Цветная глазурь на фасадах: от Вавилона до Гауди и дальше

Поливная керамика в архитектуре: древний, но по-прежнему актуальный материал.

Реклама
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Глазурь – пленка обожженного цветного или прозрачного стекла, – красивое и прочное украшение не только для вазы или камина, но и для фасада здания. За две с половинной тысячи лет истории ее использования в архитектуре цветную глазурь то забывали, то, напротив, делали ее основным приемом, покрывая поливным кирпичом или изразцами, как ковром, все стены – или же экономно инкрустируя здания притягательными полихромными деталями. Красивая и прочная, архитектурная глазурь была и, вероятно, всегда будет признаком особого ремесленного качества, почти фантастических возможностей «архитектурной картины», – и легкого консерватизма, что, впрочем, не мешает современным архитекторам использовать ее в своих экспериментах. 
***

Первый пример глазурованной керамики – фрагменты небесного свода, купола из поливных сине-голубых плиток, найдены в ступенчатой пирамиде Джоссера (построена около 2560 г. до н. э.). На фасадах же поливную глазурь начали использовать в Месопотамии, на две тысячи лет позднее. Знаменитые ворота Иштар и ведущие к ним стены Дороги процессий были покрыты синими глазурованными кирпичами и украшены цветными барельефами львов, быков и сиррушей – существ с головой змеи, ногами льва и грифона. Построенные в 575 году до н.э., в правление царя Навуходоносора II, они были найдены в начале XX века археологом Робертом Колдевеем и восстановлены в Пергамском музее в Берлине.

Технология производства вавилонских поливных кирпичей была такой: рельефы вырезали на кирпиче, который изготавливали, погружая глиняную массу в специальные деревянные формы. Подсушенные кирпичи покрывали жидкой глазурью и обжигали в печах. Синий, желтый и другие колеры получали добавлением в бесцветную глазурь различных металлов. Стекловидное покрытие было достаточно объемным – 10 мм и настолько прочным, что поверхность ворот сохранилась от повреждений и влаги на протяжении веков. К сожалению, легендарной Вавилонской башне повезло меньше, сырцовые кирпичи были размыты наводнениями и уничтожены временем. Однако по сохранившимся фрагментам святилища башни видно, что и оно было украшено небесно-голубой глазурованной керамикой.

Керамисты Ближнего Востока экспериментировали не только с оттенками, но и со способами нанесения узоров и глазури. В период Абассидов, второй династии арабских халифов (750-1258 гг.) стали появляться изделия с подглазурным орнаментом. Мастера прорезали узор сквозь тонкий слой жидкой глины – ангоб, который наносили до обжига. Другой способ украшения керамики – технику полихромной надглазурной люстровой росписи тоже придумали на Востоке, в Сирии, а рубеже 8-9 веков. Люстр – легкоплавкий красочный состав, обладающий металлическим золотистым или красноватым отблеском с эффектом иризации, стал любимым украшением фасадов дворцов и интерьеров резиденций арабских халифов.
Изразцовый декор был популярен в исламском искусстве: от Центральной Азии до Индии, от Ирана до Испании. Орнамент, смешиваясь с арабской вязью, покрывает стены, арки и купола сплошным тонким узорчатым ковром, дематериализуя здания и акцентируя их главную цель как носителей божественного слова и образа райского сада – не случайно был популярен бирюзовый цвет небесной глазури. Некрополь Шахи-Зинда в Самарканде создан художниками и архитекторами, которых знаменитый завоеватель Тамерлан собрал во время своих походов.
Долгое время основным типом декоративной архитектурной керамики был глазурованный лицевой глиняный кирпич. Но в XII веке появился так называемый фриттовый фарфор. Основой его состава была фритта – смесь песка, соды, поташа, селитры и кварца; глины добавляли на удивление мало, всего 10-20% общей массы. Такой тип глазурованной керамики был особенно распространен в Египте, Сирии, Ираке, Иране, Анатолии (позднее и в Европе). А широкую известность он получил благодаря художникам-керамистам из турецкого города Изник, которые создавали великолепный бело-синий, а затем и полихромный «изникский фарфор».
Впечатленным керамикой Востока, но не знавшим ее секрета европейцам пришлось создавать собственные способы производства. Так в XV веке появилась майолика (название которой происходит от острова Майорка, откуда к европейцам попадала керамика иранских мастеров). Итальянская майолика – это плитки из белой или серой глины, пористый черепок которых покрыт двумя слоями глазури. Первый слой, непрозрачный, с высоким содержанием олова, позволял расписывать поверхность яркими красками по его сырому фону. Затем наносили прозрачный слой свинцовой глазури и обжигали при тысячеградусной температуре. Технология была очень похожа на ту, которая применялась на Востоке при изготовлении фриттового фарфора, но все же была изобретена самостоятельно. Лучшие ее образцы – цветные рельефы флорентийца Лука дела Роббиа.
Русская архитектура начала знакомство с цветной глазурью с поливных плиток, которыми выстилали полы в храмах, и глазурованной «муравленой» (то есть зеленой, как трава для получения такого цвета использовались окислы меди) черепицы крыш. Первый пример цветных плиток на фасадах – Борисоглебская (Коложская) церковь конца XII века в Гродно (сейчас Белоруссия), остались редкостью, так как развитие поливного декора начинается только в период позднего средневековья – и не исключено, что любовь к декоративной керамике привили в XVI веке итальянские мастера. Так или иначе, фрагменты керамических декоративных карнизов с прозрачной золотистой глазурью и совершенно ренессансным североитальянским декором были найдены при исследовании великокняжеского дворца, построенного для Ивана III итальянцем Алоизио да Карезано. Поливными керамическими плитками и покрытыми глазурью керамическими шарами украшен собор Покрова на Рву (туристам более известный как «храм Василия Блаженного»); похожий декор встречаем на шатрах (несохранившейся) церкви Троицкого подворья в Кремле и церкви Покрова в Медведкове, построенной в вотчине освободителя Москвы князя Дмитрия Пожарского, в 1630-е годы. В остальном русские церкви первой половины XVII века украшали обильно, но – как правило печными изразцами, чья глубокая пустотелая румпа прекрасно встраивалась в массу кирпичной кладки. Муравленые, желтые, а также красные (без поливы) изразцы часто снабжали изображением двуглавого орла или цветочным орнаментом, но иногда – как например в церкви Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры, – там появляются сцены сражений, впрочем небольшие и не слишком умело исполненные.

Настоящий расцвет изразцового декора в русской архитектуре начинается с периодом патриаршества Никона, который призвал для реализации своих амбициозных, как сейчас бы сказали, проектов, польских и белорусских мастеров. В новых керамических мастерских на Валдае и Истре работали выходец из Литвы Петр Заборский и белорус Степан Иванов (Полубес). В Новом Иерусалиме они создали пять ордерных изразцовых иконостасов, наличники окон, керамические порталы, декоративные пояса, надписи. После низложения Никона, Петр Заборский продолжил работу в мастерской в Истре, а Иванов-Полубес и Максимов переехали в Москву, где с тех пор и до петровского времени полихромный изразцовый декор стал особенно популярен.
Крутицкий теремок – один из шедевров русского изразцового декора, полностью, включая стены, декоративные колонны, наличники окон, покрытый многоцветно керамикой, созданной в мастерской Степана Иванова. В общей сложности для «Теремка» (на самом деле это монастырские святые ворота) потребовалось около двух тысяч изразцов.

В XVIII веке фасадная керамика утрачивает популярность, но с триумфом возвращается через двести лет, чтобы стать одним из самых ярких приемов стиля модерн (арнуво, сецессион и пр. – любовь к майолике была свойственна разным его течениям практически во всех странах Европы). Модерн не ограничивается керамическими вставками, создавая гигантские цветные рельефные панно. В России эскизы для многих из них делал Михаил Врубель, он же экспериментировал с майоликой в своей мастерской в Абрамцево.
В Испании цветной фасадной керамикой увлекался, как известно, Антонио Гауди, который также использовал ее повсеместно, от фасада до скамейки. В знаменитом Доме Висенса (Casa Vicens) Гауди с помощью керамики «проявляет» рельефный узор, покрывающий постройку, как ажурная накидка (http://www.flickr.com/photos/ishot71/6279915944/). Используя плитку, архитектору удалось вдохнуть жизнь в самый банальный доходный дом (дом Бальо (1904-1906 гг.), который с помощью новой отделки превратился в «гигантского каменного дракона».
Помимо майолики в период модерна получает новую жизнь глазурованный кирпич и поливная плитка, – материал, ранее надолго забытый, а тут, в числе прочего и благодаря новым фабричным технологиям, – показавший все свои выгодные стороны. Именно глазурованная плитка снабдила многие здания начала XX века благородным глянцевитым блеском и продлила жизнь их фасадам, которые легко узнать на любой из европейских улиц.

Позднее, в XX веке технология производства глазурованного кирпича продолжала развиваться, хотя уступая в популярности модному металлу и бетону. Сейчас глазурованная керамика становится все более популярна – не только в свете тяготения современной нам архитектуры к облегченной версии сдержанного консерватизма, но и – благодаря новым возможностям для экспериментов с формой, которые открывает этот древний, надежный, но не устаревший декоративный материал.

Большой ассортимент современного глазурованного кирпича английского и европейского производства, в том числе и глазурованную кирпичную фасонку для сложных проектов, можно заказать в компании Кирилл на Беговой.

Поставщики, технологии

21 Июля 2014

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.