Вчера и сегодня

Майкл Грин покоряет США: в Миннеаполисе построено первое в стране высотное офисное здание с несущими конструкциями из инженерной древесины.

Автор текста:
Екатерина Ровнова

mainImg
Говорят, век стали и бетона сменяется веком древесины: первое в США деревянное многоэтажное офисное здание Т3 – «Timber, Technology, Transit» – реализовано канадским бюро Michael Green Architecture в сотрудничестве с местными архитекторами из DLR Group, инженерами из Magnusson Klemencic Associates и специалистами по конструктивной древесине Structure Craft.
 
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Ema Peter

Заказчик – девелоперская компания Hines – хотел создать уникальный офис, который привлёк бы внимание компаний креативного и высокотехнологичного секторов. По мысли создателей, здание должно было совмещать «надёжность», характерную для исторических строений, с инновационностью, экологичностью, устойчивостью, светлыми опен-спейсами и общими пространствами для резидентов. Поэтому, в отличие от претендующих на вау-эффект современных зданий из древесины (предыдущей офисной постройки Майкла Грина в Ванкувере или, например, штаб-квартиры Sky в Лондоне), на фасадах Т3 нет пресловутых «окон в разбежку» или больших остеклённых поверхностей, только строгая геометрия, копирующая привычные для американской архитектуры XIX – первой половины ХХ века формы. Время иронично переставляет местами слагаемые: древнегреческий эксперимент по отражению былой деревянной конструкции в каменной декорации отзывается эхом в попытке деревянных конструкций XXI века имитировать визуальный ряд, свойственный традиционным материалам прошлых столетий.
 
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Ema Peter

Здание площадью 20 810 кв. м было возведено в рекордно короткие сроки со скоростью около 2780 кв. м площади в неделю. 16 720 кв. м несущего каркаса были собраны за 9,5 недель усилиями Structure Craft, отвечавших за разработку деревянных конструкций, их производство и установку на строительном участке (анимированный процесс строительства – здесь).
 
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Ema Peter

Стоечно-балочный каркас с сеткой клеёных еловых колонн 6х7 опирается на железобетонные конструкции первого этажа, а вышележащие перекрытия собраны из NLT-панелей (вот так шёл процесс сборки). Выбор пал на NLT (Nail Laminated Tiber) – панели из клеёных брусьев, соединённых между собой металлическими нагелями – из-за меньшей стоимости их производства и, как ни странно, «традиционности». Существующие строительные кодексы как США, так и Канады (IBC 602.4.6.1 и NBCC 3.1.4.6 4b/6b) разрешают использование этого материала для перекрытий, тогда как для строений из CLT чиновники пока не переписали свои требования, и для строительства очередного высотного здания каждый раз делают специальное исключение из правил.
 
zooming
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Ema Peter
zooming
Офисное здание T3 © Ema Peter

Общий вес получившейся конструкции оказался на 30% меньше альтернативной стальной системы и на 60% – железобетонной: эта разница не только увеличила скорость возведения и упростила процесс сборки (не нужны мощные башенные краны), но и уменьшила объём фундаментной части, что значительно сэкономило средства. По стоимости этот деревянный каркас близок к стальному, но при этом не требует дополнительной противопожарной защиты: огнестойкость здания составляет более трех часов благодаря свойству деревянных изделий большого сечения не терять несущую способность продолжительное время после возгорания.
 
Офисное здание T3 © Ema Peter
zooming
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Ema Peter
zooming
Офисное здание T3 © Ema Peter
zooming
Офисное здание T3 © Ema Peter

В интерьерах шести офисных этажей деревянные конструкции сияют светлыми поверхностями: по замыслу авторов, сквозь бурые фасады кортеновской стали прямоугольники окон должны светиться как городской маяк, а внутреннее пространство, из-за отсутствия обработки, – быть тёплым, «своим». Бруски NLT-панелей изготовлены из деревьев, погибших от поражения горным сосновым лубоедом – эпидемии, изменяющей ландшафт североамериканских лесов. Поражённая этим жуком древесина местами покрывается голубой плесенью, которая хоть и является одной из причин смерти растения, не оказывает влияния на технико-эксплуатационные характеристики вовремя собранного и высушенного материала и не опасна для человека. Эти несовершенства, так присущие естественности, придают особый характер пространству, говорят архитекторы проекта.
 
zooming
Офисное здание T3 © Ema Peter
Офисное здание T3 © Michael Green Architecture
Офисное здание T3 © Michael Green Architecture
Офисное здание T3 © Michael Green Architecture
Офисное здание T3 © Michael Green Architecture
Офисное здание T3 © Michael Green Architecture



В Michael Green Architecture заявляют, что Т3 – первое возведённое в США за последние сто лет высотное строение из древесины, но не стоит забывать о чуть более ранней истории. Буквально на соседней улице расположился офисный корпус Butler Square Building. Это 9-этажное здание площадью 46 450 кв. м было построено в 1906 как склад, и за его тяжёлым кирпичным фасадом скрывается мощный деревянный стоечно-балочный каркас с сеткой 4х5. Этому остову из массива древесины дугласовой пихты как раз перевалило за сотню лет.

Т3, делая реверанс в сторону местного исторического наследия и локальных традиций, вливается в сложившуюся застройку, не подавая вида, что он таки из непредсказуемого будущего. Задача производить впечатление «надёжности» решена. Well done, Mr. Tall Wood.
zooming
Историческое здание на деревянном каркасе Butler Square Building. 1906. Фото с сайта www.mnpreservation.org
zooming
Историческое здание на деревянном каркасе Butler Square Building. 1906. Фото с сайта butlersquare.com
zooming
Историческое здание на деревянном каркасе Butler Square Building. 1906. Фото с сайта butlersquare.com
zooming
Историческое здание на деревянном каркасе Butler Square Building. 1906. Фото: McGhiever via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

19 Декабря 2016

Автор текста:

Екатерина Ровнова
comments powered by HyperComments
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливой клинкерной плиткой разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.