Представительства компаний:
21.07.2014

Цветная глазурь на фасадах: от Вавилона до Гауди и дальше

Поливная керамика в архитектуре: древний, но по-прежнему актуальный материал.

информация:

Глазурь – пленка обожженного цветного или прозрачного стекла, – красивое и прочное украшение не только для вазы или камина, но и для фасада здания. За две с половинной тысячи лет истории ее использования в архитектуре цветную глазурь то забывали, то, напротив, делали ее основным приемом, покрывая поливным кирпичом или изразцами, как ковром, все стены – или же экономно инкрустируя здания притягательными полихромными деталями. Красивая и прочная, архитектурная глазурь была и, вероятно, всегда будет признаком особого ремесленного качества, почти фантастических возможностей «архитектурной картины», – и легкого консерватизма, что, впрочем, не мешает современным архитекторам использовать ее в своих экспериментах. 
***

Первый пример глазурованной керамики – фрагменты небесного свода, купола из поливных сине-голубых плиток, найдены в ступенчатой пирамиде Джоссера (построена около 2560 г. до н. э.). На фасадах же поливную глазурь начали использовать в Месопотамии, на две тысячи лет позднее. Знаменитые ворота Иштар и ведущие к ним стены Дороги процессий были покрыты синими глазурованными кирпичами и украшены цветными барельефами львов, быков и сиррушей – существ с головой змеи, ногами льва и грифона. Построенные в 575 году до н.э., в правление царя Навуходоносора II, они были найдены в начале XX века археологом Робертом Колдевеем и восстановлены в Пергамском музее в Берлине.

Технология производства вавилонских поливных кирпичей была такой: рельефы вырезали на кирпиче, который изготавливали, погружая глиняную массу в специальные деревянные формы. Подсушенные кирпичи покрывали жидкой глазурью и обжигали в печах. Синий, желтый и другие колеры получали добавлением в бесцветную глазурь различных металлов. Стекловидное покрытие было достаточно объемным – 10 мм и настолько прочным, что поверхность ворот сохранилась от повреждений и влаги на протяжении веков. К сожалению, легендарной Вавилонской башне повезло меньше, сырцовые кирпичи были размыты наводнениями и уничтожены временем. Однако по сохранившимся фрагментам святилища башни видно, что и оно было украшено небесно-голубой глазурованной керамикой.

Рельефы тигров на стене Дороги Процессий. Пергамский музей в Берлине. Фото с сайта artclassic.edu.ru.
Рельефы тигров на стене Дороги Процессий. Пергамский музей в Берлине. Фото с сайта artclassic.edu.ru.открыть большое изображение

Ворота богини Иштар в Пергамском музее Берлина. Фрагменты ворот были найдены в ходе археологических раскопок древнего Вавилона, инициированных ученым и архитектором Робертом Колдевеем в 1899-1914 гг. Фото с сайта dic.academic.ru
Ворота богини Иштар в Пергамском музее Берлина. Фрагменты ворот были найдены в ходе археологических раскопок древнего Вавилона, инициированных ученым и архитектором Робертом Колдевеем в 1899-1914 гг. Фото с сайта dic.academic.ruоткрыть большое изображение

Керамисты Ближнего Востока экспериментировали не только с оттенками, но и со способами нанесения узоров и глазури. В период Абассидов, второй династии арабских халифов (750-1258 гг.) стали появляться изделия с подглазурным орнаментом. Мастера прорезали узор сквозь тонкий слой жидкой глины – ангоб, который наносили до обжига. Другой способ украшения керамики – технику полихромной надглазурной люстровой росписи тоже придумали на Востоке, в Сирии, а рубеже 8-9 веков. Люстр – легкоплавкий красочный состав, обладающий металлическим золотистым или красноватым отблеском с эффектом иризации, стал любимым украшением фасадов дворцов и интерьеров резиденций арабских халифов.

Голубая мечеть в Мазари-Шарифе, Афганистан. XII век. Фото с сайта www.voxpopuli.kz
Голубая мечеть в Мазари-Шарифе, Афганистан. XII век. Фото с сайта www.voxpopuli.kz открыть большое изображение
Изразцовый декор был популярен в исламском искусстве: от Центральной Азии до Индии, от Ирана до Испании. Орнамент, смешиваясь с арабской вязью, покрывает стены, арки и купола сплошным тонким узорчатым ковром, дематериализуя здания и акцентируя их главную цель как носителей божественного слова и образа райского сада – не случайно был популярен бирюзовый цвет небесной глазури. Некрополь Шахи-Зинда в Самарканде создан художниками и архитекторами, которых знаменитый завоеватель Тамерлан собрал во время своих походов.

Мечеть шейха Лотфоллы, Исфахан, Иран. XI век. Фото с сайта www.allgranit.ru
Мечеть шейха Лотфоллы, Исфахан, Иран. XI век. Фото с сайта www.allgranit.ruоткрыть большое изображение
Долгое время основным типом декоративной архитектурной керамики был глазурованный лицевой глиняный кирпич. Но в XII веке появился так называемый фриттовый фарфор. Основой его состава была фритта – смесь песка, соды, поташа, селитры и кварца; глины добавляли на удивление мало, всего 10-20% общей массы. Такой тип глазурованной керамики был особенно распространен в Египте, Сирии, Ираке, Иране, Анатолии (позднее и в Европе). А широкую известность он получил благодаря художникам-керамистам из турецкого города Изник, которые создавали великолепный бело-синий, а затем и полихромный «изникский фарфор».

«Изразцовый» павильон в Стамбуле. Построен в 1472 году. Фото с сайта www.mirbezviz.ru
«Изразцовый» павильон в Стамбуле. Построен в 1472 году. Фото с сайта www.mirbezviz.ruоткрыть большое изображение
Впечатленным керамикой Востока, но не знавшим ее секрета европейцам пришлось создавать собственные способы производства. Так в XV веке появилась майолика (название которой происходит от острова Майорка, откуда к европейцам попадала керамика иранских мастеров). Итальянская майолика – это плитки из белой или серой глины, пористый черепок которых покрыт двумя слоями глазури. Первый слой, непрозрачный, с высоким содержанием олова, позволял расписывать поверхность яркими красками по его сырому фону. Затем наносили прозрачный слой свинцовой глазури и обжигали при тысячеградусной температуре. Технология была очень похожа на ту, которая применялась на Востоке при изготовлении фриттового фарфора, но все же была изобретена самостоятельно. Лучшие ее образцы – цветные рельефы флорентийца Лука дела Роббиа.

Рельефный медальон работы Андреа дела Роббиа на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (арх. Ф. Брунеллески). Фото с сайта www.paradoxplace.com
Рельефный медальон работы Андреа дела Роббиа на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (арх. Ф. Брунеллески). Фото с сайта www.paradoxplace.comоткрыть большое изображение
Русская архитектура начала знакомство с цветной глазурью с поливных плиток, которыми выстилали полы в храмах, и глазурованной «муравленой» (то есть зеленой, как трава для получения такого цвета использовались окислы меди) черепицы крыш. Первый пример цветных плиток на фасадах – Борисоглебская (Коложская) церковь конца XII века в Гродно (сейчас Белоруссия), остались редкостью, так как развитие поливного декора начинается только в период позднего средневековья – и не исключено, что любовь к декоративной керамике привили в XVI веке итальянские мастера. Так или иначе, фрагменты керамических декоративных карнизов с прозрачной золотистой глазурью и совершенно ренессансным североитальянским декором были найдены при исследовании великокняжеского дворца, построенного для Ивана III итальянцем Алоизио да Карезано. Поливными керамическими плитками и покрытыми глазурью керамическими шарами украшен собор Покрова на Рву (туристам более известный как «храм Василия Блаженного»); похожий декор встречаем на шатрах (несохранившейся) церкви Троицкого подворья в Кремле и церкви Покрова в Медведкове, построенной в вотчине освободителя Москвы князя Дмитрия Пожарского, в 1630-е годы. В остальном русские церкви первой половины XVII века украшали обильно, но – как правило печными изразцами, чья глубокая пустотелая румпа прекрасно встраивалась в массу кирпичной кладки. Муравленые, желтые, а также красные (без поливы) изразцы часто снабжали изображением двуглавого орла или цветочным орнаментом, но иногда – как например в церкви Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры, – там появляются сцены сражений, впрочем небольшие и не слишком умело исполненные.

Настоящий расцвет изразцового декора в русской архитектуре начинается с периодом патриаршества Никона, который призвал для реализации своих амбициозных, как сейчас бы сказали, проектов, польских и белорусских мастеров. В новых керамических мастерских на Валдае и Истре работали выходец из Литвы Петр Заборский и белорус Степан Иванов (Полубес). В Новом Иерусалиме они создали пять ордерных изразцовых иконостасов, наличники окон, керамические порталы, декоративные пояса, надписи. После низложения Никона, Петр Заборский продолжил работу в мастерской в Истре, а Иванов-Полубес и Максимов переехали в Москву, где с тех пор и до петровского времени полихромный изразцовый декор стал особенно популярен.

Керамический фриз «павлинье око» работы Степана Иванова (Полубес). Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. Фото с сайта www.e-kopilka.narod.ru
Керамический фриз «павлинье око» работы Степана Иванова (Полубес). Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. Фото с сайта www.e-kopilka.narod.ruоткрыть большое изображение

Фото с сайта www.lipilin.ru а  также http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5486
Фото с сайта www.lipilin.ru а также http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5486открыть большое изображение
Крутицкий теремок – один из шедевров русского изразцового декора, полностью, включая стены, декоративные колонны, наличники окон, покрытый многоцветно керамикой, созданной в мастерской Степана Иванова. В общей сложности для «Теремка» (на самом деле это монастырские святые ворота) потребовалось около двух тысяч изразцов.

В XVIII веке фасадная керамика утрачивает популярность, но с триумфом возвращается через двести лет, чтобы стать одним из самых ярких приемов стиля модерн (арнуво, сецессион и пр. – любовь к майолике была свойственна разным его течениям практически во всех странах Европы). Модерн не ограничивается керамическими вставками, создавая гигантские цветные рельефные панно. В России эскизы для многих из них делал Михаил Врубель, он же экспериментировал с майоликой в своей мастерской в Абрамцево.

Майоликовое панно «Принцесса Греза» М. Врубеля на фасаде гостиницы «Метрополь». Выполнено в мастерской «Абрамцево». Фото с сайта homaaxel.livejournal.ru
Майоликовое панно «Принцесса Греза» М. Врубеля на фасаде гостиницы «Метрополь». Выполнено в мастерской «Абрамцево». Фото с сайта homaaxel.livejournal.ruоткрыть большое изображение
В Испании цветной фасадной керамикой увлекался, как известно, Антонио Гауди, который также использовал ее повсеместно, от фасада до скамейки. В знаменитом Доме Висенса (Casa Vicens) Гауди с помощью керамики «проявляет» рельефный узор, покрывающий постройку, как ажурная накидка (http://www.flickr.com/photos/ishot71/6279915944/). Используя плитку, архитектору удалось вдохнуть жизнь в самый банальный доходный дом (дом Бальо (1904-1906 гг.), который с помощью новой отделки превратился в «гигантского каменного дракона».

Laurelton Hall – усадьба Луиса Комфорта Тиффани в Ойстер Бей
Laurelton Hall – усадьба Луиса Комфорта Тиффани в Ойстер Бейоткрыть большое изображение

Антонио Гауди. Дом Висенса
Антонио Гауди. Дом Висенсаоткрыть большое изображение

Антонио Гауди. Дом Бальо
Антонио Гауди. Дом Бальооткрыть большое изображение

Центральная часть западного фасада московского подворья Саввино-Сторожевского монастыря.
Центральная часть западного фасада московского подворья Саввино-Сторожевского монастыря.открыть большое изображение
Помимо майолики в период модерна получает новую жизнь глазурованный кирпич и поливная плитка, – материал, ранее надолго забытый, а тут, в числе прочего и благодаря новым фабричным технологиям, – показавший все свои выгодные стороны. Именно глазурованная плитка снабдила многие здания начала XX века благородным глянцевитым блеском и продлила жизнь их фасадам, которые легко узнать на любой из европейских улиц.

Позднее, в XX веке технология производства глазурованного кирпича продолжала развиваться, хотя уступая в популярности модному металлу и бетону. Сейчас глазурованная керамика становится все более популярна – не только в свете тяготения современной нам архитектуры к облегченной версии сдержанного консерватизма, но и – благодаря новым возможностям для экспериментов с формой, которые открывает этот древний, надежный, но не устаревший декоративный материал.

При помощи свободного крепления плиток в муниципальной библиотеке г. Нембро удалось создать впечатление подвижной поверхности, якобы «составленной из книг». http://cargocollective.com/klink/Municipal-Library-in-Nembro-Italy-by-Archea-Associat)
При помощи свободного крепления плиток в муниципальной библиотеке г. Нембро удалось создать впечатление подвижной поверхности, якобы «составленной из книг». http://cargocollective.com/klink/Municipal-Library-in-Nembro-Italy-by-Archea-Associat)открыть большое изображение

Облицовка Центра еврейской общины в Майнце подчеркнула брутальную тектонику объемов здания http://cargocollective.com/klink/Manuel-Herz).
Облицовка Центра еврейской общины в Майнце подчеркнула брутальную тектонику объемов здания http://cargocollective.com/klink/Manuel-Herz).открыть большое изображение

Стандартный глазурованный кирпич разного цвета на здании государственной средней школы Фицрой в Мельбурне, архитектурное бюро Мак Брайд Чарлз Райн (McBride Charles Ryan. Фотография John Gollings, с сайта http://www.architecturenewsplus.com
Стандартный глазурованный кирпич разного цвета на здании государственной средней школы Фицрой в Мельбурне, архитектурное бюро Мак Брайд Чарлз Райн (McBride Charles Ryan. Фотография John Gollings, с сайта http://www.architecturenewsplus.comоткрыть большое изображение

Большой ассортимент современного глазурованного кирпича английского и европейского производства, в том числе и глазурованную кирпичную фасонку для сложных проектов, можно заказать в компании Кирилл на Беговой.
Партнерский материал
comments powered by HyperComments

новости

Другие статьи:

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё
07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Клинкер в нью-йоркском стиле
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.

Новости компаний: