Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2019

«Вечность» переставит всё местами

Дарья Шадчина, Ангелина Уттер

Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.

Конкурс кураторов проходил летом, прием работ завершился 20 сентября. Объявляя победителя на пресс-конференции фестиваля 2019 года, Николай Шумаков прокомментировал личность победителя так: «тот самый главный редактор журнала Татлин... у него не только журнал, у него большое производство». Что, безусловно, соответствует действительности: Tatlin – один из старейших архитектурных журналов, основанный в Екатеринбурге, но хорошо известный всей стране. Издательство также первым в России инициировало серию монографий портфолио архитекторов – выпущены десятки томов; Эдуард Кубенский регулярно организует выставки и спецпроекты, издает исследования по истории советского модернизма, участвует в архитектурных фестивалях с творческими проектами – так что позиция следующего куратора «Зодчества» выглядит предсказуемой и обоснованной в его карьере.

Вилка с надписью Вечность / подарок Эдуарда Кубенского редакции
Вилка с надписью Вечность / подарок Эдуарда Кубенского редакции
Фотография Архи.ру

«Я хочу переставить все местами. – говорит будущий куратор фестиваля Эдуард Кубенский. – Мне кажется что в «Зодчестве» все правильно, но только стоит все не на своих местах. Как будто все нужные слова в предложении есть, но его, это предложение, нельзя причислить к литературному шедевру, это просто набор слов, а должно быть художественное произведение.

Думаю, начать надо с того, что открывать «Зодчество» должны не стенды городов и регионов, а дети. Дальше студенты, но не со своими курсовыми, а с манифестами, поиском, ошибками, в конце концов. Конкурс проектов и построек должен проходить не между всем, что прислали и за что заплатили, а между лучшими. Мастерские должны являть собой образцы для подражания, а не оплаченные квадратные метры площади зала. Города и регионы должны не за количество построенных школ и детских садов отчитываться, а представлять кураторские проекты наподобие Венецианской биеннале. Нужно найти баланс между вечным и временным, идеями и деньгами, хорошим и не очень, в угоду первым положениям перечисленного. Я слышу в слове зодчий – супергерой, а не очередной главный строитель. Зодчий должен спасать мир. Ежедневно. Ежечасно. Я не шучу! И для большей убедительности я бы начал писать слово Зодчество с английской Z, наподобие Zorro, чтобы каждый архитектор принимающий участие в главном российском архитектурном фестивале примерял на себя маску супергероя».

В качестве символа своего кураторского проекта Эдуард Кубенский, едва узнав о победе, подарил редакции пластиковую вилку с надписью вечность, никак не прокомментировав объект. Предположим, что одноразовая вилка означает парадокс временности ее использования и вечности последующего существования, так как пластик, как известно, очень плохо разлагается – так что мы имеем дело с правильно найденным обозначением постоянного / временного, «вечности» нашего времени мусора и ширпотреба. Но это лишь наше предположение. 
Эдуард Кубенский на фоне курируемой им экспозиции «Лекало архитектора» на Зодчестве 2019 года
Эдуард Кубенский на фоне курируемой им экспозиции «Лекало архитектора» на Зодчестве 2019 года
Фотография Архи.ру

Между тем на открывшейся сегодня выставке Кубенский курирует экспозицию под названием «Лекало архитектора». Она расположена практически посередине Гостиного двора, состоит из пластиковых «лекал», присланных множеством известных архитекторов, и отлично блестит на солнце. Проект – «прозрачная» версия объекта, который был выставлен в Музее архитектуры в декабре 2018 года. Ниже – несколько слов куратора о его объекте 2019 года.
Эскиз к проекту «Лекало архитектора»
Эскиз к проекту «Лекало архитектора»
Эдуард Кубенский

Не секрет, что на создание проекта вас вдохновил итальянский архитектор Алессандро Мендини, который воплотил в персональном лекале свой индивидуальный стиль. Как вы думаете, в чем был его замысел? А в чём замысел вашей выставки? 

Э.К.: Думаю, проект Мендини, в первую очередь, рефлексия на собственное творчество. Мой замысел как куратора заключался в определении вектора рефлексии российской архитектуры. Способна ли она к самокритике, самоиронии, саморефлексии, наконец. Все же мне как издателю монографий российских архитекторов нужно знать, с кем я имею дело.

Выставка «Лекало архитектора» – это просто исследование стилей и почерков главных российских зодчих или действительно есть ощущение, что современная архитектура создается «по лекалу»?

Э.К.: Любая архитектура создается по лекалу. Вопрос только в том, кто эти лекала создает.

Как концепция выставки перекликается с темой фестиваля – «Прозрачность»? Будут ли в рамках «Зодчества» представлены новые лекала или это будет повторение выставки в Музее архитектуры?

Э.К.: В рамках выставки на фестивале «Зодчество» будут представлены те же лекала, только в новом качестве – на этот раз они будут сделаны из прозрачного оргстекла и составят единую композицию. Это уже рефлексия на рефлексию, попытка через бесконечное повторение найти что-то новое. Мы в буквальном смысле пытаемся создать некую призму, проходя через которую, свет, с одной стороны, распадается на элементарные составляющие, а с другой, является зрителю в новом качестве.

Будет ли коллекция лекал в будущем дополняться новыми экземплярами? 

Э.К.: Нет. По крайней мере в ближайшее время. Это был эксперимент, игра. Возможно, в будущем мы вернёмся к этой идее или даже будем просить каждого нашего героя создать что-то подобное. Но сейчас нам кажется, что мы выработали ресурс проекта, и наши головы заняты другими историями. Они не менее интересны и скоро мы их покажем.