Светлана Афонина: «Городская среда в скандинавском духе рациональна и эстетична»

Говорим с руководителем управления градостроительной разработки ГК «А101» о дизайн-коде общественных пространств в ЖК «Скандинавия», где городским пространствам отведено порядка 100 га из 300 га.

Беседовала:
Ангелина Уттер

19 Декабря 2018
mainImg
В декабре прошлого года голландское бюро MLA+ стало победителем открытого международного архитектурного конкурса Москомархитектуры и ГК «А101», на разработку концепции общественных пространств площадью 100 га на территории ЖК «Скандинавия» в Новой Москве.

За год концепция превратилась в полноценный проект, совместно разработанный специалистами ГК «А101», MLA+ и MAP architects, а уже этой весной девелопер обещает показать воплощение первого этапа его реализации. Это будет линейный парк площадью 10 га в рамках первой очереди застройки ЖК «Скандинавия», в котором был сохранен естественный природный каркас территории, включая деревья и водоем.

В годовщину конкурса руководитель управления градостроительной разработки ГК «А101» Светлана Афонина вспоминает, чем проект-победитель отличался от конкурентов, так ли важно для аутентичности проекта расставлять по территории бронзовые скульптуры и как дизайн-код может помочь комплексному освоению больших территорий.
Концепция общественных пространств ЖК «Скандинавия». Предоставлено ГК А101
zooming
В конце прошлого года ваша компания провела конкурс на концепцию общественных зон и ландшафта ЖК «Скандинавия». Почему победили MLA+, что показалось важным в их проекте?

Важным маркером в принятии решения о выборе победителя стало понимание архитекторами принципов, которые закладывались в техническом задании.

Во-первых, общая территория района Скандинавия составляет 300 га, из них более 100 га – значимые городские общественные пространства. По существу, это один из самых масштабных проектов в Московском регионе по созданию открытых городских общественных пространств нового поколения. Для сравнения, площадь исторической партерной части парка имени Горького примерно 45 га. Для обеспечения общего качества средового окружения необходимо было предложить трансляцию смыслов и ценностей на уровне всей территории.
Концепция общественных пространств ЖК «Скандинавия». Предоставлено ГК А101

Во-вторых, общественные пространства должны были рассматриваться как маркетинговый продукт, который поможет привлекать на территорию и жителей, и бизнесменов. Важен наиболее широкий охват форматов событий, учет интересов всех социально-культурных групп. Ассортимент и функции общественных пространств должны создавать условия для формирования многослойной жизни района – каждое общественное пространство должно иметь индивидуальную тему, смысл, образ. При этом благоустройство, дизайн и МАФ служат воплощению идеи места.

Не менее важным было раскрыть природный потенциал территории, то есть создать систему общественных пространств на основе устойчивого «зеленого и голубого каркаса» и «зеленой и голубой инфраструктуры», когда природа «вплетается» в городскую ткань. Кроме того, требовалось установить баланс приоритета природного и урбанизированного окружения для каждой зоны.

И, наконец, концепция общественных пространств должна была включать решения, способствующие их самоокупаемости за счет коммерческой деятельности на их территории, а также создание синергии общественного пространства с коммерческими объектами, расположенными рядом или на его территории.

Вариант голландских архитекторов, предложивших формат большого парка со всеми видами зон, оказался ближе всех к нашим требованиям.
Концепция общественных пространств ЖК «Скандинавия» © MAP architects. Предоставлено ГК А101

Был ли их проект самым «скандинавским»? Почему?

Все финалисты конкурса смогли тем или иным образом включить в свои работы айдентику и элементы дизайна, характерные для скандинавских стран. Но кроме стиля, есть еще ценности скандинавского образа жизни – совместный семейный досуг, интерес к здоровому образу жизни, любовь к прогулкам в парках, забота об экологии, практичность. Ровно эти ценности мы хотели отразить в нашем проекте, чтобы он способствовал скандинавскому образу жизни.

Работа MLA+ отличалась именно продуманностью развития территории жилого района с учетом скандинавских принципов организации городских открытых пространств. Их проект был самым убедительным и комплексным с точки зрения создания образа повседневности и самоощущения человека.

Не смутила ли вас достаточно высокая мера абстрагирования скандинавской темы: вместо, к примеру, популярных во многих российских городах и ЖК бронзовых скульптур «на заданную тему» – там были предложены «сады троллей»: камни, «гнезда», трудноопределимые на первый взгляд конструкции, хорошо работающие на то, чтобы удивить жителя, но не наделенные привычным россиянину прямолинейным реализмом. Насколько этот подход оказался близок компании?

Узнаваемый скандинавский стиль и манера организации городской среды получили устойчивое международное признание, и сегодня применяются практически по всему миру. Но копируются и адаптируются совсем не «бронзовые скульптуры», а как раз планировочные и дизайнерские решения. Городская среда в скандинавском стиле проста и понятна, она рациональна, экологична и очень эстетична.

Так, один из элементов благоустройства в нашем проекте, «Сады троллей», созданы как пространство для игр, социализации и коммуникации. Например, там будут тематические маршруты с уникальными ландшафтными объектами, игровыми и забавными элементами, которые практически не смогут надоесть, в отличие от статичных «бронзовых скульптур».
Концепция общественных пространств ЖК «Скандинавия» © MAP architects. Предоставлено ГК А101

ЖК – это прежде всего, крупный массив домов, ландшафт лишь дополняет его. Насколько «скандинавская» тема отражена в архитектуре его корпусов, фасадах, может быть, планировках?

Архитектурная концепция, общественные пространства и благоустройство разрабатывались с учетом бренд-платформы районов «Скандинавия» и «Белые ночи». Необходимо отметить, что концепция воспринимает скандинавскую идентификацию в проекте не столько на уровне прямых образных культурных ассоциаций (ландшафт, история, сказки и прочее), сколько на уровне характерных для Скандинавии принципов пространственной организации территории и стиля жизни, основанных на социальных аспектах жизни, такие как «хюгге», «лагом» и «сису».

Насколько серьезно ваша компания относится к воплощению названия в образе ЖК?

Нейминг всегда основан на концепции. И, конечно, любое название мы тестируем на фокус-группах, проверяя, в частности, будет ли название на эмоциональном уровне дополнительным триггером интереса к комплексу, сможет ли стимулировать желание познакомиться с проектом.

В случае со «Скандинавией» результаты фокус-групп показали, что название формирует представление о жилье как современном, модном, европейском, продуманном и экологичном.

Получается, что у нас получилось донести до покупателей, какие идеи заложены в концепцию нового района.
Концепция общественных пространств ЖК «Скандинавия». Предоставлено ГК А101

Как вы оцениваете понятие «дизайн-код» проекта – что, на ваш взгляд, должно туда обязательно входить, а что – необязательно? Насколько вообще такой неопределенный законодательно феномен, как дизайн-код, применим и нужен в российской практике?

В отличие от Европы, разработка комплексного дизайн-кода для российских городов – практика недавняя. Правда, некоторые его элементы были и раньше, и утверждались на городском уровне. Например, колористическое решение фасада, размещение рекламных конструкций, навигация и прочее. Только в последние 5-6 лет разработка дизайн-кода городов вышла на комплексный уровень с применением зарубежной практики.

На новых территориях комплексной застройки дизайн-код решает самые разные вопросы, прежде всего устанавливает, в каких формах и решениях смыслы, принципы и ценности, содержащиеся в концепции создания общественных пространств – гайдбуке, транслируются в типовые решения благоустройства в проекте. Он также содержит рекомендательные решения по материалам, покрытиям, конструкциям, решениям по типичным примыканиям, оборудованию, оснащению, МАФ, компонентам зеленой программы и пр.

Дизайн-код необходим для обеспечения единства смыслов и ценностей, содержащихся в гайдбуке, с дизайнерскими решениями в проекте.

Для территории нового района Скандинавия дизайн-код был разработан из двух разделов. Первый называется «Айдентика территории», это базовая концепция элементов дизайна, способствующих созданию идентичности, индивидуальности, узнаваемости территории, передающих специфику типов общественных пространств, классов жилых домов. Раздел айдентики содержит цвета и шрифты, текстуры, паттерн: стилеобразующие элементы, образы и символы территории городских общественных пространств по типам, варианты использования фирменного стиля ЖК «Скандинавия».

Второй раздел имеет собственную структуру в соответствии со сквозной концепцией разделения территории на четыре сегмента городских зон с различным балансом приоритета природного и урбанизированного окружения. Каждой зоне был придан соответствующий дизайн-код покрытий, растений и оборудования, применяемых в этих зонах по всему проекту.

Дизайн-код имеет разнообразное применение. Например, используется проектировщиками и дизайнерами (архитекторами, дизайнерами навигации, разработчиками полиграфии по проекту и так далее, для того чтобы иметь под рукой базовый набор решений, оборудования и оснащения, сквозных для всего проекта. Актуальность бренд бука для тендерного комитета, маркетологов, специалистов по благоустройству несомненная. В процессе работы он помогает вести подбор аналогов по разделам благоустройства, наработке базы данных потенциальных производителей.
 

19 Декабря 2018

Беседовала:

Ангелина Уттер
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.