Про100 вестник

Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»

13 Марта 2008
mainImg
0

Юбилей получился торжественный и сложносочиненный. К выходу сотого номера (а цифра безусловно внушает уважение) главный редактор журнала Дмитрий Фесенко приурочил публикацию своей книги «Фасад/Разрез», посвященной архитектуре двух последних десятилетий и включающей в себя множество статей, интервью, размышлений человека, по долгу службы пристально наблюдавшего процесс становления и развития современной российской архитектуры. Книга концентрирует в себе все те идеи, что были высказаны на страницах журнала за эти годы и представляет некий экстракт всего отслеженного процесса. Надо сказать, что эта книга получилась самой массивной из всех изданий, осуществленных в последние годы с целью резюмировать итоги полутора прошедших десятилетий. Тексты статей Дмитрий Фесенко в ней перемежаются с каталогом избранных построек – тех, которые автор счел самыми показательными – около 70 работ с 1992 по 2007, которые являют собой «фасад» постсоветской архитектурной истории. Плюс к ним более 200 проектов составляют ее background.

Избранные здания – их сравнительно немного, а состав надо видимо понимать как окончательный «выбор «Архитектурного вестника» – составили приблизительно третью часть праздничной выставки в Белом зале ЦДА (выставка открыта до 17 марта), устроенной с помощью мастерской-таф Александра Ермолаева. На стендах постройки показаны парами. Пары, судя по всему, построены хронологически и представляют из себя временные срезы, обнаруживая работу журналиста-историка, занятого летописанием. Сочетания же тяготеют к контрасту: дом Ильи Уткина в Левшинском, например, соседствует со «Стольником» группы  «А-Б» – в городе они действительно соседи, а стилистически скорее противоположны. Ресторан «95 градусов» Александра Бродского оказался в паре с «Патриархом» Сергея Ткаченко – эти уж никак не соседи. Храму Христа Спасителя в версии Михаила Посохина достался в пару нижегородский банк «Гарантия» А. Харитонова и Е. Пестова.

Другую часть выставки составляет подробная история журнала, который начался в 1992 году, подхватив эстафету в бозе почившей «Архитектуры СССР», где будущий главный редактор «АВ» Дмитрий Фесенко в 1991 г. работал младшим научным сотрудником. Первый номер «Архитектурного вестника» был выпущен в виде похожего на газету листка «третьего формата», и практически полностью собственноручно сделан Дмитрием Фесенко. Вскоре в «АВ» пришел Андрей Гозак, который был главным художником все той же «Архитектуры СССР», и таким образом «листок» превратился в журнал, но унаследовал стилистику предшественника. С момента своего создания журнал существовал на средства архитекторов, которые когда-то скидывались «с миру по нитке», а впоследствии вошли в Попечительский совет.

Торжественной части предшествовал брифинг, в котором участвовали: архитектор Александр Асадов, основатель и главный редактор журнала Дмитрий Фесенко, вице-президент Союза московских архитекторов Андрей Таранов, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. Ближе к концу подошел Михаил Посохин.
Присутствующие живо обсудили историю становления журнала; Александр Асадов вспомнил о том, что последний номер «Архитектуры СССР» был посвящен той мастерской, где он тогда работал вместе с Михаилом Хазановым. Михаил Посохин заметил, что журнал всегда отличался независимостью и объективностью суждений.
А Дмитрий Фесенко подчеркнул, что у издания нет вкусовых пристрастий, то есть лично у редактора они, безусловно, есть, и не в пользу классики, однако несколько номеров подряд были посвящены неоклассике, в частности, работам Уткина и Филиппова. Сейчас архитектурных журналов много, и это уже не те времена, что в эпоху монополии «Архитектуры СССР», приходится бороться за читателя и держать марку. Сложившийся в этих условиях стиль подачи материала Дмитрий Фесенко определил как научно-исследовательский.

Юбилейный вечер блестяще вел журналист телеканала Культура Владислав Флярковский, который, как оказалось, когда-то неудачно поступал в МАрхИ. Церемонию почтили своим присутствием многие известные архитекторы и даже представители других профессиональных изданий.

Во время вечера был подведен еще один итог – наградили победителей конкурса «Про100 дом», объявленного журналом в преддверии выхода юбилейного номера. Дмитрий Фесенко признался, что у многих были серьезные опасения в проведении такого чисто концептуального конкурса на идею, где участникам предстояло найти архитектурно-пространственное решение некоего умозрительного дома 100. Ставя задачу из области чистой архитектурной фантазии, организаторы имели перед глазами опыт «бумажников» 1980-х, а что видят сегодня молодое поколение кроме чисто коммерческой выгоды, проектируя конкретные дома для конкретных заказчиков? Чтобы вытянуть молодежь из заколдованного круга коммерции и дать спасательный ориентир, авторы конкурса подбросили лингвистическую приманку – использовать цифру 100 в любых ассоциациях, и, может быть, сначала придумать оригинальное название, а уж потом плясать от него к концептуальному проекту.

Результаты воодушевили членов жюри Александра Асадова, Сергея Скуратова, Владимира Юдинцева, Дмитрия Фесенко и Андрея Иванова. Всего было прислано около 60 работ, до окончательного голосования дошли 17. Кураторы разделили все проекты на три группы – реальные дома или дома сами по себе, средовые дома и все остальное: дома-анекдоты, денежные, из воды, льда, водки, историософские и математические дома и пр. В итоге первое место единодушно было отдано самому гуманистическому проекту (Е. Галактионова, А. Леонов, Г. Витков, С. Васильева – Москва) «Про100сторный дом непро100го человека», абсолютно свободный внутри от привычных перегородок и мебели, дом, заключающий в себе целый мир для ограниченного в передвижении человека. Все предметы могут быть убраны «в потолок», появляясь в той зоне, где они нужны, дабы не препятствовать свободе перемещения хозяина.

Вторую премию получил проект «Шеарим», подкупивший жюри тонким, загадочным, философским подтекстом (Л. Ланцман - Москва). Контррельеф символически изображает дом 100 ворот – так переводится название иерусалимского квартала «Меа Шеарим». Третью премию получил «Пус100й дом. Галерея современного искусства» (У. Пургина, Ю. Арзамасова – Челябинск) за идею заполнения дыр между стандартными многоэтажками арт - пространствами. Еще одна третья премия была отдана проекту «Сотка» как лидеру «средовой группы», предлагающему новый тип «усадебно-небоскребных дач», умещающихся в пределах традиционных 6 соток.

Как пояснили организаторы, сначала они хотели дать всего 4 приза, но новые возможности сайта «АВ» позволили за последние две недели выбрать пятый проект по результатам интернет голосования. Приз зрительских симпатий увезли в Самару представители «Группы 213», придумавшие проект «Про100дом Про100» в виде 100 не лишенных остроумия картинок разных авторов на тему, каким каждый из них представляет себе этот про100 дом.

Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник». Фотографии Юлии Тарабариной и Натальи Коряковской
Стены Белого зала были посвящены истории журнала. Справа - первый номер 1992 года
Ведущий торжественного вечера в честь «Архитектурного вестника» Владислав Флярковский сравнил журнал с метром, измеряющим архитектурную действительность
Молодежная инсценировка, посвященная мастерам авангарда
Первая премия. Галактионова Евгения, Леонов Александр, Витков Глеб, Васильева Светлана (Москва). Проект «Просторный дом непростого человека»
Вторая премия. Ланцман Леонид (Москва). Проект «ШЕАРИМ»
Третья премия. Пургина Ульяна, Арзамасова Юлия (Челябинск). Проект «Пустой дом. Галерея современного искусства»
Третья премия. Неботов Сергей, Угловская Елена (Москва). Проект «Сотка»
Лидер интернет-голосования. Колоярская Лидия, Емонтаев Михаил, Власенко Ольга, Растебина Светлана, Масталерж Наталья, Знает Алексей, Малышева Елена, Александров Александр, Апарин Игорь, Рычкова Анастия, Сидяков Григорий, Федулов Антон (Самара). Проект «Просто дом про сто»

13 Марта 2008

Наталья Коряковская Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Наталья Коряковская, Юлия Тарабарина
Про100 вестник
Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»
Пресса: Про100дом как индикатор состояния безбашенности?
С возра100м становишься о100рожным. Признаюсь, придумав сугубо концептуальный архитектурный конкурс в эпоху «констръюмеризма» (см. Колонку АИ в «АВ» 2007, №2), я не очень верил в его успех. Мы рисковали. Понятно, что жизненный мир молодого архитектора конца нулевых радикально отличается от мира начала 1980-х, на кои пришелся расцвет российской бумажной архитектуры. Способны ли мозги нынешнего выпускника архвуза, с первого дня требующего зарплату в несколько раз больше зарплаты его профессора, развернуться в сторону чистой архитектурной фантазии? Найдется ли достаточное для успешного конкурса количество таких безбашенных, кто готов потратить время на выдумывание не дома для определенного заказчика за определенные деньги, но некоего «дома вообще» с вознаграждением весьма вероятностным?
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.