Секреты городского пейзажа

В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.

Реклама
mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Михаил Филиппов является признанным мастером неоклассического градостроительства. Еще в 1985 году, будучи молодым архитектором, он выиграл конкурс японских журналов JA и A+U «Стиль 2001 года», где предложил в серии акварелей свое видение города как ансамбля из классических зданий разных эпох. Позднее архитектор реализовал эти идеи в своем творчестве. В 2003 году он спроектировал «Итальянский квартал» в центре Москвы на Долгоруковской улице, строительство которого было завершено в 2013 году. В те же годы появился еще более крупный ансамбль «Маршал» на Октябрьском поле, в 2014 году был построен Горки-Город в Сочи, а сейчас строится ЖК «Вознесенский» в Тюмени. В большинстве этих проектов применяется террасная композиция, сочетается множество разновысотных крыш, и, следовательно, у жителей появляется стимул устраивать мансарды.
zooming
«Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
© Михаил Филиппов

«Итальянский квартал» стал кусочком Италии в центре Москвы. Он выглядит как традиционный  средиземноморский город на холме. Черепичные крыши всех цветов и оттенков от оранжевого до бордового составляют колористическое очарование итальянских городов. Живописный городской пейзаж из множества черепичных крыш с «римским» уклоном, созданный в «Итальянском квартале», уникален для столицы. До сих пор в Москве и других российских городах относились к крышам как к технической, а не эстетической составляющей (собственно говоря, крыш в Москве почти не видно, потому что рельеф города не выражен, несмотря на семь холмов). В «Итальянском квартале» придуман отличный прием – террасная ступенчатая композиция: это позволяет любоваться фактурой черепичных крыш и жильцам дома, и остальным горожанам, проходящим мимо или работающим в зданиях напротив. Доктор-дантист, чей кабинет расположен на Долгоруковской улице с видом на «Итальянский квартал», рассказывал архитектору, что у него бизнес пошел в гору, когда достроили жилой комплекс, так как клиенты обожают этот вид, у них даже боль от него проходит. 
  • zooming
    1 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    2 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    3 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    4 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    5 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    6 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов

Радиальные корпуса «Итальянского квартала» постепенно понижаются от десяти до четырех этажей по направлению к полукруглой площади и исторической колокольне церкви Св.Николая. Эта композиция позволила устроить террасы во многих квартирах, – появление в Москве в 2013 году террасного дома само по себе стало большим событием, – и создать живописный рельеф крыш (о том, как важен угол уклона крыши см. ниже в комментарии Михаила Филиппова). Все самое прекрасное: террасы, мансарды и черепичные крыши – соединилось в одном ансамбле. И архитектор принял логичное решение – наполнить мансарды естественным светом через мансардные окна VELUX.
  • zooming
    1 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве; фрагмент фото. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
  • zooming
    2 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве; фрагмент фото. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
  • zooming
    3 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    4 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
    © Михаил Филиппов

Найденные решения были развиты Михаилом Филипповым в ЖК «Вознесенский» в центре Тюмени. Здесь нет акцента на террасы, но силуэт крыш не менее затейливый и живописный. Ансамбль представляет собой композицию вокруг исторической Георгиевско-Вознесенской церкви, которая является одним из главных архитектурных памятников Тюмени. Дома располагаются как бы венцом, образуя красивые открыточные виды вместе с храмом. 
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»

ЖК «Вознесенский» – часть большой градостроительной концепции, также выполненной Михаилом Филипповым. В излучине реки Туры, где она поворачивает на 180 градусов, планируется целый традиционный город, который при путешествии по реке будет открываться эффектными панорамами. Излучина расположена напротив древнего Троицкого монастыря, архитектурной доминанты заречной части. Город заречной части – это город бульваров с большим количеством прогулочных маршрутов, город-сад в буквальном смысле слова.  Из окон ЖК «Вознесенский», который расположен вблизи набережной, откроются прекрасные городские пейзажи. Ансамбль активно строится, в верхних этажах будущие жильцы смогут обустроить светлые и уютные мансарды с «велюксами».
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»

О личном опыте использования мансардных окон в проекте archi.ru расспросил архитектора Михаила Филиппова.
zooming

Михаил Филиппов:

"Я использую окна VELUX во всех моих проектах. Но в отличие от моих коллег, я держу «римский» уклон кровли 22,5 градуса. Это очень удобно, дает огромные преимущества, хотя якобы уменьшает объем помещения. Если применять мансардные окна стандартным способом, то из них видно только небо. А ведь, главное в окнах то, что в них можно смотреть. Отсутствие вида из окна – это катастрофа.

Мои коллеги в большинстве своем располагают мансардные окна ошибочным образом. Стандартные современные требования к жилым мансардам – полтора метра от пола до начала уклона кровли – превращают мансардные окна в зенитные фонари, в которые невозможно взглянуть и которые стоящему человеку невозможно открыть поднятой вверх рукой. Это неправильно. Если окна VELUX располагать низко от края внутренней плоскости кровли, то к такому окну можно подойти и в него посмотреть, открыть его и закрыть. А то место у стены, которое становится трудно доступным, надо использовать для встроенной мебели, поставить там столы, шкафы и т.д. Именно так я поступил в своей мастерской, которая находится в старинном здании XVIII века. Окно VELUX в результате становится как бы люкарной, мансардным окном, в которое можно взглянуть на природу", – объясняет архитектор.

  • zooming
    1 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    2 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    3 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    4 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    5 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    6 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    7 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    8 / 8
    Мансарда в центре Москвы. Арх. Михаил Филиппов
    © фотография archi.ru

"Моя знаменитая  квартира на Чистых прудах, которая публиковалась во всех интерьерных журналах, про которую снимали телепередачи, именно так устроена. Там по всему периметру стоят мансардные окна, и образуется панорамный вид на Москву. Кроме того из такого окна даже можно устроить выход на плоскую часть кровли, как у нас предполагалось на Чистопрудном бульваре, просто руки не дошли. Конечно, если есть ограждение крыши", – рассказывает о своем проекте Михаил Филиппов.
Квартира на Чистопрудном бульваре в Москве.
© Михаил Филиппов

"Вообще окна в крышах имеют очень древнее происхождение, подобные окна использовались и в Средневековье, и раньше. Круглое окно вентилирует кувуклию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. А современный город без мансардных окон и представить невозможно. Поскольку маленькое окно неудобно и дает мало света, в таких случаях можно делать сдвоенные, строенные окна VELUX и даже составить большое окно из четырех частей. Но нижняя открываемая часть должна быть сделана таким способом, как я описал. Чтобы это было близко к размеру подоконника, чтобы можно было взглянуть в окно. В «Итальянском квартале» много таких комбинированных окон, впрочем, в этом жилом комплексе у меня есть и вертикальные окна-люкарны. В ЖК «Вознесенский» также очень широко применяются мансардные окна.

Окна VELUX дают колоссальные возможности, но работать с ними надо умно. Вообще, я разработал целую систему, которая чрезвычайно удобна для размещения окон VELUX. Даже мог бы целый СНИП написать на эту тему. Вопрос только в том, чтобы не было препятствий на крыше для сползания снега, чтобы не возникали снеговые мешки. Например, когда окна VELUX лежат на низких уклонах, они делают инсолируемой северную сторону. Потому что при низком уклоне, солнце попадает даже в северные окна. Моя мансарда, обращенная окнами строго на север, в марте залита солнцем, начиная с четырех часов дня. Такого рода пространство в условиях расчета инсоляции может считаться жилым помещением. Если кровля наклонная, то окно превращается в люкарну, как в старых мансардах,  то есть в нормальное окно, из которого что-то видно. Архитектор должен аккуратно работать с кровлей. Потому что кровля – это корона здания. У нас в реставрациях и новоделах среди тысячи реставраций нет ни одного нормального карниза. Когда хотят убить, бьют в голову, поэтому первый удар нанесен «коронам».

Хотел бы еще сказать о роли мансард и крыш в силуэте города. Часто окна VELUX делают на мансардах, крытых железом, которые имеют очень высокий уклон. Мало того, что окно становится недоступным, но и возникает  наклонная, уродливая, металлическая стена, которая к тому же перегревается. В целом мансарды с высоким уклоном с переломом кровли а ля Франция или многоэтажные мансарды, типичные для средневековой Германии, не характерны для России. У нас больше распространен итальянский вариант. Я делаю окна VELUX на нормальной кровле с «римским» уклоном, поэтому мои дома не портят силуэты памятников архитектуры и городских крыш в целом. На мой взгляд, VELUX может спасти город от надстроек при соблюдении всех ноу-хау. И без увеличения этажности можно создать полноценное помещение. Но, конечно, хорошо это может сделать только мастер", – делится своими соображениями Михаил Филиппов.
 

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

08 Сентября 2021

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.