Показались первые ростки «Золотого сечения»

Обнародованы предварительные результаты голосования смотра 2007 года: список «Совета Смотра», «Общественного признания» и жюри прессы. Всех, кто туда попал, наградят дипломами конкурса

mainImg

Порядок присуждения премии Союза московских архитекторов «Золотое сечение» в этом году ощутимо изменился, о чем мы недавно уже писали. Если раньше структура этой уважаемой архитектурной награды напоминала сложносочиненную матрешку, где разные списки вкладывались друг в друга на протяжении двух лет, с постепенным отбором в итоговый список достойных. Теперь систему лишили матрешечной иерархии, и она стала больше походить на нечто слоисто-демократичное. Обобщая, можно сказать, что на смену наукообразной иерархии выбора сначала номинантов, а потом из них – лауреатов, пришла «вольница» информационного века, плюрализм и гуманизм.

Свобода, однако же, не исключает интриги – сегодня обнародованы предварительные результаты. Это итоги трех голосований: жюри «Совета смотра», в который входят все лауреаты прошедших «сечений», жюри прессы и открытого для всех желающих высказаться, хотя и именного, интернет-голосования на сайте премии. Результаты последнего отдельно не объявлены, они только вошли в состав суммарного списка с названием «шорт-лист Общественное признание» и каким-то образом на него повлияли. В общей сложности в именном голосовании участвовало 820 человек; 30 – из 76 членов «Совета», 15 журналистов, и больше семисот человек – через интернет. Результаты анонимного голосования учитывались только в тех случаях, когда работа набирала «полупроходной» балл.

Чтобы не было скучно в день награждения, публикуемый список специально перемешан и последовательность перечисления не означает ровно ничего – прежде всего она не связана с числом голосов за каждого участника (их объявят только на церемонии). То есть пока мы имеем только названия тех работ, которые набрали проходной и полупроходной балл, как сказали бы на Вузовском вступительном экзамене. Итак, сегодня мы имеем: длинный, в 22 названия, список фаворитов «Совета Смотра», отобранных по числу поданных голосов; 11 работ, отобранных по результатам голосования журналистов, и список из 17 пунктов, составленный из этих двух в сочетании в интернет-голосованием. Все, кто попал в эти списки, называются дипломантами «сечения» - соответственно, на награждении им выдадут дипломы.

Затем из этих же дипломантов выберут лауреатов смотра, им дадут дипломы побольше и списки будут короче: лауреатов «Совета Смотра» и «Общественного признания» ожидается по 10, жюри прессы выдаст всего 2 окончательные награды. О главной премии, присуждаемой «Комитетом премии» (Е. Асс, А. Скокан, С. Скуратов, В. Плоткин, Н. Явейн) пока неизвестно ничего: она должна стать главным сюрпризом 19 апреля.

Таким образом, перед нами намеренно предварительные итоги, тоже своего рода промежуточный тур, с налетом неофициальности. Списки всерьез не зависят друг от друга, а кроме того, через две недели все может ощутимо измениться, ну просто до полного удивления. В том и сюжет. Однако совсем уж не комментировать эти результаты было бы обидно.

Во-первых, журналистский список самый маленький и поэтому самый четкий и ясный. Показательно, что в нем нет ни одной книги из конкурсного раздела «публикации», нет концептуального проекта Тотана Кузембаева с мостом из веревочек в Венеции, и вообще в нем больше построек, чем проектов. Создается такое впечатление, что журналистам так надоело анализировать концепции, интерьеры и прочее неформальное, что они искренне рады материалу, реальным постройкам.

Список прессы отнюдь не самый главный для мероприятия, скорее даже наоборот – он здесь очень и очень дополнительный. Однако он меньше других, что вкупе с весомостью попавших туда объектов делает его похожим (только внешне!) на список фаворитов. Никуда не деться от этого ощущения, хотя на самом деле, как уже говорилось выше, на самом деле все совсем даже иначе и засекречено.

Имея три списка, местами совпадающие между собой, сложно удержаться от того, чтобы их сопоставить и получить таким образом список возможных фаворитов. Хотя, повторюсь, это будет лишь предположением, на самом деле все засекречено. Если собрать вместе вещи, упомянутые в трех списках, один из которых сводный, но хранит «под спудом» итог интернет-голосования, то получится короткий, более внятный и четкий список из восьми объектов, двух проектов и шести построек. Который больше всего совпадает со списком прессы.

Здесь два проекта, очень разных, почти полярных: яркий и гигантский горнолыжный трек Михаила Хазанова и полуконцептуальная голубятня Владимира Могунова. Два только что завершенных здания Сергея Киселева, цветастый «Авангард» и дорогой московско-берлинский «Эрмитаж-плаза», и две постройки Веры Бутко и Антона Надточия, частный дом «в Соснах», весь состоящий из ломаных горизонталей бетонных «рукавов» и изящный детский интернат. Оставшуюся четверть «поделили» дом на Страстном Николая Лызлова и «Перфоратор» Дмитрия Александрова, висевшие на выставке рядом и неуловимо, очень отдаленно, похожие между собой – масштабом, расположением в городском центре и даже наклонной формой фасадов, нависающих над уличным тротуаром.

Следом за ними можно поставить тех участников, которые попали в два списка – «Совета» и «Признания». Здесь все вещи непохожие: «виртуальный» мост Кузембаева, пышный фасад второй версии «Туполев-Плаза» Дмитрия Бархина, новый вестибюль Маяковской, стилизованный под старый, и книги. Далее интересны те, кто не попал ни в один список, хотя мог бы – прежде всего это реконструкция здания Союза архитекторов России Александра Асадова, построившего трехэтажный особняк XIX века заново, накрыв его медным изогнутым козырьком. Дом САР не упомянут ни разу, что немного неожиданно.

Как уже говорилось, результаты отнюдь не окончательные, это в общем-то и не результаты вовсе. «Золотое сечение» такое загадочное… будем ждать результатов. Кроме того, предварительные списки имеют одну дополнительную цель – намекнуть будущим лауреатам, чтобы они не забыли прийти за наградами 19 апреля: итак, господа ниже перечисленные, будьте любезны явиться на торжественное мероприятие!

    Совет Смотра
(27 позиций)
Жюри прессы (11 позиций)

Общественное признание
(17 позиций)

  реализации      
1
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9
Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
ДА ДА ДА
2
Офис "Перфоратор". Москва, Б.Дмитровка, 16, стр.2
Александров Дмитрий Всеволодович, Кочетков Григорий Феликсович, Корначева Марина Сергеевна, Фомичев Владимир Николаевич, Асеева Елена Евгеньевна
ДА ДА ДА
3
Частный жилой дом в Соснах
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Сизюк Андрей Алексеевич
ДА ДА ДА
4
Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Гурчев Виктор Анатольевич, Шапиро Анна Семеновна, Харитонова Светлана Юрьевна, Валуйских Елена Константиновна
ДА ДА ДА
5
Жилой комплекс "Авангард"
Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игрь Зиновьевич
ДА ДА ДА
6
Административно-офисное здание с подземной автостоянкой по адресу: Краснопролетарская ул., д.2/4-6 Киселев Сергей Борисович, ГАП Лабутин Владимир Сергеевич, Хайкина Наталья Марковна, Харитонова Галина Владимировна, Дедюля Елена Викторовна, при участии Дерябина Дмитрия Игоревича, главный инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
ДА ДА ДА
7
Московский метрополитен, ст.Маяковская (2-й выход)
Шумаков Николай Иванович, Мун Галина Сергеевна, при участии Мун Яны Владимировны, художник Лубенников Иван Леонидович
ДА ДА  
8
Офисный особняк "Туполев - Плаза 2"
Бархин Дмитрий Борисович, Бархин Андрей Дмитриевич, Басангова Надежда Алексеевна
ДА   ДА
9 Реконструкция офисного комплекса по адресу: г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.38
Зайцев Пётр Михайлович, Борисенко Арсений Михайлович
ДА    
10 Лечебно-клинический комплекс на территории ГКБ им.С.П.Боткина
Архитекторы Крышталь Михаил Валентинович, Леонова Марина Михайловна, при участии Легошина Владимира Константиновича, Ткаченко Лилии Георгиевны, Шуниной Евгении Михайловны, Крыловой Любови Павловны, Новиковой Натальи Александровны, Ловцовой Ольги Сергеевны, инженеры Елецкий Георгий Алексеевич, Родиченко Петр Юрьевич
ДА    
11 Линия мини-метро в Москве
Борзенков Леонид Леонидович, Вигдоров Александр Львович, Орлов Александр Юрьевич, Некрасов Александр Владимирович, при участии Фарстовой Ольги Юрьевной, Сычевой Виктории Олеговны, Петровой Ольги Викторовны, Мингалеевой Анастасии Михайловны
ДА    
  проекты      
12
Реконструкция Голубятни в п. Малаховка
Могунов Владимир Валерьевич
ДА ДА ДА
13
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б
Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г.,
Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.
ДА ДА ДА
14
diffusion gradient
Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
ДА   ДА
15 Вилла "ПАНОРАМА"
Гуманков Владимер Николаевич, Керимов Рустам Анварович, Мануилова Елена Викторовна, ГИП Готовцева Татьяна Юрьевна
ДА    
16 Многофункциональный жилой комплекс в 1-м Смоленском переулке
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Матвиенко Татьяна Тимофеевна, Соколова Ольга Владимировна, Малыгин Александр Геннадьевич
ДА    
17 Офисный центр по адресу: г.Москва, ул.Лесная, 27
Руководитель Террис Раймонд, ведущий архитектор Гемуев Шамиль, Рыбаченко Анна, Чечельницкий Ярослав, Йованович Миа
ДА    
18 Культурно-деловой комплекс "Дом Хельсинки" по адресу: 4-ый Ростовский пер., д.1/2
Рутковский Евгений Олегович, Десяткин Андрей Владимирович, Лукин Роман Евгеньевич
ДА    
19 Проект музеефикации и приспособления ансамбля Ферапонтова монастыря
Руководитель Куликов Сергей Борисович, Дроздов Дмитрий Анатольевич, Гиршевич Сергей Александрович, Куликов Алексей Борисович, Казаков Михаил Юрьевич, инженер-технолог Сизов Борис Тимофеевич, инженер-конструктор Стрельбицкий Иван Георгиевич
ДА    
20 Деловой центр "Красная Роза" с подземной автостоянкой по адресу: ул. Тимура Фрунзе, д. 11
Киселев Сергей Борисович, ГАП Швецов Валерий Викторович, Заянчковский Сергей Леонтьевич, Литовский Антон Сергеевич, Илюшина Полина Игоревна, ГИП Шварцман Игорь Зиновьевич, инженер Спиридонов Константин Юрьевич
  ДА  
21 Коттеджный поселок Барвиха-CLUB
Архитекторы Асадов Александр, Вдовин Евгений, Коновалова Татьяна, Баталова Юлия, Асадов Андрей, Биндеман Владимир, инженер Небытов Алексей
  ДА  
22 Жилой поселок "Гнездо морского орла". Греция, о.Крит Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосеенко Анна Михайловна, Раков Евгений Викторович     ДА
23 House 4L Гикало Сергей Георгиевич, Купцов Александр Юрьевич     ДА
24 Музей частных музыкальных коллекций, г.Москва, ул.Солянка, 14 Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Федосеенко Анна Георгиевна, Холковский Петр Петрович, визуализация - Раков Евгений Викторович, ГИП Ракова Татьяна Петровна     ДА
23 Дом "be_tone" ГАП Белугина Наталья Евгеньевна, архитектор Прохина Наталья Анатольевна, конструктор Белугин Сергей Евгеньевич, визуализация - Гарбузов Илья Сергеевич     ДА
  публикации      
25 Издательский проект "Heritage at Risk. Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие"
Наталья Душкина (автор концепции издательского проекта), по изданиям 1) и 2): Александр Кудрявцев (ответственный редактор), Наталья Душкина (автор-составитель и научный редактор), по изданиям 3) и 4): Сергей Ткаченко (руководитель), Наталья Броновицкая и Анна Броновицкая (авторы текста), Владислав Ефимов (фотографии), Татьяна Царева (координатор), Наталья Чистова и Оксана Егорова (картографы), дизайнеры издательского проекта:
Евгений Корнеев, Кирилл Заев, Иван Александров
ДА   ДА
26 МАРХИ XX век
Сборник воспоминаний о Московском архитектурном институте в 5-ти томах.
Авторы-составители - профессора МАРХИ А.Некрасов и А.Щеглов.
225 авторов воспоминаний. Более 2000 страниц текста. Более 3500 черно-белых иллюстраций. Издательство "САЛОН-ПРЕСС", Москва, 2006 г.
ДА   ДА
24 Бревенчатый Иерусалим
Ополовников А.В.(1911-1994), Ополовникова Е.А., Цыганов В.А.
ДА    
27 «Высотное строительство". Цикл статей в журналах ARX №№ 02, 03, 04 за 2006 год Петухова Елена Геннадьевна     ДА
zooming
zooming
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г., Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.
Реконструкция Голубятни в п. Малаховка. Могунов Владимир Валерьевич
Жилой комплекс «Авангард» Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
Административно-офисное здание с подземной автостоянкой по адресу: Краснопролетарская ул., д.2/4-6 Киселев Сергей Борисович, ГАП Лабутин Владимир Сергеевич, Хайкина Наталья Марковна, Харитонова Галина Владимировна, Дедюля Елена Викторовна, при участии Дерябина Дмитрия Игоревича, главный инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
zooming
Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Гурчев Виктор Анатольевич, Шапиро Анна Семеновна, Харитонова Светлана Юрьевна, Валуйских Елена Константиновна
zooming
Частный жилой дом в Соснах Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Сизюк Андрей Алексеевич
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9 Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
Офис «Перфоратор». Москва, Б.Дмитровка, 16, стр.2 Александров Дмитрий Всеволодович, Кочетков Григорий Феликсович, Корначева Марина Сергеевна, Фомичев Владимир Николаевич, Асеева Елена Евгеньевна

02 Апреля 2007

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Пресса: «Золотое сечение»: смена формата. По итогам Смотра-конкурса-2007
19 апреля в ЦДА состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса на премию «Золотое Сечение-2007». Изменение формата конкурса повлекло за собой пересмотр в том числе механизма распределения призов...
Пресса: Массовые награждения или аттракцион неслыханной...
Если нынешнее «Золотое сечение» и отличается от всех предыдущих смотров, то в первую очередь ожиданиями больших перемен, о необходимости которых говорилось достаточно много и возможность которых подтверждалась большим количеством методических и технических новшеств в проведении конкурса, запланированных организаторами. Все — и участники, и организаторы— очень сильно хотели начать все заново, оставив позади нелучшие из накопленных привычек. В чем-то это удалось, в чем-то нет…
Пресса: Наградостроительная концепция
Вручена главная архитектурная награда Москвы – приз Союза московских архитекторов "Золотое сечение". Пожалуй, единственное, что в этой премии не вызывало никаких вопросов, это решение жюри. Жюри в составе московских архитекторов Евгения Асса, Владимира Плоткина, Александра Скокана, Сергея Скуратова и петербуржца Никиты Явейна присудило "Золотое сечение" трем работам, за которые я бы тоже, наверное, проголосовал.
Пресса: Будет больше авангарда. Архитектура – глазами «Золотого...
На протяжении последних 12 лет раз в 2 года Московский союз архитекторов отмечает наиболее талантливые постройки, проекты и публикации об архитектуре премией «Золотое сечение». Прошло такое награждение и в этом году. В весьма торжественной обстановке, что, впрочем, не столь важно. Профессиональное жюри, состоявшее из пяти известных архитекторов (4 московских и 1 из Санкт-Петербурга), отобрало 4 работы вышеупомянутых жанров и одну конференцию: жилой комплекс «Авангард» (раздел – реализация), концептуальный проект diffusion gradient и реконструкцию административно-офисного здания со встроенной автостоянкой в 3-м Автозаводском проезде (проект), монографию «Степан Христофорович Сатунц» (публикация), конференцию «Сохранение архитектуры ХХ века». Кроме того, вручили множество дипломов и специальных призов.
Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007
Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце
Предварительные результаты конкурса "Золотое сечение-2007"
Публикуем списки дипломантов смотра-конкурса "Золотое сечение-2007". Всего проголосовало 820 человек, 30 членов "Совета Смотра", состоящего из лауреатов прошлых смотров, 15 журналистов, в именном голосовании через интернет участововало больше 750 человек. Это предварительные списки. На церемонии награждения, которая состоится 19 апреля, будут названы лауреаты смотра и лауреаты премии. Тогда же, после награждения, станет известно, сколько голосов было отдано за каждую работу, представленную на конкурс
Пресса: Миллиарды в коридоре
В Центральном доме архитектора проходит выставка конкурса-смотра Союза московских архитекторов "Золотое сечение". На ней можно увидеть около 100 проектов и построек сегодняшней Москвы. Но только если постараться: наши архитекторы теперь не стремятся к публичности.
Золотое сечение: срез в новом формате
Выставку претендентов на премию «Золотое сечение», которая открыта сейчас в ЦДА, безусловно стоит посмотреть: срез архитектуры, выросшей на строительном буме последних лет, получился красивым. Это конечно же заслуга архитекторов, но в не меньшей степени – организаторов, решившихся на перемены формата проведения смотра-конкурса. Огранизаторы любезно сообщили корреспонденту Агентства архитектурных новостей состав жюри премии, которое будет определять лауреатов "сечения" этого года
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.