26.02.2011

Тень Арки

Публике представлен проект Кристиана де Портзампарка, победивший в международном конкурсе на здание «Арены-92», большого стадиона, который в Париже собираются построить прямо за аркой Дефанса.

информация:

Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc

Парижский квартал небоскребов Дефанс, как известно, это очень большой бульвар, густо засаженный зеленью, современной скульптурой и фонтанами разных мастей, и окруженный офисными высотками, которые, правда, не так уж и видно за деревьями. Кульминация «бульвара» – квадратная Арка Дефанса, замыкающая его перспективу. За аркой квартал белых воротничков заканчивается приятным, по-французски стриженым парком с цветами; однако за стеной этого парка лоск исчезает совершенно внезапно, и турист (если ему взбредет в голову сюда добраться) оказывается в самом настоящем предместье: железная дорога, автодорога, помойки, пустыри, кладбище… К стене парка-за-аркой примыкает большое футбольное поле, которое называется стадион Буветов (Stade des Bouvets). Вот на месте этого поля владелец клуба регби Racing-Métro 92 Жак Лоренцетти и решил построить гигантскую «Арену 92».
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc

Архитектурный конкурс был объявлен в апреле 2010, в июле жюри определило шорт-лист из четырех архитекторов, которым далее было предложено участвовать в так называемом диалоге-соревновании (dialogue compétitif). На этой второй стадии от каждого архитектора требовалось не только доработать проект, но и представить команду из профессионалов разного профиля, включая подрядчика, и доказать, что эта команда способна выполнить заказ. В феврале победителем второго этапа был объявлен притцкеровский лауреат 1994 года Кристиан де Портзампарк, объединившийся в качестве подрядчика с GTM-Vinci.
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc

По словам самого архитектора, он сделал стадион похожим «на бетонную прядь, развевающуюся над землей». Бетонную «прядь» или даже «корону» поддерживает ожерелье стеклянно-металлических «чешуек», свободно пропускающих внутрь свет. Надо сказать, что это описание более чем исчерпывающе: форма, предложенная для арены-гиганта притцкеровским лауреатом, очень проста и вызывает в памяти стадионы 1980-х – во всяком случае, если мы ее сравним со множеством стадионов 2000-х годов: еще недавно спортивные арены то покрывались орнаментами, то раздувались, как пузыри.
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc

Арена Портзампарка – прямоугольник со скругленными углами, который должен занять все пятно существующего поля. Объем накрыт бетонной «шапкой», похожей на берет, заломленный слегка, не так, как у художника с Монмартра, а как у клерка из Дефанса. Скромный такой, хотя и большой, берет. Еще похоже на подушку; на прядь не очень похоже, а если прядь, то тоже не романтического юноши, а менеджера в пиджаке и при галстуке. Бетонная «шапка» очевидным и предсказуемым образом перекликается с белой перспективной рамой Арки Дефанса – как будто бы арку положили, прижали к земле, и она от этого немного припухла и округлилась.
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc

Сходство с аркой поддержано тем, что крыша арены будет (это требуется по конкурсному заданию) раздвижной, автоматической. Как раз для соревнований по регби ее предполагается раздвигать, открывая поле; в этом случае внутри уместится 32 000 зрителей. Если кровлю закрыть совсем, тогда получится концертный зал, и в нем уместится уже 40 000 человек. Вероятно, припухлости бетонной крыши объясняются необходимостью уместить внутри механику подвижной кровли большого размера.
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc
Арена 92 © Atelier Christian de Portzamparc

Совмещение стадиона и гигантского концертного зала, многофункциональность – главная «фишка» новой Арены. Это типичный многофункциональный комплекс со стадионом – говоря сленгом современной русской архитектуры. В нижних этажах, помимо кафе-магазинов, планируется 30 тыс. метров офисов. Идя навстречу пожеланиям о многофункциональности, архитектор заявил, что фасады стадиона будут решены по-разному: южный фасад в «концертном» стиле, северный в «офисном», западный, судя по всему, в «спортивном» стиле. Правда, пока что на визуализациях разница стилей не очень заметна – все поглощают вертикальные «чешуйки» (лично мне они напоминают постройки Олимпийского проспекта в Москве; эти чешуйки, безусловно, намного лучше и прогрессивнее, но все равно похожи).

Инициатором строительства (и проведения конкурса) стал Жак Лоренцетти, президент клуба, а также основатель группы компаний Foncia. Он финансирует (кредитует) строительство на 70%, остальные 30% тоже дают частные инвесторы. Всего предполагается вложить 320 млн евро, это примерно 440 млн долларов. Для сравнения: московский «ВТБ Арена Парк» вместит немногим больше зрителей (в Париже 40 тыс., в Москве 45 тыс. зрителей), а стоить будет в три с лишним раза дороже – 1,4 млрд. долларов. Так что стоимость французского стадиона на русский взгляд совсем не большая.

За эти деньги мастер недвижимости и любитель регби Лоренцетти обещает построить в Нантерре (на территории этого города, а вовсе не Парижа, который заканчивается на берегу Сены, находится застраиваемое футбольное поле) – самую большую и самую современную в Европе многофункциональную (спортивно-культурную) арену. Не просто большую, а самую большую. С самой современной шумозащитой и очень большим экраном. Разумеется, все экологические обязательности: сбор дождевой воды, солнечные батареи и геотермальная система – здесь тоже предусмотрены. Транспортная доступность уже есть: рядом метро RER, и для парковок места хватит. Местные власти (и мэр Нантерра, и председатель Общественной организации по обустройству района Сены-Дефанса) довольны проектом – во-первых, его не надо финансировать, во-вторых, он создаст 100 000 рабочих часов (именно так!) для местных жителей, и привлечет туристов на 23 млн евро (это, конечно, раз в 10-15 меньше вложенной суммы, но тоже приятно). И, наконец, строительство стадиона должно превратить Нантерр «наконец-то в город», придав ему значение большее, чем просто пригород роскошного Дефанса.

Действительно, к Арене со стороны Нантерра ведет уже почти построенная улица жилых домов. И – чу! – если мы посмотрим на макет проекта, то обнаружим вокруг нового стадиона пару башен (видимо, для того, чтобы подхватить масштаб Дефанса) и змейку домов пониже. Об этих зданиях во французской прессе ничего не говорится – внимание сосредоточено на стадионе, но если учесть, что строительство финансируется группой компаний, занимающихся недвижимостью – то все это очень похоже на «инвестиционное строительство», столь распространенное в Москве: знаковое культурное сооружение, будь то театр, музей или стадион, и N-ное количество полезных метров в придачу.

«…Теперь, когда проект выбран – пишет Le Moniteur, внимательно следивший за конкурсом, – необходимо откорректировать PLU (то есть местный нантеррский ПЗЗ) для данного места…». Как же все это что-то напоминает! Тот же Le Moniteur несколько растерянно рассуждает: что же могло заинтересовать здесь такого притцкеровского лауреата, как Портзампарк? – Наверное, «страстное увлечение» Лоренцетти… Да, вероятно, именно оно. Впрочем, как мы видим, Арена не так дорога, как аналогичные (самые-самые) российские проекты – а во Франции она действительно может получится экологичной, сделать Нантерр настоящим городом, и дать его жителям целых 100 000 рабочих часов. Да и работники красивых офисных башен смогут послушать оперу или рок-концерт в обществе сорока тысяч себе подобных.

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Музей Хепуорт – Уэйкфилд
Дэвид Чипперфильд, 2003 – 2011
Музей Хепуорт – Уэйкфилд

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Вилла N 52 комплекса Ордос-100
Татьяна Бильбао, 2009
Вилла N 52 комплекса Ордос-100

Технологии:

26.06.2019

Павел Малахов: «Наша главная цель – защита прав и законных интересов предпринимателей»

Генеральный директор Группы СРО – о задачах и перспективах организаций, добровольной сертификации и электронном реестре СРО.
24.06.2019

Парк Viva – лаборатория здорового дома

Каким должен быть здоровый дом, в ходе масштабного эксперимента выяснили в научно-исследовательском центре Viva.
Baumit
20.06.2019

ПЕНОПЛЭКС® – за спорт!

Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® из экструзионного пенополистирола – один из ключевых стройматериалов самых важных спортивных объектов последних лет, а на «Газпром Арене» даже есть уникальное выкатное поле с тремя слоями этого материала.
ПЕНОПЛЭКС
07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
другие статьи