Кирпичный модернизм

​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Кирпич, пожалуй, самый традиционный строительный материал, который всегда ассоциируется с исторической архитектурой. Гораздо менее очевидна его роль как материала архитекторов-модернистов, а она, на удивление, не менее весома, чем у бетона и стекла.  

XX век современной архитектуры, действительно, начинается с промышленной революции и появления в строительстве новых материалов – стали и железобетона, которые, казалось бы, отправили кирпич на свалку истории. На этот технологический прорыв наложились социальные проблемы, которые привели к появлению новых типологий – клубов, домов-коммун, фабрик-кухонь и т.д. Но несмотря на яркую патетику отказа от всего старого, в том числе и от старых форм архитектуры, кирпич на фоне общего дефицита строительных материалов остается в арсенале архитекторов и плавно переходит из модерна – в советский конструктивизм. 
  • zooming
    Ногинск. Жилой дом, начало 1920-х гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Ногинск. Морозовский городок, казармы 1907 г. Арх. А.М. Марков
    Фото: Марк Акопян

Сами формы зданий упрощаются, наступает эра функционализма, и в 1920-е годы уже не встретишь циклопических псевдоантичных сооружений, наподобие корпусов ткацкой фабрики в Вичуге. При этом появляются новые выразительные приемы, которые позволяют кирпичу приспособиться к эстетике времени – рельефная кладка, сочетание разноразмерных окон, угловые балконы, округлые элементы и проч. Примерами могут послужить дома в Иванове И. Голосова и Д. Фридмана, семиэтажный дом-коммуна в Смоленске, круглый дом-коммуна в Таганроге из серого силикатного кирпича, который входит в моду в 1930-е гг.
  • zooming
    1 / 6
    Корпус ткацкой фабрики в Вичуге, Ивановская область, нач. XX века.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    2 / 6
    Многоквартирный жилой дом, И. Голосов, 1920-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    3 / 6
    Дом-корабль в Иваново, Д. Фридман, 1929 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    4 / 6
    Дом-коммуна в г. Смоленск, середина 1920-х гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    5 / 6
    Дом-коммуна в Таганроге, 1930-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    6 / 6
    Дом-коммуна в Таганроге, 1930-е гг.
    Фото: Марк Акопян

Один из самых прогрессивных архитекторов своего времени К. Мельников сочетает кирпичную кладку со штукатуркой, вводя ее в композицию фасада, наряду с текстом (Бахметьевский гараж) или большими остекленными проемами (Новорязанский гараж). Программное произведение эпохи – собственный дом в Кривоарбатском переулке Мельников тоже строит из кирпича. Как подчеркивает Марк Акопян, несмотря на все визионерство, сам архитектор по натуре был больше традиционалистом, что в частности выражалось в его отношении к семье и быту. Дом стал отражением его внутреннего мира – он штукатурит замысловатую кладку, закрывая часть окон, но стык двух цилиндров оформляет голой кирпичной полосой, которая и держит всю композицию.
  • zooming
    Дом Мельникова, 1927-1929 гг.
    Фото: из архива Дома Мельникова
  • zooming
    Новорязанский гараж, 1929-1931 гг.
    Фото: Марк Акопян



Конструктивистская архитектура заканчивается в конце 1930-х, а следующий виток модернизма начинается после войны. Точкой отсчета считается постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1959 года: развернувшаяся в СССР индустриализация стала отголоском мирового процесса послевоенного восстановления, идущего в Европе с конца 1940-х гг. под лозунгами функционализма. Возвращение кирпича в архитектуру происходит на волне шквала критики ультра-модернистского подхода к зданиям, холодности и стерильности чистых форм, где нет ни цвета, ни фактуры, ни текстуры, где ничего нельзя менять. И здесь на помощь советским архитекторам приходит кирпич как, пожалуй, единственная доступная альтернатива типовым бетонным панелям, а с другой стороны – материал очень традиционный и естественный для человеческого жилища. И если для районов массовой жилой застройки сохранялась проблема однообразия самих домов, то отличительным свойством общественных зданий стала попытка разнообразить фактуры за счет включения кирпичных поверхностей, а также мозаик, монументальных рельефов, а чуть позже и натурального камня в облицовке.
  • zooming
    Дом культуры в г.о. Ногинск,
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Здание администрации г. Тында, БАМ, конец 1980-х гг.
    Фото: Марк Акопян

Так, обладая очень узкой палитрой доступных материалов, советские архитекторы-модернисты ухитрялись создавать потрясающие вещи, вроде комплекса МИЭТ в Зеленограде (арх. Ф. Новиков, Г. Саевич). Здесь в качестве стеклянной поверхности архитекторы вводят т.н. интернациональный модуль – вертикальное остекление, закрывающее межэтажные перекрытия, но сочетают его с кирпичной стеной. Огромную роль кирпичный элемент играет в классическом примере – ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Ленинграде, где держит вся композицию здания наподобие замкового камня. 
  • zooming
    Здание МИЭТ, г. Зеленоград
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Здание МИЭТ, г. Зеленоград
    Фото: Марк Акопян

В 1970-80-е гг. встречаются примеры общественных зданий из типовых бетонных панелей, где кирпичный элемент – например, разрезающая здание кирпичная вставка – делал проект хоть немного, но уникальным. А в конце 1980-х, на волне критики панельной архитектуры появляется мода на кооперативные кирпичные жилые дома, где всплывают то конструктивистские угловые балконы и круглые окна, то элементы постмодерна. 
  • zooming
    Президент-отель на Ленинском проспекте, 1983 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Жилой дом в Воронеже
    Фото: Марк Акопян

Как подчеркивает Марк Акопян, кирпичный модернизм во многом был все-таки вынужденным решением, поскольку кирпич оказался единственным материалом, куда можно было уйти от типовых бетонных плит со скудной номенклатурой. При этом заветы модернизма по-прежнему оставались в арсенале архитекторов, и, мысленно заменяя применяемый ими кирпич на белые оштукатуренные поверхности, мы бы и в 1980-е получили классические здания в духе Миса ван дер Роэ. 
Палеонтологический музей, 1987 г.
Фото: Марк Акопян

Особое место в истории советской архитектуры занимает брутализм, и его икона – Палеонтологический музей в Москве (арх. Ю. Платонов), где раскрылись богатые пластические возможности кирпича. Не менее замечательны такие примеры, как здание Театра на Таганке и гостиница в Переславле-Залесском, построенная к московской олимпиаде. 
  • zooming
    1 / 3
    Гостиница в Переславле-Залесском, 1980-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    2 / 3
    Музей Суворова в Кобрине, 1987 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    3 / 3
    ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Ленинград, 1973-1986 гг.
    Фото: Марк Акопян

Впрочем, к 1990-м архитекторы устали и от кирпича, тем более что на фоне развития строительного рынка в их арсенале появилось множество других, ранее недоступных материалов, которые зачастую без разбора шли на фасады постмодернистских домов. Лишь в последние десять лет кирпич стал материалом, из которого начали делать хорошую архитектуру. Сегодня кирпич – это добровольный и осознанный выбор архитекторов, ставший возможным, в том числе и благодаря качеству и доступности самого материала.
cic =

Марк Акопян

«Возможно, лучшие объекты модернизма еще не созданы – те, которые станут хрестоматийными образцами этой архитектуры, но для этого есть все предпосылки. И, может быть, не последнюю роль в них сыграет кирпич, ведь он позволяет строить все и реализовывать разный контекст и разную архитектуру. Его исторический бэкграунд в культуре настолько огромен, что можно смело сказать, что кирпич – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее».

Поставщики, технологии

16 Августа 2022

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.