Каждые 7 лет Эйфелеву башню обязательно перекрашивают Ну а более значительные интервенции происходят, конечно, реже: в последний раз это было 30 лет назад, когда новые павильоны первого яруса помогли привлечь больше посетителей, чем за все предыдущее столетие.
В этом году, который стал 125-м для стального символа всех романтиков и мечтателей, власти решили прибегнуть к подобному трюку с целью повторить, а может быть и превзойти тот успех. Павильоны, ставшие сенсацией в 1980-х, теперь устарели технически и не оправдывали ожиданий посетителей, и потому первый ярус стал наименее посещаемым из всех 3-х доступных публике уровней.
За весь период существования башни он несколько раз менял свой облик. В 1889 построенные там павильоны полностью соответствовали общему стилю башни, в 1937 очередной Всемирной выставке там были добавлены внешние галереи с панорамным видом на город. Последняя реконструкция, 1981 года, поиграв с зеркальными поверхностями и окраской тон в тон к башне, сделала павильоны незаметны, но наоборот закрыла доступ к панорамным видам.
Чтобы вновь привлечь посетителей на «1-й этаж» башни и была затеяна реконструкция, в которую власти инвестировали порядка 30 миллионов евро. В октябре 2010 объявленный конкурс выиграло французское бюро архитекторов и сценографов Moatti-Rivière в тандеме с компанией Bateg, которая отвечала за реализацию проекта. Проект предусматривал строительство двух новых павильонов на месте пары старых. Третий «старый» – центральный, где помещается ресторан – сохранили, но его фасад был реконструирован в соответствии с новым проектом.
Архитекторы подошли к 5000 м2 первого уровня башни как к «настоящему городскому пространству с улицами, зданиями и центральной площадью, только поднятому на 57 метров над землей». Центральная площадь – просторная смотровая площадка с видом на Марсово поле. Она продолжается внешней галереей и «внутренним двориком» со стеклянным полом.
Футуризм на высоте
Согласно поставленным организаторами конкурса задачам, на первом уровне появился концертный зал им. Густава Эйфеля. По замыслу городских властей, он должен стать одной из самых привлекательных парижских «площадок» для мероприятий. С противоположной стороны от него – новый павильон с кафетерием и магазином сувениров. Центральный павильон по-прежнему вмещает знаменитый ресторан «58 Tour Eiffel».
Также реорганизованы были входные зоны лифтов. В проекте бюро Эйфеля они были открытыми, а крытые стеклянный павильоны-пагоды появились впервые только в 1982, чтобы защитить посетителей и сотрудников от непогоды. С тех пор из-за постоянного роста посещаемости входные зоны несколько раз корректировались. Теперь это просторные лифтовые холлы, динамикой объемов повторяющие изгибы конструкции башни.
Теперь 1-й ярус башни превратился в музейно-образовательный проект. С задачей просвещения масс архитекторы справились «на ура». На смотровой площадке установлены экраны, которые рассказывают об истории башни. Один из них демонстрирует анимированную инфографику процесса строительства «железной дамы», как зовут символ французской столицы парижане. Этот ролик, помимо исторических фактов, подробно объясняет конструктивные принципы проекта и заодно преподает краткий курс физики. Так, лифт башни образца 1889 года работал по принципу весов: кабинки достигали середины пути, уравновешивая друг друга. От середины до верха применялись законы гидравлики: лифт проделывал оставшуюся часть пути с помощью давления жидкости.
Следующий экран повествует о Всемирной выставке, прошедшей в Париже в 1889. Это маленький театр, от которого невозможно оторваться ни детям, ни взрослым: тут по-настоящему проявился талант сценографов Moatti-Rivière.
Галерея по периметру 1-го уровня – открытая улица, откуда открывается круговая панорама Парижа. Стенды здесь рассказывают о значении башни в контексте мировой культуры и о жизни и творчестве Густава Эйфеля. Но авторы проекта не забыли и о развлечениях: на интерактивных экранах можно перекрасить башню и запустить вокруг нее фейерверки.
Архитекторы не просто открыли публике доступ к захватывающим видам города, но и озадачились созданием безбарьерной среды. Все общественные пространства оборудованы пандусами и доступны для маломобильных посетителей.
Пропасть под ногами
И напоследок – конечно же, стеклянный пол, который уже успел стать сенсацией в прессе. Действительно, к существующей галерее пристроили криволинейные прозрачные площадки. Теперь проход стал шире примерно на треть, и на прибавившемся пространстве туристы спешат сфотографировать с 57-метровой высоты людей-точек, выстроившихся в очередь к лифту на башню. Стоять там не так уж и страшно: высокое стеклянное ограждение отвечает за безопасность.
Власти, рассчитывая увеличить посещаемость, делали ставку на аттракцион, вызывающий сильные эмоции. Вид сверху, действительно, интересен, но, на мой взгляд, гораздо больше завораживает сценография. Архитекторам удалось организовать площадку первого уровня так, что там хочется задержаться и все рассмотреть.
Одной из целей затеянной реконструкции была также забота об окружающей среде: башня очень хочет уменьшить свой «углеродный след». Поэтому в ближайшие годы там планируется установить солнечные батареи, резервуары для сбора дождевой воды и ветрогенераторы.
И если в первый мой приезд в Париж посещения Эйфелевой башни в списке must visit не было, в этот раз интерес к реконструкции победил мою нелюбовь к массовым скоплениям людей. Воскресным утром очередь оказалось не такой уж длинной, а на подъем пешком по ступеням ее вообще практически не было. Поэтому внесите эту бессмертную башню в свои списки – если, конечно, ее там еще нет.