В начале июня стартует онлайн-курс от Центра паблик-арта SAM Public Art Center – совместного проекта Музея стрит-арта и Завода слоистых пластиков в Петербурге. Слушатели узнают, что такое паблик-арт, каким он бывает, зачем нужен и как выстраивается процесс реализации. После курса слушатели научатся включать паблик-арт в свои проекты и вовлекать местных жителей в изменение городской среды, а также обзаведутся полезными знакомствами с художниками, кураторами, галеристами. Занятия пройдут в он-лайн-формате с 2 июня по 16 августа.
Среди специалистов, которые расскажут о паблик-арте – куратор «Архстояния» Антон Кочуркин, художник Александр Шишкин-Хокусай, участники группы AES+F, основатели архитектурного бюро KATARSIS и многие другие. Ознакомиться с полной программой можно здесь. Также создатели курса подготовили бесплатный гайд с полезными материалами по теме.
Лизавета Матвеева, куратор SAM Public Art Center
Мы решили провести этот курс, потому что паблик-арт сейчас пользуется большим спросом: разного масштаба площадки и компании хотят внедрять его в свои проекты, тем самым привлекая большую аудиторию. Кроме того, активно преобразуются общественные пространства – ответственные за внешний облик российских городов поняли ценность такого рода территорий и ищут различные способы вовлечения людей и организации их досуга в этих местах. Если с вопросами эргономичности и дизайна, отвечающего современным тенденциям и потребностям общества, мы разобрались, то объекты искусства, установленные в общественных пространствах, пока не соответствуют актуальной ситуации и представляют собой или «Железного Феликса» или Аленку.
Разумеется, в вопросах установки паблик-арта участвует множество сторон, но не последнюю роль в этом играют архитекторы и дизайнеры, потому что именно они, работая над своими проектами, уже на этапе разработки могут органично включать в них объекты паблик-арта. Это сложно делать, не зная особенностей и специфики предмета и не будучи в курсе ярких примеров и тенденций. Именно поэтому наш курс построен так, чтобы слушатели смогли узнать про паблик-арт из первых уст.
Чтобы вдохновить будущих слушателей, предлагаем подборку кейсов, реализованных Музеем стрит-арта и Центром паблик-арта SAM Public Art Center.
***
Demetra Art Hotel, Санкт-Петербург, 2018
Коллаборация с уличными художниками ZTWINS – лишь один из эпизодов сотрудничества гостиницы «Деметра Арт Отель» и Музея стрит-арта, которое началось в 2017 году. «Деметра Арт Отель» позиционирует себя как продолжение города, а уличное искусство – как неотъемлемую часть облика современного Санкт-Петербурга. В стремлении раскрыть эту концепцию заказчик решил легально разместить работу уличных художников в центре города. Поскольку рисовать на фасаде было нельзя, решили использовать козырек. Также художники предоставили четыре работы для украшения конференц-зала.
Музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева, Белгород, 2018
Мурал выполнен на фасаде крыши Музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева, основанного в 1960 году в Белгороде. Роспись представляет собой динамическую композицию из арок, характерных для классической архитектуры. Идеей вдохновлена цитатой цитата Иоганна Вольфганга Гете: «Архитектура – музыка, застывшая в камне».
Фудкорт ТРЦ «МЕГА Парнас», Санкт-Петербург, 2018
По предложению Музея стрит-арта художники ZTWINS расписали панели по периметру фудкорта, общая площадь которого составляет около 500 м2. Росписи вдохновлены цветами и формами животного и растительного мира. По замыслу авторов, проект «Грани природы» должен привлечь внимание посетителей ТРЦ к проблемам сохранения природных ресурсов. Обычно ZTWINS обращаются к абстракции и конструктивизму, но в «Гранях природы» им удалось найти визуальный баланс между геометрическими формами и фигуративностью живой природы.
«МЕГА Парк», Санкт-Петербург, 2017
Музей стрит-арта установил на территории «Мега Парка» арт-объекты «Борцы» и «Акробат», созданные петербургским скульптором Сергеем Каревым. Объекты объединяет тема уличного цирка. Скульптура «Борцы» изображает схватку, фигура «Акробат» символизирует силу и ловкость. Абстрактная форма персонажей и материал, из которого были сделаны скульптуры, отсылают к цирковому инвентарю: барабанам, обручам, хранящимся в гримерных цирка тумбам для животных.
Конкурс «Стрит-арт на борту», Санкт-Петербург, 2016
Совместно с Яндекс.Такси был проведен всероссийский открытый конкурс для художников, которым предложили сделать эскизы для оформления машин. Было получено больше 500 заявок, из которых специалисты музея, кураторы и художники выбрали 30 для дальнейшего открытого голосования в интернете. Автор самого интересного дизайна получил 100 000 рублей, а работы остальных 12 победителей были перенесены на реальные авто Яндекс.Такси.
ЖК «ГРАФФИТИ», Санкт-Петербург, 2016
Для строительной компании «Ойкумена» команда Музея стрит-арта разработала концепцию художественного оформления фасадов 24-этажного жилого квартала. В проекте участвовали авторитетные российские уличные художники, работающие в жанре абстрактной графики: Akue, Adno, Petro, Slak.
Муралы украсили на пять домов, еще четыре работы выполнили на выходах из подземного паркинга во дворе комплекса. Один из муралов побил рекорд, став самым высоким среди всех настенных росписей в России: композицию площадью 510 м2 нанесли на торец 24- этажного дома, ее высота составила 75 метров.
Высшая школа экономики, Санкт-Петербург, 2015
Руководство ВШЭ пригласило Музей стрит-арта сделать совместный проект и выбрать художников для росписи внутренних стен в коридорах вуза. Стены в реконструированном фабричном здании на Кантемировской улице, ставшем новым корпусом университета, расписали уличные художники Маша Сол, Кеда Кид и Лёша Лука.