Эффективный паблик-арт

Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.

mainImg
Юлия Бычкова, директор арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» и «Архстояние Детское», управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец». Эксперт в области развития городских и природных территорий.
zooming

Искусство на улицах: как паблик-арт делает город дружелюбнее и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана?

Последние пять лет спрос на паблик-арт проекты в России неуклонно растет как со стороны администраций городов и органов госвласти, так и со стороны частных фондов и девелоперов. Опираясь на 20-летний опыт работы в сфере культуры и эту тенденцию, мы создали Школу Никола-Ленивца, где учим студентов искать культурный код места и менять привычные пространства – в том числе с помощью паблик-арта.
Николай Полисский. Тетрапилон или Белые ворота, 2016
Фотография © Александра Гадеева

Что такое паблик-арт? Это искусство, представленное в городской или природной среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с окружающим пространством. Термин появился в Америке в середине прошлого века для обозначения искусства, которое вышло за пределы мастерских скульпторов и художников в общественные пространства. От привычных горожанам бронзовых памятников правильно спродюсированный паблик-арт отличается тем, что учитывает контекст места, в котором находится, и создает пространство для диалога с ним. Кроме того, монументальное искусство в классическом понимании, как правило, фиксирует манифесты прошлого или какую-то память об ушедшей эпохе, в то время как паблик-арт может обращаться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.
Николай Полисский. Бобур, 2013
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Николай Полисский. Вселенский разум, 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может принимать самые различные формы от той же монументальной скульптуры и концептуальной архитектуры до мурала, видео-арта и временных медиа, или объединять все эти направления в одном объекте. Неотъемлемыми чертами такого искусства являются долговечность, всесезонность, антивандальность и зрелищность. Кроме того, паблик-арт обязан быть безопасным, так как подразумевает взаимодействие с неподготовленным, зачастую весьма любопытным зрителем.

Я уверена, что при правильной интеграции в городскую среду паблик-арт становится не просто объектом искусства, привлекающим туристический поток, но важным и эффективным социокультурным инструментом. Доказано, что качественный паблик-арт может влиять на снижение преступности – город, в котором современное искусство становится частью повседневности, ощущается более комфортным и безопасным. В грамотно организованном общественном пространстве, где есть хороший, качественный паблик-арт, зритель может испытывать целую гамму ощущений – от восторга до игнорирования, но никогда не будет сопротивления.
Фестиваль в окрестностях объекта Вселенский разум
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может создавать платформу для диалога городских сообществ, что позволяет привлекать к проекту различных стейкхолдеров. Для администрации города или для владельцев частных территорий это инструмент формирования ответственного отношения горожан к окружающей среде. Для архитектора, ландшафтника или градостроителя, который создаёт работу паблик-арта в своем проекте, это понятный и эффективный способ транслировать идентичность места, будь то городское или природное пространство любого масштаба. Интегрированный в проект на уровне генплана объект искусства способен принести политические, имиджевые и репутационные дивиденды. Так, в некоторых странах существуют организации, занимающиеся развитием общественных пространств, которые прицельно занимаются производством и размещением паблик-арта. Кроме того, с помощью паблик-арта можно протестировать новые материалы и технологии и сделать действительно инновационные проекты.
Ленивый зиккурат, Проектная группа ПОЛЕ-ДИЗАЙН, Архстояние 2014
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Правильное производство проектов паблик-арта всегда обусловлено комплексностью подхода. Для понимания необходимости и уместности его установки необходимо проводить предпроектные исследования, включая кабинетный и полевой анализ. На основе программных решений архитекторам и ландшафтным дизайнерам остается спроектировать паблик-арт, причем делать это стоит уже на уровне проекта генплана. Необходимо также учитывать демографический аспект: станет ли выбранное вами пространство местом притяжения для окружающих жителей или привлечет внешнюю аудиторию?
Дом с люстрой, АБ ХВОЯ, Архстояние 2017
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Несмотря на то, что в России при разработке городского пространства к практикам современного искусства обращаются не так часто, как хотелось бы, уже существует немало примеров паблик-арт проектов – более или менее успешных.

В 2021 году на Красной площади прошла выставка российского паблик-арта «Красный сад» от галереи ГУМ RED-Line и фестиваля «Архстояние», которую посетили более 10 млн человек. Каждый объект изначально был «выращен» непосредственно под конкретный архитектурный проект компании ИНТЕКО. После завершения выставки арт-объекты разъехались по своим «домашним» местам, где и находятся с тех пор. Интеграция паблик-арта в проект территории на этапе разработки важна, так как дает возможность полноценной коммуникации между искусством и окружающей средой. Кроме того, заблаговременное решение о строительстве арт-объекта поможет избежать ситуации технического несоответствия территории выбранному объекту – например, из-за чрезмерного размера или веса последнего.

Еще один хороший пример паблик-арт проекта появился в результате конкурса «Говорящий город 2.0», проведенного Бюро «Никола-Ленивец» с Москомархитектурой. Участникам предлагалось создать большой интерактивный арт-объект специально для катка в Парке им. Горького. Победителем стало проектное бюро АПЕКС с проектом «Облако мысли» – «световым лесом» из гирлянд, внутри которого спрятана зеркальная комната. По задумке авторов объект одновременно отражает динамичность большого города и предлагает замедлиться, посмотреть на себя и внутрь себя.
Арт-объект «Облако мысли», победитель конкурса «Говорящий город 2.0» на арт-объект для катка в Парке Горького. АПЕКС
© АПЕКС / Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Есть интересные примеры возникновения паблик-арта и вне городского пространства. В 2022 году в Доме творчества «Переделкино» был реализован ландшафтный проект Николая Полисского «Архилес». Конструкции из сплетенных стволов орешника и черемухи, напоминающих языки пламени, были воздвигнуты на месте – точнее, прямо на пнях – шести погибших старых елей. Получившаяся скульптурная композиция образует своего рода мемориал и в то же время может служить сценой для перформансов и камерных концертов под открытым небом.
  • zooming
    1 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    2 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    3 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Однако паблик-арт – это искусство, которое направлено не только на благоустройство, но и на проявление эмоции, отклика со стороны горожан – в том числе, непонимания и неприятия. Наиболее ярким примером противоречивого объекта сейчас является, пожалуй, «Большая глина №4» Урса Фишера. Это качественное современное искусство, которое довольно резко внедрили в контекст окружающего пространства, поэтому горожане в массе своей отнеслись к нему негативно. Это говорит о том, что, несмотря на ориентированность паблик-арта на неподготовленного зрителя, подготовительная работа все равно необходима. В противном случае даже хороший, тщательно спроектированный, учитывающий контекст и правильно размещенный объект может оказаться чуждым за счет отрицательной реакции горожан.

Насколько я знаю, сейчас в Москомархитектуре разрабатывается регламент согласования паблик-арта для городских территорий. Подобный ориентир поможет застройщикам и владельцам территорий, которые хотят заказывать и приобретать объекты паблик-арта, сделать это наиболее выгодно и эффективно.

Самая распространённая ошибка и архитекторов, и ландшафтников, и градостроителей – придумать архитектурный проект, реализовать его, а потом вдруг вспомнить о существовании паблик-арта. Есть прекрасный пример Парка Галицкого (официально Парк «Краснодар») в Краснодаре, который действительно опередил всех: все арт-объекты – кстати, очень высокого качества, от хороших авторов – были заложены в проект на уровне генплана. Все скульптуры вписаны в окружающее пространство и решают действительно большие задачи, а парк – получает большие дивиденды. А главное, что тщательно продуманный, заблаговременно спроектированный объект практически никогда не подвергается вандализму.

Здесь не могу не привести в пример арт-парк Никола-Ленивец, где каждый объект продумывается в течение нескольких лет, а также учитывает градостроительные, ландшафтные нюансы. У нас нет видеонаблюдения, нет охраны арт-объектов, но тем не менее вандализм составляет <1%. Не последнюю роль здесь играет коммуникация с окружающей средой – в создание каждого нового арт-объекта вовлечены практически все местные жители. Участвуя в производстве арт-объектов, они присваивают себе его ценность, начинают считать парк своим и транслируют это восприятие всему окружению. К тому же мы стараемся делать дорогое искусство, которое будет ценно всем, поэтому его никто не портит.
Маяк, Николай Полисский, 2004
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Штурм неба, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, Архстояние 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

В России нет федеральной программы поддержки паблик-арта, но такие проекты поддерживаются многими городскими администрациями и частными фондами. Процесс идёт не только в Москве, но и во всех крупных городах, например в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Выксе, Перми и Самаре. Поэтому, скорее всего, со временем будет разработан и единый федеральный регламент. Я бы очень этого хотела.

Специалистам, которые хотят сделать паблик-арт, я рекомендую идти в Школу Никола-Ленивца – у нас как раз появился курс, посвященный этой теме, – чтобы проверить понимание предмета и свою готовность делать такие проекты, потому что здесь есть свои сложности. И, конечно, нужно пробовать, чтобы на собственном опыте убедиться в том, насколько это эффективно.

12 Мая 2023

Похожие статьи
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.