English version

Всех накормить

На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.

mainImg
Архитектор:
Владислав Андреев
Мастерская:
DBA-GROUP https://dba-group.ru/
Проект:
Дом российской кухни: интерьер
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.В. Андреев; ведущий дизайнер В.В. Лебедева; архитектор Я.В. Корнева; 3D-рендеринг М.Н. Хушмамедов; комплектация Н.В. Севастьянова

6.2023 / 10.2023

Заказчик: КРОСТ; А-Проект.К
Ресторатор: RESTART VASILCHUK BROTHERS
Дом российской кухни
Россия, Москва, проспект Мира, 119с66А

4.2023 / 6.2023 — 10.2023
Сейчас на ВДНХ проходит выставка-форум «Россия». Открылась в начале ноября, закончится в апреле; и она очень большая. На территории появилось несколько новых больших павильонов, часть из них, вероятно, временные; также выставка поселилась и в старых павильонах, и в новом капитальном, только что открывшемся, Атоме. Она показывает достижения народного хозяйства громко и ярко, местами ярмарочно, в духе ВДНХ прошлых лет, но с акцентом на новые технологии и медийность. Все светится, сверкает и переливается. На территории много людей, посетителей, групп. 

Всех их надо кормить. 

К открытию выставки Концерн КРОСТ построил, по заказу московского правительства, павильон – ресторанный дворик. Он называется «Дом российской кухни», расположен посередине центральной аллеи, рассчитан на почти 800 посетителей одновременно (482 + 316 на террасе). Построили и спроектировали павильон в рекордные сроки – за 5 месяцев с июня до октября, со всей начинкой, декором, и заселением. Ну, и еще одна цифра – авторы проекта выпустили 300 листов документации за один месяц. 
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ: здание, 01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ: здание / проект
    © А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    План 1 этажа. Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    План 2 этажа. Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Пожалуй, на такое способна только компания КРОСТ, ранее показавшая рекорды скоростного проектирования и строительства в парке Зарядье, и кроме того реализовавшая дом-трубу Сергея Кузнецова в Никола-Ленивце с ее непростой консолью быстро, целиком и к сроку. 

«Благодаря развитию промышленно-строительного комплекса России мы сегодня имеем уникальную возможность продолжить традиции великих зодчих СССР, дополняя архитектурный ансамбль таких знаковых мест нашей страны как ВДНХ, – отмечает генеральный директор концерна «КРОСТ» Алексей Добашин, – это большое профессиональное счастье, – работать над такими проектами. Весь наш коллектив – строители, которые день и ночь трудились на стройке, заводчане, которые производили индустриальные изделия, и, конечно, архитекторы и дизайнеры – бесконечно благодарны за оказанное нам доверие».

Проектировали «Дом русской кухни» два бюро: за собственно здание отвечает дочернее бюро КРОСТа А-Проект.К, а над интерьером работали архитекторы DBA-GROUP Владислава Андреева – уверенные профессионалы в области общественных интерьеров, в том числе кафе и ресторанов, – в частности, они работали для сети «Чайхана №1» братьев Васильчуков, чья компания Restart Vasilchuk Brothers занималась функциональным наполнением нового фудкорта на центральной аллее. 

Над интерьером первого рестромаркета ВДНХ, в здании, спроектированном Ареснием Леоновичем, тоже работали DBA-GROUP. «Дом русской кухни» – следующий шаг по пути развития гастрономической части выставки. Он несколько крупнее, двухъярусный, и сейчас в нем целенаправленно собраны локальные кухни разных мест, будь то Татарстан, Якутия или, скажем, Тула.
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чем-то это напоминает всемирные выставки ЭКСПО – в миниатюре, конечно, и тем не менее, там тоже частенько предлагают именно национальные кухни. Помимо того, что на первом этаже собрана коллекция локальных кухонь, в центре установлена сцена, на которой, практически в режиме нон-стоп, сейчас идут презентации разных культур и мест, как правило с песнями и плясками, что шумно, но насыщенно и весело. 

Можно было бы ожидать, что и оформление такого рода гастро-действа, сочетающего перекус с культурно-образовательной программой, будет как у фонтана «Дружба народов» Топуридзе / Константиновского, с символами городов или областей. Но нет – авторов попросили вспомнить о модернистском ВДНХ. А цель попадания в исторический контекст соседних зданий-памятников они себе поставили сами. 
Мы видели свою задачу как двоякую: во-первых, надо было создать универсальное пространство, которое работало бы независимо от смены наполнения после завершения выставки или просто по необходимости. Во-вторых, нам хотелось, чтобы интерьер не был похож на другие фудкорты-«лофты», чья образность и типология весьма узнаваема. Хотелось, чтобы павильон производил какое-то иное впечатление, отличался, чтобы ощущалась его принадлежность ВДНХ как уникальному, во многих отношениях, месту. Ну и наконец, мы совершенно не стремились конкурировать с мастерами старых павильонов ВДНХ. Старались откликнуться, но ни в коем случае не «перекрикивать» – прежде всего, конечно, павильон «Узбекистан», расположенный по соседству.

В сумме, в том числе по результатам всех изменений, произошедших по ходу реализации по объективным и вкусовым причинам, получилось довольно любопытно. Павильон откликается на эклектичность всей ВДНХ в целом, с орнаментами и арками снаружи, жизнерадостным виноградом на пилонах вдоль аллеи и не менее радостными мозаиками в плафонах внутри. 
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ: здание
    Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: фрагмент плафона центральной части
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но чем глубже мы погружаемся в интерьер, тем больше ощущается исполнение того самого «заказа на модернизм», образность советских кафе 1960-х, таких, условно говоря, в которых Никулин мог бы спеть песню про зайцев. Одно нанизывается на другое и сосуществуют они дружелюбно. 

Тут мне бы хотелось начать с самых дальних углов второго яруса, где приютились круглые столы для больших компаний, каждый в окружении довольно внушительного «зимнего сада» из взрослых тропических растений в кадках. 
Дом российской кухни: интерьер, угловая часть
Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В той же стилистике шестидесятых решены стулья по эскизам DBA-GROUP, прямоугольные колонны со ступенчато-волнистым рельефом, которые на периферии пространства преобладают, и особенно – потолок второго яруса, составленный из характерных прямоугольных «ванночек» с лампами в центре – очень похожие можно увидеть, к примеру, в здании ТАСС на Никитском бульваре. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA Group
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут, на верхнем ярусе, зелено и несколько тише, чем внизу, тут можно прогуливаться, поглядывая вниз с балкона, а живые растения и терраццо, из которого сделаны и полы, и столы, и кадки для растений, как-то освежают все. Если добавить к этому, что со второго яруса летом можно будет выйти на террасу – там определенно хорошо. И эффект стилизации шестидесятых вполне ощутим, как будто мы в кино, таком, цветном, но еще не очень ярком. 
  • zooming
    1 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    2 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    3 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    4 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    5 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    6 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    7 / 7
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Идею подхватывает еще одна форма – прямоугольника со скругленными торцами, этакого «телевизора», или даже, скорее, радиоприемника: они здесь и в виде рельефа на всех парапетах, и на дверях санузлов – последние, как давно и прочно принято в интерьерах HoReCa, прорисованы тщательно и реализованы старательно. Белая вертикальная плитка, ряды серых раковин, тоже напоминающих терраццо, деревянные двери с ритмичными округлыми проемами. 
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российский кухни на ВДНХ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Впрочем авторы интерьера подчеркивают, что в качестве основной объединяющей формы задуман абстрактный фриз над прилавками первого этажа: все они решены в одном ключе, и обведены яркой лентой композиции почти кубистической, вполне в духе 1960-х – 1970-х. Ей вторят мозаики: входного объема, и на стене второго этажа, решенные в том же духе; тему подхватывают рельефы по соседству и даже окрашенные стекла внутренних витражей. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К этой же группе высказываний принадлежат открытые двухмаршевые лестницы с деревянными перилами и ритмичными пятнами «космических» круглых светильников, как будто маркирующих объемы неким шифром. Они хорошо работают в пространстве, балансируя между симметрией расположения и энергией поворота объемов, сложенных почти как оригами из рамок белых стен. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер, лестница
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер, лестница
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом российской кухни: интерьер / проект
© DBA-GROUP

Другое дело центральная часть. Она оказывается внезапно очень стилизаторской. Две лотосовидные колонны – практически как в Луксоре – авторы, по их словам, «подсмотрели» в интерьере какого-то из советских санаториев, но сделали тоньше и стройнее, а потом в процессе реализации верхний пучок сошелся кверху еще плотнее. 

Так в двусветной высокой центральной части появилось «двустолпное» пространство, оно же «зрительный зал» перед сценой; поначалу кажется, что оно было придумано специально для размещения двух колонн. К слову, если не знать о Луксоре, в колоннах в духе выставки можно увидеть какие-нибудь гигантские колосья, обобщенный знак плодородия. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография: предоставлена А-Проект.К
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP

Что это может нам сказать? К примеру, что архитектура советских санаториев, как и архитектура ВДНХ, была довольно лабильной и нередко отступала от чистоты форм в пользу некоего развлекательного элемента, в санатории и ресторане вполне уместного. Или еще – что мы имеем дело с двойным копированием, колонны взяты из уже освоенного контекста, а не напрямую из Египта.

С другой стороны, для авторов интерьера главным здесь было не сходство с Луксором, оно как будто даже прошло мимо и было осознано как неважное, – а попытка сделать колонны стройными и, как следствие, созвучными тонким, чтобы не сказать тончайшим, колоннам перголы павильона Узбекистан. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что две колонны «Дома российской кухни» и передние опоры «Узбекистана» выстроены по одной оси. Нельзя сказать, чтобы это было очевидно изнутри, но, как раз-таки находясь на втором этаже, ось можно выстроить, как минимум взглянув в нужном ракурсе в окно и в атриум павильона. 
Пергола павильона «Узбекистан»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Признаем, данное построение не лишено умозрительности. Заметнее другое: лотосовидные колонны в павильоне фудкорта выглядят такими же неожиданно-удивительными, как и пергола перед павильоном Узбекистана. Но в обоих случаях это такие не лишенные театральности жесты, которые уместны именно на территории ВДНХ. Ее можно определить как WOW-место, рассчитанное на удивление как самоценность, место-аттракцион. Подразумевающее, а может быть даже требующее немотивированного жеста.

Как следствие, и сюжеты могут, будучи однажды заявлены, в этом месте развиваться по внеположным законам. К примеру, плафоны центральной части были первоначально задуманы авторами более похожими на Дейнеку на Маяковской, только с сюжетами из архитектуры Москвы. А стали академическими картинами на темы цветов и птиц, очень яркими и вполне «ВДНХашными», местными по духу. Авторы критически относятся к изменениям – а мне вот, наоборот, нравится: элементы попали в своего рода пластический резонанс, ядро стало более цельным и оно более отчетливо противостоит как «модернистской» периферии верхнего этажа, так и уверенно-современному контуру первого этажа с его яркой лентой. Перепад впечатлений становится более ощутимым. Они такие разные и в то же время родственные. 
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом российской кухни: интерьер
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внешний вид здания, симметричного с орнаментами из просечного металла и золотистым оформлением созвучен нашему времени и в то же время смыкается с эклектичным характером ВДНХ. Получается, что современная интерпретация модернистского интерьера взята в контур арочных окон и в то же время обступает лотосовидные колонны с напоминающими о метро мозаичными плафонами. Павильон как будто впитал не только ярмарочный характер выставки, но и послойное чередование ее истории. Как губка.

Что в данной задаче и при данных обстоятельствах надо признать уместным. 
  • zooming
    1 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    2 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    3 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
  • zooming
    4 / 4
    Дом российской кухни: интерьер / проект
    © DBA-GROUP
Архитектор:
Владислав Андреев
Мастерская:
DBA-GROUP https://dba-group.ru/
Проект:
Дом российской кухни: интерьер
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.В. Андреев; ведущий дизайнер В.В. Лебедева; архитектор Я.В. Корнева; 3D-рендеринг М.Н. Хушмамедов; комплектация Н.В. Севастьянова

6.2023 / 10.2023

Заказчик: КРОСТ; А-Проект.К
Ресторатор: RESTART VASILCHUK BROTHERS
Дом российской кухни
Россия, Москва, проспект Мира, 119с66А

4.2023 / 6.2023 — 10.2023

19 Февраля 2024

DBA-GROUP, А-Проект.К: другие проекты
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Школа жизни
В Петербурге объявили победителей первой российской премии в области архитектуры и дизайна образовательных пространств. Главный вывод экспертов Martela EdDesign Awards – премия возникла очень вовремя: наконец-то и у нас есть кого награждать.
Простор для обучения
Новое здание частной гимназии в Хорошево-Мневниках – пример архитектуры, ориентированной на новейшие тенденции проектирования школьных зданий. К тому же некоторые технические приемы здесь использованы впервые в России.
Похожие статьи
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.