Экспедиция в изнаночный мир

В Венеции скоро завершит работу выставка «Антарктопия», объединившая проекты-инсталляции российских и зарубежных архитекторов, каждый из которых – либо фантастический, либо вполне реальный проект антарктической станции. Сергей Хачатуров – о выставке.

Сергей Хачатуров

Автор текста:
Сергей Хачатуров

mainImg
Среди сопутствующих основному проекту XIV  Венецианской архитектурной биеннале программ самая неожиданная и парадоксальная – Павильон Антарктиды с выставкой Antarctopia. Экспозиция собрала многих отличных архитекторов из разных стран, тем самым категорически преодолев жесткую регламентацию большинства павильонов биеннале по национальному принципу. Ее образ являет счастливый союз вполне серьезных исследований экосистемы, жизнедеятельности и коммуникационных структур южного географического полюса с талантливыми  художественными идеями.

В начале миллениума мощно заявила о себе тема «Наука и Искусство», Science – Art. Увы, как правило, опыты  разных художников на этой территории не вдохновляют: чаще всего проект сводится к некоему дизайну наукообразных по форме и банальных по содержанию афоризмов и скетчей. Однако живет в России мастер, который такую декорацию научной темы готов изменить. Это Александр Пономарев, имеющий высшее образование морского инженера (он окончил Высшее инженерно-морское училище в Одессе), одновременно являющийся блистательным художником, признанным в разных жанрах, от станковой графики до лэнд-арта и перформансов. Ему есть что сказать относительно сущностного, не симулятивного взаимодействия между наукой и творчеством. Он участвовал в нескольких антарктических и арктических экспедициях, в которых, подобно Декарту, пытался максимально сблизить  универсальные идеи физики и метафизики. Прежде всего доказать континуальность пространства и времени, а также опытно предъявить сложную, укорененную в философской традиции картезианства тему отсутствия в мире пустот; доказать взаимосвязанность пространств внутреннего и внешнего. Водная стихия для Пономарева стала вселенской лабораторией измерения, натяжения протяженности мироздания.
 
На предыдущей архитектурной биеннале в Венеции Александр Пономарев в сотрудничестве с Алексеем Козырем, Ильей Бабаком и Сергеем Шестаковым показал в павильоне Украины проект «Архитектура миражей». В нем помимо тонких поэтических грез и метафор присутствовали два вполне конкретных проекта музеев в Антарктиде, которые устроены согласно умным техническим решениям и могут быть осуществлены как новый опыт расширения пространства экспозиции, восприятия и интерпретации современного искусства. Видеофильмы об этих музеях у северо-восточного побережья континента предваряют экспозицию Antarctopia. Один из музеев – огромный корабль-пенал, который может находиться в воде как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, и менять свое положение вследствие подвижного центра тяжести. Саму экспозицию необходимо смотреть тогда, когда музей стоит перпендикулярно, и произведения искусства демонстрируются в подводной части, куда можно добраться на батискафе. Другой музей – симфония для трех плавающих домов-кубов, которые двигаются как клапаны или клавиши, вверх-вниз, трансформируя экспозиционные пространства и предъявляя водную стихию в трех кондициях: жидкой (по стенам первого куба стекает вода), твердой (второй куб покрыт наледью), газообразной (третий куб окутывает пар). Такие придуманные Пономаревым и воплощенные им совместно с Козырем и Бабаком модели новых музеев, путешествующие по океану вокруг самого холодного полюса Земли, оказались первой частью глобального проекта освоения Антарктиды не в алчных, гибельных для экосистемы целях, а с перспективой развития цивилизации по законам искусства и согласно принципу «не навреди».
 
Молодой британец, философ и искусствовед по образованию Надим Самман стал куратором Павильона Антарктиды. В своих бойких кураторских текстах, дразнящих обывательский вкус и ожидания, господин Самман радикализует тему «Другой Антарктиды» с позиций нового комплексного изучения культурного образа этого континента, создания среды нормальной, полноценной жизнедеятельности человека. При этом ему важна оппозиция Павильона Антарктиды и традиционной стратификации программ биеннале. Он подчеркивает важность создания транснационального пространства в оппозиции «действующей политике территориального представительства, зацикленным на суверенитете культурным амбициям, которые были актуальны два века тому назад».
 
Режиссура выставки создана Алексеем Козырем. Она по-европейски сдержанна и аскетична. Каждый экспонат помещен на подставку – переносной ящик-кофр. Заданы две темы: дорожной лаборатории и гастролей бродячих артистов. Эти темы точно артикулированы и в объектах выставки. Наблюдается закономерность. Российские участники в основном обращаются к языку художественных метафор, эмблем, символов. Им больше по душе утопии. Иностранцы предлагают проекты, которые реально реагируют на необходимость создания достойной инфраструктуры, условий жизни на холодном континенте.
 
Иностранцы практичнее. Россияне артистичнее. Сергей Скуратов показывает экспонат «Идеальный мир. Философия камуфляжа». Это запрятанный в снежном острове город или порт, разделенный перпендикулярными и горизонтальными перегородками. Назначение его открыто для дискуссий. Александр Бродский нарисовал и сделал в макете маленький шахматный павильон, затерянный в бирюзовой снежной пустыне. Еще одна великая формула вселенской меланхолии. Юрий Григорян придумал звучащий в разных тональностях в зависимости от снега и погоды колокол во льду. Юрий Аввакумов совместно с Михаилом Беловым показал хрупкую модель «Полярной оси». Образ лестниц-крестов между двумя зеркалами имеет генетическое сродство с проектами Веснина, Леонидова и Чернихова. Ортогональные проекции дрейфующих льдин в качестве темы «искусство для искусства» выбрал Александр Зеликин.
Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Александр Бродский. Антарктика: шахматный павильон. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Александр Бродский. Антарктика: шахматный павильон. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Александр Бродский. Антарктика: шахматный павильон. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Сергей Скуратов. Совершенный мир – система камуфляжа. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Юрий Григорян, Проект Меганом. Колокол. Сосуд для звука и жильё. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Александр Зеликин. Исследование дрейфующего льда. Рассечение антарктического ландшафта. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Юрий Аввакумов, Михаил Белов. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной

Тотан Кузембаев не стал удаляться от Венеции и представлять себя во льдах, а спроектировал гипотетический павильон Антарктиды, пучок вертикальных тяг высотой 58,3 метра, – посчитано, что если все льды мирового океана растают, то Венеция уйдет под воду именно на эту глубину. Таким образом павильон обозначает глубину возможной катастрофы, и если она случится, то только его верхушки останутся над водой обозначать место прекрасного города. Макет идеи сделан в духе Кузембаева, из антенн от радиоприемников.
Тотан Кузембаев. Анти-пристань (Anti-briccole; briccole – парковка для гондолы в Венеции). Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Тотан Кузембаев. Анти-пристань (Anti-briccole; briccole – парковка для гондолы в Венеции). Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной

Алексей Козырь спроектировал оранжерею в виде снежинки, в которой могут высаживаться растения, для жизни коих требуется экстремально низкая температура (полярный мак).
 
Алексей Козюрь, Илья Бабак. Оранжерея в Антарктиде. Полярный мак. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Алексей Козырь показывает свой проект. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Сергея Хачатурова

Пожалуй, именно проект Козыря связывает романтические произведения участников Павильона Антарктиды с теми программами, которые имеют в виду конкретные, жизненно важные цели. Прежде всего уместно вспомнить в этой связи модель британской научно-исследовательской станции в Антарктике, которую спроектировала мастерская Хью Бротона. Состав из мобильных синих и красного домиков на ножках – гидравлическом основании, реально существует в Антарктиде и называется  «Хэлли VI». Этот состав напоминает инопланетные жилища, как их изображали в фильмах шестидесятых – восьмидесятых годов. Для выставки Бротон прислал  предложения по обеспечению нормальной жизнедеятельности внутри инженерных конструкций станции. За основу взяты базовые принципы космических модулей. Идея: воссоздать чувство дома в экстремальном пространстве. Студия Захи Хадид привезла модель Антарктического научно-исследовательского центра, который самолетом-птицей сидит среди снежных скал. Цель создания этого центра совсем не утопическая. Она в попытке понять то, насколько архитектура может быть податлива к разным условиям эксплуатации, насколько может адаптироваться к экстремальной погоде. Мимикрия, бионика и биоморфное проектирование, по мнению госпожи Хадид, помогут найти баланс между новой инженерией, новой функцией и новой эстетикой.
 
Лиза Винтова. Ландшафтный объект наземные ссылки. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
VEECH Media Architecture. Антарктика: переосмысление рая. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Трансформируемая арктическая исследовательская станция. Студия Захи Хадид. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Трансформируемая арктическая исследовательская станция. Студия Захи Хадид. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Мариэль Ньюдекер. Некоторые вещи случаются все сразу (2014). Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Хью Бротон. Жизнь в морозильнике. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Хью Бротон. Жизнь в морозильнике. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной
Алекс Шведер. Архитектура вне здания. Antarctopia, Венеция, биеннале архитектуры, 2014. Фотография © Юлии Тарабариной

Вообще говоря задача найти идеальный баланс между научно-техническим прогрессом, экологией и жизнетворчеством очень соответствует духу второй волны интернационального модернизма конца пятидесятых – семидесятых, который стал в этом году главным героем биеннальских смотров. У нас, помнится, эти модернистские чаяния жили в спорах «физиков и лириков», в жажде освоения неизведанных земель, экстремальных экспедициях мужественных людей: геологов, полярников, скалолазов. Так что Antarctopia в контексте сценария Рэма Колхаса по реабилитации послевоенного модернизма оказалась как нельзя кстати.
 
Более того, считаю, что инициированный россиянином Пономаревым и сделанный интернациональный командой Павильон Антарктиды качеством своей подготовки и мощным творческим, ученым бэкграундом намного интереснее официального павильона России с его пародийными киосками старорежимных постсоветских выставок формата фестиваля «Зодчество» и Экспоцентра на Красной Пресне. Надим Самман предложил воспринимать Павильон Антарктиды в отношении к теме «биеннале вверх ногами». В таком ракурсе этот павильон с официальным российским точно может поменяться по значимости местами. Александр Пономарев обещает, что в декабре нынешнего года Павильон Антарктиды приедет в Москву.
 
Выставка открыта, вероятнее всего, до 31 октября.

30 Октября 2014

Сергей Хачатуров

Автор текста:

Сергей Хачатуров
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Пресса: Венецианская архитектурная биеннале: обзор павильонов
14-я биеннале архитектуры в Венеции – первая, где куратор задал национальным павильонам общую тему: «Впитывая современность. 1914-2014». Рем Колхас предложил подумать о том, как модернизм уничтожил региональные школы архитектуры. Неудивительно, что в результате биеннале кажется несколько монотонной.
Пресса: Венецианская биеннале прирастет Антарктидой
На 14-й Архитектурной биеннале в Венеции, которая пройдет с 7 июня по 23 ноября этого года, впервые будет представлен павильон Антарктиды. Его комиссаром станет российский художник Александр Пономарев, а куратором — английский искусствовед Надим Самман.
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Возгонка авангарда
В Москве завершено строительство Tatlin apartments на Бакунинской улице. Дом включает в себя фрагмент отреставрированной АТС конца 1920-х годов, заставляя это спокойное, в сущности, здание с технической функцией стать более футуристичным, чем оно было задумано когда-то.