Эффективный паблик-арт

Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.

mainImg
Юлия Бычкова, директор арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» и «Архстояние Детское», управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец». Эксперт в области развития городских и природных территорий.
zooming

Искусство на улицах: как паблик-арт делает город дружелюбнее и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана?

Последние пять лет спрос на паблик-арт проекты в России неуклонно растет как со стороны администраций городов и органов госвласти, так и со стороны частных фондов и девелоперов. Опираясь на 20-летний опыт работы в сфере культуры и эту тенденцию, мы создали Школу Никола-Ленивца, где учим студентов искать культурный код места и менять привычные пространства – в том числе с помощью паблик-арта.
Николай Полисский. Тетрапилон или Белые ворота, 2016
Фотография © Александра Гадеева

Что такое паблик-арт? Это искусство, представленное в городской или природной среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с окружающим пространством. Термин появился в Америке в середине прошлого века для обозначения искусства, которое вышло за пределы мастерских скульпторов и художников в общественные пространства. От привычных горожанам бронзовых памятников правильно спродюсированный паблик-арт отличается тем, что учитывает контекст места, в котором находится, и создает пространство для диалога с ним. Кроме того, монументальное искусство в классическом понимании, как правило, фиксирует манифесты прошлого или какую-то память об ушедшей эпохе, в то время как паблик-арт может обращаться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.
Николай Полисский. Бобур, 2013
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Николай Полисский. Вселенский разум, 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может принимать самые различные формы от той же монументальной скульптуры и концептуальной архитектуры до мурала, видео-арта и временных медиа, или объединять все эти направления в одном объекте. Неотъемлемыми чертами такого искусства являются долговечность, всесезонность, антивандальность и зрелищность. Кроме того, паблик-арт обязан быть безопасным, так как подразумевает взаимодействие с неподготовленным, зачастую весьма любопытным зрителем.

Я уверена, что при правильной интеграции в городскую среду паблик-арт становится не просто объектом искусства, привлекающим туристический поток, но важным и эффективным социокультурным инструментом. Доказано, что качественный паблик-арт может влиять на снижение преступности – город, в котором современное искусство становится частью повседневности, ощущается более комфортным и безопасным. В грамотно организованном общественном пространстве, где есть хороший, качественный паблик-арт, зритель может испытывать целую гамму ощущений – от восторга до игнорирования, но никогда не будет сопротивления.
Фестиваль в окрестностях объекта Вселенский разум
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может создавать платформу для диалога городских сообществ, что позволяет привлекать к проекту различных стейкхолдеров. Для администрации города или для владельцев частных территорий это инструмент формирования ответственного отношения горожан к окружающей среде. Для архитектора, ландшафтника или градостроителя, который создаёт работу паблик-арта в своем проекте, это понятный и эффективный способ транслировать идентичность места, будь то городское или природное пространство любого масштаба. Интегрированный в проект на уровне генплана объект искусства способен принести политические, имиджевые и репутационные дивиденды. Так, в некоторых странах существуют организации, занимающиеся развитием общественных пространств, которые прицельно занимаются производством и размещением паблик-арта. Кроме того, с помощью паблик-арта можно протестировать новые материалы и технологии и сделать действительно инновационные проекты.
Ленивый зиккурат, Проектная группа ПОЛЕ-ДИЗАЙН, Архстояние 2014
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Правильное производство проектов паблик-арта всегда обусловлено комплексностью подхода. Для понимания необходимости и уместности его установки необходимо проводить предпроектные исследования, включая кабинетный и полевой анализ. На основе программных решений архитекторам и ландшафтным дизайнерам остается спроектировать паблик-арт, причем делать это стоит уже на уровне проекта генплана. Необходимо также учитывать демографический аспект: станет ли выбранное вами пространство местом притяжения для окружающих жителей или привлечет внешнюю аудиторию?
Дом с люстрой, АБ ХВОЯ, Архстояние 2017
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Несмотря на то, что в России при разработке городского пространства к практикам современного искусства обращаются не так часто, как хотелось бы, уже существует немало примеров паблик-арт проектов – более или менее успешных.

В 2021 году на Красной площади прошла выставка российского паблик-арта «Красный сад» от галереи ГУМ RED-Line и фестиваля «Архстояние», которую посетили более 10 млн человек. Каждый объект изначально был «выращен» непосредственно под конкретный архитектурный проект компании ИНТЕКО. После завершения выставки арт-объекты разъехались по своим «домашним» местам, где и находятся с тех пор. Интеграция паблик-арта в проект территории на этапе разработки важна, так как дает возможность полноценной коммуникации между искусством и окружающей средой. Кроме того, заблаговременное решение о строительстве арт-объекта поможет избежать ситуации технического несоответствия территории выбранному объекту – например, из-за чрезмерного размера или веса последнего.

Еще один хороший пример паблик-арт проекта появился в результате конкурса «Говорящий город 2.0», проведенного Бюро «Никола-Ленивец» с Москомархитектурой. Участникам предлагалось создать большой интерактивный арт-объект специально для катка в Парке им. Горького. Победителем стало проектное бюро АПЕКС с проектом «Облако мысли» – «световым лесом» из гирлянд, внутри которого спрятана зеркальная комната. По задумке авторов объект одновременно отражает динамичность большого города и предлагает замедлиться, посмотреть на себя и внутрь себя.
Арт-объект «Облако мысли», победитель конкурса «Говорящий город 2.0» на арт-объект для катка в Парке Горького. АПЕКС
© АПЕКС / Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Есть интересные примеры возникновения паблик-арта и вне городского пространства. В 2022 году в Доме творчества «Переделкино» был реализован ландшафтный проект Николая Полисского «Архилес». Конструкции из сплетенных стволов орешника и черемухи, напоминающих языки пламени, были воздвигнуты на месте – точнее, прямо на пнях – шести погибших старых елей. Получившаяся скульптурная композиция образует своего рода мемориал и в то же время может служить сценой для перформансов и камерных концертов под открытым небом.
  • zooming
    1 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    2 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    3 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Однако паблик-арт – это искусство, которое направлено не только на благоустройство, но и на проявление эмоции, отклика со стороны горожан – в том числе, непонимания и неприятия. Наиболее ярким примером противоречивого объекта сейчас является, пожалуй, «Большая глина №4» Урса Фишера. Это качественное современное искусство, которое довольно резко внедрили в контекст окружающего пространства, поэтому горожане в массе своей отнеслись к нему негативно. Это говорит о том, что, несмотря на ориентированность паблик-арта на неподготовленного зрителя, подготовительная работа все равно необходима. В противном случае даже хороший, тщательно спроектированный, учитывающий контекст и правильно размещенный объект может оказаться чуждым за счет отрицательной реакции горожан.

Насколько я знаю, сейчас в Москомархитектуре разрабатывается регламент согласования паблик-арта для городских территорий. Подобный ориентир поможет застройщикам и владельцам территорий, которые хотят заказывать и приобретать объекты паблик-арта, сделать это наиболее выгодно и эффективно.

Самая распространённая ошибка и архитекторов, и ландшафтников, и градостроителей – придумать архитектурный проект, реализовать его, а потом вдруг вспомнить о существовании паблик-арта. Есть прекрасный пример Парка Галицкого (официально Парк «Краснодар») в Краснодаре, который действительно опередил всех: все арт-объекты – кстати, очень высокого качества, от хороших авторов – были заложены в проект на уровне генплана. Все скульптуры вписаны в окружающее пространство и решают действительно большие задачи, а парк – получает большие дивиденды. А главное, что тщательно продуманный, заблаговременно спроектированный объект практически никогда не подвергается вандализму.

Здесь не могу не привести в пример арт-парк Никола-Ленивец, где каждый объект продумывается в течение нескольких лет, а также учитывает градостроительные, ландшафтные нюансы. У нас нет видеонаблюдения, нет охраны арт-объектов, но тем не менее вандализм составляет <1%. Не последнюю роль здесь играет коммуникация с окружающей средой – в создание каждого нового арт-объекта вовлечены практически все местные жители. Участвуя в производстве арт-объектов, они присваивают себе его ценность, начинают считать парк своим и транслируют это восприятие всему окружению. К тому же мы стараемся делать дорогое искусство, которое будет ценно всем, поэтому его никто не портит.
Маяк, Николай Полисский, 2004
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Штурм неба, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, Архстояние 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

В России нет федеральной программы поддержки паблик-арта, но такие проекты поддерживаются многими городскими администрациями и частными фондами. Процесс идёт не только в Москве, но и во всех крупных городах, например в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Выксе, Перми и Самаре. Поэтому, скорее всего, со временем будет разработан и единый федеральный регламент. Я бы очень этого хотела.

Специалистам, которые хотят сделать паблик-арт, я рекомендую идти в Школу Никола-Ленивца – у нас как раз появился курс, посвященный этой теме, – чтобы проверить понимание предмета и свою готовность делать такие проекты, потому что здесь есть свои сложности. И, конечно, нужно пробовать, чтобы на собственном опыте убедиться в том, насколько это эффективно.

12 Мая 2023

Похожие статьи
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.