English version

Всех накормить

На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.

mainImg
Архитектор:
Владислав Андреев
Мастерская:
DBA-GROUP https://dba-group.ru/
Проект:
Дом российской кухни: интерьер
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.В. Андреев; ведущий дизайнер В.В. Лебедева; архитектор Я.В. Корнева; 3D-рендеринг М.Н. Хушмамедов; комплектация Н.В. Севастьянова

6.2023 / 10.2023

Заказчик: КРОСТ; А-Проект.К
Ресторатор: RESTART VASILCHUK BROTHERS
Дом российской кухни
Россия, Москва, проспект Мира, 119с66А

4.2023 / 6.2023 — 10.2023
Сейчас на ВДНХ проходит выставка-форум «Россия». Открылась в начале ноября, закончится в апреле; и она очень большая. На территории появилось несколько новых больших павильонов, часть из них, вероятно, временные; также выставка поселилась и в старых павильонах, и в новом капитальном, только что открывшемся, Атоме. Она показывает достижения народного хозяйства громко и ярко, местами ярмарочно, в духе ВДНХ прошлых лет, но с акцентом на новые технологии и медийность. Все светится, сверкает и переливается. На территории много людей, посетителей, групп. 

Всех их надо кормить. 

К открытию выставки Концерн КРОСТ построил, по заказу московского правительства, павильон – ресторанный дворик. Он называется «Дом российской кухни», расположен посередине центральной аллеи, рассчитан на почти 800 посетителей одновременно (482 + 316 на террасе). Построили и спроектировали павильон в рекордные сроки – за 5 месяцев с июня до октября, со всей начинкой, декором, и заселением. Ну, и еще одна цифра – авторы проекта выпустили 300 листов документации за один месяц. 
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ: здание, 01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ: здание / проект
    © А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    План 1 этажа. Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    План 2 этажа. Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Пожалуй, на такое способна только компания КРОСТ, ранее показавшая рекорды скоростного проектирования и строительства в парке Зарядье, и кроме того реализовавшая дом-трубу Сергея Кузнецова в Никола-Ленивце с ее непростой консолью быстро, целиком и к сроку. 

«Благодаря развитию промышленно-строительного комплекса России мы сегодня имеем уникальную возможность продолжить традиции великих зодчих СССР, дополняя архитектурный ансамбль таких знаковых мест нашей страны как ВДНХ, – отмечает генеральный директор концерна «КРОСТ» Алексей Добашин, – это большое профессиональное счастье, – работать над такими проектами. Весь наш коллектив – строители, которые день и ночь трудились на стройке, заводчане, которые производили индустриальные изделия, и, конечно, архитекторы и дизайнеры – бесконечно благодарны за оказанное нам доверие».

Проектировали «Дом русской кухни» два бюро: за собственно здание отвечает дочернее бюро КРОСТа А-Проект.К, а над интерьером работали архитекторы DBA-GROUP Владислава Андреева – уверенные профессионалы в области общественных интерьеров, в том числе кафе и ресторанов, – в частности, они работали для сети «Чайхана №1» братьев Васильчуков, чья компания Restart Vasilchuk Brothers занималась функциональным наполнением нового фудкорта на центральной аллее. 

Над интерьером первого рестромаркета ВДНХ, в здании, спроектированном Ареснием Леоновичем, тоже работали DBA-GROUP. «Дом русской кухни» – следующий шаг по пути развития гастрономической части выставки. Он несколько крупнее, двухъярусный, и сейчас в нем целенаправленно собраны локальные кухни разных мест, будь то Татарстан, Якутия или, скажем, Тула.
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чем-то это напоминает всемирные выставки ЭКСПО – в миниатюре, конечно, и тем не менее, там тоже частенько предлагают именно национальные кухни. Помимо того, что на первом этаже собрана коллекция локальных кухонь, в центре установлена сцена, на которой, практически в режиме нон-стоп, сейчас идут презентации разных культур и мест, как правило с песнями и плясками, что шумно, но насыщенно и весело. 

Можно было бы ожидать, что и оформление такого рода гастро-действа, сочетающего перекус с культурно-образовательной программой, будет как у фонтана «Дружба народов» Топуридзе / Константиновского, с символами городов или областей. Но нет – авторов попросили вспомнить о модернистском ВДНХ. А цель попадания в исторический контекст соседних зданий-памятников они себе поставили сами. 
Мы видели свою задачу как двоякую: во-первых, надо было создать универсальное пространство, которое работало бы независимо от смены наполнения после завершения выставки или просто по необходимости. Во-вторых, нам хотелось, чтобы интерьер не был похож на другие фудкорты-«лофты», чья образность и типология весьма узнаваема. Хотелось, чтобы павильон производил какое-то иное впечатление, отличался, чтобы ощущалась его принадлежность ВДНХ как уникальному, во многих отношениях, месту. Ну и наконец, мы совершенно не стремились конкурировать с мастерами старых павильонов ВДНХ. Старались откликнуться, но ни в коем случае не «перекрикивать» – прежде всего, конечно, павильон «Узбекистан», расположенный по соседству.

В сумме, в том числе по результатам всех изменений, произошедших по ходу реализации по объективным и вкусовым причинам, получилось довольно любопытно. Павильон откликается на эклектичность всей ВДНХ в целом, с орнаментами и арками снаружи, жизнерадостным виноградом на пилонах вдоль аллеи и не менее радостными мозаиками в плафонах внутри. 
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ: здание
    Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: фрагмент плафона центральной части
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но чем глубже мы погружаемся в интерьер, тем больше ощущается исполнение того самого «заказа на модернизм», образность советских кафе 1960-х, таких, условно говоря, в которых Никулин мог бы спеть песню про зайцев. Одно нанизывается на другое и сосуществуют они дружелюбно. 

Тут мне бы хотелось начать с самых дальних углов второго яруса, где приютились круглые столы для больших компаний, каждый в окружении довольно внушительного «зимнего сада» из взрослых тропических растений в кадках. 
Дом российской кухни: интерьер, угловая часть
Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В той же стилистике шестидесятых решены стулья по эскизам DBA-GROUP, прямоугольные колонны со ступенчато-волнистым рельефом, которые на периферии пространства преобладают, и особенно – потолок второго яруса, составленный из характерных прямоугольных «ванночек» с лампами в центре – очень похожие можно увидеть, к примеру, в здании ТАСС на Никитском бульваре. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA Group
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут, на верхнем ярусе, зелено и несколько тише, чем внизу, тут можно прогуливаться, поглядывая вниз с балкона, а живые растения и терраццо, из которого сделаны и полы, и столы, и кадки для растений, как-то освежают все. Если добавить к этому, что со второго яруса летом можно будет выйти на террасу – там определенно хорошо. И эффект стилизации шестидесятых вполне ощутим, как будто мы в кино, таком, цветном, но еще не очень ярком. 
  • zooming
    1 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    2 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    3 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    4 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    5 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    6 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    7 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Идею подхватывает еще одна форма – прямоугольника со скругленными торцами, этакого «телевизора», или даже, скорее, радиоприемника: они здесь и в виде рельефа на всех парапетах, и на дверях санузлов – последние, как давно и прочно принято в интерьерах HoReCa, прорисованы тщательно и реализованы старательно. Белая вертикальная плитка, ряды серых раковин, тоже напоминающих терраццо, деревянные двери с ритмичными округлыми проемами. 
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Впрочем авторы интерьера подчеркивают, что в качестве основной объединяющей формы задуман абстрактный фриз над прилавками первого этажа: все они решены в одном ключе, и обведены яркой лентой композиции почти кубистической, вполне в духе 1960-х – 1970-х. Ей вторят мозаики: входного объема, и на стене второго этажа, решенные в том же духе; тему подхватывают рельефы по соседству и даже окрашенные стекла внутренних витражей. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К этой же группе высказываний принадлежат открытые двухмаршевые лестницы с деревянными перилами и ритмичными пятнами «космических» круглых светильников, как будто маркирующих объемы неким шифром. Они хорошо работают в пространстве, балансируя между симметрией расположения и энергией поворота объемов, сложенных почти как оригами из рамок белых стен. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер, лестница
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер, лестница
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом российской кухни: интерьер / проект
© DBA-GROUP

Другое дело центральная часть. Она оказывается внезапно очень стилизаторской. Две лотосовидные колонны – практически как в Луксоре – авторы, по их словам, «подсмотрели» в интерьере какого-то из советских санаториев, но сделали тоньше и стройнее, а потом в процессе реализации верхний пучок сошелся кверху еще плотнее. 

Так в двусветной высокой центральной части появилось «двустолпное» пространство, оно же «зрительный зал» перед сценой; поначалу кажется, что оно было придумано специально для размещения двух колонн. К слову, если не знать о Луксоре, в колоннах в духе выставки можно увидеть какие-нибудь гигантские колосья, обобщенный знак плодородия. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Что это может нам сказать? К примеру, что архитектура советских санаториев, как и архитектура ВДНХ, была довольно лабильной и нередко отступала от чистоты форм в пользу некоего развлекательного элемента, в санатории и ресторане вполне уместного. Или еще – что мы имеем дело с двойным копированием, колонны взяты из уже освоенного контекста, а не напрямую из Египта.

С другой стороны, для авторов интерьера главным здесь было не сходство с Луксором, оно как будто даже прошло мимо и было осознано как неважное, – а попытка сделать колонны стройными и, как следствие, созвучными тонким, чтобы не сказать тончайшим, колоннам перголы павильона Узбекистан. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что две колонны «Дома российской кухни» и передние опоры «Узбекистана» выстроены по одной оси. Нельзя сказать, чтобы это было очевидно изнутри, но, как раз-таки находясь на втором этаже, ось можно выстроить, как минимум взглянув в нужном ракурсе в окно и в атриум павильона. 
Пергола павильона «Узбекистан»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Признаем, данное построение не лишено умозрительности. Заметнее другое: лотосовидные колонны в павильоне фудкорта выглядят такими же неожиданно-удивительными, как и пергола перед павильоном Узбекистана. Но в обоих случаях это такие не лишенные театральности жесты, которые уместны именно на территории ВДНХ. Ее можно определить как WOW-место, рассчитанное на удивление как самоценность, место-аттракцион. Подразумевающее, а может быть даже требующее немотивированного жеста.

Как следствие, и сюжеты могут, будучи однажды заявлены, в этом месте развиваться по внеположным законам. К примеру, плафоны центральной части были первоначально задуманы авторами более похожими на Дейнеку на Маяковской, только с сюжетами из архитектуры Москвы. А стали академическими картинами на темы цветов и птиц, очень яркими и вполне «ВДНХашными», местными по духу. Авторы критически относятся к изменениям – а мне вот, наоборот, нравится: элементы попали в своего рода пластический резонанс, ядро стало более цельным и оно более отчетливо противостоит как «модернистской» периферии верхнего этажа, так и уверенно-современному контуру первого этажа с его яркой лентой. Перепад впечатлений становится более ощутимым. Они такие разные и в то же время родственные. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внешний вид здания, симметричного с орнаментами из просечного металла и золотистым оформлением созвучен нашему времени и в то же время смыкается с эклектичным характером ВДНХ. Получается, что современная интерпретация модернистского интерьера взята в контур арочных окон и в то же время обступает лотосовидные колонны с напоминающими о метро мозаичными плафонами. Павильон как будто впитал не только ярмарочный характер выставки, но и послойное чередование ее истории. Как губка.

Что в данной задаче и при данных обстоятельствах надо признать уместным. 
  • zooming
    1 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    2 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    3 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    4 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
Архитектор:
Владислав Андреев
Мастерская:
DBA-GROUP https://dba-group.ru/
Проект:
Дом российской кухни: интерьер
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.В. Андреев; ведущий дизайнер В.В. Лебедева; архитектор Я.В. Корнева; 3D-рендеринг М.Н. Хушмамедов; комплектация Н.В. Севастьянова

6.2023 / 10.2023

Заказчик: КРОСТ; А-Проект.К
Ресторатор: RESTART VASILCHUK BROTHERS
Дом российской кухни
Россия, Москва, проспект Мира, 119с66А

4.2023 / 6.2023 — 10.2023

19 Февраля 2024

DBA-GROUP, А-Проект.К: другие проекты
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Школа жизни
В Петербурге объявили победителей первой российской премии в области архитектуры и дизайна образовательных пространств. Главный вывод экспертов Martela EdDesign Awards – премия возникла очень вовремя: наконец-то и у нас есть кого награждать.
Простор для обучения
Новое здание частной гимназии в Хорошево-Мневниках – пример архитектуры, ориентированной на новейшие тенденции проектирования школьных зданий. К тому же некоторые технические приемы здесь использованы впервые в России.
Похожие статьи
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.