Особый номер

13-й симпозиум Алвара Аалто, состоявшийся в этом месяце в Финляндии под девизом «Делай!», собрал участников со всего мира. Репортаж из Ювяскюля нашего постоянного автора Тарьи Нурми.

mainImg
У Симпозиума Алвара Аалто ­– длинная история. Первая такая конференция для архитекторов и любителей архитектуры была организована в Ювяскюля в центральной Финляндии в 1979. В этом году симпозиум состоялся уже в 13-й раз, и присутствовать на нем желали многие участники прошлых лет, немало от него ожидавшие.

Проходящий раз в три года симпозиум всегда курировался одним председателем, и, как ни странно, все они до сих пор были мужчинами. Темы же различались, но до этого раза были скорее теоретическими. Вы можете найти информацию о симпозиумах прошлых лет здесь; кроме того, по итогам каждой такой конференции издавался сборник эссе участников.

Среди самых ярких докладчиков в прошлом были Гёран Шильдт (Göran Schildt), биограф и друг Алвара Аалто, Петер Цумтор с его чудесными черно-белыми слайдами, просто фантастический архитектор Дьебедо Франсис Кере, родившийся в Африке и учившийся в Берлине, чета японских архитекторов Тэдзука со своими детьми, Александр Бродский, Джин Гэнг из Чикаго, британка Сара Уиглесуорт и многие другие. Симпозиум шесть лет назад, которому его председатель Сами Ринтала дал название «Край» (Edge), был особенно запоминающимся – в том числе, благодаря его дружеской и открытой атмосфере. Три года назад архитектор Пекка Хейккинен также составил отличную программу.
 
zooming
Участники симпозиума в фойе Городского театра Ювяскюля. Фото: Alvar Aalto Symposium
zooming
Осмотр выставки Алваро Сиза в рамках симпозиума. Фото: Alvar Aalto Symposium



В этот раз мероприятие получило тему в одно слово: «Делай!» (DO!), а в число организаторов вошел Музей финской архитектуры (MFA). Важно отметить, что до этого года симпозиумом, в основном, занималась Академия Аалто во главе с ее директором Эсой Лааксоненом (Esa Laaksonen).

Председателем 13-го Симпозиума Алвара Аалто стал архитектор Ансси Лассила (глава бюро OOPEAA, чей деревянный многоэтажный ЖК публиковал в этом мае Архи.ру – прим. ред.). Его работы в последнее время активно продвигал Музей финской архитектуры. Тема «Делай!» была разделена на четыре главы, что несколько усложнило программу: «Местное», «Социальное», «Цифровое» и «Материальное».

В городском театре

В этом году симпозиум прошел 7–9 августа в городском театре Ювяскюля, спроектированном Алваром Аалто, так как обычное место его проведения – главное здание университета, тоже постройка Аалто – сейчас ремонтируется. Это вызвало некоторые сожаления, потому что этот вузовский корпус с его фойе, кафе и прекрасным окружением, близко расположенный к двум спроектированным Аалто музеям, всегда был прекрасной площадкой для конференции. Ланч для представителей прессы часто накрывали в преподавательской столовой, напоминающей фонарь постройке за главным зданием.

Первую сессию симпозиума, «Местное», модерировал Давид Басульто из ArchDaily, и прошла она в театральном фойе: поэтому слушателям пришлось сидеть на жестких стульях и табуретках. Но не беспокойтесь за нас: по крайней мере, одна лекция – индийского архитектора Рахуля Мехротры – была настолько выдающейся, что позволила нам забыть о неудобных сиденьях.
Рахуль Мехротра и Гейр Бреннеланн © Tarja Nurmi

Мехротра представил примеры своих работ, которые помогают социально незащищенным людям сохранить человеческое достоинство и даже включиться в повседневную жизнь корпораций. К прмеру, благодаря одному из его проектов служители, заботящиеся об озеленении на фасаде конторского здания, так же вовлечены в офисную «жизнедеятельность», как и всевозможные менеджеры. Было бы здорово, если бы Рахулю Мехротре дали больше времени для доклада: полтора часа для знакомства с его идеями было совершенно недостаточно.
 
Рахуль Мехротра. Здание KMC в Хайдарабаде. Фото: Tina Nandi

Творчество Рауля Панталео из итальянского бюро TAM Associati тоже произвело на публику большое впечатление. Он представил проекты для лагерей беженцев и госпиталей в зонах бедствий: архитекторы, использовав минимум средств, повысили ценность самых простых пространств и придали им красоты.
TAM Associati. Педиатрическая больница в Порт-Судане. Фото: Massimo Grimaldi

Как ни странно, главным докладчиком сессии стал китайский архитектор: Лю Сяоду из бюро Urbanus представил лекцию о «мегагороде» в Китае.
 
Urbanus. Реконструкция жилого комплекса. Фото: Wu Qiwei

Во второй день заседение проходило в зрительном зале театра. Так – к всеобщей радости – удалось решить проблему с солнечным светом, мешавшим показывать слайды в фойе накануне. Сюжетом дня стал социальный аспект «Делай!», Доклады начались с выступления Генриетты Вамберг из Gehl Architects, причем она стала первой женщиной-архитектором на трибуне 13-го Симпозиума Алвара Аалто. Вамберг представила проекты бюро Яна Гейла для нью-йоркской Таймс-сквер и разрушенного землетрясением города Крайстчерч в Новой Зеландии, однако эти работы уже хорошо известны профессионалам. Так, фильмы о них показывали на биеннале в Венеции в 2012.
 
zooming
Gehl Architects. Улица в Сан-Паулу до и после реконструкции. Фото: Luis E. S. Brettas

Карин Сматс из ЮАР представила свои проекты, основанные на сотрудничестве с местными жителями и нацеленные на повышение их качества жизни. Ей тоже хотелось бы дать больше времени, так как ее идеи очень полезны для всех участников симпозиума.
 
Клиника Симфони-вэй в Кейптауне. Фото: Carin Smuts Architects
Деревня искусств и ремесел “Гуга с′Тебе” в Ланга. Главный вход. Фото: Carin Smuts Architects
Карин Сматс. Детский театр в Деревне искусств и ремесел “Гуга с′Тебе” в Ланга. 2015. Фото: Carin Smuts Architects
Карин Сматс. Детский театр в Деревне искусств и ремесел “Гуга с′Тебе” в Ланга. 2015. Фото: Carin Smuts Architects

Норвежцы Гейр Бреннеланн и Олав Кристофферсен (бюро Brendeland & Kristoffersen) показали свой социальный комплекс Svartlamoen в Тронхейме. Это деревянный дом типа коллективного жилья с интересными и доступными по стоимости решениями, где обитатели могут и вести любой удобный им стиль жизни, и, при необходимости, «опереться» на соседей. При росте цен на квартиры во многих городах такие эксперименты с «альтернативным» жильем особенно актуальны.
 
Brendeland & Kristoffersen. ЖК Svartlamoen в Тронхейме. Фото: David Grandorge

«Цифровой» раздел симпозиума модерировал Марко Стейнберг, а главным докладчиком стал Грег Линн. Его лекция была посвящена его цифровому творчеству; помимо прочего, он представил собственную «дигитально» спроектированную быстроходную яхту. Будущее он видит за углеродным волокном и клеем.
 
Грег Линн. Яхта-тримаран. Фото: Jean-Marie Cabri

Датские архитекторы из мастерской WE Architecture Марк Джей и Юли Шмидт-Нильсен рассказали о своем методе использования цифровых технологий при тестировании разных материалов и пространственных решений для своих проектов. Их работы показались мне высококачественными, но, все же, ничего принципиально нового в их докладе не было.
 
WE Architecture. Культурный центр Мариехёй близ Копенгагена. Фото: WE Architecture

Финляндию представил сравнительно молодой сторонник цифрового проектирования Эро Лунден, создающий деревянные павильоны различных типов.
Эро Лунден. «Радикальный деревянный павильон» в Центральном парке Шанхая. 2012. Фото: Markus Wikar

Профессор Лайза Ивамото из США показала собравшимся свои работы – в основном, для американских корпораций: они вполне элегантны, но по-настоящему цифровыми их не назовешь.
 
Лайза Ивамото / IwamotoScott. Гараж City View в «Районе дизайна» в Майами. 2015. Фото: Craig Scott
Лайза Ивамото, Эро Лунден, Марк Джей и Юли Шмидт-Нильсен © Tarja Nurmi

Следующий раздел был посвещен «Материальному». Его модерировал известный голландский куратор и исследователь Оле Бауман, ныне подвизающийся в шэньчжэньском Музее дизайна Шекоу.
Патрик Терстон рассказывает, как он всегда хотел работать руками © Tarja Nurmi

Первым выступил Патрик Терстон из Швейцарии (Architekturbüro Patrick Thurston), чей подход кардинально отличается от идей предшествовавших ему докладчиков. Он рассказал, что всегда хотел работать руками и начинать проектировать на чистом листе бумаги. Его постройки – все очень «местные», все расположены в Швейцарии, прекрасно сделаны и рассчитаны на долгую службу.
Патрик Терстон. Вольер для медведей в Бернском зоопарке. Фото: Ralph Hut

Среди них – вольер для двух бурых медведей, которых в 2009 подарили Бернскому зоопарку тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев и его жена. Терстон завершил свой доклад, эмоционально заявив: «Кстати, я ненавижу клей!». Эта фраза, которую можно расценивать как комментарий к восторгам по поводу этого материала в «цифровой» секции, вызвала дружный смех слушателей.
 
Architekturbüro Patrick Thurston. Дом религий в Берне. Фото: Ralph Hut

Логичным продолжением доклада швейцарца стало выступление финского плотника и столяра Кари Виртанена, сотрудничавшего в свое время с Аалто. Он выступает за настоящее качество, работая под лозунгом «Не делай, если не делаешь хорошо.»
Кари Виртанен. Павильон в датском музее «Луизиана». Совместно с бюро OOPEAA. 2012. Фото: John E. Kroll

Его продолжил другой финский докладчик, Матти Санаксенахо (Sanaksenaho Architects), рассказавший о своем подходе к материалу на примере проектов на родине и в Китае, а также принесшего ему славу павильона для Экспо-2008 в Севилье, созданного им совместно с молодыми коллегами.
Sanaksenaho Architects. Экуменическая часовня Св. Генриха в Турку. Фото: Jussi Tiainen

Главный герой раздела, бразилец Марселу Феррас, работавший в прошлом с Линой Бо Барди, построил не только Музей Родена в Салвадоре, Музей хлеба в Илополисе и Центр исполнительских искусств Praça das Artes в Сан-Паулу, но и дом Villa Isabella в Ханко на самом юге Финляндии.
 
Марселу Феррас. Музей Родена в Салвадоре, штат Баия. Фото: Nelson Kon
Марселу Феррас. Театр в городе Пирасикаба. Фото: Nelson Kon



На завершающую дискуссию симпозиума я не осталась, так как мои друзья, эстонские архитекторы попросили показать им церковь Куоккала по проекту Ансси Лассилы, но прежде всего – постройки Алвара Аалто: муниципальный центр в Сяюнятсало и экспериментальный дом на острове Мууратсало. Туда мы и направились, и в Мууратсало мы смысли наше разочарование от 13-го симпозиума в озере Пяйянне – как раз там, где семейство Аалто обычно плавало по утрам.

В следующий раз – делай лучше!

К сожалению, у симпозиума в этом году был несчастливый порядковый номер. Некоторые слушатели были неудовлетворены уровнем отдельных лекций – по сравнению с симпозиумами прошлых лет. Первый день был частично испорчен неудобными сиденьями и ярким солнцем, у темы было слишком много составляющих, зрителям не было разрешено задавать вопросы, и недостаточно внимания было уделено собственно девизу «Делай!»: что бы организаторы ни имели под ним в виду. Даже «книга» с полезной информацией и страницами для заметок прибыла к участникам с опозданием на день. Не было организовано пресс-конференции: вместо этого руководство симпозиума пригласило избранных журналистов в поездку по Финляндии совместно с докладчиками, где они могли пообщаться, в то время как у остальных обозревателей было крайне мало возможности сделать интервью с интересующими их докладчиками или хотя бы установить с ними контакты для будущего сотрудничества.
 
zooming
Экскурсия участников симпозиума в жилой район Виитаниени. Фото: Alvar Aalto Symposium



Эта ситуация особенно досадна по сравнению с тем, как замечательно были организованы многие прошлые симпозиумы в Ювяскюля. К примеру, нельзя не вспомнить об архитектурном критике Марке Иситте из Швеции, который создавал особенно дружескую атмосферу как модератор «межлекционных» дискуссий.

Возможно, будет правильным вернуться к старому принципу, когда лишь Академия и Фонд Аалто занимаются организацией симпозиума. Если же бюджет уменьшится – что происходит сейчас почти везде – то лучше приглашать меньше докладчиков, но более высокого уровня, а также давать больше времени и возможностей участникам – и выступающим, и слушателям – для общения. Ведь именно это и означает слово «симпозиум».

Если бы меня включили в число «избранных», отправившихся вместе с докладчиками на экскурсию по Финляндии, организованную Archinfo.fi и Тииной Валпола, то читатели Архи.ру могли бы получить пару-тройку интересных интервью… Ну, будем надеяться – в следующий раз все получится!

25 Августа 2015

Похожие статьи
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.