Сила света

Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

25 Октября 2018
Интерьер Дизайн Архитектура Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании VELUX (Велюкс) на Архи.ру
Контакты:
Центральный офис ВЕЛЮКС
в России: Москва,
ул. Нижняя Сыромятническая,
(ARTPLAY) 10 строение 2 (этаж 8),
Тел.: Москва (495) 640-87-20
Бесплатная линия в регионах:
8-800-200-7520
Международный студенческий конкурс IVA 2018 проходит уже в восьмой раз. В этом году участники работали с дневным светом, «переосмысливая его значение в архитектуре как источника энергии и жизни».

В конкурсе было две номинации: «Дневной свет в зданиях» и «Исследования дневного света». Для каждой выбрали региональных победителей: пять и четыре соответственно. В ноябре они представят свои проекты на Всемирном фестивале архитектуры в Амстердаме, где будут присуждены два гран-при.

Всего в конкурсе участвовало 600 заявок из 250 архитектурных учебных заведений 58 стран. Жюри отметило, что вместо эффектных wow-проектов, которые приходили в предыдущие годы, нынешние студенты предлагают вполне реальные решения глобальных и не очень проблем современности: бедности, климатических изменений, здоровья, качества жизни.

В регионе Восточная Европа и Ближний Восток в обеих номинациях победу одержали участники из России. Оба проекта – от студентов Казанского государственного университета архитектуры и строительства, который предоставил победителя и в прошлый раз.
***
Номинация «Дневной свет в зданиях»

Восточная Европа и Ближний Восток
«Фокусы с формами света»
Анастасия Маслова, преподаватель Ильнар Ахтямов
Казанский государственный университет архитектуры и строительства

Жюри конкурса IVA 2018: Rick Joy, Carme Pigem, Sasa Begovic, Li Hu, Martin Pors Jepsen © Изображение предоставлено VELUX
Проект «Фокусы с формами света» © Анастасия Маслова, изображение предоставлено VELUX

В своем проекте-манифесте Анастасия Маслова рассуждает: солнечного света так много, а здания все равно освещены недостаточно, как же строить, чтобы получить максимум дневного света? Она предлагает изменить традиционные прямоугольные формы зданий на более округлые. В проекте представлены альтернативные типологии, которые увеличивают проникновение естественного света, а также исследуются тени, сбрасываемые зданиями. Жюри надеется, что этот проект вдохновит других студентов не бояться своих амбиций, быть немного бунтарями и задаваться вопросами, даже если на них нет сиюминутных ответов.



Западная Европа
«Добираясь до света»
Joana Robalo, João Umbelino, Ana Ázar, António Lopes, Miguel Pedro
Университет Эворы, Португалия


В португальском регионе Алентежу холодная зима и особенно жаркое лето. Из-за этого сформировалась особая архитектура: узкие улочки, толстые стены, замкнутые пространства и маленькие окна. Со временем в домах за ненадобностью были перекрыты дымоходы. И так темные помещения остались без вентиляции и достаточного уровня влажности. Чтобы привнести в дома больше воздуха и естественного света, авторы проекта предполагают простое, но эффективное решение – дать дымоходам функцию световых каналов.
Проект «Добираясь до света» © Joana Robalo, João Umbelino, Ana Ázar, António Lopes, Miguel Pedro, изображение предоставлено VELUX

Северная и Латинская Америка
«Разжижение света»
Ziqi Chen, Shuaizhong Wang и Zeyu Liu
Университет штата Вирджиния, США


Город Кубер-Педи, расположенный на юге Австралии, часто называют опаловой столицей мира. Из-за экстремальных летних температур и очень низкой влажности его жители проводят большую часть времени в «землянках»: даже рестораны и церкви располагаются в «подземельях». Это помогает справиться с жарой, но остается проблема с нехваткой воды и скудным освещением. Авторы проекта предлагают делать в потолках помещений подобие трубы со стеклянными шариками, которые закрывает акриловая крышка. Ночью она открывается, водяной пар конденсируется и образует капли. Днем крышка закрывается, свет проходит через стеклянные сферы и воду и преломляется в разноцветные лучи, которые скрашивают подземелье. Эту технологию авторы позаимствовали из природы самого опала.
Проект «Разжижение света» © Ziqi Chen, Shuaizhong Wang и Zeyu Liu, изображение предоставлено VELUX

Азиатско-Тихоокеанский регион
«Мой покойный родственник в луче света»
Qi Wang, Jingkai Chen и Peilin Yin
Циндаоский Университет науки и технологии, Китай


В Китае существует культ предков: люди поклоняются им во время различных праздников и в День памяти. Чтобы сохранить эту традицию в современных мегаполисах, где нет и клочка свободной земли, авторы предлагают строить кирпичные колумбарные стены в нижней части высоких общественных зданий. Солнечный свет, проходя через отверстия во внешних стенах, освещает каждую ячейку в определенное время дня смерти погребенного – исходя из подсчетов угла падения солнца в течение дня и времени года.
Проект ««Мой покойный родственник в луче света»» © Qi Wang, Jingkai Chen и Peilin Yin, изображение предоставлено VELUX

Африка
«Павильон Света»
Fatai Osundiji и Emmanuel Ayo-Loto
Университет имени Обафеми Аволово, Нигерия


В Африке люди, лишившиеся дома, исчисляются миллионами, многие вынуждены жить в специальных лагерях. Проект предлагает простой в сборке павильон, сделанный из местных дешевых материалов: бамбука, использованных шин и земли. Павильон Света – по сути простейшее укрытие от солнца, которое может служить местом встречи, школьным классом или игровой площадкой. Крыша из бамбука окрашена фотолюминесцентной световой краски, которая днем «заряжается» солнечным светом, а ночью красиво светится.
Проект «Павильон света» © Fatai Osundiji и Emmanuel Ayo-Loto, изображение предоставлено VELUX
Номинация «Изучение дневного света»

Восточная Европа и Ближний Восток
«Облако полярного света»
Анна Борисова, Камилла Ахметова, преподаватели Ильнар и Резеда Ахтямовы
Казанский государственный университет архитектуры и строительства

Проект «Облако полярного света» © Анна Борисова, Камилла Ахметова, изображение предоставлено VELUX

В городах с полярной ночью, большую часть времени погруженных в темноту, живет около миллиона человек. К такой повседневности сложно привыкнуть: отсутствие солнечного света крайне негативно сказывается на здоровье и качестве жизни. Во время полярной ночи снижается иммунитет, возрастает метеочувствительность, обостряются хронические заболевания, нарушаются биоритмы – и это далеко не полный список последствий. Существующая городская система освещения помогает мало: фонари дают неестественный оранжевый свет на высоте пять метров.
Задумка авторов довольно смелая: с помощью системы зеркал, установленных на различных летательных аппаратах, направлять солнечные лучи из космоса в облака над городом, чтобы создать почти реалистичный рассвет и мягкий свет в течение дня.


Западная Европа
«Прикрыть, чтобы обнаружить»
Brice Lemaire, Xiaolan Vandendries и Julien Obedia
Левенский католический Университет, Бельгия


Опустынивание затрагивает 25% материковой поверхности. От этой проблемы страдает в том числе регион Альмерия в Испании. Чтобы преобразить эти пугающие и покинутые территории, студенты создают что-то вроде технологичного арт-объекта. Специальную сетку-вуаль удерживают на высоте в несколько метров огромные гелиевые шары. Сетка собирает влагу из тумана, росы и дождя, благодаря чему почва и экосистема постепенно регенерируются. Кроме того вся эта установка создает эффектную «сценографию» из светлого и теневого пейзажа, который меняется в течение дня.
Проект «Прикрыть, чтобы обнаружить» © Brice Lemaire, Xiaolan Vandendries и Julien Obedia, изображение предоставлено VELUX

Северная и Латинская Америка
«Дневной свет для воды»
Stepehn Baik, Abubakr Bajaman и John Nguyen
Университет Торонто, Канада


Канадские студенты тоже предлагают использовать тепло солнечного света, чтобы извлекать влагу их воздуха и превращать ее в пригодную для использования воду. Это можно сделать благодаря богатым углеродом наностержням, плотно соединенным в кластерные ячейки. При низком уровне влажности вода задерживается в ячейках и постепенно накапливаться. Если влажность повышается, стержни вытесняют воду, превращая ее в туман. Сужающаяся книзу форма позволяет каплям воды стекать вниз и быстрее накапливаться. Такая система позволит возродить засушливые районы, где дожди испаряются, не успев достигнуть земли. Дальнейшая проработка технологии может помочь очищать воду.
Проект «Дневной свет для воды» © Stepehn Baik, Abubakr Bajaman и John Nguyen, изображение предоставлено VELUX

Азиатско-Тихоокеанский регион
«Путь к Свету»
Yuhan Luo, Di Lan, и Yusong Liu
Тяньцзиньский Университет, Китай


Из-за отсутствия дорог и электричества в горных деревнях Китая добираться до школы и обратно – не простая и даже опасная задача для детей, особенно если возвращаться приходится в темноте. Но картину полностью меняет немного дешевого флюорита, месторождения которого есть во всех провинциях Китая. Если его встроить в дорожки, яркие камни будут светиться несколько часов ночью после того, как днем напитаются светом, создавая по-настоящему волшебный пейзаж. Камень можно почти не обрабатывать – это удешевит технологию, что будет экономически оправдано для бедных сельских районов.
Проект «Путь к свету» © Yuhan Luo, Di Lan, и Yusong Liu, изображение предоставлено VELUX


Поставщики, технологии

25 Октября 2018

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.