Особый номер

13-й симпозиум Алвара Аалто, состоявшийся в этом месяце в Финляндии под девизом «Делай!», собрал участников со всего мира. Репортаж из Ювяскюля нашего постоянного автора Тарьи Нурми.

mainImg
У Симпозиума Алвара Аалто ­– длинная история. Первая такая конференция для архитекторов и любителей архитектуры была организована в Ювяскюля в центральной Финляндии в 1979. В этом году симпозиум состоялся уже в 13-й раз, и присутствовать на нем желали многие участники прошлых лет, немало от него ожидавшие.

Проходящий раз в три года симпозиум всегда курировался одним председателем, и, как ни странно, все они до сих пор были мужчинами. Темы же различались, но до этого раза были скорее теоретическими. Вы можете найти информацию о симпозиумах прошлых лет здесь; кроме того, по итогам каждой такой конференции издавался сборник эссе участников.

Среди самых ярких докладчиков в прошлом были Гёран Шильдт (Göran Schildt), биограф и друг Алвара Аалто, Петер Цумтор с его чудесными черно-белыми слайдами, просто фантастический архитектор Дьебедо Франсис Кере, родившийся в Африке и учившийся в Берлине, чета японских архитекторов Тэдзука со своими детьми, Александр Бродский, Джин Гэнг из Чикаго, британка Сара Уиглесуорт и многие другие. Симпозиум шесть лет назад, которому его председатель Сами Ринтала дал название «Край» (Edge), был особенно запоминающимся – в том числе, благодаря его дружеской и открытой атмосфере. Три года назад архитектор Пекка Хейккинен также составил отличную программу.
 
zooming
Участники симпозиума в фойе Городского театра Ювяскюля. Фото: Alvar Aalto Symposium
zooming
Осмотр выставки Алваро Сиза в рамках симпозиума. Фото: Alvar Aalto Symposium



В этот раз мероприятие получило тему в одно слово: «Делай!» (DO!), а в число организаторов вошел Музей финской архитектуры (MFA). Важно отметить, что до этого года симпозиумом, в основном, занималась Академия Аалто во главе с ее директором Эсой Лааксоненом (Esa Laaksonen).

Председателем 13-го Симпозиума Алвара Аалто стал архитектор Ансси Лассила (глава бюро OOPEAA, чей деревянный многоэтажный ЖК публиковал в этом мае Архи.ру – прим. ред.). Его работы в последнее время активно продвигал Музей финской архитектуры. Тема «Делай!» была разделена на четыре главы, что несколько усложнило программу: «Местное», «Социальное», «Цифровое» и «Материальное».

В городском театре

В этом году симпозиум прошел 7–9 августа в городском театре Ювяскюля, спроектированном Алваром Аалто, так как обычное место его проведения – главное здание университета, тоже постройка Аалто – сейчас ремонтируется. Это вызвало некоторые сожаления, потому что этот вузовский корпус с его фойе, кафе и прекрасным окружением, близко расположенный к двум спроектированным Аалто музеям, всегда был прекрасной площадкой для конференции. Ланч для представителей прессы часто накрывали в преподавательской столовой, напоминающей фонарь постройке за главным зданием.

Первую сессию симпозиума, «Местное», модерировал Давид Басульто из ArchDaily, и прошла она в театральном фойе: поэтому слушателям пришлось сидеть на жестких стульях и табуретках. Но не беспокойтесь за нас: по крайней мере, одна лекция – индийского архитектора Рахуля Мехротры – была настолько выдающейся, что позволила нам забыть о неудобных сиденьях.
Рахуль Мехротра и Гейр Бреннеланн © Tarja Nurmi

Мехротра представил примеры своих работ, которые помогают социально незащищенным людям сохранить человеческое достоинство и даже включиться в повседневную жизнь корпораций. К прмеру, благодаря одному из его проектов служители, заботящиеся об озеленении на фасаде конторского здания, так же вовлечены в офисную «жизнедеятельность», как и всевозможные менеджеры. Было бы здорово, если бы Рахулю Мехротре дали больше времени для доклада: полтора часа для знакомства с его идеями было совершенно недостаточно.
 
Рахуль Мехротра. Здание KMC в Хайдарабаде. Фото: Tina Nandi

Творчество Рауля Панталео из итальянского бюро TAM Associati тоже произвело на публику большое впечатление. Он представил проекты для лагерей беженцев и госпиталей в зонах бедствий: архитекторы, использовав минимум средств, повысили ценность самых простых пространств и придали им красоты.
TAM Associati. Педиатрическая больница в Порт-Судане. Фото: Massimo Grimaldi

Как ни странно, главным докладчиком сессии стал китайский архитектор: Лю Сяоду из бюро Urbanus представил лекцию о «мегагороде» в Китае.
 
Urbanus. Реконструкция жилого комплекса. Фото: Wu Qiwei

Во второй день заседение проходило в зрительном зале театра. Так – к всеобщей радости – удалось решить проблему с солнечным светом, мешавшим показывать слайды в фойе накануне. Сюжетом дня стал социальный аспект «Делай!», Доклады начались с выступления Генриетты Вамберг из Gehl Architects, причем она стала первой женщиной-архитектором на трибуне 13-го Симпозиума Алвара Аалто. Вамберг представила проекты бюро Яна Гейла для нью-йоркской Таймс-сквер и разрушенного землетрясением города Крайстчерч в Новой Зеландии, однако эти работы уже хорошо известны профессионалам. Так, фильмы о них показывали на биеннале в Венеции в 2012.
 
zooming
Gehl Architects. Улица в Сан-Паулу до и после реконструкции. Фото: Luis E. S. Brettas

Карин Сматс из ЮАР представила свои проекты, основанные на сотрудничестве с местными жителями и нацеленные на повышение их качества жизни. Ей тоже хотелось бы дать больше времени, так как ее идеи очень полезны для всех участников симпозиума.
 
Клиника Симфони-вэй в Кейптауне. Фото: Carin Smuts Architects
Деревня искусств и ремесел “Гуга с′Тебе” в Ланга. Главный вход. Фото: Carin Smuts Architects
Карин Сматс. Детский театр в Деревне искусств и ремесел “Гуга с′Тебе” в Ланга. 2015. Фото: Carin Smuts Architects
Карин Сматс. Детский театр в Деревне искусств и ремесел “Гуга с′Тебе” в Ланга. 2015. Фото: Carin Smuts Architects

Норвежцы Гейр Бреннеланн и Олав Кристофферсен (бюро Brendeland & Kristoffersen) показали свой социальный комплекс Svartlamoen в Тронхейме. Это деревянный дом типа коллективного жилья с интересными и доступными по стоимости решениями, где обитатели могут и вести любой удобный им стиль жизни, и, при необходимости, «опереться» на соседей. При росте цен на квартиры во многих городах такие эксперименты с «альтернативным» жильем особенно актуальны.
 
Brendeland & Kristoffersen. ЖК Svartlamoen в Тронхейме. Фото: David Grandorge

«Цифровой» раздел симпозиума модерировал Марко Стейнберг, а главным докладчиком стал Грег Линн. Его лекция была посвящена его цифровому творчеству; помимо прочего, он представил собственную «дигитально» спроектированную быстроходную яхту. Будущее он видит за углеродным волокном и клеем.
 
Грег Линн. Яхта-тримаран. Фото: Jean-Marie Cabri

Датские архитекторы из мастерской WE Architecture Марк Джей и Юли Шмидт-Нильсен рассказали о своем методе использования цифровых технологий при тестировании разных материалов и пространственных решений для своих проектов. Их работы показались мне высококачественными, но, все же, ничего принципиально нового в их докладе не было.
 
WE Architecture. Культурный центр Мариехёй близ Копенгагена. Фото: WE Architecture

Финляндию представил сравнительно молодой сторонник цифрового проектирования Эро Лунден, создающий деревянные павильоны различных типов.
Эро Лунден. «Радикальный деревянный павильон» в Центральном парке Шанхая. 2012. Фото: Markus Wikar

Профессор Лайза Ивамото из США показала собравшимся свои работы – в основном, для американских корпораций: они вполне элегантны, но по-настоящему цифровыми их не назовешь.
 
Лайза Ивамото / IwamotoScott. Гараж City View в «Районе дизайна» в Майами. 2015. Фото: Craig Scott
Лайза Ивамото, Эро Лунден, Марк Джей и Юли Шмидт-Нильсен © Tarja Nurmi

Следующий раздел был посвещен «Материальному». Его модерировал известный голландский куратор и исследователь Оле Бауман, ныне подвизающийся в шэньчжэньском Музее дизайна Шекоу.
Патрик Терстон рассказывает, как он всегда хотел работать руками © Tarja Nurmi

Первым выступил Патрик Терстон из Швейцарии (Architekturbüro Patrick Thurston), чей подход кардинально отличается от идей предшествовавших ему докладчиков. Он рассказал, что всегда хотел работать руками и начинать проектировать на чистом листе бумаги. Его постройки – все очень «местные», все расположены в Швейцарии, прекрасно сделаны и рассчитаны на долгую службу.
Патрик Терстон. Вольер для медведей в Бернском зоопарке. Фото: Ralph Hut

Среди них – вольер для двух бурых медведей, которых в 2009 подарили Бернскому зоопарку тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев и его жена. Терстон завершил свой доклад, эмоционально заявив: «Кстати, я ненавижу клей!». Эта фраза, которую можно расценивать как комментарий к восторгам по поводу этого материала в «цифровой» секции, вызвала дружный смех слушателей.
 
Architekturbüro Patrick Thurston. Дом религий в Берне. Фото: Ralph Hut

Логичным продолжением доклада швейцарца стало выступление финского плотника и столяра Кари Виртанена, сотрудничавшего в свое время с Аалто. Он выступает за настоящее качество, работая под лозунгом «Не делай, если не делаешь хорошо.»
Кари Виртанен. Павильон в датском музее «Луизиана». Совместно с бюро OOPEAA. 2012. Фото: John E. Kroll

Его продолжил другой финский докладчик, Матти Санаксенахо (Sanaksenaho Architects), рассказавший о своем подходе к материалу на примере проектов на родине и в Китае, а также принесшего ему славу павильона для Экспо-2008 в Севилье, созданного им совместно с молодыми коллегами.
Sanaksenaho Architects. Экуменическая часовня Св. Генриха в Турку. Фото: Jussi Tiainen

Главный герой раздела, бразилец Марселу Феррас, работавший в прошлом с Линой Бо Барди, построил не только Музей Родена в Салвадоре, Музей хлеба в Илополисе и Центр исполнительских искусств Praça das Artes в Сан-Паулу, но и дом Villa Isabella в Ханко на самом юге Финляндии.
 
Марселу Феррас. Музей Родена в Салвадоре, штат Баия. Фото: Nelson Kon
Марселу Феррас. Театр в городе Пирасикаба. Фото: Nelson Kon



На завершающую дискуссию симпозиума я не осталась, так как мои друзья, эстонские архитекторы попросили показать им церковь Куоккала по проекту Ансси Лассилы, но прежде всего – постройки Алвара Аалто: муниципальный центр в Сяюнятсало и экспериментальный дом на острове Мууратсало. Туда мы и направились, и в Мууратсало мы смысли наше разочарование от 13-го симпозиума в озере Пяйянне – как раз там, где семейство Аалто обычно плавало по утрам.

В следующий раз – делай лучше!

К сожалению, у симпозиума в этом году был несчастливый порядковый номер. Некоторые слушатели были неудовлетворены уровнем отдельных лекций – по сравнению с симпозиумами прошлых лет. Первый день был частично испорчен неудобными сиденьями и ярким солнцем, у темы было слишком много составляющих, зрителям не было разрешено задавать вопросы, и недостаточно внимания было уделено собственно девизу «Делай!»: что бы организаторы ни имели под ним в виду. Даже «книга» с полезной информацией и страницами для заметок прибыла к участникам с опозданием на день. Не было организовано пресс-конференции: вместо этого руководство симпозиума пригласило избранных журналистов в поездку по Финляндии совместно с докладчиками, где они могли пообщаться, в то время как у остальных обозревателей было крайне мало возможности сделать интервью с интересующими их докладчиками или хотя бы установить с ними контакты для будущего сотрудничества.
 
zooming
Экскурсия участников симпозиума в жилой район Виитаниени. Фото: Alvar Aalto Symposium



Эта ситуация особенно досадна по сравнению с тем, как замечательно были организованы многие прошлые симпозиумы в Ювяскюля. К примеру, нельзя не вспомнить об архитектурном критике Марке Иситте из Швеции, который создавал особенно дружескую атмосферу как модератор «межлекционных» дискуссий.

Возможно, будет правильным вернуться к старому принципу, когда лишь Академия и Фонд Аалто занимаются организацией симпозиума. Если же бюджет уменьшится – что происходит сейчас почти везде – то лучше приглашать меньше докладчиков, но более высокого уровня, а также давать больше времени и возможностей участникам – и выступающим, и слушателям – для общения. Ведь именно это и означает слово «симпозиум».

Если бы меня включили в число «избранных», отправившихся вместе с докладчиками на экскурсию по Финляндии, организованную Archinfo.fi и Тииной Валпола, то читатели Архи.ру могли бы получить пару-тройку интересных интервью… Ну, будем надеяться – в следующий раз все получится!

25 Августа 2015

Похожие статьи
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Технологии и материалы
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Сейчас на главной
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.