Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007

Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце

mainImg

Премия вручается шестой раз за 12 лет, потому что ее присуждают один раз за два года. В нынешнем году она ощутимо реформировалась, о чем мы уже дважды писали – суть изменений в том, что процесс отбора занимает теперь не пару лет, а несколько месяцев. Кроме того, «сечение» утратило иерархию и разделилось на премию и смотр, которые существуют параллельно, самостоятельно выбирая фаворитов из одних и тех же  участников.

Собственно говоря, премия – основной гвоздь программы, ее лауреатам сегодня вручили красивых золотистых улиток, уже давно ставших символом мероприятия. Премию присудил «Комитет» из пяти известных архитекторов (Евгений Асс, Владимир Плоткин, Александр Скокан, Сергей Скуратов и Никита Явейн), причем четверо их них москвичи и один – по уже сложившейся традиции приглашенный к судейству «московской» премии петербуржец. Число судей совпало с количеством награжденных, которых тоже пять – это позволило каждому члену жюри вручить «барельеф с изображением золотого сечения» одному лауреату.

Состав главных победителей можно интерпретировать по-разному.
Например, уже замечено, что на нынешнем «сечении» было довольно-таки много готовых домов: строительный бум медленно, но срастается с архитектурой. Казалось бы, вот они, настоящие достижения – только награждай, а среди лауреатов всего только одна постройка. Спору нет, смелая и яркая, среди московских элитных башен своего рода прорыв, но все же то, что реализация одна, а книг целых две, наталкивает на мысль, что может быть и нет никакого бума, а наоборот, все ушли в теорию.

С другой стороны, ряд из пяти лауреатов выглядит как аккуратная жанровая подборка: дом, проект, концептуальный проект, большая книга об исчезающем наследии и монография о персоналии. А с третьей – все неплохо подверстывается под идею победы авангарда на отдельно взятом смотре: дом Сергея Киселева с названием «Авангард», проект Алексея Бавыкина на тему авангарда Ильи Голосова, «бумажный», по сути тоже авангардный проект Тотана Кузембаева, издание о наследии 1920-х …
Мост Кузембаева, правда, не вполне концептуальный: он был сделан для вполне определенного конкурса моста венецианской Академии, где занял второе место – итальянцы поколебались и в конце концов решили восстановить каменный мост XIV века, бывший на этом месте.

Как бы то ни было, лауреаты названы, и их список со стороны выглядит убедительно.
Однако есть и второй слой сечения, смотр, лауреаты которого получат дипломы. Он состоит из нескольких списков, расширенную часть которых обнародовали 2 апреля, а сейчас мы публикуем все результаты в окончательном варианте, кроме того, по списку «общественного признания» – с количеством голосов, поданных за каждый проект. Причем те, кто попал в списки от 2 апреля получат дипломы и называются дипломантами, а тем, кто «прошел» в списки от сегодня, тоже дадут дипломы, но там будет написано, что они лауреаты, но – тут внимание! …не премии, а смотра. Дипломантов совсем немного больше – в списке Совета смотра их 27, а лауреатов, которых объявили сегодня – 25. В списках прессы дипломантов 11, а лауреатов только 2. В сводном списке общественного признания соответственно 17 и 10. Но списки пересекаются между собой, поэтому есть всего три дипломанта, которым не повезло стать лауреатами. Так второй слой разделяется еще на два, в одном немного больше названий, ну, а во втором быть несколько почетнее. В целом получается уже три слоя.
Хотя заметим, что есть участник, который не вошел ни в один из списков смотра, а получил только премию – монография про С.Х. Сатунца, и это, совершенно очевидно, есть следствие свободы, обретенной  «комитетом».

Если взять лауреатов смотра, то здесь четыре списка: от 30 членов Совета смотра, от 15 журналистов, и от 820 человек по результатам именного голосования в интернете, он самый обширный, однако не обнародуется, а только косвенно влияет на четвертый, суммарный – список «Общественное признание», где всего 10 названий, отобранных по общему числу голосов за каждого, и это число известно. Эти числа вместе с решением жюри прессы, самым коротким и от этого самым внятным, позволяет назвать двух безусловных фаворитов «второго слоя «Золотого сечения»: дом на Страстном Николая Лызлова и проект горнолыжного трека Михаила Хазанова. Учитывая точность попадания, хочется предложить организовать для этой верхушки второго слоя, серебряное сечение, что ли – ну, или «второе золотое», есть ведь в геометрии такое понятие.

Итак, задача реформ профессионального смотра московских архитекторов была в том, чтобы привлечь новые имена – так как заметная часть новых московских проектов и построек в престижном «сечении» по разным причинам не участвовала: маститые мэтры, получив по две-три премии, самоустранились из скромности, а молодые, точнее среднего возраста авторы не подавали работ на конкурс неизвестно почему, возможно, просто не рассчитывая на победу.

Этой цели достичь удалось: по данным организаторов, почти половина всех авторов в этом году участвуют в смотре впервые, половина имен – для «сечения» новые, и это хороший результат. Среди них, например, Владимир Могунов, чей проект голубятни в Малаховке оказался в трех списках дипломантов и в двух списках лауреатов, а также Вера Бутко и Антон Надточий (группа «Атриум») – две постройки которых, школа-интернат в Кожухове и дом в Соснах, стали и дипломантами и лауреатами. В сумме все списки нынешнего «сечения» дают хорошую пищу для размышлений: на этот раз организаторам вновь (вспомним самые первые сечения) удалось создать, скажем так, срез интересного из новой архитектуры. Справедливости ради – пока что он неполный, но по сравнению с 2005 годом заметно ближе к наполнению.

Вообще говоря, все списки в целом больше похожи не на премию, а на многоуровневый рейтинг, где один на другой наложены мнение мэтров, потом – еще 30 архитекторов, потом «широкой», но тоже архитектурной общественности. Любопытно разбираться с этим материалом, вертеть его и так и сяк, проверять, совпадают мнения или не совсем, и кто же наконец лидирует. Словом, увлекательное собрание нового архитектурного материала, и в этом смысле премию можно честно признать ожившей.

Одного только не хватает получившейся системе – определенности. Из-за ее отсутствия результаты, а их много – три списка дипломантов, три списка лауреатов смотра и пять самых главных лауреатов премии, превращаются в набор рисунков на кальках – они перекрывают один другой, какое-то обобщение вроде бы вырисовывается, но не отпускает чувство, что все это на интуиции.

У неопределенности две причины: первая это необходимость дать диплом всем, кого заметили. Понятно, что идеальная премия должна быть одна, как Притцкер. Однако вряд ли такое возможно для любого союзовского конкурса. Что, возможно, и к лучшему – не так-то просто выбрать одного, самого достойного. Какая постройка может взять на себя ответственность за всю московскую архитектуру последних двух лет? Сложно сказать. Отсюда – оперирование массивами, срезами, слоями и множество награжденных.

Вторая причина запутанности – вероятно, в том, что не во всех списках понятно, чье же мнение они представляют. Более-менее очевидно высказывание профессионального жюри «мэтров» - но архитектурных жюри два и их решения напрямую не связаны друг с другом. Можно понять желание маститых архитекторов не зависеть в своем выборе от подготовительного шорт-листа, но, возможно, при двухступенчатом отборе все было бы более ясно. К тому же самый обширный список интернет-голосования не обнародуется, а сливается в нечто общее с прессой и архитекторами из Совета.

С другой стороны, главный приз в этом году впервые присуждали мэтры-архитекторы. Раньше в состав «Комитета» входили академики РААСН, но по правилам судействовать было можно только один раз и уважаемые академики… попросту закончились, все успели уже поучаствовать, и работать в жюри стало некому. Поэтому теперь привлекли архитекторов, уже получавших гран-при «сечения» (у Сергея Скуратова – три премии, у Владимира Плоткина и Александра Скокана – по две у Евгении Асса – одна). «Мэтры» могли выбрать – подать работы на конкурс или участвовать в голосовании. Таким образом решилось сразу две проблемы – часть известных мастеров оказалась в жюри, часть – на выставке. Так что усилиями реформаторов премия оживилась, и процесс оценки достижений если и не дошел до совершенства, то двинулся куда-то вероятно в правильном направлении.

Ниже мы помещаем таблицу, по которой несложно сравнить все списки лауреатов и дипломантов «Золотого сечения», в том числе и предварительные от 2 апреля. В ней приводятся работы, которые упомянуты хотя бы в одном списке.

 

названия объектов,
авторские коллективы

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от 19 апреля 2007
= лауреаты премии и лауреаты смотра

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от 2 апреля 2007 = дипломанты смотра
Лауреаты
премии "Золотое сечение"
(определил
Комитет
Премии: Асс Е.В., Плоткин В.И., Скокан А.А., Скуратов С.А., Явейн Н.И.;
всего 5 лауреатов
премии )
Лауреаты
"Общественного
призания", всего
12 дипломов 
Лауреаты
Смотра, всего 24 диплома

Выбор
жюри
прессы
(всего 15 голосов, 2 диплома )

  Совет Смотра
(всего 27 позиций)
Жюри прессы (всего
11 позиций)
Общественное признание
(всего 17 позиций)
  реализации 1 постройка 5 построек 11 построек 1 постройка   11 построек 7 построек 7 построек
1
Жилой комплекс "Авангард"
Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игрь Зиновьевич
ДА ДА
( 27 голосов;
лучшее
жилое здание )
ДА     ДА ДА ДА
2
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9
Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
 

ДА
( 31 голос;
лучшее
административное
здание )

ДА ДА
( лучшее
здание
7 из 15
голосов )
  ДА ДА ДА
3
Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Гурчев Виктор Анатольевич, Шапиро Анна Семеновна, Харитонова Светлана Юрьевна, Валуйских Елена Константиновна
 

ДА
( 26 голосов;
лучшее
общественное
здание )

ДА     ДА ДА ДА
4
Офис "Перфоратор". Москва, Б.Дмитровка, 16, стр.2
Александров Дмитрий Всеволодович, Кочетков Григорий Феликсович, Корначева Марина Сергеевна, Фомичев Владимир Николаевич, Асеева Елена Евгеньевна
  ДА
( 20 голосов;
лучшее
здание в
историческом
контексте )
ДА     ДА ДА ДА
5
Частный жилой дом в Соснах
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Сизюк Андрей Алексеевич
  ДА ( ? число голосов неизвестно ) ДА     ДА ДА ДА
6
Административно-офисное здание с подземной автостоянкой по адресу: Краснопролетарская ул., д.2/4-6 Киселев Сергей Борисович, ГАП Лабутин Владимир Сергеевич, Хайкина Наталья Марковна, Харитонова Галина Владимировна, Дедюля Елена Викторовна, при участии Дерябина Дмитрия Игоревича, главный инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
    ДА     ДА ДА ДА
7
Московский метрополитен, ст.Маяковская (2-й выход)
Шумаков Николай Иванович, Мун Галина Сергеевна, при участии Мун Яны Владимировны, художник Лубенников Иван Леонидович
    ДА     ДА ДА  
8
Офисный особняк "Туполев - Плаза 2"
Бархин Дмитрий Борисович, Бархин Андрей Дмитриевич, Басангова Надежда Алексеевна
    ДА     ДА   ДА
9 Реконструкция офисного комплекса по адресу: г.Москва, ул. Шарико-подшипниковская, д.38
Зайцев Пётр Михайлович, Борисенко Арсений Михайлович
    ДА     ДА    
10 Лечебно-клинический комплекс на территории ГКБ им.С.П.Боткина
Архитекторы Крышталь Михаил Валентинович, Леонова Марина Михайловна, при участии Легошина Владимира Константиновича, Ткаченко Лилии Георгиевны, Шуниной Евгении Михайловны, Крыловой Любови Павловны, Новиковой Натальи Александровны, Ловцовой Ольги Сергеевны, инженеры Елецкий Георгий Алексеевич, Родиченко Петр Юрьевич
    ДА     ДА    
11 Линия мини-метро в Москве
Борзенков Леонид Леонидович, Вигдоров Александр Львович, Орлов Александр Юрьевич, Некрасов Александр Владимирович, при участии Фарстовой Ольги Юрьевной, Сычевой Виктории Олеговны, Петровой Ольги Викторовны, Мингалеевой Анастасии Михайловны
    ДА     ДА    
  проекты 2 проекта 5 проектов 11 проектов 1 проект   8 проектов 4 проекта 7 проектов
12
Реконструкция административно-офисного здания с подземной автостоянкой.
Москва 3-й Автозаводский пр. вл.13
Бавыкин Алексей Львович, Марек Михаил Максимович, Збарская Людмила Николаевна, Щепетков Иван Николаевич
ДА   ДА          
13
diffusion gradient
Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
ДА

ДА
( 17 ;
лучший
концептуальный
проект )

ДА     ДА   ДА
14
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б
Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г.,
Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.
 

ДА
( 22 голоса;
лучший проект
спортивного
комплекса )

ДА ДА
( лучший проект -
5 из 15 голосов )
  ДА ДА ДА
15
Реконструкция Голубятни в п. Малаховка
Могунов Владимир Валерьевич
  ДА
( 17 ;
лучший проект малого объекта )
ДА     ДА ДА ДА
16
Музей частных музыкальных коллекций, г.Москва, ул.Солянка, 14 Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Федосеенко Анна Георгиевна, Холковский Петр Петрович, визуализация - Раков Евгений Викторович, ГИП Ракова Татьяна Петровна
  ДА
( 18 ;
лучший проект
общественного
здания )
          ДА
17
Жилой поселок "Гнездо морского орла". Греция, о.Крит Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосеенко Анна Михайловна, Раков Евгений Викторович
 

ДА
( 18 ;
лучший
ландшафтный
проект )

          ДА
18 Вилла "ПАНОРАМА"
Гуманков Владимер Николаевич, Керимов Рустам Анварович, Мануилова Елена Викторовна, ГИП Готовцева Татьяна Юрьевна
    ДА     ДА    
19 Многофункциональный жилой комплекс в 1-м Смоленском переулке
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Матвиенко Татьяна Тимофеевна, Соколова Ольга Владимировна, Малыгин Александр Геннадьевич
    ДА     ДА    
20 Офисный центр по адресу: г.Москва, ул.Лесная, 27
Руководитель Террис Раймонд, ведущий архитектор Гемуев Шамиль, Рыбаченко Анна, Чечельницкий Ярослав, Йованович Миа
    ДА     ДА    
21 Культурно-деловой комплекс "Дом Хельсинки" по адресу: 4-ый Ростовский пер., д.1/2
Рутковский Евгений Олегович, Десяткин Андрей Владимирович, Лукин Роман Евгеньевич
    ДА     ДА    
22 Проект музеефикации и приспособления ансамбля Ферапонтова монастыря
Руководитель Куликов Сергей Борисович, Дроздов Дмитрий Анатольевич, Гиршевич Сергей Александрович, Куликов Алексей Борисович, Казаков Михаил Юрьевич, инженер-технолог Сизов Борис Тимофеевич, инженер-конструктор Стрельбицкий Иван Георгиевич
    ДА     ДА    
23 Деловой центр "Красная Роза" с подземной автостоянкой по адресу: ул. Тимура Фрунзе, д. 11
Киселев Сергей Борисович, ГАП Швецов Валерий Викторович, Заянчковский Сергей Леонтьевич, Литовский Антон Сергеевич, Илюшина Полина Игоревна, ГИП Шварцман Игорь Зиновьевич, инженер Спиридонов Константин Юрьевич
    ДА       ДА  
24 Дом "be_tone" ГАП Белугина Наталья Евгеньевна, архитектор Прохина Наталья Анатольевна, конструктор Белугин Сергей Евгеньевич, визуализация - Гарбузов Илья Сергеевич     ДА         ДА
25 Коттеджный поселок Барвиха-CLUB
Архитекторы Асадов Александр, Вдовин Евгений, Коновалова Татьяна, Баталова Юлия, Асадов Андрей, Биндеман Владимир, инженер Небытов Алексей
            ДА  
26 House 4L Гикало Сергей Георгиевич, Купцов Александр Юрьевич               ДА
  публикации 2 публ. 2 публ. 3 публ. --   3 публ. -- 3 публ.
27
Издательский проект "Heritage at Risk. Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие"
Наталья Душкина (автор концепции издательского проекта), по изданиям 1) и 2): Александр Кудрявцев (ответственный редактор), Наталья Душкина (автор-составитель и научный редактор), по изданиям 3) и 4): Сергей Ткаченко (руководитель), Наталья Броновицкая и Анна Броновицкая (авторы текста), Владислав Ефимов (фотографии), Татьяна Царева (координатор), Наталья Чистова и Оксана Егорова (картографы), дизайнеры издательского проекта:
Евгений Корнеев, Кирилл Заев, Иван Александров
ДА ДА
( 32 ;
лучший издательский проект )
ДА     ДА   ДА
28
Степан Христофорович Сатунц. Анцута Е.Б.
ДА              
29 МАРХИ XX век
Сборник воспоминаний о Московском архитектурном институте в 5-ти томах.
Авторы-составители - профессора МАРХИ А.Некрасов и А.Щеглов.
225 авторов воспоминаний. Более 2000 страниц текста. Более 3500 черно-белых иллюстраций. Издательство "САЛОН-ПРЕСС", Москва, 2006 г.
    ДА     ДА   ДА
30 Бревенчатый Иерусалим
Ополовников А.В.(1911-1994), Ополовникова Е.А., Цыганов В.А.
    ДА     ДА    
31 «Высотное строительство". Цикл статей в журналах ARX №№ 02, 03, 04 за 2006 год Петухова Елена Геннадьевна   ДА           ДА
zooming
Жилой комплекс «Авангард» Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
Реконструкция административно-офисного здания со встроенной автостоянкой по адресу: Москва, 3-й Автозаводский пр-д, вл. 13. Алексей Львович Бавыкин, Михаил Максимович Марек, Людмила Николаевна Збарская, Иван Щепетков
zooming
diffusion gradient Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9 Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
zooming
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г., Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.

19 Апреля 2007

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Пресса: «Золотое сечение»: смена формата. По итогам Смотра-конкурса-2007
19 апреля в ЦДА состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса на премию «Золотое Сечение-2007». Изменение формата конкурса повлекло за собой пересмотр в том числе механизма распределения призов...
Пресса: Массовые награждения или аттракцион неслыханной...
Если нынешнее «Золотое сечение» и отличается от всех предыдущих смотров, то в первую очередь ожиданиями больших перемен, о необходимости которых говорилось достаточно много и возможность которых подтверждалась большим количеством методических и технических новшеств в проведении конкурса, запланированных организаторами. Все — и участники, и организаторы— очень сильно хотели начать все заново, оставив позади нелучшие из накопленных привычек. В чем-то это удалось, в чем-то нет…
Пресса: Наградостроительная концепция
Вручена главная архитектурная награда Москвы – приз Союза московских архитекторов "Золотое сечение". Пожалуй, единственное, что в этой премии не вызывало никаких вопросов, это решение жюри. Жюри в составе московских архитекторов Евгения Асса, Владимира Плоткина, Александра Скокана, Сергея Скуратова и петербуржца Никиты Явейна присудило "Золотое сечение" трем работам, за которые я бы тоже, наверное, проголосовал.
Пресса: Будет больше авангарда. Архитектура – глазами «Золотого...
На протяжении последних 12 лет раз в 2 года Московский союз архитекторов отмечает наиболее талантливые постройки, проекты и публикации об архитектуре премией «Золотое сечение». Прошло такое награждение и в этом году. В весьма торжественной обстановке, что, впрочем, не столь важно. Профессиональное жюри, состоявшее из пяти известных архитекторов (4 московских и 1 из Санкт-Петербурга), отобрало 4 работы вышеупомянутых жанров и одну конференцию: жилой комплекс «Авангард» (раздел – реализация), концептуальный проект diffusion gradient и реконструкцию административно-офисного здания со встроенной автостоянкой в 3-м Автозаводском проезде (проект), монографию «Степан Христофорович Сатунц» (публикация), конференцию «Сохранение архитектуры ХХ века». Кроме того, вручили множество дипломов и специальных призов.
Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007
Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце
Предварительные результаты конкурса "Золотое сечение-2007"
Публикуем списки дипломантов смотра-конкурса "Золотое сечение-2007". Всего проголосовало 820 человек, 30 членов "Совета Смотра", состоящего из лауреатов прошлых смотров, 15 журналистов, в именном голосовании через интернет участововало больше 750 человек. Это предварительные списки. На церемонии награждения, которая состоится 19 апреля, будут названы лауреаты смотра и лауреаты премии. Тогда же, после награждения, станет известно, сколько голосов было отдано за каждую работу, представленную на конкурс
Пресса: Миллиарды в коридоре
В Центральном доме архитектора проходит выставка конкурса-смотра Союза московских архитекторов "Золотое сечение". На ней можно увидеть около 100 проектов и построек сегодняшней Москвы. Но только если постараться: наши архитекторы теперь не стремятся к публичности.
Золотое сечение: срез в новом формате
Выставку претендентов на премию «Золотое сечение», которая открыта сейчас в ЦДА, безусловно стоит посмотреть: срез архитектуры, выросшей на строительном буме последних лет, получился красивым. Это конечно же заслуга архитекторов, но в не меньшей степени – организаторов, решившихся на перемены формата проведения смотра-конкурса. Огранизаторы любезно сообщили корреспонденту Агентства архитектурных новостей состав жюри премии, которое будет определять лауреатов "сечения" этого года
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.