Грани света

Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

27 Апреля 2020
Архитектура Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании VELUX (Велюкс) на Архи.ру
Контакты:
Центральный офис ВЕЛЮКС
в России: Москва,
ул. Нижняя Сыромятническая,
(ARTPLAY) 10 строение 2 (этаж 8),
Тел.: Москва (495) 640-87-20
Бесплатная линия в регионах:
8-800-200-7520
Многофункциональный комплекс GRANI – один из удачных примеров современной реконструкции и застройки в исторической части Петербурга, успех которого обеспечили нестандартные архитектурные решения, предложенные Институтом Территориального Развития, а также высококачественные материалы, в числе которых – мансардные окна Velux, с помощью которых помещения здания в плотно застроенном районе получили не только достаточное количество естественного света, но и красивые виды.

МФК GRANI располагается на Петроградской стороне, в квартале, ограниченном улицами Большая Зеленина и Корпусная. В этой части города архитектурная среда разнообразна и часто не по-петербургски дискретна: доходные дома XIX века перемежаются с корпусами краснокирпичных фабрик, конструктивистских заводов и типовой застройкой середины прошлого века. Немало здесь и современной архитектуры, которая заполняет лакуны: в соседних с рассматривамым участком кварталах построен ЖК «Мендельсон» по проекту бюро Intercolumnium, рядом с Левашовским заводом возводится ЖК Futurist бюро Евгения Герасимова, узнаваем стал ЖК «Дом Люмьера» мастерской «Витрувий и сыновья».

Комплекс Grani – еще одна «инъекция» современной застройки в ткань Петроградского района. Он состоит из трех корпусов, два из которых, реконструированные, выходят на разные улицы, а третий, совершенно новый, соединяет их через двор жилого квартала. Получившийся сложный гибрид – плод работы над слоями истории, нормами и контекстом.
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития

Очевидно, что вписать новое здание в пространство двора – задача не из простых. Чтобы не лишить никого из жильцов дневного света, специалисты Института Территориального Развития воспользовались возможностями BIM-проектирования. С помощью инсоляционного скрипта в редакторе Grasshopper архитекторы получили «глыбу» – массу будущего здания, которая не затеняла бы окна соседних домов. Затем отсекли лишнее, организовали внутреннее пространство и коммуникации. Получилось «экологичное» по отношению к окружению здание с переменной этажностью и интересным силуэтом: удачный пример взаимодействия машины и человека, когда параметрическое моделирование изначально используется не для дизайна фасада, а как инструмент анализа, но результат все равно имеет художественный потенциал.
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития

Итак, ломаные линии, сложная кровля и в целом конфигурация корпуса, в котором разместится апарт-отель, – это ответ на инсоляционные нормы. Экспрессивной кровле, благодаря которой все здание приобрело запоминающийся образ, противопоставлены лаконичные фасады, выполненные в светлой штукатурке, «понятной» соседним домам. Еще один плюс получившейся структуры – разнообразие внутренних пространств: в отеле есть номера с террасами, застекленными балконами, лоджиями, особенно широкий ряд типологий, по вышеупомянутым причинам, возник в мансардном этаже. Чтобы в достаточной степени обеспечить эти помещения естественным светом, архитекторы обратились к компании Velux, ведущему производителю мансардных окон.

Специалисты помогли подобрать оптимальный для данного объекта тип окна – классический. Эта модель с рамой из клееной сосны, которая отрывается по центральной оси, – одна из самых продаваемых в широком ассортименте Velux. Поскольку ручка располагается сверху, открывать такое окно удобно даже в том случае, если под ним установлена мебель – подходящее решение для рабочей зоны. Ручка совмещена с воздухообменным клапаном, поэтому проветривать комнату можно при закрытом окне, оберегая тишину. Компания Velux также подготовила узлы и детальную спецификацию, провела надзор за установкой окон.
  • zooming
    1 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский

Два кирпичных здания на Корпусной улице, в которых теперь размещаются офисы, строились для фабрики платочно-вязальных изделий товарищества «Конради и Энгель» на рубеже XIX-XX веков. В советское время их отдали заводу «Электронприбор» и надстроили.

Надстройку хотели заменить контрастным современным объемом, но пришлось «клонировать» архитектуру исторических этажей и добавить двухуровневую мансарду, поскольку, по словам главного архитектора Института Елены Мироновой, в городе принципы Афинской хартии почему-то не всегда поддерживаются. Чтобы акцентировать границу старого и нового, а также сохранить цельность корпуса и избежать новодельного эффекта, использовали три вида реставрационного кирпича, который везли из Бельгии и Эстонии. Несмотря на то, что здание потеряло аутентичную форму, работа с подлинностью материала вызывает уважение – в этом проекте имеет место именно реставрация: с расчисткой исторической кладки и тщательным подбором нового материала. К сожалению, в нашем городе это все еще редкий случай восстановительных работ, особенно, когда речь идет о зданиях, которые не имеют охранного статуса.

Компания Velux и здесь сыграла важную роль: для создания ритма и гармонии с фасадным остеклением в мансардах применялись не традиционные отдельно стоящие окна, а комбинации модулей разных размеров, собранных в единый блок.

Также здесь применялось другое, довольно редкое для петербургской реконструкции решение: оконный блок из совмещенных мансардного и фасадного элементов. Благодаря такой комбинации помещения получили не только верхний свет через наклонное окно в кровле, но и хороший обзор. Фасадный элемент крепится непосредственно к фасадному окну, что минимизирует ширину импоста и создает ощущение единой светопрозрачной конструкции.
  • zooming
    1 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский

Корпус на Большой Зелениной, типовое здание 1950 года, заказчик также решил реконструировать. Архитекторы поправили пропорции проемов, оставив конструктив, скатную кровлю разобрали и надстроили в рамках высотного регламента. Новый «слой» фасада из клинкера и травертина увязал здание с контекстом улицы, смягчил место примыкания к краснокирпичному соседу. Цвет для «остова», где за штукатурной поверхностью прячется старая советская стена, позаимствовали у доходного дома герцога Николая Лейхтенбергского, расположенного неподалеку.
  • zooming
    1 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский

Название комплекса удачно отражает его суть – он действительно получился многогранным и многослойным как визуально, так и функционально: помимо апарт-отеля и офисов здесь вскоре появится фитнес-центр, на первых этажах открываются магазинчики и кафе, благоустроенный двор открыт всем жителям города.

Поставщики, технологии

27 Апреля 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.