Про100 вестник

Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»

mainImg

Юбилей получился торжественный и сложносочиненный. К выходу сотого номера (а цифра безусловно внушает уважение) главный редактор журнала Дмитрий Фесенко приурочил публикацию своей книги «Фасад/Разрез», посвященной архитектуре двух последних десятилетий и включающей в себя множество статей, интервью, размышлений человека, по долгу службы пристально наблюдавшего процесс становления и развития современной российской архитектуры. Книга концентрирует в себе все те идеи, что были высказаны на страницах журнала за эти годы и представляет некий экстракт всего отслеженного процесса. Надо сказать, что эта книга получилась самой массивной из всех изданий, осуществленных в последние годы с целью резюмировать итоги полутора прошедших десятилетий. Тексты статей Дмитрий Фесенко в ней перемежаются с каталогом избранных построек – тех, которые автор счел самыми показательными – около 70 работ с 1992 по 2007, которые являют собой «фасад» постсоветской архитектурной истории. Плюс к ним более 200 проектов составляют ее background.

Избранные здания – их сравнительно немного, а состав надо видимо понимать как окончательный «выбор «Архитектурного вестника» – составили приблизительно третью часть праздничной выставки в Белом зале ЦДА (выставка открыта до 17 марта), устроенной с помощью мастерской-таф Александра Ермолаева. На стендах постройки показаны парами. Пары, судя по всему, построены хронологически и представляют из себя временные срезы, обнаруживая работу журналиста-историка, занятого летописанием. Сочетания же тяготеют к контрасту: дом Ильи Уткина в Левшинском, например, соседствует со «Стольником» группы  «А-Б» – в городе они действительно соседи, а стилистически скорее противоположны. Ресторан «95 градусов» Александра Бродского оказался в паре с «Патриархом» Сергея Ткаченко – эти уж никак не соседи. Храму Христа Спасителя в версии Михаила Посохина достался в пару нижегородский банк «Гарантия» А. Харитонова и Е. Пестова.

Другую часть выставки составляет подробная история журнала, который начался в 1992 году, подхватив эстафету в бозе почившей «Архитектуры СССР», где будущий главный редактор «АВ» Дмитрий Фесенко в 1991 г. работал младшим научным сотрудником. Первый номер «Архитектурного вестника» был выпущен в виде похожего на газету листка «третьего формата», и практически полностью собственноручно сделан Дмитрием Фесенко. Вскоре в «АВ» пришел Андрей Гозак, который был главным художником все той же «Архитектуры СССР», и таким образом «листок» превратился в журнал, но унаследовал стилистику предшественника. С момента своего создания журнал существовал на средства архитекторов, которые когда-то скидывались «с миру по нитке», а впоследствии вошли в Попечительский совет.

Торжественной части предшествовал брифинг, в котором участвовали: архитектор Александр Асадов, основатель и главный редактор журнала Дмитрий Фесенко, вице-президент Союза московских архитекторов Андрей Таранов, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. Ближе к концу подошел Михаил Посохин.
Присутствующие живо обсудили историю становления журнала; Александр Асадов вспомнил о том, что последний номер «Архитектуры СССР» был посвящен той мастерской, где он тогда работал вместе с Михаилом Хазановым. Михаил Посохин заметил, что журнал всегда отличался независимостью и объективностью суждений.
А Дмитрий Фесенко подчеркнул, что у издания нет вкусовых пристрастий, то есть лично у редактора они, безусловно, есть, и не в пользу классики, однако несколько номеров подряд были посвящены неоклассике, в частности, работам Уткина и Филиппова. Сейчас архитектурных журналов много, и это уже не те времена, что в эпоху монополии «Архитектуры СССР», приходится бороться за читателя и держать марку. Сложившийся в этих условиях стиль подачи материала Дмитрий Фесенко определил как научно-исследовательский.

Юбилейный вечер блестяще вел журналист телеканала Культура Владислав Флярковский, который, как оказалось, когда-то неудачно поступал в МАрхИ. Церемонию почтили своим присутствием многие известные архитекторы и даже представители других профессиональных изданий.

Во время вечера был подведен еще один итог – наградили победителей конкурса «Про100 дом», объявленного журналом в преддверии выхода юбилейного номера. Дмитрий Фесенко признался, что у многих были серьезные опасения в проведении такого чисто концептуального конкурса на идею, где участникам предстояло найти архитектурно-пространственное решение некоего умозрительного дома 100. Ставя задачу из области чистой архитектурной фантазии, организаторы имели перед глазами опыт «бумажников» 1980-х, а что видят сегодня молодое поколение кроме чисто коммерческой выгоды, проектируя конкретные дома для конкретных заказчиков? Чтобы вытянуть молодежь из заколдованного круга коммерции и дать спасательный ориентир, авторы конкурса подбросили лингвистическую приманку – использовать цифру 100 в любых ассоциациях, и, может быть, сначала придумать оригинальное название, а уж потом плясать от него к концептуальному проекту.

Результаты воодушевили членов жюри Александра Асадова, Сергея Скуратова, Владимира Юдинцева, Дмитрия Фесенко и Андрея Иванова. Всего было прислано около 60 работ, до окончательного голосования дошли 17. Кураторы разделили все проекты на три группы – реальные дома или дома сами по себе, средовые дома и все остальное: дома-анекдоты, денежные, из воды, льда, водки, историософские и математические дома и пр. В итоге первое место единодушно было отдано самому гуманистическому проекту (Е. Галактионова, А. Леонов, Г. Витков, С. Васильева – Москва) «Про100сторный дом непро100го человека», абсолютно свободный внутри от привычных перегородок и мебели, дом, заключающий в себе целый мир для ограниченного в передвижении человека. Все предметы могут быть убраны «в потолок», появляясь в той зоне, где они нужны, дабы не препятствовать свободе перемещения хозяина.

Вторую премию получил проект «Шеарим», подкупивший жюри тонким, загадочным, философским подтекстом (Л. Ланцман - Москва). Контррельеф символически изображает дом 100 ворот – так переводится название иерусалимского квартала «Меа Шеарим». Третью премию получил «Пус100й дом. Галерея современного искусства» (У. Пургина, Ю. Арзамасова – Челябинск) за идею заполнения дыр между стандартными многоэтажками арт - пространствами. Еще одна третья премия была отдана проекту «Сотка» как лидеру «средовой группы», предлагающему новый тип «усадебно-небоскребных дач», умещающихся в пределах традиционных 6 соток.

Как пояснили организаторы, сначала они хотели дать всего 4 приза, но новые возможности сайта «АВ» позволили за последние две недели выбрать пятый проект по результатам интернет голосования. Приз зрительских симпатий увезли в Самару представители «Группы 213», придумавшие проект «Про100дом Про100» в виде 100 не лишенных остроумия картинок разных авторов на тему, каким каждый из них представляет себе этот про100 дом.

Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник». Фотографии Юлии Тарабариной и Натальи Коряковской
Стены Белого зала были посвящены истории журнала. Справа - первый номер 1992 года
Ведущий торжественного вечера в честь «Архитектурного вестника» Владислав Флярковский сравнил журнал с метром, измеряющим архитектурную действительность
Молодежная инсценировка, посвященная мастерам авангарда
Первая премия. Галактионова Евгения, Леонов Александр, Витков Глеб, Васильева Светлана (Москва). Проект «Просторный дом непростого человека»
Вторая премия. Ланцман Леонид (Москва). Проект «ШЕАРИМ»
Третья премия. Пургина Ульяна, Арзамасова Юлия (Челябинск). Проект «Пустой дом. Галерея современного искусства»
Третья премия. Неботов Сергей, Угловская Елена (Москва). Проект «Сотка»
Лидер интернет-голосования. Колоярская Лидия, Емонтаев Михаил, Власенко Ольга, Растебина Светлана, Масталерж Наталья, Знает Алексей, Малышева Елена, Александров Александр, Апарин Игорь, Рычкова Анастия, Сидяков Григорий, Федулов Антон (Самара). Проект «Просто дом про сто»

13 Марта 2008

Про100 вестник
Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»
Пресса: Про100дом как индикатор состояния безбашенности?
С возра100м становишься о100рожным. Признаюсь, придумав сугубо концептуальный архитектурный конкурс в эпоху «констръюмеризма» (см. Колонку АИ в «АВ» 2007, №2), я не очень верил в его успех. Мы рисковали. Понятно, что жизненный мир молодого архитектора конца нулевых радикально отличается от мира начала 1980-х, на кои пришелся расцвет российской бумажной архитектуры. Способны ли мозги нынешнего выпускника архвуза, с первого дня требующего зарплату в несколько раз больше зарплаты его профессора, развернуться в сторону чистой архитектурной фантазии? Найдется ли достаточное для успешного конкурса количество таких безбашенных, кто готов потратить время на выдумывание не дома для определенного заказчика за определенные деньги, но некоего «дома вообще» с вознаграждением весьма вероятностным?
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.