За год концепция превратилась в полноценный проект, совместно разработанный специалистами ГК «А101», MLA+ и MAP architects, а уже этой весной девелопер обещает показать воплощение первого этапа его реализации. Это будет линейный парк площадью 10 га в рамках первой очереди застройки ЖК «Скандинавия», в котором был сохранен естественный природный каркас территории, включая деревья и водоем.
В годовщину конкурса руководитель управления градостроительной разработки ГК «А101» Светлана Афонина вспоминает, чем проект-победитель отличался от конкурентов, так ли важно для аутентичности проекта расставлять по территории бронзовые скульптуры и как дизайн-код может помочь комплексному освоению больших территорий.
Важным маркером в принятии решения о выборе победителя стало понимание архитекторами принципов, которые закладывались в техническом задании.
Во-первых, общая территория района Скандинавия составляет 300 га, из них более 100 га – значимые городские общественные пространства. По существу, это один из самых масштабных проектов в Московском регионе по созданию открытых городских общественных пространств нового поколения. Для сравнения, площадь исторической партерной части парка имени Горького примерно 45 га. Для обеспечения общего качества средового окружения необходимо было предложить трансляцию смыслов и ценностей на уровне всей территории.
Во-вторых, общественные пространства должны были рассматриваться как маркетинговый продукт, который поможет привлекать на территорию и жителей, и бизнесменов. Важен наиболее широкий охват форматов событий, учет интересов всех социально-культурных групп. Ассортимент и функции общественных пространств должны создавать условия для формирования многослойной жизни района – каждое общественное пространство должно иметь индивидуальную тему, смысл, образ. При этом благоустройство, дизайн и МАФ служат воплощению идеи места.
Не менее важным было раскрыть природный потенциал территории, то есть создать систему общественных пространств на основе устойчивого «зеленого и голубого каркаса» и «зеленой и голубой инфраструктуры», когда природа «вплетается» в городскую ткань. Кроме того, требовалось установить баланс приоритета природного и урбанизированного окружения для каждой зоны.
И, наконец, концепция общественных пространств должна была включать решения, способствующие их самоокупаемости за счет коммерческой деятельности на их территории, а также создание синергии общественного пространства с коммерческими объектами, расположенными рядом или на его территории.
Вариант голландских архитекторов, предложивших формат большого парка со всеми видами зон, оказался ближе всех к нашим требованиям.
Был ли их проект самым «скандинавским»? Почему?
Все финалисты конкурса смогли тем или иным образом включить в свои работы айдентику и элементы дизайна, характерные для скандинавских стран. Но кроме стиля, есть еще ценности скандинавского образа жизни – совместный семейный досуг, интерес к здоровому образу жизни, любовь к прогулкам в парках, забота об экологии, практичность. Ровно эти ценности мы хотели отразить в нашем проекте, чтобы он способствовал скандинавскому образу жизни.
Работа MLA+ отличалась именно продуманностью развития территории жилого района с учетом скандинавских принципов организации городских открытых пространств. Их проект был самым убедительным и комплексным с точки зрения создания образа повседневности и самоощущения человека.
Не смутила ли вас достаточно высокая мера абстрагирования скандинавской темы: вместо, к примеру, популярных во многих российских городах и ЖК бронзовых скульптур «на заданную тему» – там были предложены «сады троллей»: камни, «гнезда», трудноопределимые на первый взгляд конструкции, хорошо работающие на то, чтобы удивить жителя, но не наделенные привычным россиянину прямолинейным реализмом. Насколько этот подход оказался близок компании?
Узнаваемый скандинавский стиль и манера организации городской среды получили устойчивое международное признание, и сегодня применяются практически по всему миру. Но копируются и адаптируются совсем не «бронзовые скульптуры», а как раз планировочные и дизайнерские решения. Городская среда в скандинавском стиле проста и понятна, она рациональна, экологична и очень эстетична.
Так, один из элементов благоустройства в нашем проекте, «Сады троллей», созданы как пространство для игр, социализации и коммуникации. Например, там будут тематические маршруты с уникальными ландшафтными объектами, игровыми и забавными элементами, которые практически не смогут надоесть, в отличие от статичных «бронзовых скульптур».
ЖК – это прежде всего, крупный массив домов, ландшафт лишь дополняет его. Насколько «скандинавская» тема отражена в архитектуре его корпусов, фасадах, может быть, планировках?
Архитектурная концепция, общественные пространства и благоустройство разрабатывались с учетом бренд-платформы районов «Скандинавия» и «Белые ночи». Необходимо отметить, что концепция воспринимает скандинавскую идентификацию в проекте не столько на уровне прямых образных культурных ассоциаций (ландшафт, история, сказки и прочее), сколько на уровне характерных для Скандинавии принципов пространственной организации территории и стиля жизни, основанных на социальных аспектах жизни, такие как «хюгге», «лагом» и «сису».
Насколько серьезно ваша компания относится к воплощению названия в образе ЖК?
Нейминг всегда основан на концепции. И, конечно, любое название мы тестируем на фокус-группах, проверяя, в частности, будет ли название на эмоциональном уровне дополнительным триггером интереса к комплексу, сможет ли стимулировать желание познакомиться с проектом.
В случае со «Скандинавией» результаты фокус-групп показали, что название формирует представление о жилье как современном, модном, европейском, продуманном и экологичном.
Получается, что у нас получилось донести до покупателей, какие идеи заложены в концепцию нового района.
Как вы оцениваете понятие «дизайн-код» проекта – что, на ваш взгляд, должно туда обязательно входить, а что – необязательно? Насколько вообще такой неопределенный законодательно феномен, как дизайн-код, применим и нужен в российской практике?
В отличие от Европы, разработка комплексного дизайн-кода для российских городов – практика недавняя. Правда, некоторые его элементы были и раньше, и утверждались на городском уровне. Например, колористическое решение фасада, размещение рекламных конструкций, навигация и прочее. Только в последние 5-6 лет разработка дизайн-кода городов вышла на комплексный уровень с применением зарубежной практики.
На новых территориях комплексной застройки дизайн-код решает самые разные вопросы, прежде всего устанавливает, в каких формах и решениях смыслы, принципы и ценности, содержащиеся в концепции создания общественных пространств – гайдбуке, транслируются в типовые решения благоустройства в проекте. Он также содержит рекомендательные решения по материалам, покрытиям, конструкциям, решениям по типичным примыканиям, оборудованию, оснащению, МАФ, компонентам зеленой программы и пр.
Дизайн-код необходим для обеспечения единства смыслов и ценностей, содержащихся в гайдбуке, с дизайнерскими решениями в проекте.
Для территории нового района Скандинавия дизайн-код был разработан из двух разделов. Первый называется «Айдентика территории», это базовая концепция элементов дизайна, способствующих созданию идентичности, индивидуальности, узнаваемости территории, передающих специфику типов общественных пространств, классов жилых домов. Раздел айдентики содержит цвета и шрифты, текстуры, паттерн: стилеобразующие элементы, образы и символы территории городских общественных пространств по типам, варианты использования фирменного стиля ЖК «Скандинавия».
Второй раздел имеет собственную структуру в соответствии со сквозной концепцией разделения территории на четыре сегмента городских зон с различным балансом приоритета природного и урбанизированного окружения. Каждой зоне был придан соответствующий дизайн-код покрытий, растений и оборудования, применяемых в этих зонах по всему проекту.
Дизайн-код имеет разнообразное применение. Например, используется проектировщиками и дизайнерами (архитекторами, дизайнерами навигации, разработчиками полиграфии по проекту и так далее, для того чтобы иметь под рукой базовый набор решений, оборудования и оснащения, сквозных для всего проекта. Актуальность бренд бука для тендерного комитета, маркетологов, специалистов по благоустройству несомненная. В процессе работы он помогает вести подбор аналогов по разделам благоустройства, наработке базы данных потенциальных производителей.