Про100 вестник

Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»

mainImg

Юбилей получился торжественный и сложносочиненный. К выходу сотого номера (а цифра безусловно внушает уважение) главный редактор журнала Дмитрий Фесенко приурочил публикацию своей книги «Фасад/Разрез», посвященной архитектуре двух последних десятилетий и включающей в себя множество статей, интервью, размышлений человека, по долгу службы пристально наблюдавшего процесс становления и развития современной российской архитектуры. Книга концентрирует в себе все те идеи, что были высказаны на страницах журнала за эти годы и представляет некий экстракт всего отслеженного процесса. Надо сказать, что эта книга получилась самой массивной из всех изданий, осуществленных в последние годы с целью резюмировать итоги полутора прошедших десятилетий. Тексты статей Дмитрий Фесенко в ней перемежаются с каталогом избранных построек – тех, которые автор счел самыми показательными – около 70 работ с 1992 по 2007, которые являют собой «фасад» постсоветской архитектурной истории. Плюс к ним более 200 проектов составляют ее background.

Избранные здания – их сравнительно немного, а состав надо видимо понимать как окончательный «выбор «Архитектурного вестника» – составили приблизительно третью часть праздничной выставки в Белом зале ЦДА (выставка открыта до 17 марта), устроенной с помощью мастерской-таф Александра Ермолаева. На стендах постройки показаны парами. Пары, судя по всему, построены хронологически и представляют из себя временные срезы, обнаруживая работу журналиста-историка, занятого летописанием. Сочетания же тяготеют к контрасту: дом Ильи Уткина в Левшинском, например, соседствует со «Стольником» группы  «А-Б» – в городе они действительно соседи, а стилистически скорее противоположны. Ресторан «95 градусов» Александра Бродского оказался в паре с «Патриархом» Сергея Ткаченко – эти уж никак не соседи. Храму Христа Спасителя в версии Михаила Посохина достался в пару нижегородский банк «Гарантия» А. Харитонова и Е. Пестова.

Другую часть выставки составляет подробная история журнала, который начался в 1992 году, подхватив эстафету в бозе почившей «Архитектуры СССР», где будущий главный редактор «АВ» Дмитрий Фесенко в 1991 г. работал младшим научным сотрудником. Первый номер «Архитектурного вестника» был выпущен в виде похожего на газету листка «третьего формата», и практически полностью собственноручно сделан Дмитрием Фесенко. Вскоре в «АВ» пришел Андрей Гозак, который был главным художником все той же «Архитектуры СССР», и таким образом «листок» превратился в журнал, но унаследовал стилистику предшественника. С момента своего создания журнал существовал на средства архитекторов, которые когда-то скидывались «с миру по нитке», а впоследствии вошли в Попечительский совет.

Торжественной части предшествовал брифинг, в котором участвовали: архитектор Александр Асадов, основатель и главный редактор журнала Дмитрий Фесенко, вице-президент Союза московских архитекторов Андрей Таранов, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. Ближе к концу подошел Михаил Посохин.
Присутствующие живо обсудили историю становления журнала; Александр Асадов вспомнил о том, что последний номер «Архитектуры СССР» был посвящен той мастерской, где он тогда работал вместе с Михаилом Хазановым. Михаил Посохин заметил, что журнал всегда отличался независимостью и объективностью суждений.
А Дмитрий Фесенко подчеркнул, что у издания нет вкусовых пристрастий, то есть лично у редактора они, безусловно, есть, и не в пользу классики, однако несколько номеров подряд были посвящены неоклассике, в частности, работам Уткина и Филиппова. Сейчас архитектурных журналов много, и это уже не те времена, что в эпоху монополии «Архитектуры СССР», приходится бороться за читателя и держать марку. Сложившийся в этих условиях стиль подачи материала Дмитрий Фесенко определил как научно-исследовательский.

Юбилейный вечер блестяще вел журналист телеканала Культура Владислав Флярковский, который, как оказалось, когда-то неудачно поступал в МАрхИ. Церемонию почтили своим присутствием многие известные архитекторы и даже представители других профессиональных изданий.

Во время вечера был подведен еще один итог – наградили победителей конкурса «Про100 дом», объявленного журналом в преддверии выхода юбилейного номера. Дмитрий Фесенко признался, что у многих были серьезные опасения в проведении такого чисто концептуального конкурса на идею, где участникам предстояло найти архитектурно-пространственное решение некоего умозрительного дома 100. Ставя задачу из области чистой архитектурной фантазии, организаторы имели перед глазами опыт «бумажников» 1980-х, а что видят сегодня молодое поколение кроме чисто коммерческой выгоды, проектируя конкретные дома для конкретных заказчиков? Чтобы вытянуть молодежь из заколдованного круга коммерции и дать спасательный ориентир, авторы конкурса подбросили лингвистическую приманку – использовать цифру 100 в любых ассоциациях, и, может быть, сначала придумать оригинальное название, а уж потом плясать от него к концептуальному проекту.

Результаты воодушевили членов жюри Александра Асадова, Сергея Скуратова, Владимира Юдинцева, Дмитрия Фесенко и Андрея Иванова. Всего было прислано около 60 работ, до окончательного голосования дошли 17. Кураторы разделили все проекты на три группы – реальные дома или дома сами по себе, средовые дома и все остальное: дома-анекдоты, денежные, из воды, льда, водки, историософские и математические дома и пр. В итоге первое место единодушно было отдано самому гуманистическому проекту (Е. Галактионова, А. Леонов, Г. Витков, С. Васильева – Москва) «Про100сторный дом непро100го человека», абсолютно свободный внутри от привычных перегородок и мебели, дом, заключающий в себе целый мир для ограниченного в передвижении человека. Все предметы могут быть убраны «в потолок», появляясь в той зоне, где они нужны, дабы не препятствовать свободе перемещения хозяина.

Вторую премию получил проект «Шеарим», подкупивший жюри тонким, загадочным, философским подтекстом (Л. Ланцман - Москва). Контррельеф символически изображает дом 100 ворот – так переводится название иерусалимского квартала «Меа Шеарим». Третью премию получил «Пус100й дом. Галерея современного искусства» (У. Пургина, Ю. Арзамасова – Челябинск) за идею заполнения дыр между стандартными многоэтажками арт - пространствами. Еще одна третья премия была отдана проекту «Сотка» как лидеру «средовой группы», предлагающему новый тип «усадебно-небоскребных дач», умещающихся в пределах традиционных 6 соток.

Как пояснили организаторы, сначала они хотели дать всего 4 приза, но новые возможности сайта «АВ» позволили за последние две недели выбрать пятый проект по результатам интернет голосования. Приз зрительских симпатий увезли в Самару представители «Группы 213», придумавшие проект «Про100дом Про100» в виде 100 не лишенных остроумия картинок разных авторов на тему, каким каждый из них представляет себе этот про100 дом.

Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник». Фотографии Юлии Тарабариной и Натальи Коряковской
Стены Белого зала были посвящены истории журнала. Справа - первый номер 1992 года
Ведущий торжественного вечера в честь «Архитектурного вестника» Владислав Флярковский сравнил журнал с метром, измеряющим архитектурную действительность
Молодежная инсценировка, посвященная мастерам авангарда
Первая премия. Галактионова Евгения, Леонов Александр, Витков Глеб, Васильева Светлана (Москва). Проект «Просторный дом непростого человека»
Вторая премия. Ланцман Леонид (Москва). Проект «ШЕАРИМ»
Третья премия. Пургина Ульяна, Арзамасова Юлия (Челябинск). Проект «Пустой дом. Галерея современного искусства»
Третья премия. Неботов Сергей, Угловская Елена (Москва). Проект «Сотка»
Лидер интернет-голосования. Колоярская Лидия, Емонтаев Михаил, Власенко Ольга, Растебина Светлана, Масталерж Наталья, Знает Алексей, Малышева Елена, Александров Александр, Апарин Игорь, Рычкова Анастия, Сидяков Григорий, Федулов Антон (Самара). Проект «Просто дом про сто»

13 Марта 2008

Про100 вестник
Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»
Пресса: Про100дом как индикатор состояния безбашенности?
С возра100м становишься о100рожным. Признаюсь, придумав сугубо концептуальный архитектурный конкурс в эпоху «констръюмеризма» (см. Колонку АИ в «АВ» 2007, №2), я не очень верил в его успех. Мы рисковали. Понятно, что жизненный мир молодого архитектора конца нулевых радикально отличается от мира начала 1980-х, на кои пришелся расцвет российской бумажной архитектуры. Способны ли мозги нынешнего выпускника архвуза, с первого дня требующего зарплату в несколько раз больше зарплаты его профессора, развернуться в сторону чистой архитектурной фантазии? Найдется ли достаточное для успешного конкурса количество таких безбашенных, кто готов потратить время на выдумывание не дома для определенного заказчика за определенные деньги, но некоего «дома вообще» с вознаграждением весьма вероятностным?
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.