Цветная глазурь на фасадах: от Вавилона до Гауди и дальше

Поливная керамика в архитектуре: древний, но по-прежнему актуальный материал.

Реклама
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Глазурь – пленка обожженного цветного или прозрачного стекла, – красивое и прочное украшение не только для вазы или камина, но и для фасада здания. За две с половинной тысячи лет истории ее использования в архитектуре цветную глазурь то забывали, то, напротив, делали ее основным приемом, покрывая поливным кирпичом или изразцами, как ковром, все стены – или же экономно инкрустируя здания притягательными полихромными деталями. Красивая и прочная, архитектурная глазурь была и, вероятно, всегда будет признаком особого ремесленного качества, почти фантастических возможностей «архитектурной картины», – и легкого консерватизма, что, впрочем, не мешает современным архитекторам использовать ее в своих экспериментах. 
***

Первый пример глазурованной керамики – фрагменты небесного свода, купола из поливных сине-голубых плиток, найдены в ступенчатой пирамиде Джоссера (построена около 2560 г. до н. э.). На фасадах же поливную глазурь начали использовать в Месопотамии, на две тысячи лет позднее. Знаменитые ворота Иштар и ведущие к ним стены Дороги процессий были покрыты синими глазурованными кирпичами и украшены цветными барельефами львов, быков и сиррушей – существ с головой змеи, ногами льва и грифона. Построенные в 575 году до н.э., в правление царя Навуходоносора II, они были найдены в начале XX века археологом Робертом Колдевеем и восстановлены в Пергамском музее в Берлине.

Технология производства вавилонских поливных кирпичей была такой: рельефы вырезали на кирпиче, который изготавливали, погружая глиняную массу в специальные деревянные формы. Подсушенные кирпичи покрывали жидкой глазурью и обжигали в печах. Синий, желтый и другие колеры получали добавлением в бесцветную глазурь различных металлов. Стекловидное покрытие было достаточно объемным – 10 мм и настолько прочным, что поверхность ворот сохранилась от повреждений и влаги на протяжении веков. К сожалению, легендарной Вавилонской башне повезло меньше, сырцовые кирпичи были размыты наводнениями и уничтожены временем. Однако по сохранившимся фрагментам святилища башни видно, что и оно было украшено небесно-голубой глазурованной керамикой.

Керамисты Ближнего Востока экспериментировали не только с оттенками, но и со способами нанесения узоров и глазури. В период Абассидов, второй династии арабских халифов (750-1258 гг.) стали появляться изделия с подглазурным орнаментом. Мастера прорезали узор сквозь тонкий слой жидкой глины – ангоб, который наносили до обжига. Другой способ украшения керамики – технику полихромной надглазурной люстровой росписи тоже придумали на Востоке, в Сирии, а рубеже 8-9 веков. Люстр – легкоплавкий красочный состав, обладающий металлическим золотистым или красноватым отблеском с эффектом иризации, стал любимым украшением фасадов дворцов и интерьеров резиденций арабских халифов.
Изразцовый декор был популярен в исламском искусстве: от Центральной Азии до Индии, от Ирана до Испании. Орнамент, смешиваясь с арабской вязью, покрывает стены, арки и купола сплошным тонким узорчатым ковром, дематериализуя здания и акцентируя их главную цель как носителей божественного слова и образа райского сада – не случайно был популярен бирюзовый цвет небесной глазури. Некрополь Шахи-Зинда в Самарканде создан художниками и архитекторами, которых знаменитый завоеватель Тамерлан собрал во время своих походов.
Долгое время основным типом декоративной архитектурной керамики был глазурованный лицевой глиняный кирпич. Но в XII веке появился так называемый фриттовый фарфор. Основой его состава была фритта – смесь песка, соды, поташа, селитры и кварца; глины добавляли на удивление мало, всего 10-20% общей массы. Такой тип глазурованной керамики был особенно распространен в Египте, Сирии, Ираке, Иране, Анатолии (позднее и в Европе). А широкую известность он получил благодаря художникам-керамистам из турецкого города Изник, которые создавали великолепный бело-синий, а затем и полихромный «изникский фарфор».
Впечатленным керамикой Востока, но не знавшим ее секрета европейцам пришлось создавать собственные способы производства. Так в XV веке появилась майолика (название которой происходит от острова Майорка, откуда к европейцам попадала керамика иранских мастеров). Итальянская майолика – это плитки из белой или серой глины, пористый черепок которых покрыт двумя слоями глазури. Первый слой, непрозрачный, с высоким содержанием олова, позволял расписывать поверхность яркими красками по его сырому фону. Затем наносили прозрачный слой свинцовой глазури и обжигали при тысячеградусной температуре. Технология была очень похожа на ту, которая применялась на Востоке при изготовлении фриттового фарфора, но все же была изобретена самостоятельно. Лучшие ее образцы – цветные рельефы флорентийца Лука дела Роббиа.
Русская архитектура начала знакомство с цветной глазурью с поливных плиток, которыми выстилали полы в храмах, и глазурованной «муравленой» (то есть зеленой, как трава для получения такого цвета использовались окислы меди) черепицы крыш. Первый пример цветных плиток на фасадах – Борисоглебская (Коложская) церковь конца XII века в Гродно (сейчас Белоруссия), остались редкостью, так как развитие поливного декора начинается только в период позднего средневековья – и не исключено, что любовь к декоративной керамике привили в XVI веке итальянские мастера. Так или иначе, фрагменты керамических декоративных карнизов с прозрачной золотистой глазурью и совершенно ренессансным североитальянским декором были найдены при исследовании великокняжеского дворца, построенного для Ивана III итальянцем Алоизио да Карезано. Поливными керамическими плитками и покрытыми глазурью керамическими шарами украшен собор Покрова на Рву (туристам более известный как «храм Василия Блаженного»); похожий декор встречаем на шатрах (несохранившейся) церкви Троицкого подворья в Кремле и церкви Покрова в Медведкове, построенной в вотчине освободителя Москвы князя Дмитрия Пожарского, в 1630-е годы. В остальном русские церкви первой половины XVII века украшали обильно, но – как правило печными изразцами, чья глубокая пустотелая румпа прекрасно встраивалась в массу кирпичной кладки. Муравленые, желтые, а также красные (без поливы) изразцы часто снабжали изображением двуглавого орла или цветочным орнаментом, но иногда – как например в церкви Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры, – там появляются сцены сражений, впрочем небольшие и не слишком умело исполненные.

Настоящий расцвет изразцового декора в русской архитектуре начинается с периодом патриаршества Никона, который призвал для реализации своих амбициозных, как сейчас бы сказали, проектов, польских и белорусских мастеров. В новых керамических мастерских на Валдае и Истре работали выходец из Литвы Петр Заборский и белорус Степан Иванов (Полубес). В Новом Иерусалиме они создали пять ордерных изразцовых иконостасов, наличники окон, керамические порталы, декоративные пояса, надписи. После низложения Никона, Петр Заборский продолжил работу в мастерской в Истре, а Иванов-Полубес и Максимов переехали в Москву, где с тех пор и до петровского времени полихромный изразцовый декор стал особенно популярен.
Крутицкий теремок – один из шедевров русского изразцового декора, полностью, включая стены, декоративные колонны, наличники окон, покрытый многоцветно керамикой, созданной в мастерской Степана Иванова. В общей сложности для «Теремка» (на самом деле это монастырские святые ворота) потребовалось около двух тысяч изразцов.

В XVIII веке фасадная керамика утрачивает популярность, но с триумфом возвращается через двести лет, чтобы стать одним из самых ярких приемов стиля модерн (арнуво, сецессион и пр. – любовь к майолике была свойственна разным его течениям практически во всех странах Европы). Модерн не ограничивается керамическими вставками, создавая гигантские цветные рельефные панно. В России эскизы для многих из них делал Михаил Врубель, он же экспериментировал с майоликой в своей мастерской в Абрамцево.
В Испании цветной фасадной керамикой увлекался, как известно, Антонио Гауди, который также использовал ее повсеместно, от фасада до скамейки. В знаменитом Доме Висенса (Casa Vicens) Гауди с помощью керамики «проявляет» рельефный узор, покрывающий постройку, как ажурная накидка (http://www.flickr.com/photos/ishot71/6279915944/). Используя плитку, архитектору удалось вдохнуть жизнь в самый банальный доходный дом (дом Бальо (1904-1906 гг.), который с помощью новой отделки превратился в «гигантского каменного дракона».
Помимо майолики в период модерна получает новую жизнь глазурованный кирпич и поливная плитка, – материал, ранее надолго забытый, а тут, в числе прочего и благодаря новым фабричным технологиям, – показавший все свои выгодные стороны. Именно глазурованная плитка снабдила многие здания начала XX века благородным глянцевитым блеском и продлила жизнь их фасадам, которые легко узнать на любой из европейских улиц.

Позднее, в XX веке технология производства глазурованного кирпича продолжала развиваться, хотя уступая в популярности модному металлу и бетону. Сейчас глазурованная керамика становится все более популярна – не только в свете тяготения современной нам архитектуры к облегченной версии сдержанного консерватизма, но и – благодаря новым возможностям для экспериментов с формой, которые открывает этот древний, надежный, но не устаревший декоративный материал.

Большой ассортимент современного глазурованного кирпича английского и европейского производства, в том числе и глазурованную кирпичную фасонку для сложных проектов, можно заказать в компании Кирилл на Беговой.

Поставщики, технологии

21 Июля 2014

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.