Масштабный проект британского архитектора при участии испанской мастерской «Estudio Lamela» стал лучшим на конкурсе, проведенном еще в 1997 году. Терминал 4 и его «спутник» Терминал 4а соединены линией железной дороги, проложенной под землей; по ней ходят управляемые компьютером поезда, не нуждающиеся в машинистах.
Вместе они будут принимать 35 млн. пассажиров в год, подняв, таким образом, оборот аэропорта до 65 млн человек (от 53 до 120 рейсов в час). В результате, Барахас вошел в пятерку крупнейших аэропортов континента. В течение пяти лет он должен выйти на второе место, превратившись в главной транспортный узел, соединяющий Европу и Латинскую Америку.
В целом, план, включающий в себя строительство двойного терминала, двух взлетно-посадочных полос, парковки на 9,5 тысяч машин и диспетчерской башни, обошелся в 6 млрд. евро.
С площадью в 1100000 кв. м комплекс можно также назвать одним из крупнейших сооружений в Европе.
Самая яркая деталь проекта – волнообразная крыша, далеко выступающая над самой постройкой. Изнутри она обшита тонкими бамбуковыми пластинами. Ее поддерживают металлические опоры, окрашенные в цвета радуги.
Чтобы подчеркнуть оригинальную форму сооружения, архитектор постарался избежать окружения его различными подсобными сооружениями, с тем, чтобы оно выделялось на фоне окружающих выжженных холмов.
Хотя в задании конкурса не требовалось представить экологически чистый проект, Роджерс уделил достаточно внимания рациональному использованию ресурсов при эксплуатации здания. Широкие выступы крыши и дополнительные стальные элементы защищают стены от перегрева в жаркие летние месяцы. Одновременно, округлые отверстия в перекрытиях позволяют естественному освещению проникнуть вглубь здания благодаря специальным «каньонам», разрезающим три наздземных – пассажирских (существуют еще и три подземных – грузовых) уровня терминала. Вместе с тем, они никак не влияют на температуру внутри постройки.
Внутренняя структура терминала легко читается посетителем, поэтому пассажиры не будут испытывать трудностей, перемещаясь по нему.
План терминала рассчитан на дальнейшие расширения и пристройки, которые можно будет произвести с минимальными затратами.