Секреты городского пейзажа

В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.

Реклама
mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Михаил Филиппов является признанным мастером неоклассического градостроительства. Еще в 1985 году, будучи молодым архитектором, он выиграл конкурс японских журналов JA и A+U «Стиль 2001 года», где предложил в серии акварелей свое видение города как ансамбля из классических зданий разных эпох. Позднее архитектор реализовал эти идеи в своем творчестве. В 2003 году он спроектировал «Итальянский квартал» в центре Москвы на Долгоруковской улице, строительство которого было завершено в 2013 году. В те же годы появился еще более крупный ансамбль «Маршал» на Октябрьском поле, в 2014 году был построен Горки-Город в Сочи, а сейчас строится ЖК «Вознесенский» в Тюмени. В большинстве этих проектов применяется террасная композиция, сочетается множество разновысотных крыш, и, следовательно, у жителей появляется стимул устраивать мансарды.
zooming
«Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
© Михаил Филиппов

«Итальянский квартал» стал кусочком Италии в центре Москвы. Он выглядит как традиционный  средиземноморский город на холме. Черепичные крыши всех цветов и оттенков от оранжевого до бордового составляют колористическое очарование итальянских городов. Живописный городской пейзаж из множества черепичных крыш с «римским» уклоном, созданный в «Итальянском квартале», уникален для столицы. До сих пор в Москве и других российских городах относились к крышам как к технической, а не эстетической составляющей (собственно говоря, крыш в Москве почти не видно, потому что рельеф города не выражен, несмотря на семь холмов). В «Итальянском квартале» придуман отличный прием – террасная ступенчатая композиция: это позволяет любоваться фактурой черепичных крыш и жильцам дома, и остальным горожанам, проходящим мимо или работающим в зданиях напротив. Доктор-дантист, чей кабинет расположен на Долгоруковской улице с видом на «Итальянский квартал», рассказывал архитектору, что у него бизнес пошел в гору, когда достроили жилой комплекс, так как клиенты обожают этот вид, у них даже боль от него проходит. 
  • zooming
    1 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    2 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    3 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    4 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    5 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    6 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов

Радиальные корпуса «Итальянского квартала» постепенно понижаются от десяти до четырех этажей по направлению к полукруглой площади и исторической колокольне церкви Св.Николая. Эта композиция позволила устроить террасы во многих квартирах, – появление в Москве в 2013 году террасного дома само по себе стало большим событием, – и создать живописный рельеф крыш (о том, как важен угол уклона крыши см. ниже в комментарии Михаила Филиппова). Все самое прекрасное: террасы, мансарды и черепичные крыши – соединилось в одном ансамбле. И архитектор принял логичное решение – наполнить мансарды естественным светом через мансардные окна VELUX.
  • zooming
    1 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве; фрагмент фото. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
  • zooming
    2 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве; фрагмент фото. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
  • zooming
    3 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    4 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
    © Михаил Филиппов

Найденные решения были развиты Михаилом Филипповым в ЖК «Вознесенский» в центре Тюмени. Здесь нет акцента на террасы, но силуэт крыш не менее затейливый и живописный. Ансамбль представляет собой композицию вокруг исторической Георгиевско-Вознесенской церкви, которая является одним из главных архитектурных памятников Тюмени. Дома располагаются как бы венцом, образуя красивые открыточные виды вместе с храмом. 
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»

ЖК «Вознесенский» – часть большой градостроительной концепции, также выполненной Михаилом Филипповым. В излучине реки Туры, где она поворачивает на 180 градусов, планируется целый традиционный город, который при путешествии по реке будет открываться эффектными панорамами. Излучина расположена напротив древнего Троицкого монастыря, архитектурной доминанты заречной части. Город заречной части – это город бульваров с большим количеством прогулочных маршрутов, город-сад в буквальном смысле слова.  Из окон ЖК «Вознесенский», который расположен вблизи набережной, откроются прекрасные городские пейзажи. Ансамбль активно строится, в верхних этажах будущие жильцы смогут обустроить светлые и уютные мансарды с «велюксами».
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»

О личном опыте использования мансардных окон в проекте archi.ru расспросил архитектора Михаила Филиппова.
zooming

Михаил Филиппов:

"Я использую окна VELUX во всех моих проектах. Но в отличие от моих коллег, я держу «римский» уклон кровли 22,5 градуса. Это очень удобно, дает огромные преимущества, хотя якобы уменьшает объем помещения. Если применять мансардные окна стандартным способом, то из них видно только небо. А ведь, главное в окнах то, что в них можно смотреть. Отсутствие вида из окна – это катастрофа.

Мои коллеги в большинстве своем располагают мансардные окна ошибочным образом. Стандартные современные требования к жилым мансардам – полтора метра от пола до начала уклона кровли – превращают мансардные окна в зенитные фонари, в которые невозможно взглянуть и которые стоящему человеку невозможно открыть поднятой вверх рукой. Это неправильно. Если окна VELUX располагать низко от края внутренней плоскости кровли, то к такому окну можно подойти и в него посмотреть, открыть его и закрыть. А то место у стены, которое становится трудно доступным, надо использовать для встроенной мебели, поставить там столы, шкафы и т.д. Именно так я поступил в своей мастерской, которая находится в старинном здании XVIII века. Окно VELUX в результате становится как бы люкарной, мансардным окном, в которое можно взглянуть на природу", – объясняет архитектор.

  • zooming
    1 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    2 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    3 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    4 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    5 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    6 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    7 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    8 / 8
    Мансарда в центре Москвы. Арх. Михаил Филиппов
    © фотография archi.ru

"Моя знаменитая  квартира на Чистых прудах, которая публиковалась во всех интерьерных журналах, про которую снимали телепередачи, именно так устроена. Там по всему периметру стоят мансардные окна, и образуется панорамный вид на Москву. Кроме того из такого окна даже можно устроить выход на плоскую часть кровли, как у нас предполагалось на Чистопрудном бульваре, просто руки не дошли. Конечно, если есть ограждение крыши", – рассказывает о своем проекте Михаил Филиппов.
Квартира на Чистопрудном бульваре в Москве.
© Михаил Филиппов

"Вообще окна в крышах имеют очень древнее происхождение, подобные окна использовались и в Средневековье, и раньше. Круглое окно вентилирует кувуклию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. А современный город без мансардных окон и представить невозможно. Поскольку маленькое окно неудобно и дает мало света, в таких случаях можно делать сдвоенные, строенные окна VELUX и даже составить большое окно из четырех частей. Но нижняя открываемая часть должна быть сделана таким способом, как я описал. Чтобы это было близко к размеру подоконника, чтобы можно было взглянуть в окно. В «Итальянском квартале» много таких комбинированных окон, впрочем, в этом жилом комплексе у меня есть и вертикальные окна-люкарны. В ЖК «Вознесенский» также очень широко применяются мансардные окна.

Окна VELUX дают колоссальные возможности, но работать с ними надо умно. Вообще, я разработал целую систему, которая чрезвычайно удобна для размещения окон VELUX. Даже мог бы целый СНИП написать на эту тему. Вопрос только в том, чтобы не было препятствий на крыше для сползания снега, чтобы не возникали снеговые мешки. Например, когда окна VELUX лежат на низких уклонах, они делают инсолируемой северную сторону. Потому что при низком уклоне, солнце попадает даже в северные окна. Моя мансарда, обращенная окнами строго на север, в марте залита солнцем, начиная с четырех часов дня. Такого рода пространство в условиях расчета инсоляции может считаться жилым помещением. Если кровля наклонная, то окно превращается в люкарну, как в старых мансардах,  то есть в нормальное окно, из которого что-то видно. Архитектор должен аккуратно работать с кровлей. Потому что кровля – это корона здания. У нас в реставрациях и новоделах среди тысячи реставраций нет ни одного нормального карниза. Когда хотят убить, бьют в голову, поэтому первый удар нанесен «коронам».

Хотел бы еще сказать о роли мансард и крыш в силуэте города. Часто окна VELUX делают на мансардах, крытых железом, которые имеют очень высокий уклон. Мало того, что окно становится недоступным, но и возникает  наклонная, уродливая, металлическая стена, которая к тому же перегревается. В целом мансарды с высоким уклоном с переломом кровли а ля Франция или многоэтажные мансарды, типичные для средневековой Германии, не характерны для России. У нас больше распространен итальянский вариант. Я делаю окна VELUX на нормальной кровле с «римским» уклоном, поэтому мои дома не портят силуэты памятников архитектуры и городских крыш в целом. На мой взгляд, VELUX может спасти город от надстроек при соблюдении всех ноу-хау. И без увеличения этажности можно создать полноценное помещение. Но, конечно, хорошо это может сделать только мастер", – делится своими соображениями Михаил Филиппов.
 

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

08 Сентября 2021

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Куратор Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.