Архитектура в кино

Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.

mainImg
И архитектура, и кинематограф – элементы нашего привычного мира. Мы живем «внутри» и «среди» архитектуры, а фильмы смотрим даже если и не каждый вечер, как это стало привычным в «ковидное» время, то достаточно часто, чтобы в этом деле разбираться и иметь свое вполне «компетентно-дилетантское» суждение. Обычно мы живем, работаем, учимся, развлекаемся и много еще чего внутри и среди архитектуры, и она является декорацией, на фоне которой все это и происходит.

При этом в одних и тех же стенах, интерьерах могут разыгрываться совершенно разные житейские сюжеты, мизансцены, события – трагические, комические, смешные или ужасные. С этой точки зрения стены, как и практически любое архитектурное оформление, достаточно универсальны, а диапазон их возможного использования широк. Как правило, в обычной жизни мы не замечаем эти архитектурные декорации, окружающие события нашей жизни, грубо говоря, нам не до них. То есть мы готовы обращать на это внешнее оформление не больше внимания, чем на одежду, которую мы надели, посмотрелись в зеркало и убедились, что все в порядке, а затем забыли про нее и занялись делом. И если она удобна, уместна, не мешает, не раздражает и так далее, – это, собственно, все, что от нее, одежды, а также архитектуры и требуется! Забыть и не обращать внимания!
Подборка фрагментов кинофильмов
Предоставлена А.А. Скоканом

Но есть ситуации, когда из пассивных свидетелей событий или просто обыденного протекания какой-то жизни архитектурное окружение, стены домов или интерьеры становятся активными участниками художественно изображаемых событий. Когда нужны и важны именно эти стены, именно этого дома, улицы, помещения, когда они создают именно то настроение, которое требуется именно для этого создаваемого произведения. Например, это может быть живопись или графика, когда именно конкретная архитектура играет главную роль – гравюры Пиранези или ведуты Каналетто, где люди – это всего лишь стаффажные фигуры, выполняющие второстепенную сопровождающую роль. Все это вполне может быть отнесено и к кино.

В 1927 году Ле Корбюзье после просмотра фильма «Старое и Новое» Сергея Эйзенштейна сказал: «...кино и архитектура – единственные искусства современности».
  • zooming
    Фильм Сергея Эйзенштейна «Старое и новое» (или «Генеральная линия»; 1929). Декорации Андрея Бурова
    Скриншот-цитата
  • zooming
    Фильм Сергея Эйзенштейна «Старое и новое» (или «Генеральная линия»; 1929). Декорации Андрея Бурова
    Скриншот-цитата

Возможно, это было сказано потому, что тогда «современным» считалось только то, что было непосредственно обращено и устремлено к лучезарному, светлому, радостному будущему. Если архитектура могла лишь мечтать об этом, то кино уже было способно предъявить это Будущее, показать его в действии – в «живых» движущихся картинках фильма (movie).

В таких, как в фильме «Метрополис» 1927 года с его фантастическими декорациями города будущего, диковинными небоскребами, многоуровневыми улицами, чудовищными механизмами, немецкого кинорежиссера Фрица Ланга, кстати, по одному из своих образований – архитектора. Возможно, для бывшего архитектора Ланга такой фильм тогда был своего рода проектом Будущего – не слишком радостного, но, очевидно, соответствующего настроениям послевоенной Веймарской Германии.
  • zooming
    Архитектура в фильме Фрица Ланга «Метрополис» (1927)
    Скриншот-цитата
  • zooming
    Архитектура в фильме Фрица Ланга «Метрополис» (1927)
    Скриншот-цитата

Спроектированный и построенный в огромных макетах город Будущего, «Метрополис» стал мрачной антиутопией так же, как и снятый почти 60 лет спустя фильм «Кин-дза-дза», 1986 года, режиссера Георгия Данелии, который, кстати, тоже был архитектором по образованию, и представил свой образ ужасного будущего среди катакомб и ржавых индустриальных развалин... И это тоже архитектура вполне возможного будущего – антиутопии.[1] И в том, и в другом случаях режиссеры, бывшие архитекторы, показывают нам будущее именно через архитектурное оформление, архитектурные декорации.

А архитектор Андрей Буров, работавший с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном – прекрасным рисовальщиком, сыном известного рижского архитектора, над уже упомянутой картиной «Старое и Новое», утверждал, что «архитектор работает в кино не как декоратор, а как архитектор».

В 1927 году Буров построил для этого фильма декорации образцового поселка, которые, несмотря на скромные размеры, тоже были фантастичны для страны, едва пережившей несколько революций, войн и всяких других потрясений, и потому казались светлой утопией. Фотографии этого поселка долго фигурировали в архитектурных публикациях того времени, как пример современной, то есть такой, в которой мы будем жить в будущем, архитектуры.[2]
  • zooming
    Фильм Сергея Эйзенштейна «Старое и новое» (или «Генеральная линия»; 1929). Декорации Андрея Бурова
    Скриншот-цитата
  • zooming
    Фильм Сергея Эйзенштейна «Старое и новое» (или «Генеральная линия»; 1929). Декорации Андрея Бурова
    Скриншот-цитата

А гениальный Ле Корбюзье – «архитектор на все времена», в своих необъяснимо избыточно пространственно сложных, на первый взгляд, постройках 1920–1930-х годов всегда сопровождал проекты рисунками, на которых изображены будущие обитатели этих интерьеров, которым архитектор предписывал определенные роли: они у него либо просто общаются, читают, либо занимаются спортом, боксируют с «грушей» – в общем, уже в проекте вовсю живут!

Глядя на эти картинки, вполне можно представить себе характер, склонности и, наверное, даже стиль жизни обитателей этих домов. Иными словами, архитектор не только проектировал эти дома, но и как бы сочинял сценарии, которые могли или даже должны были там реализоваться.

Всякое настоящее искусство не нуждается ни в недостижимом идеале, ни в зрителях, ни в читателях, ни в критиках и всех прочих. А архитектура всё-таки еще где-то иногда признается за искусство и поэтому бывает особенно хороша без людей, которые все только портят, создают ненужную суету и вообще мешают...

И вот в картине «Человек из Рио»[3] появляется прекрасная возможность увидеть приключения героя на фоне построек Оскара Нимейера – архитектуры, казалось, пришедшей туда из Будущего. Эти постройки чистых и безупречных форм среди безлюдного пейзажа пустыни не отягощены никакими признаками реальной жизни, в том числе и людьми.

Да они и не нужны такой абстрактно-прекрасной архитектуре, они могут ее только испортить. Зато здесь абсолютно уместен оранжевый самолет, летающий между этими башнями, и автомобили, преследующие убегающего от них одинокого и беззащитного Жана-Поля Бельмондо. Действительно, такой прекрасной идеальной архитектуре человек и вовсе не нужен, даже как стаффаж.
  • zooming
    Бразилиа в фильме Филиппа де Брока «Человек из Рио» (1964)
    Скриншот-цитата
  • zooming
    Бразилиа в фильме Филиппа де Брока «Человек из Рио» (1964)
    Скриншот-цитата

Говоря об архитектурных объектах, играющих в кинофильмах более важную роль, чем просто архитектурный фон или декорация, нельзя не вспомнить знаменитое и ни на что не похожее сооружение в фильме «Презрение», 1963 года, режиссера Жан-Люка Годара, снятого по мотивам романа Альберто Моравиа. Значительная часть действия фильма разворачивается на знаменитой вилле Малапарте, хотя ее владелец, Курцио Малапарте, и не хотел так называть свой дом на скале в одном из красивейших заливов острова Капри. Правда, и домом это сооружение назвать трудно – скорее, это какое-то красное животное, застывшее на верхушке скалы. А может быть, это просто подиум, поднявшись на который, стартуют прямо в космос.

О том, что это сооружение не имеет утилитарных человеческих предназначений, говорит хотя бы то, что там нет ни поручней, ни перил или иных ограждений, которые могли бы удерживать нас от головокружительных полетов. Именно такой «дом» был выбран Жан-Люком Годаром для завершающих сцен своего фильма с выразительным названием «Презрение». Собственно сюжет картины – семейная драма супружеской пары (дуэт Брижит Бардо и Мишеля Пикколи), в которой кризис отношений, порождающий сначала разочарование, перерастает затем в ненависть, которую начинает испытывать героиня к своему партнеру.
zooming
Вилла Малапарте в фильме «Презрение» режиссера Жан-Люка Годара (1963)
Скриншот-цитата
zooming
Вилла Малапарте в фильме «Презрение» режиссера Жан-Люка Годара (1963)
Скриншот-цитата
zooming
Вилла Малапарте в фильме «Презрение» режиссера Жан-Люка Годара (1963)
Скриншот-цитата

Это не бог весть какое житейское событие отчасти сбалансировано присутствием в фильме знаменитого кинорежиссера Фрица Ланга («Метрополис»), исполняющего роль кинорежиссера Фрица Ланга, который по сюжету снимает фильм (фильм в фильме) с античными героями – Одиссеем и олимпийскими богами, участвующими в его кино.

Но именно появление в фильме «дома» Малапарте с его нечеловеческими чертами придает происходящему оттенок трагедии, так же как и мелькавшие прежде скульптуры античных персонажей. Таким образом, этот «дом» и его тревожная архитектура в не меньшей, а скорее в большей степени создают атмосферу фильма, подготовленную к трагической развязке – гибели героини и ее нового партнера. Это, впрочем, не мешает Фрицу Лангу продолжить съемки своего античного фильма на крыше этого дома.
  • zooming
    Вилла Малапарте в фильме «Презрение» режиссера Жан-Люка Годара (1963)
    Скриншот-цитата
  • zooming
    Вилла Малапарте в фильме «Презрение» режиссера Жан-Люка Годара (1963)
    Скриншот-цитата

Вилла – участник действия, актер, который, как настоящий артист, может исполнять не одну роль, особенно если она написана самим автором сооружения, насколько известно, отстранившим архитектора, сделавшего первоначальный проект дома.

Вторая «роль» Виллы Малапарте, вернее, второй фильм с «участием» этого дома – «Шкура» Лилианы Кавани 1981 года [4] кажется менее удачным, хотя сам дом не утратил свое загадочное обаяние, и знаменитые актеры – Берт Ланкастер, Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале – прекрасны на его фоне и в его интерьере, где через огромные витражи открывается великолепный вид на скалы и бухту, окружающие мыс, на котором стоит этот необычный дом.
zooming
Вилла Малапарте в фильме «Шкура» Лилианы Кавани (1981)
Скриншот-цитата

В 1948 году Ле Корбюзье, считавший кино в не меньшей степени современным искусством, чем архитектуру, проектирует небольшую виллу для доктора Куручета в Аргентине, в пригороде Буэнос-Айреса Ла-Плате. Фамилия этого доктора вошла в историю архитектуры так же, как фамилии семей Савой и Ля-Рош, благодаря тому, что для них были построены дома по проектам Корбюзье.

А в 2009 году аргентинские кинорежиссеры Мариано Кон и Гастон Дюпра снимают фильм «Сосед», где действие происходит именно в этом доме, играющем главную «архитектурную роль». Остальные человеческие роли, исполняемые артистами, – это «хозяин» дома – преуспевающий дизайнер и «сосед» из рядом расположенного дома, собственно, и давший название картине. Всё действие картины происходит внутри и отчасти снаружи дома, с быстрыми проходами персонажей по пандусам, рассекающим его внутреннее пространство и одновременно соединяющим его части.

К концу фильма «дизайнер» оказывается подлой трусливой личностью, а «сосед» – настоящим героем.
Вилла Куручета в Ла Прате в фильме Мариано Кона и Гастона Дюпра «Сосед» (2009)
Скриншот-цитата

Сама вилла, благодаря развитию сюжета, показывается нам в разных ракурсах, и кажется, что, с точки зрения как режиссеров, так и оператора, эта натура была более чем фото- и киногенична.

Фильм имел успех, номинировался на различные кинопремии, а объект всемирного наследия ЮНЕСКО вилла Куручета архитектора Корбюзье приобрел дополнительную популярность в своей роли городской достопримечательности.
zooming
Вилла Куручета в Ла Прате в фильме Мариано Кона и Гастона Дюпра «Сосед» (2009)
Скриншот-цитата

Так о чем же это наше «архитектурное кино»? Наверное, все-таки мы больше волнуемся об архитектуре и архитекторах, чем о кино, с которым, кажется, все в порядке и никакого заката вроде бы не предвидится. Разве что «большое кино» еще немного подвинется, уступая место сериалам. А может, фамилии бывших архитекторов мы будем чаще видеть в титрах кинофильмов – может быть, даже как постановщиков или сценографов в театральных афишах.

И это неудивительно, потому что эта профессия всегда старалась расширить рамки своей деятельности: оформление спектаклей и праздников, экспозиций и всего-всего, что предполагает проект, проектирование, то есть придумывание того, чего еще нет. Всё больше ситуаций будут называться архитектурой, а разного рода затеи – проектами.
Подборка фрагментов кинофильмов
Предоставлена А.А. Скоканом

Возможно, архитекторы чувствуют себя в какой-то степени обобранными, потому что у них «позаимствовано» само понятие архитектуры. Теперь всё чаще на глаза попадаются такие «архитектуры», как: «архитектура Европейского сообщества», «архитектура IT-проекта», «архитектура информационных систем» и множество других «архитектур», помимо собственно архитектуры.

Когда-то архитекторы проектировали и строили кинотеатры, которые украшали улицы и площади наших городов, а поход всей семьей в эти красивые здания был важным культурным событием. Но теперь кино пришло в дом: телевизор, экран компьютера, а то и вовсе смартфон в кармане – и когда, и где мы его смотрим, это сугубо наше дело.

Кинотеатр теперь стал редкостью, а смотреть кино в кинотеатре – такая же экзотика, как слушать музыку на виниловых пластинках на аппаратуре Hi-End с «теплым ламповым звучанием».

Теперь это скорее кинозал или группы кинозалов, и так называемые multiplex теперь, как правило, приживаются где-то внутри огромных торгово-развлекательных центров, выступая одной из сопровождающих функций: фудкорт, каток, кегельбан, игровые комнаты для детей и так далее, куда можно «сплавить» мужа и детей, чтобы они не мешали заниматься покупками.

Но кино не только пришло к нам в дом или обосновалось в наших телефонах – оно со своими экранами вышло на улицы и захватило стены многих домов, которые всегда были архитектурными фасадами. Конечно, это не традиционное кино – это реклама, торговая или политическая, так называемые рекламные ролики. Но если отвлечься от содержательной части этого явления, то это всё те же движущиеся картинки, то есть movie, или, проще говоря, кино.

Эти гигантские экраны площадью от нескольких сотен до нескольких тысяч квадратных метров теперь называются «медиафасадами», и это довольно успешный бизнес. В городе становится всё больше ситуаций, где задачу оформления огромных плоскостей – стен торговых центров, спортивных комплексов и других подобных сооружений – трудно было бы решить традиционными архитектурными средствами.

Но нельзя сказать, что использование стен зданий как гигантских экранов для рекламы, в том числе и с «движущимися картинками», – это какая-то новость. Вспомним давно известные Пикадилли-сёркус (Piccadilly Circus) в Лондоне или Таймс-сквер (Times Square) в Нью-Йорке, где фасады зданий сплошь закрыты рекламой, надписями и экранами.

А сейчас эти экраны уже могут создавать объемные изображения, как бы отделяющиеся от плоскости и словно участвующие в реальной городской жизни – выпрыгивающие из экрана звери, драконы, пугающие горожан так же, как пугал зрителей в 1895 году первый кинофильм братьев Люмьер «Прибытие поезда». Тогда зрителям казалось, что паровоз вот-вот выедет с экрана прямо в зал. С тех пор кинематограф прошел огромный эволюционный путь – от движущихся картинок до современных медиа, которые, несмотря на разнообразие лежащих в их основе технологий, сохраняют, возможно, главный «родовой» признак – экран, на котором тем или иным способом показываются изображения или какая-то другая информация.

Но это, похоже, не конец эволюции. Скоро всё это начнет возникать непосредственно в пространстве, как своего рода «голографические медиафантомы», и никто уже не будет пугаться или удивляться.

А архитекторы снова займутся своим делом и вновь сами будут придумывать фасады своим домам, не рассчитывая ни на какие медиафасады.

Сноски

[1] Возможно, бывших архитекторов, также как и бывших чекистов, не бывает.

[2] В другом фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925 г.) одна из главных мизансцен с расстрелом толпы и детской коляской, катящейся вниз по ступеням, снята на знаменитой одесской лестнице, которая там не просто деталь городского ландшафта, а возможно такая же важная субстанция, как стреляющие в толпу солдаты, женщина с разбитыми очками и та самая знаменитая коляска.

[3] Реж. Филипп де Брока (1984 г.), Ж.П. Бельмондо в главной роли.

[4] Сценарий этого фильма того же Курцио Малапарте считается автобиографичным, поэтому неудивительно, что он нашел место-роль своему дому, построенному, по его замыслу.
 

09 Января 2025

Похожие статьи
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Эффективный паблик-арт
Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.