Основным трендом в проектировании аэровокзалов сейчас выступает их максимальная прозрачность: архитекторы стараются «убрать» стеклянную стену, чтобы раскрыть перед пассажирами захватывающую картину взлетающих и садящихся самолетов. С этой целью проектировщики стремятся к максимальной нейтральности цветопередачи, когда остекление словно исчезает, позволяя пассажирам видеть окружающий мир без искажений.
Одновременно набирает популярность тренд на крупноформатные решения, создающие эффект бесшовных стеклянных лент, которые визуально растворяют границы между интерьером и экстерьером. С этой целью используются стекла сверхгабаритного и джамбо – формата, позволяющие сделать эффект цельностеклянной стены еще более впечатляющим.
Впрочем, ключевым фактором при выборе остекления остается энергоэффективность: ради потрясающих видов пассажирам не должно быть слишком жарко или слишком холодно вне зависимости от климата региона. Сегодня это достигается не за счет компромиссов в эстетике, а благодаря технологиям магнетронного напыления. Современные многофункциональные стекла способны пропускать максимум дневного света, одновременно отсекая тепловое излучение – решение, которое критически важно для зданий с огромными остекленными площадями.
Безопасность и звукоизоляция также эволюционируют. Стандартом для остекления аэропортов становится многослойное стекло (триплекс), которое не рассыпается при повреждении и защищает пассажиров от осколков. Триплекс-стекла могут быть оснащены звукоизоляционными пленками, способными снижать авиационный шум до комфортных показателей. При этом каждый регион диктует свои особенности – от мультифункциональных двухкамерных пакетов в сибирских аэропортах до высокозеркальных солнцезащитных стекол на юге России.
Балансировка естественного света и энергоэффективности
Терминалы столичных аэропортов – гигантские сооружения с интенсивным пассажиропотоком, при котором важно найти баланс между энергоэффективностью и комфортом пассажиров. Как подчеркивает Мария Губанова, менеджер архитектурных проектов компании по Москве, этот показатель критичен для аэропортов, где огромные площади требуют больших энергозатрат.
Мария Губанова, менеджер архитектурных проектов по Москве
В терминалах B и C аэропорта Шереметьево применяется стекло HP Neutral 50/32. Цифры в названии имеют конкретное значение: 50 – коэффициент светопропускания, показывающий количество света, которое пройдет через стекло; 32 – солнечный фактор, или количество жары в процентах, которое попадает в помещение. Чем меньше вторая цифра, тем лучше солнцезащитные свойства.
Аэропорт Шереметьево терминал B
Фотография © Ларта Гласс
Для сравнения, в аэропорту Уфы использовалось голубоватое стекло HP Royal Blue 38/31, которое придало зданию характерный оттенок по задумке архитекторов. Полностью просветленное стекло в настоящее время применяют пока только для внутренних перегородок. Примером может послужить новый аэропорт Томска.
Аэропорт в Уфе им. Мустая Карима
Фотография © Ларта Гласс
В архитектуре новых аэропортов применятся термоупрочненный триплекс, созданный из двух стекол, соединенных несколькими слоями полимерной пленки по принципу лобового стекла автомобиля, что исключает риск выпадения человека и защищает от осколков при разрушении стекла. Также триплекс обеспечивает защиту помещения от УФ-излучения, предотвращая выгорание предметов интерьера.
Новый терминал Внуково оснащен стеклом HS Neutral 62/34 HT. В составе применённого однокамерного стеклопакета – наружный и внутренний триплекс со специальной звукоизоляционной плёнкой. Такое конструктивное решение обеспечивает уровень шумоизоляции, сопоставимый с двухкамерным стеклопакетом.
HS Neutral 62/34 HT – это низкозеркальное стекло с хорошим соотношением солнечного фактора и пропускания света. Низкая зеркальность большинства аэропортов связана с необходимостью минимизации бликов, мешающих пилотам при взлете и посадке.
Аэропорт «Пулково». Новый терминал
Фотография ©
Юрий Молодковец / предоставлено Grimshaw Architects
Кирилл Королев, менеджер архитектурных проектов в СЗФО
В аэропорту Пулково используется стекло HP Neutral 60/40 с одним триплексом. В новых очередях строительства в зенитных фонарях применяется более темное стекло HP Silver 35/26, чтобы минимизировать нагрев помещения при прямом и продолжительном попадании солнечных лучей.
Большие форматы
Аэропорт Толмачево в Новосибирске известен своим эффектным архитектурным решением с применением стекла формата «джамбо» (до 6 метров), что позволило минимизировать стойки и создать эффект бесшовного фасада. Новый терминал напоминает «ленту» из стекла длиной более 300 метров.
Большие форматы позволяют создавать эффект витринного остекления, но требуют усиленных несущих систем – чаще из стали. Кроме того, для уменьшения линзования (прогиба стекла) использовано внешнее многослойное стекло 12.10.4 (12 – толщина внешнего стекла, 10 – толщина пленки, 4 мм – толщина внутреннего слоя стекла). Это решение позволяет также соблюсти высокие требования к звукоизоляции (48 дБ). Звуковая волна, проходя через разнотолщинные стекла и пористую пленку, меняет длину и затухает, уменьшая уровень шума.
Терминал С аэропорта Толмачево в Новосибирске
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
В данном проекте использованы стекла LartaPro серии High Selective с двойным серебром. Подобные высокоселективные стекла помогают поддержать комфортный климат круглый год: летом помещение не перегревается, а зимой стекло с напылением не позволяет теплу уходить. Магнетронное напыление с использованием серебра и других металлов позволяет достичь высоких показателей энергоэффективности. Так, слой серебра в 80 000 раз тоньше человеческого волоса работает как «термос», сохраняя тепло.
Терминал С аэропорта Толмачево Новосибирске
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
Если на фасаде использовано стекло HS Neutral 70/41, то для зенитных фонарей в Толмачево выбрано стекло с улучшенным солнцезащитным фактором HS Neutral 51/28. Требования к безопасности фасадных стекол предусматривают закаленное внешнее стекло и триплекс для внутреннего слоя. Теплотехнические нормы для фонарей менее строгие, что позволяет использовать однокамерные пакеты.
Технологии стекла для высокой солнечной активности
Для аэропортов юга используются стекла более темных оттенков с пропусканием света не более 50%. С учетом яркого южного солнца такие показатели комфортны для пассажиров. Так, аэропорт Сочи, строившийся к Олимпиаде-2014, остеклен HP Silver 43/31. Данный тип стекла, зарекомендовавший себя в южном регионе, также используется на фасаде Международного аэропорта в Грозном.
В терминале В аэропорта имени Петра I в Воронеже применялось стекло LartaPro HP Neutral 60/40, достаточно универсальное решение для различных климатических зон.
Аэропорт Сталинград в Волгограде
Фотография © Ларта Гласс
Проблема солнцезащиты актуальна и в континентальном климате с жарким летом. Например, в аэропорту Волгограда используется стекло HP Silver 35/26, обеспечивающее эффективную защиту от солнечного излучения благодаря пониженному солнечному фактору. В аэропорту Казани с этой задачей справляется стекло HS Neutral 62/34 HT.
Международный аэропорт в Ставрополе примечателен использованием керамической печати с изображением бюста Александра Суворова на фасаде.
Иван Гривков, менеджер архитектурных проектов (юг)
Для остекления выбрано стекло HP Silver 35/26, которое служит идеальной подложкой – благодаря высокой зеркальности оно помогает подчеркнуть контуры и сделать рисунок более выразительным. Высота арочных светопрозрачных конструкций составляет 11,5 метров, что потребовало особых технических решений для обеспечения безопасности и долговечности остекления.
Особенности остекления в суровом климате
В отличие от южных проектов, где акцент делается на солнцезащиту, в аэропортах Сибири и Дальнего Востока чаще используются двухкамерные стеклопакеты с энергосберегающими свойствами. В Сибири светопрозрачная конструкция по теплотехнике сопоставима со стеной в два кирпича. Это достигается за счет комбинации мультифункциональных стекол и теплого профиля.
В аэропорту Хомутово Южно-Сахалинска используется стекло HP Silver 35/26, адаптированное к особенностям островного климата с его переменчивыми погодными условиями.
Аэропорт в Томске имени Николая Камова
Фотография © Святослав Соболев / предоставлена Архитектурное бюро ASADOV
В холодных и солнечных регионах особое значение приобретает защита от солнечного излучения. Так, в аэропортах Томска и Улан-Удэ применяются стеклопакеты с солнечным фактором ниже 40% – даже зимой низкое солнце может вызывать перегрев помещений, что приводит к ощутимому дискомфорту для пассажиров и персонала.
В аэропортах Мурманска и Магадана используется универсальное стекло HP Neutral 60/40, которое помогает обеспечить комфорт зимой и летом, сочетая солнцезащиту и теплосбережение. В Мурманске за счет специальной подсветки и среднего уровня зеркальности стекла архитекторам удалось добиться эффекта «северного сияния».
Международный аэропорт Хабаровск
Фотография © Ларта Гласс
В аэропорту Хабаровска применяется комбинированное решение – SE Neutral 80 и HP Neutral 60/40 для разных зон терминала, что позволяет оптимизировать энергоэффективность в зависимости от функционального назначения. Наклонный фасад дополнительно усилен триплексом для обеспечения безопасности.
Олег Армбристер, менеджер архитектурных проектов в Сибири
Еще один пример нестандартной геометрии остекления – аэропорт Леонов в Кемерово. Здесь был реализован радиусный фасад, демонстрирующий возможности гнутых стекол, все еще довольно редко встречающихся из-за технологических ограничений переработчиков и высокой стоимости. В проекте применялось стекло SE Neutral 80/58, обеспечивающим высокий уровень светопропускания при сохранении энергоэффективности.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Ларта Гласс
Один из ярких проектов аэропорт Елизово на Камчатке. Авторы проекта вдохновлялись природой Камчатского края: терминал имеет кольцевую форму и похож на кальдеру вулкана.
Никита Попов, менеджер архитектурных проектов на Дальнем Востоке
Для остекления фасада аэропорта Елизово применялось стекло LartaPro SE Neutral 80 – с самым высоким уровнем светопропускания в линейке мультифункциональных продуктов компании. Это оптимальный вариант, чтобы наполнить пространство дневным светом. Основное внимание в проекте уделено именно эстетике: низкозеркальное стекло в Елизово создает эффект сплошной витрины.
В составе стеклопакета применяется специальный триплекс со звукоизоляционной пленкой – решение, которое также используется в гостинице внутри терминала.
Аэропорт Елизово на Камчатке
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
С усложнением проектов и трендом на яркую индивидуальность «воздушных ворот» в разных регионах, от производителей требуется инновационные продукты, включая сверхгабаритное и просветлённое стекло. Larta Glass не просто следует трендам, но задает их, предлагая индивидуальные решения для терминалов с учетом особенностей архитектурной концепции и климата региона. Опыт Larta Glass доказывает, что современные аэровокзалы могут быть одновременно прозрачными, безопасными и энергоэффективными, обеспечивая миллионам пассажиров новый уровень комфорта.