Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.10.2014

С 57-метровой высоты

Инесса Ковалева
Объект:
Реконструкция Эйфелевой башни
Адрес:
Франция, Париж.
Авторский коллектив:
Конструктор: Густав Эйфель

Первый ярус Эйфелевой башни открылся после 2-летней реконструкции.

Павильоны 1-го уровня по проекту бюро Гюстава Эйфеля: «Русский» и «Французский» рестораны. Фото © Инесса Ковалева
Павильоны 1-го уровня по проекту бюро Гюстава Эйфеля: «Русский» и «Французский» рестораны. Фото © Инесса Ковалева

Каждые 7 лет Эйфелеву башню обязательно перекрашивают Ну а более значительные интервенции происходят, конечно, реже: в последний раз это было 30 лет назад, когда новые павильоны первого яруса помогли привлечь больше посетителей, чем за все предыдущее столетие. 
 
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

В этом году, который стал 125-м для стального символа всех романтиков и мечтателей, власти решили прибегнуть к подобному трюку с целью повторить, а может быть и превзойти тот успех. Павильоны, ставшие сенсацией в 1980-х, теперь устарели технически и не оправдывали ожиданий посетителей, и потому первый ярус стал наименее посещаемым из всех 3-х доступных публике уровней. 
 

Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

За весь период существования башни он несколько раз менял свой облик. В 1889 построенные там павильоны полностью соответствовали общему стилю башни, в 1937  очередной Всемирной выставке там были добавлены внешние галереи с панорамным видом на город. Последняя реконструкция, 1981 года, поиграв с зеркальными поверхностями и окраской тон в тон к башне, сделала павильоны незаметны, но наоборот закрыла доступ к панорамным видам. 
 
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

Чтобы вновь привлечь посетителей на «1-й этаж» башни и была затеяна реконструкция, в которую власти инвестировали порядка 30 миллионов евро. В октябре 2010 объявленный конкурс выиграло французское бюро архитекторов и сценографов Moatti-Rivière в тандеме с компанией Bateg, которая отвечала за реализацию проекта. Проект предусматривал строительство двух новых павильонов на месте пары старых. Третий «старый» – центральный, где помещается ресторан – сохранили, но его фасад был реконструирован в соответствии с новым проектом. 
 
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева



Архитекторы подошли к 5000 м2 первого уровня башни как к «настоящему городскому пространству с улицами, зданиями и центральной площадью, только поднятому на 57 метров над землей». Центральная площадь – просторная смотровая площадка с видом на Марсово поле. Она продолжается внешней галереей и «внутренним двориком» со стеклянным полом.
 
Футуризм на высоте
 
Согласно поставленным организаторами конкурса задачам, на первом уровне появился концертный зал им. Густава Эйфеля. По замыслу городских властей, он должен стать одной из самых привлекательных парижских «площадок» для мероприятий. С противоположной стороны от него – новый павильон с кафетерием и магазином сувениров. Центральный павильон по-прежнему вмещает знаменитый ресторан «58 Tour Eiffel».
 
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

Новые обтекаемые, «футуристические» формы легко вписались в пространство между несущими конструкциями.
 
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева



Также реорганизованы были входные зоны лифтов. В проекте бюро Эйфеля они были открытыми, а крытые стеклянный павильоны-пагоды появились впервые только в 1982, чтобы защитить посетителей и сотрудников от непогоды. С тех пор из-за постоянного роста посещаемости входные зоны несколько раз корректировались. Теперь это просторные лифтовые холлы, динамикой объемов повторяющие изгибы конструкции башни.
 
Путь науки и истории
 
Фото © Инесса Ковалева
Фото © Инесса Ковалева

Теперь 1-й ярус башни превратился в музейно-образовательный проект. С задачей просвещения масс архитекторы справились «на ура». На смотровой площадке установлены экраны, которые рассказывают об истории башни. Один из них демонстрирует анимированную инфографику процесса строительства «железной дамы», как зовут символ французской столицы парижане. Этот ролик, помимо исторических фактов, подробно объясняет конструктивные принципы проекта и заодно преподает краткий курс физики. Так, лифт башни образца 1889 года работал по принципу весов: кабинки достигали середины пути, уравновешивая друг друга. От середины до верха применялись законы гидравлики: лифт проделывал оставшуюся часть пути с помощью давления жидкости. 
 
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева

Следующий экран повествует о Всемирной выставке, прошедшей в Париже в 1889. Это маленький театр, от которого невозможно оторваться ни детям, ни взрослым: тут по-настоящему проявился талант сценографов Moatti-Rivière.
 
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева

Галерея по периметру 1-го уровня – открытая улица, откуда открывается круговая панорама Парижа. Стенды здесь рассказывают о значении башни в контексте мировой культуры и о жизни и творчестве Густава Эйфеля. Но авторы проекта не забыли и о развлечениях: на интерактивных экранах можно перекрасить башню и запустить вокруг нее фейерверки.
 
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева



Архитекторы не просто открыли публике доступ к захватывающим видам города, но и озадачились созданием безбарьерной среды. Все общественные пространства оборудованы пандусами и доступны для маломобильных посетителей.
 
Пропасть под ногами
 
И напоследок – конечно же, стеклянный пол, который уже успел стать сенсацией в прессе. Действительно, к существующей галерее пристроили криволинейные прозрачные площадки. Теперь проход стал шире примерно на треть, и на прибавившемся пространстве туристы спешат сфотографировать с 57-метровой высоты людей-точек, выстроившихся в очередь к лифту на башню. Стоять там не так уж и страшно: высокое стеклянное ограждение отвечает за безопасность.
 
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1937. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1937. Фото © Инесса Ковалева

Власти, рассчитывая увеличить посещаемость, делали ставку на аттракцион, вызывающий сильные эмоции. Вид сверху, действительно, интересен, но, на мой взгляд, гораздо больше завораживает сценография. Архитекторам удалось организовать площадку первого уровня так, что там хочется задержаться и все рассмотреть.
 
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева

Одной из целей затеянной реконструкции была также забота об окружающей среде: башня очень хочет уменьшить свой «углеродный след». Поэтому в ближайшие годы там планируется установить солнечные батареи, резервуары для сбора дождевой воды и ветрогенераторы.
 
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева

И если в первый мой приезд в Париж посещения Эйфелевой башни в списке must visit не было, в этот раз интерес к реконструкции победил мою нелюбовь к массовым скоплениям людей. Воскресным утром очередь оказалось не такой уж длинной, а на подъем пешком по ступеням ее вообще практически не было. Поэтому внесите эту бессмертную башню в свои списки – если, конечно, ее там еще нет.
 
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева
Фото © Инесса Ковалева
Фото © Инесса Ковалева
Фото © Инесса Ковалева
Фото © Инесса Ковалева