры и технико-экономические показатели проекта. Речь идет о количестве и качестве квадратных метров, которое студия может выжать из участка. Выбор здесь делается в первую очередь экономический, потом эстетический. 
  • Возможность упростить согласование проекта.
  • Возможность выбрать надежного проверенного архитектора.
  • Возможность выбрать решение, удовлетворяющее вкусам заказчика. 
  • Дополнительный пиар проекта и девелопера.
По убеждению представителей застройщиков, конкурс так или иначе оставляет в плюсе все три стороны архитектурного процесса: девелопер делает более осмысленный выбор партнера и объекта, архитектор в условиях конкуренции повышает планку, общество получает более качественную архитектуру. Кроме того, появляется шанс и у молодых архитекторов. Хотя многие девелоперы признаются, что предпочитают работать с опытными студиями: молодые могут «накреативить», но неизвестно, хватит ли у них профессионализма довести идеи до воплощения. На откуп молодежи дают малые формы и благоустройство. Иностранных архитекторов к участию в конкурсах сейчас приглашают реже: их услуги стоят значительно дороже, также нередко их проекты требуется адаптировать под наши нормы.
 
Архитектор-просветитель
Какую роль во всех этих процессах отвели архитектору? Судя по услышанным высказываниям, архитектор должен стать просветителем.

Татьяна Копыстыринская, коммерческий директор ГК «Пионер», считает, что первая обязанность архитектора – качественно преподнести свою идею, чтобы девелопер ею проникся, а в ходе обсуждения объяснял, что нужно, а что нельзя делать. Архитектор и девелопер должны в конечном итоге совпасть в своем видении проекта, и тут возможны компромиссы с обеих сторон. По словам Михаила Кондиайна, если архитектор понимает девелопера с точки зрения его бизнеса, то не ставит своей задачей сохранить проект в первозданном виде. Главное «не выплеснуть ребенка вместе с водой».

Дмитрий Карпушин соглашается: архитекторам нужно не переставать читать лекции. По его словам, «девелопер – это профессия, которая возникла сегодня утром. Нас, обывателей с бульдозерами и деньгами, надо просвещать. Архитекторы – это элита, а элита должна разговаривать со своим народом». Необходимо создать моду на архитектурный ликбез среди девелоперов.
Диалог архитектора и девелопера, VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Российская гильдия управляющих и девелоперов

Сергей Орешкин обозначил два пути: «сгореть на подборе дешевых материалов и придумывании прекрасных планировок, или работать в дорогой архитектуре, где можешь выразить собственное «я». Судя по всему, многие готовы и к первому варианту. По мнению архитектора Евгения Подгорнова, «в сегменте эконома все зависит от убеждений архитектора и диалога с девелопером. Можно сделать интересные планировки без удорожания». Архитекторы предлагают следующие решения: организовывать квартал в целом, сочетать частные и открытые пространства, разделять транспорт и пешеходов, защищать от шума и ветра, делать скрытые парковки, разновысотную застройку с доминантами, играть с плотностью, создавать аналоги доходных домов, модульное жилье с открытыми планировками, регулировать процент содержания 1-2-3 комнатных квартир.
 
Deus ex machina или портрет потребителя 
Драматургию одного из самых горячих обсуждений задала Ирина Садикова, градостроитель НИИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга, высказав мнение о том, что не удовлетворив базовые потребности, переходить к более сложным довольно трудно, да и не правильно. То есть сначала нужно сделать так, чтобы каждый мог получить жилье с минимальной инфраструктурой, а потом «плести кружева»: пешеходные и велодорожки, закрытые дворы и прочее. Если соблюсти все те нормы, которые нужны для квартиры (машиноместа, инсоляция, уровень шума), тогда и получится нормальное жилье, – считает Ирина Садикова.

Девелоперы, которые очень обстоятельно исследуют свою целевую аудиторию, нарисовали такой портрет покупателя квартиры в секторе эконом-класса: он считает, что чем дом выше, тем он лучше; что когда много соседей – как-то спокойнее. Хорошо, если жилье недалеко от работы, есть детский сад и площадки, транспортные узлы.

Те, кто готов платить больше, тяготеют к малоэтажной застройке, хотят меньшей плотности, близких по статусу соседей, безопасности, экологии. Отдельной категорией стала динамичная молодежь, которой интересно жить на высоте и которой для счастья хватает двадцати квадратных метров. И только в классе элитной архитектуры есть запрос на архитектуру, красоту, эмоциональную привлекательность.

Согласно исследованиям, данные которых приводила журналист газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» Наталья Андропова, только 10-12% новоселов в жилых массивах Парнаса, Кудрово и Мурино остались недовольны и хотели бы переехать. 63% ничего не хотели бы менять и купили бы квартиру здесь же. Их волнует цена, планировки, транспортная доступность и наличие социальных объектов, и совершенно не волнует однообразная архитектура, отсутствие парков, церквей, рынков и общественных пространств.

По мнению Дмитрия Карпушина, «людей приучили к мысли, что если у тебя нет дома в Ницце, на приличную архитектуру в Петербурге можешь не рассчитывать». Светлана Денисова, руководитель отдела продаж компании БФА-девелопмент соглашается: позиция обывателя объясняется формулой «если не имеешь того, что любишь, люби то, что имеешь».

Получается, что есть запрос на удовлетворение базовых потребностей, и он выполняется. А запроса на «кружева» даже не предвидится, поскольку у людей нет представления о том, что может быть иначе. Нужно изменить базовые потребности, тогда они станут рыночной реальностью. Так в 70-е годы машина с кондиционером была роскошью, а сегодня это повседневность.

Дмитрий Карпушин сравнил ситуацию с потреблением суррогатного алкоголя: «то, что его хорошо покупают, вовсе не значит, что его не надо запрещать на государственном уровне». Ни один опрос потребителя не помог бы придумать телефакс, потому что тот просто не мог его представить. А изменить общественное представление, задать новую систему координат рынка под силу только политике, – считает Карпушин.
 

24 Апреля 2017

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Пресса: Что думают архитекторы о новостройках, охране памятников...
19 апреля на площадке биеннале «Архитектура Петербурга» собрались ведущие архитекторы, чиновники, девелоперы, чтобы обсудить прошлое, настоящее и будущее строительства в городе. Говорили о наболевшем: безликие новостройки на окраинах и разрушающие панораму гиганты в центре, проблемы реновации исторических зданий и перспективы развития Серого пояса. А также о непростых отношениях власти и застройщиков с градозащитниками. «Карповка» собрала самые интересные цитаты именитых спикеров.
Пресса: Архитекторы предложили Смольному отреставрировать...
19 апреля на VI биеннале «Архитектура Петербурга» руководитель архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнеры» Евгений Герасимов заявил, что для сохранения исторического здания в первозданном виде властям придется выкупить и отреставрировать его за свой счет. Об этом передает корреспондент «Карповки».
Пресса: Главный архитектор Петербурга предложил уголовно...
19 апреля на VI биеннале «Архитектура Петербурга» главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев отметил, что в городе должны быть собственные нормы охраны памятников. Несмотря на то, что в Петербурге запрещен снос исторических зданий, их уничтожителей наказывают недостаточно сурово, цитирует Григорьева корреспондент «Карповки». Эксперт предложил ввести уголовную ответственность за снос архитектурных памятников, а на их реставрацию попросить деньги у ЮНЕСКО.
Мечты Парнаса
В Этнографическом музее Петербурга открылась VI архитектурная биеннале. Рассматриваем актуальные для города проекты.
Пресса: Архитекторы держатся
В Мраморном зале Этнографического дворца открылась VI Петербургская архитектурная биеннале.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.