Кристофер Дэй в книге «Места, где обитает душа», писал, что в комнате обязательно должно быть больше, чем одно окно. Пусть комната маленькая, но если в ней есть пересекающиеся потоки света, в ней есть жизнь. Мансардные окна и зенитные фонари подходят для этой цели как нельзя лучше. Они способны нетривиально расширить и оживить небольшое пространство, не говоря об их прямом назначении: осветить рабочее место или пианино, обеденный или кухонный стол.
Перед вами несколько зарубежных и один отечественный пример применения окон VELUX в небольших помещениях.
Односемейный дом недалеко от города Силькеборг в Дании
задуман авторами так, что его архитектура полностью определяется видами, которые из него открываются. Авторы называют дом на берегу озера перевернутой виллой. «Если вы спросите меня, почему спальни находятся внизу, а столовая, гостиная и кухня – наверху, я отвечу: потому что из них открывается вид на озеро», – говорит совладелец CEBRA, архитектор Коля Нильсен. Небольшой дом, облицованный кедровыми досками, стоит на участке размером 8,5 соток. К основному объему примыкают пристройки со спальнями, терраса и сарай. У дома асимметричная крыша: один скат пологий, другой более крутой. Как раз эта крыша и накрывает парадную общественную зону второго этажа. В крутом скате прорезаны одно над другим окна VELUX, дополняя в качестве источника света полностью стеклянный асимметричный фронтон, через который любуются пейзажем и через который из столовой можно выйти на солнечную террасу. Еще два окна VELUX, установленные в пологом скате, широкой лентой дневного света освещают гостиную прямо над фортепьяно, а также лестницу с первого на второй этаж. Много источников солнечного света с разных сторон, – и хорошая атмосфера в доме обеспечена.
Двухэтажные гостевые домики-вигвамы в предгорье австрийских Альп
Почувствовать себя индейцами американских прерий можно в австрийском местечке Наттербах, где бюро Bruckner Architektur построило двухэтажные гостевые домики-вигвамы из ели и осветило их окнами VELUX. Что логично, ведь все поверхности стен здесь наклонные. И если на верхнем этаже находится зона спа с лежаками, то освещение из мансардных окон дает необходимый баланс уюта и простора, бодрости и релаксации, замкнутости и связи с внешним миром. А на нижнем этаже окна VELUX освещают спальни и лестничные пространства, подчеркивая эффектные архитектурные элементы.
Дом выходного дня в Роане, Италия
Для заказчика, его семьи и друзей Benetti Grigolo Architetti построили дом выходного дня в итальянской Роане, на склоне горы, с видом на долину Асса. Дом с четырехскатной кровлей, облицованный досками, уже выцветшими на солнце, является компромиссом между традиционной архитектурой и современностью. Нижний этаж зарыт в склон, а доступ света туда осуществляется через стеклянные двери и зенитные фонари, а также через лестницу из прихожей наверх. Парадный Второй этаж имеет лоджию, обращенную к великолепному пейзажу. Панорамное стекло вдоль всей лоджии образует как бы раму для картины. Лоджия – достаточно глубокая, с большим выносом кровли, защищающим от прямых солнечных лучей, спасающем от жары. А чтобы увеличить количество света в гостиной и столовой, в верхних спальных этажах устроены окна VELUX. Они насыщают светом не только спальни, но и помещения основного этажа: сквозь перегородки типа ставней непрямой солнечный свет проникает вниз, преломляясь и рассеиваясь, освещая, но не перегревая, дополняет эффектные архитектурные композиции. Окон VELUX в крыше достаточно много с обеих скатов. Они есть в каждой из пяти спален и почти в каждом санузле. «Наш клиент понимал красоту зенитных фонарей, смысл освещения комнаты из верхней точки и предлагал сделать даже больше окон в крыше, но нам просто не хватило пространства”, – поясняет архитектор Доменико Бенетти.
Летний дом шведского архитектора Андреаса Ликефорса на острове Каллахсон
Летний дом площадью 40 кв.м. принадлежит семье шведского архитектора Андреаса Ликефорса и находится на острове Каллахсон, где нет автомобилей, и куда можно добраться только на пароме. Домик с двускатной крышей, поднятый на сваях, почти сливается со сказочным лесом. Несмотря на традиционную форму, стены дома состоят почти сплошь из стеклянных распашных дверей, так что сквозь дом просвечиваюют сосны и березы. В аттиковом этаже расположили хозяйскую спальню и лежанки для домочадцев и гостей. Окна VELUX, установленные в крыше над лежанками, позволяют видеть не только небо, но и пейзаж. Они освещают как верхний, так и нижний этаж. По мнению автора и хозяина, свет, попадающий в маленькое пространство со всех сторон, невероятно обогащает его, а закат, который длится в Швеции несколько часов, расцвечивает дом всеми возможными красками.
Семь хижин на колесах на австрийском эко-курорте Мильштеттзее
Семь хижин на колесах на австрийском эко-курорте Мильштеттзее возникли в результате архитектурного конкурса. Хижины расположены вокруг озера, их можно перемещать в зависимости от желания уединиться или быть поближе к людям. Хижины предназначены для парочек, почти полностью от стены до стены их занимает кровать. С самого начала в задание конкурса входил пункт на счет контакта с небом – солнечным, дождливым или звездным – через окна в крыше. Поэтому количество окон VELUX, особенно над постелью, доведено до трех. Чего уж там, смотреть на звезды, лежа в кровати, – прекрасное занятие для современного человека. Тем более, что мобильные телефоны большинство гостей добровольно сдает на хранение сотрудникам курорта ради полного информационного детокса. А для правильного настроя на стене есть отрывок из стихотворения Рильке о звездах, луне и садах («Vergiss, vergiss und lass uns jetzt nur dies”).
Гостевые домики для лыжников в Альпах
Гостевые домики для лыжников (cabinski – лыжные кабинки) были задуманы двумя друзьями, фанатами горнолыжного катания, чтобы превратить свое хобби в доходный бизнес. Тим и Крис нашли в Альпах, в Монтафоне землю, которую можно было взять в аренду на 25 лет и построить там временные павильоны. Их единомышленниками оказались молодые архитекторы из бюро Cabin One, получившие от Тима и Криса свой первый крупный заказ. Десять домиков, соединенных по два, несмотря на инновационный вид, имеют скатные крыши и облицованы темным деревом (таковы правила строительства в данной местности). Торцы у домиков стеклянные, в интерьере ценен каждый сантиметр, а для дополнительного освещения в крыше сделаны окна VELUX. Расположены окна прямо над кроватями, а те, в свою очередь, подняты на полати. Архитекторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы с кровати были видны горы и облака, а не кровать в соседнем домике, и благодаря окнам VELUX они своей цели добились. По словам владельцев, кабинки на Монтафоне имеют большой успех в реальности и в инстаграме. Вокруг них высажены деревья, и через 25 лет, когда кабинки придется демонтировать, ни одно дерево не пострадает. Такова часть экологической концепции владельцев и архитекторов.
Модульный доме Scout-house, Россия
Отечественный опыт маленьких домов, не являющихся капитальным строительством, растет с каждым годом, а в них без окон в крыше невозможно добиться комфортного освещения. Например, казанский архитектор Алина Калина в тандеме со строителем Ниязов Гараевым в своем модульном доме Scout-house применяет зенитные окна постоянно. Во-первых, Scout-house перевозят по дорогам общего пользования, а значит, у дома есть ограничения по высоте. В одном из вариантов дома лежанка в интерьере располагается над заниженным санузлом, пространство над кроватью небольшое, и окно над ней жизненно необходимо. Зенитное окно-фонарь, по мнению Нияза, из любого тесного угла делает супер-пространство, поэтому стоит использовать его как можно чаще. Кроме того, окно нужно для проветривания, а из лофта Скаут-хауса через окно можно выйти на крышу. Очевидно, что зенитный фонарь украсит и столовую, увеличит объем и освещенность кухни, хотя, казалось бы, он необязателен, так как рядом есть панорамное окно. Здесь вступает в силу принцип Кристофера Дэя: несколько источников света – и интерьер оживает.